Начиная с 2000-х гг. в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева проводятся исследования по проблеме подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности (ИИД), на основе формирования у них компетентности в ИИД. Приступая к новому этапу их развития – этапу обоснования методологического и научно-методического обеспечения такой подготовки на основе многоуровневой интеграции основных компонентов инженерного образования, реализуемого в рамках гранта РФФИ (проект 18-013-00342), в первую очередь необходимо разработать методику анализа состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД).
Цель исследования
Таким образом, целью предлагаемой статьи является разработка методики оценки состояния проблемы формирования КИИД у студентов технических вузов. В отличие от существующих в педагогических исследованиях методик, анализа состояния проблемы, такая методика имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить [1–3]:
1) специфику инновационной инженерной деятельности (ИИД);
2) область ее использования;
3) особенности обучения ИИД;
4) необходимость ее реализации;
5) необходимость обучения ИИД во всех вузах страны;
6) формулирование задач исследования по результатам реализации методики.
Материалы и методы исследования
Поскольку в статье идет речь в основном о педагогическом констатирующем эксперименте, то и использовать следует в основном экспериментальные методы, к которым относятся: анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование, наблюдение, интервьюирование, метод рейтинга и ранговый метод, метод обобщения независимых характеристик и др. Большинство из них являются исследовательскими и в качестве результата их использования можно получить новые факты, сведения, информацию, выявить некоторые закономерности [3, 4]. Для обоснования использования тех или иных методов рассмотрим кратко их содержание.
Моделирование – один из наиболее универсальных и широко используемых методов научного исследования, при котором реальная ситуация (объект) заменяется идеальной с сохранением ее основных характеристик и игнорируемых второстепенных, не влияющих на изучаемое явление. В частности, подготовка студентов к ИИД на основе моделирования этой деятельности в условиях олимпиадной среды [5].
Анкетирование и тестирование – краткий, экспресс-метод, в виде ответов на перечень контрольных вопросов, реализуемый обычно в ограниченное по времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий. Метод рейтинга оценки тех или иных сторон деятельности специально отобранными компетентными экспертами. Этому методу аналогичен и метод ранговых оценок, при котором установленные явления выстраиваются в зависимости от степени их влияния [6, 7]. Эти методы или их основные компоненты часто использовались как самим автором, так и его коллегами при проведении констатирующего этапа педагогического эксперимента (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Фрагмент анкеты студента – участника олимпиады
Модель методики
Таблица 2
Фрагмент анкеты преподавателя
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТЕ 1.1. Вуз, город_____________________________________________________ 1.2. Преподавательский стаж – 5–10 лет – 10–20 лет – 20–30 лет – свыше 30 лет 1.3. Ученая степень___________________ ученое звание__________________ 1.4. Основная преподаваемая дисциплина_______________________________ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. С помощью какого метода Вы определяете уровень сформированных общекультурных и профессиональных компетенций: а) с помощью тестирующих или контролирующих материалов; б) возможна лишь экспертная оценка в процессе практической деятельности; в) при выполнении индивидуальных или групповых заданий, проектов; г) методами интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам; д) в процессе деловой игры; е) при выполнении выпускной квалификационной работы; ж) другое (укажите)__________________________________________. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К РОЖДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 3.1. Присутствует ли у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности? а) да; б) нет; в) частично. 3.2. Отметьте эффективные, внешне организованные формы привлечения педагога к инновационной деятельности: а) организация постоянно действующего научного семинара из самых актуальных проблем, над которыми работают педагоги учебного заведения; б) стажировки педагогов при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях; в) педсоветы, «круглые столы», дискуссии; г) деловые, эвристические игры с генерированием новых педагогических идей; д) творческая деятельность педагогов в методических объединениях; е) участие в научно-практических конференциях; ж) обобщение собственного опыта и опыта своих коллег; з) занятия на специальных курсах повышения квалификации; и) самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, проблемой; к) участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают педагоги учебного заведения. 3.3. Какое место Вы отводите инновационным технологиям в своей педагогической деятельности: а) использую их как можно чаще в своей деятельности; б) не вижу необходимости в их использовании; в) традиционность важнее; г) буду использовать, если буду уверен в их эффективности; д) предпочитаю основываться на собственном опыте обучения, разрабатываю свои методы и технологии; е) затрудняюсь ответить. |
Наблюдение – самый простой и наиболее древний способ научного исследования, заключающийся в созерцании объекта исследования, фиксирования изменений в нем, структурировании и анализе полученной информации [7, 8].
Интервьюирование предполагает личное общение исследователя с опрашиваемым, при котором он сам задает специально сформулированные вопросы по исследуемой теме и фиксирует ответы. Оно включает: разработку перечня контрольных вопросов и стратегии ведения диалога, алгоритм реализации собственно интервьюирования, анализ результатов. Характерным является использование этого метода автором [3, 9] при исследовании особенностей обучения студентов в национальных исследовательских университетах.
В основе метода обобщения независимых характеристик лежит анализ и обобщение информации об одном и том же факте, полученной из нескольких источников, повышая тем самым объективность выводов [7].
Из всех перечисленных методов воспользуемся методом анкетирования для удобства сопоставления будущих данных с предыдущими результатами, так как все проводимые до этого исследования были основаны на этом методе.
