Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наумкин Н.И. 1 Шалабай Т.Л. 2 Ломаткина М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
2 Кыргызский государственный университет им. А. Раззакова
Описывается разработанная авторами методика выявления уровня решения проблемы формирования у студентов технических вузов компетентности в инновационной инженерной деятельности в ее целевом, концептуальном, содержательном, процессуально-технологическом и релаксационно-диагностическом компонентах, направленная на реализацию гранта РФФИ. Приведено содержание этих компонентов применительно к проведению планируемого исследования, а также описаны методы экспериментального педагогического исследования (ана­лиз результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тес­тирование, наблюдение, интервьюирование, метод рейтинга и ранговый метод, метод обобщения независимых характеристик и др.), с примерами их использования авторами в предыдущих аналогичных исследованиях. Обосновывается использование в предлагаемых исследованиях именно метода анкетирования. Приводится структура таких анкет и фрагмент анкеты для опроса студентов – участников заключительного этапа всероссийской студенческой олимпиады по агроинженерии. Для удобства реализации предложенной методики разработан алгоритм ее использования, представленный в виде таблицы с указанием последовательности действий и перечнем решаемых задач. Основные компоненты данной методики частично были использованы при проведении констатирующих этапов педагогического эксперимента, о чем свидетельствуют представленные в заключении некоторые из основных результатов. Сформулированы ожидаемые результаты предстоящих педагогических экспериментов.
методика
компетентность в инновационной инженерной деятельности
анкетирование
педагогический эксперимент
методы исследования
1. Гитман М.Б. Оценка качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности на основе процессного подхода / М.Б. Гитман, В.Ю. Петров, С.И. Пахомов // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 2. – С. 55–63.
2. Матушкин Н.Н. Формирование компетенций на основе процессного подхода / Н.Н. Матушкин, С.И. Пахомов, И.Д. Столбова // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 1. – С. 58–63.
3. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В.Ф. Купряшкин, Е.Н. Панюшкина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – 140 с.
4. Наумкин Н.И. Методика обработки экспериментальных данных по оценке эффективности подготовки студентов к инновационной деятельности / Н.И. Наумкин, Е.А. Бобровская, Н.Н. Шекшаева [и др.] // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2016. – Т. 16, № 1. – С. 98–102.
5. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 22–31.
6. Матушкин Н.Н. Роль междисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компетентностную парадигму / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Инновации в образовании. – 2010. – № 11. – С. 5–17.
7. Методы педагогических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1900286 (дата обращения: 14.04.2018).
8. Девисилов В.А. Инструментарий квалиметрии компетенций и диагностики знаний / В.А. Девисилов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 1. – С. 3–12.
9. Данилов А.Н. Оценка качества подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности / А.Н. Данилов, Е.К. Гитман, И.Д. Столбова // Стандарт качества. – 2012. – № 8. – С. 74–78.
10. Наумкин Н.И. Особенности проектирования методики формирования инновационной компетентности на основе использования встраиваемого модуля / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Г.А. Кондратьева [и др.] // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4 (85). – С. 493–506.

Начиная с 2000-х гг. в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева проводятся исследования по проблеме подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности (ИИД), на основе формирования у них компетентности в ИИД. Приступая к новому этапу их развития – этапу обоснования методологического и научно-методического обеспечения такой подготовки на основе многоуровневой интеграции основных компонентов инженерного образования, реализуемого в рамках гранта РФФИ (проект 18-013-00342), в первую очередь необходимо разработать методику анализа состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД).

Цель исследования

Таким образом, целью предлагаемой статьи является разработка методики оценки состояния проблемы формирования КИИД у студентов технических вузов. В отличие от существующих в педагогических исследованиях методик, анализа состояния проблемы, такая методика имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить [1–3]:

1) специфику инновационной инженерной деятельности (ИИД);

2) область ее использования;

3) особенности обучения ИИД;

4) необходимость ее реализации;

5) необходимость обучения ИИД во всех вузах страны;

6) формулирование задач исследования по результатам реализации методики.

Материалы и методы исследования

Поскольку в статье идет речь в основном о педагогическом констатирующем эксперименте, то и использовать следует в основном экспериментальные методы, к которым относятся: анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование, наблюдение, интервьюирование, метод рейтинга и ранговый метод, метод обобщения независимых характеристик и др. Большинство из них являются исследовательскими и в качестве результата их использования можно получить новые факты, сведения, информацию, выявить некоторые закономерности [3, 4]. Для обоснования использования тех или иных методов рассмотрим кратко их содержание.