Результаты исследования и их обсуждение
Предлагаемая методика выявления состояния проблемы формирования КИИД, как и все традиционно используемые в педагогике, в общем виде должна включать [3, 10]: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический и релаксационно-диагностический компоненты в их единстве и взаимодействии, с возможностью корректировки и управляемости всеми компонентами на каждом этапе ее реализации, как это показано на рисунке, а алгоритм ее реализации – в табл. 3.
Таблица 3
Алгоритм реализации методики исследования
№ п/п |
Содержание действия |
Решаемые задачи |
1 |
Разработка контрольно-измерительных материалов в виде разноуровневых анкет (для студентов и преподавателей вузов) |
Планирование результатов исследования – получение ответов на поставленные вопросы |
2 |
Отбор участников анкетирования, по категориям |
Достижение презентабельности экспериментальной выборки и гарантирование объективности данных, исключение случайностей в ответах |
3 |
Инструктаж анкетируемых и раздача анкет |
Планирование и достижение результатов исследования |
4 |
Проведение анкетирования |
Получение статистического материала исследований |
5 |
Сбор и структуризация анкет |
Обеспечение алгоритма реализации эксперимента и планируемых результатов |
6 |
Обработка анкет |
Исключение субъективных ошибок исследователей |
7 |
Анализ полученных результатов |
Статистическая обработка данных и их интерпретация |
8 |
Выводы и рекомендации |
Обоснование актуальности исследования и задач его проведения |
Целевой компонент включает в себя цель и задачи обучения. Целью предлагаемой методики является выявление состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности в вузах РФ. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) разработка алгоритма реализации методики оценки состояния проблемы;
2) выбор критериев оценки анализа состояния проблемы;
3) выбор методов реализации методики;
4) разработка средств оценки состояния проблемы;
5) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента;
7) статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;
8) анализ полученных результатов исследования;
9) обсуждение результатов исследования.
Таким образом, в целом алгоритм реализации методики оценки состояния проблемы формирования у студентов КИИД будет выглядеть так, как показано в табл. 3.
Концептуальный компонент отражает содержание рабочей гипотезы предлагаемых исследований, созвучной с его названием – многоуровневая интеграция обучающих процессов обеспечит эффективность успешной подготовки студентов к ИИД.
Содержательный компонент методики включает основные положения, определяющие направленность контрольно-измерительных материалов (КИМ): анкет, вопросников, тестов и др. В нашем случае это будет перечень разделов таких КИМов, среди которых:
1) уровень информированности обследуемых в области инноватики;
2) уровень информированности обследуемых об ИИД;
3) уровень осознанности обследуемых в необходимости владения ИИД;
4) уровень осознанности в вузах необходимости подготовки студентов к ИИД;
5) уровень состояния в вузах подготовки к ИИД;
6) используемые методы решения в вузах задачи подготовки студентов к ИИД;
7) уровень готовности вузов к решению задачи подготовки студентов к ИИД;
8) уровень владения студентами и преподавателями ИИД;
9) наличие в вузе проводимых исследований по проблеме ИИД.
Процессуально-технологический компонент включает методы, формы и средства реализации методики, подробно описанные выше в разделе «Материалы и методы исследования».
Рефлексивно-диагностический компонент модели предполагает диагностику и самодиагностику уровня владения проблемой формирования у опрашиваемых КИИД.
Выводы
Необходимо отметить, что аналогичные исследования проводились нами в виде анкетирования, в период с 2010 по 2017 гг. в рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента. В качестве обследуемых выступили: 130 слушателей ФПК, 160 преподавателей из 20 вузов РФ, свыше 500 студентов агроинженерных вузов РФ. Эти исследования были направлены на решение следующих задач [3]:
1) выявление уровня информированности студентов, аспирантов и преподавателей об ИИД;
2) выявление образовательных потребностей по повышению качества обучения;
3) выявление востребованности у обучающихся обучения ИИД;
4) выявление уровня осознанности в необходимости подготовки студентов к ИИД и др.
Полученные в ходе этих исследований результаты показали, что, несмотря на переход экономики страны на инновационный путь развития, в большинстве вузов продолжают обучать студентов поточно-урочным методом без учета потребностей страны в кадрах готовых к ИИД и у обучающихся отсутствует понимание в необходимости владения ИИД. Такие результаты подтвердили необходимость расширения области обследования обучающихся с целью не только констатации состояния уровня подготовки к ИИД, но и формирования устойчивой мотивации к овладению этой деятельностью. На что, собственно, и направлены материалы предлагаемой статьи.
Таким образом, предлагаемая методика, реализуемая в ее целевом, концептуальном, содержательном, процессуально-технологическом и релаксационно-диагностическом компонентах, позволит не только структурировать и алгоритмизировать экспериментальное исследование, но и получить, на основании статистической обработки данных, планируемые результаты ответов презентабельной экспериментальной выборки респондентов, при их объективности и отсутствии случайных неточностей в ответах, что явится основанием для проведения последующих поискового и обучающего этапов педагогического эксперимента.
Работа выполнена при поддержке проекта № 18-013-00342 Российского фонда фундаментальных исследований.
Библиографическая ссылка
Наумкин Н.И., Шалабай Т.Л., Ломаткина М.В. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 210-215;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37059 (дата обращения: 23.11.2024).