Моделирование – один из наиболее универсальных и широко используемых методов научного исследования, при котором реальная ситуация (объект) заменяется идеальной с сохранением ее основных характеристик и игнорируемых второстепенных, не влияющих на изучаемое явление. В частности, подготовка студентов к ИИД на основе моделирования этой деятельности в условиях олимпиадной среды [5].

Анкетирование и тестирование – краткий, экспресс-метод, в виде ответов на перечень контрольных вопросов, реализуемый обычно в ограниченное по времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий. Метод рейтинга оценки тех или иных сторон деятельности специально отобранными компетентными экспертами. Этому методу аналогичен и метод ранговых оценок, при котором установленные явления выстраиваются в зависимости от степени их влияния [6, 7]. Эти методы или их основные компоненты часто использовались как самим автором, так и его коллегами при проведении констатирующего этапа педагогического эксперимента (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1

Фрагмент анкеты студента – участника олимпиады

naum1a.wmf

naum3.wmf

Модель методики

Таблица 2

Фрагмент анкеты преподавателя

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТЕ

1.1. Вуз, город_____________________________________________________

1.2. Преподавательский стаж – 5–10 лет – 10–20 лет – 20–30 лет – свыше 30 лет

1.3. Ученая степень___________________ ученое звание__________________

1.4. Основная преподаваемая дисциплина_______________________________

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. С помощью какого метода Вы определяете уровень сформированных общекультурных и профессиональных компетенций:

а) с помощью тестирующих или контролирующих материалов;

б) возможна лишь экспертная оценка в процессе практической деятельности;

в) при выполнении индивидуальных или групповых заданий, проектов;

г) методами интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам;

д) в процессе деловой игры;

е) при выполнении выпускной квалификационной работы;

ж) другое (укажите)__________________________________________.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К РОЖДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Присутствует ли у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?

а) да;

б) нет;

в) частично.

3.2. Отметьте эффективные, внешне организованные формы привлечения педагога к инновационной деятельности:

а) организация постоянно действующего научного семинара из самых актуальных проблем, над которыми работают педагоги учебного заведения;

б) стажировки педагогов при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях;

в) педсоветы, «круглые столы», дискуссии;

г) деловые, эвристические игры с генерированием новых педагогических идей;

д) творческая деятельность педагогов в методических объединениях;

е) участие в научно-практических конференциях;

ж) обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

з) занятия на специальных курсах повышения квалификации;

и) самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, проблемой;

к) участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают педагоги учебного заведения.

3.3. Какое место Вы отводите инновационным технологиям в своей педагогической деятельности:

а) использую их как можно чаще в своей деятельности;

б) не вижу необходимости в их использовании;

в) традиционность важнее;

г) буду использовать, если буду уверен в их эффективности;

д) предпочитаю основываться на собственном опыте обучения, разрабатываю свои методы и технологии;

е) затрудняюсь ответить.

Наблюдение – самый простой и наиболее древний способ научного исследования, заключающийся в созерцании объекта исследования, фиксирования изменений в нем, структурировании и анализе полученной информации [7, 8].

Интервьюирование предполагает личное общение исследователя с опрашиваемым, при котором он сам задает специально сформулированные вопросы по исследуемой теме и фиксирует ответы. Оно включает: разработку перечня контрольных вопросов и стратегии ведения диалога, алгоритм реализации собственно интервьюирования, анализ результатов. Характерным является использование этого метода автором [3, 9] при исследовании особенностей обучения студентов в национальных исследовательских университетах.

В основе метода обобщения независимых характеристик лежит анализ и обобщение информации об одном и том же факте, полученной из нескольких источников, повышая тем самым объективность выводов [7].

Из всех перечисленных методов воспользуемся методом анкетирования для удобства сопоставления будущих данных с предыдущими результатами, так как все проводимые до этого исследования были основаны на этом методе.

Результаты исследования и их обсуждение

Предлагаемая методика выявления состояния проблемы формирования КИИД, как и все традиционно используемые в педагогике, в общем виде должна включать [3, 10]: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический и релаксационно-диагностический компоненты в их единстве и взаимодействии, с возможностью корректировки и управляемости всеми компонентами на каждом этапе ее реализации, как это показано на рисунке, а алгоритм ее реализации – в табл. 3.

Таблица 3

Алгоритм реализации методики исследования

п/п

Содержание действия

Решаемые задачи

1

Разработка контрольно-измерительных материалов в виде разноуровневых анкет (для студентов и преподавателей вузов)

Планирование результатов исследования – получение ответов на поставленные вопросы

2

Отбор участников анкетирования, по категориям

Достижение презентабельности экспериментальной выборки и гарантирование объективности данных, исключение случайностей в ответах

3

Инструктаж анкетируемых и раздача анкет

Планирование и достижение результатов исследования

4

Проведение анкетирования

Получение статистического материала исследований

5

Сбор и структуризация анкет

Обеспечение алгоритма реализации эксперимента и планируемых результатов

6

Обработка анкет

Исключение субъективных ошибок исследователей

7

Анализ полученных результатов

Статистическая обработка данных и их интерпретация

8

Выводы и рекомендации

Обоснование актуальности исследования и задач его проведения

Целевой компонент включает в себя цель и задачи обучения. Целью предлагаемой методики является выявление состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности в вузах РФ. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) разработка алгоритма реализации методики оценки состояния проблемы;

2) выбор критериев оценки анализа состояния проблемы;

3) выбор методов реализации методики;

4) разработка средств оценки состояния проблемы;

5) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента;

7) статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;

8) анализ полученных результатов исследования;

9) обсуждение результатов исследования.

Таким образом, в целом алгоритм реализации методики оценки состояния проблемы формирования у студентов КИИД будет выглядеть так, как показано в табл. 3.

Концептуальный компонент отражает содержание рабочей гипотезы предлагаемых исследований, созвучной с его названием – многоуровневая интеграция обучающих процессов обеспечит эффективность успешной подготовки студентов к ИИД.

Содержательный компонент методики включает основные положения, определяющие направленность контрольно-измерительных материалов (КИМ): анкет, вопросников, тестов и др. В нашем случае это будет перечень разделов таких КИМов, среди которых:

1) уровень информированности обследуемых в области инноватики;

2) уровень информированности обследуемых об ИИД;

3) уровень осознанности обследуемых в необходимости владения ИИД;

4) уровень осознанности в вузах необходимости подготовки студентов к ИИД;

5) уровень состояния в вузах подготовки к ИИД;

6) используемые методы решения в вузах задачи подготовки студентов к ИИД;

7) уровень готовности вузов к решению задачи подготовки студентов к ИИД;

8) уровень владения студентами и преподавателями ИИД;

9) наличие в вузе проводимых исследований по проблеме ИИД.

Процессуально-технологический компонент включает методы, формы и средства реализации методики, подробно описанные выше в разделе «Материалы и методы исследования».

Рефлексивно-диагностический компонент модели предполагает диагностику и самодиагностику уровня владения проблемой формирования у опрашиваемых КИИД.

Выводы

Необходимо отметить, что аналогичные исследования проводились нами в виде анкетирования, в период с 2010 по 2017 гг. в рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента. В качестве обследуемых выступили: 130 слушателей ФПК, 160 преподавателей из 20 вузов РФ, свыше 500 студентов агроинженерных вузов РФ. Эти исследования были направлены на решение следующих задач [3]:

1) выявление уровня информированности студентов, аспирантов и преподавателей об ИИД;

2) выявление образовательных потребностей по повышению качества обучения;

3) выявление востребованности у обучающихся обучения ИИД;

4) выявление уровня осознанности в необходимости подготовки студентов к ИИД и др.

Полученные в ходе этих исследований результаты показали, что, несмотря на переход экономики страны на инновационный путь развития, в большинстве вузов продолжают обучать студентов поточно-урочным методом без учета потребностей страны в кадрах готовых к ИИД и у обучающихся отсутствует понимание в необходимости владения ИИД. Такие результаты подтвердили необходимость расширения области обследования обучающихся с целью не только констатации состояния уровня подготовки к ИИД, но и формирования устойчивой мотивации к овладению этой деятельностью. На что, собственно, и направлены материалы предлагаемой статьи.

Таким образом, предлагаемая методика, реализуемая в ее целевом, концептуальном, содержательном, процессуально-технологическом и релаксационно-диагностическом компонентах, позволит не только структурировать и алгоритмизировать экспериментальное исследование, но и получить, на основании статистической обработки данных, планируемые результаты ответов презентабельной экспериментальной выборки респондентов, при их объективности и отсутствии случайных неточностей в ответах, что явится основанием для проведения последующих поискового и обучающего этапов педагогического эксперимента.

Работа выполнена при поддержке проекта № 18-013-00342 Российского фонда фундаментальных исследований.


Библиографическая ссылка

Наумкин Н.И., Шалабай Т.Л., Ломаткина М.В. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 210-215;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37059 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674