Теория и практика педагогического моделирования определяет перспективность постановки и решения задач современной педагогики как науки [1]. Социальная, образовательная и профессиональная обусловленность разработки моделей и визуализации механизмов формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума в процессе ведущей деятельности личности определяет качество продуцируемых средств и способов постановки и решения задач развития в модели современного профессионального образования [2, 3]. В таком понимании важность выбора эталонов и способов построения и уточнения моделей [4, 5] и механизмов формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума определяет способность личности и общества выделять и решать задачи, ценности и качество которых гарантирует повышение уровня культуры деятельности, определяющей культуру самостоятельной работы студентов техникума – многомерной системой и профессионально-педагогическим инструментом самоорганизации качества развития личности обучающегося и системы профессионального образования, гарантирующих личности учет всех потенциальных возможностей продуктивного становления личности в социально-образовательных и профессионально-трудовых процессах и отношениях.
Выделим все базовые составные решения постановки и задач формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума:
– детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности определяет возможность качественного уровневого моделирования и уточнения моделей формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, определяющих в трех традиционно выделяемых конструктах (широкий, узкий и локальный смыслы) особенности решения задач и визуализации успешности продуктивного поиска личности;
– специфика и педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума отражает точность проецирования возможностей процесса формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума на реальные и объективные возможности развития личности и системы образования;
– педагогическая технология определяет составные возможности эффективного решения педагогической задачи в рамках заявленных ограничений и способов решения противоречий в педагогической деятельности и педагогическом процессе в целом [5–7], что позволяет оптимально подойти к формированию культуры самостоятельной работы личности обучающегося и студента;
– культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования [8] описывают обобщенные способы и технологии детерминации и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;
– методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования [9] раскрывают особенности продуктивного поиска оптимальных возможностей классифицирования и обновления совокупности методологических подходов и методов исследования в педагогике, особенности продуктивного научно-педагогического поиска непосредственно связаны с качественным выбором вида и направления формирования культуры самостоятельной работы личности;
– моделирование уровневой технологии обучения [10] определяет перспективность развития личности педагога, включенного в систему непрерывного образования;
– продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования [11] раскрывается через описание персонифицированных возможностей личности в структуре формирования культуры самостоятельной работы;
– феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога [12] детализируют практику единства и связи философии науки с общей, профессиональной и социальной педагогикой;
– модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования [13] раскрывают направленность развития личности в системе непрерывного образования как гаранта стабильности и устойчивости развития личности и общества в целом;
– культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей [14] отражает возможность исследования качества формирования и развития личности в системе инженерно-технического образования;
– педагогическое моделирование в решении задач научного исследования [15] раскрывает направленность педагогики как науки в определении и решении задач современного научного поиска и включения личности педагога в процесс научного исследования;
– портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы [16] отражает специфику детализации качества рефлексии личности, начиная с ранних этапов включения личности в систему непрерывного образования;
– культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель [17] обозначает возможность представления традиционных и инновационных типологий (классификаций) в структуре продуктивного решения задач научного поиска педагога;
– инновации и модели повышения качества педагогической деятельности [18, 19] гарантируют успешность развития и самореализации личности, основы системного выбора продуктивных отношений и моделей самореализации в которых могут быть рассмотрены через процесс формирования культуры деятельности и культуры самостоятельной работы;
– система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога [20] определяется и детализируется как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия; иллюстрация особенностей линейного и нелинейного педагогического моделирования в системе принципов является способом оптимизации условий и ценностей, компетенций и трудовых функций педагога;
– культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности [21] детализирует успешность системного поиска в решении задач современного научного исследования, в котором культура самостоятельной работы педагога как личности иллюстрирует возможность продуктивности и персонификации современного развития и самореализации личности;
– педагогика: контрольно-оценочные средства (курсы/модули «Введение в педагогическую деятельность» [22, 23], «Общие основы педагогики» [24, 25], «Теория воспитания» [26, 27], «Теория обучения» [28, 29], «Социальная педагогика» [30, 31], «Педагогика физической культуры и спорта» [32, 33]) разработаны в соответствии с технологией формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, выделены два варианта изучения основ педагогики – адаптивный и акмепедагогический, в единстве охватывающих весь спектр обучающихся, способности которых в генеральной совокупности распределены нормально;
– практическая педагогика (разделы / модули «Педагогическое проектирование», «Психолого-педагогический практикум», «Педагогические технологии») определяется в структуре изложения дидактического материала в соответствии с репродуктивно-продуктивным способом формирования и развития личности, основа которых может быть проиллюстрирована качеством формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности и пр., в структуре предлагаемого решения адаптивный и акмепедагогический способы самоорганизации качества решения задач развития личности определяют результаты персонификации развития личности [34] в системе непрерывного образования.
Модели и механизмы формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума могут быть выделены в системе следующих способов и ресурсов детерминации и реализации основ формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума:
– игровая модель (игра как механизм социализации и самореализации, адаптации и развития личности определяет возможности и качество продуктивного поиска личности с раннего возраста, на протяжении всего периода развития личности в системе социальных, образовательных и профессионально-трудовых отношений игра является уникальным ресурсом самовосстановления и релаксации, способом и механизмом реализации целостного развития личности в научном пространстве и непосредственно продуцируемых формах целевого решения задач дополнения объективного мира новыми образами и так называемыми возрастосообразными игрушками; примером развития личности и общества может быть интернет и социальные сети, использование которых различными категориями обучающихся определяется сообразно детерминированным формам сотрудничества и качества заявленных игр с их ролями и способами самоорганизации);
– адаптивная модель (адаптивность научного знания определяет качество решения различных задач в современной педагогике как науке, популярными формами адаптивного знания являются возрастосообразность, персонификация, здоровьесбережение и пр., т.е. дидактический материал строится в соответствии с выделенным конструктом и реализации условий развития личности в детерминированной и уточненной адаптивной модели);
– рефлексивно-деятельностная модель (в структуре деятельности личности определяет составные развития через уточнение составных «хочу, могу, надо, есть», определяя все условия успешного достижения тех или иных поставленных приоритетов и целей);
– продуктивно-творческая модель (творчество и продуктивность деятельности личности подчеркивают уровень сформированности культуры самостоятельной работы студента техникума);
– научно-акмепедагогическая модель (высшей целью и способом самоактуализации личности является наука в неподдельном понимании всей генеральной совокупности продуктов эволюции антропопространства, в данной системе описания и реализации моделей деятельности культура самостоятельной работы студента техникума определяет качество достижения плоскости неподдельно нового научного знания в плоскости, определяющей все нюансы профессионально-трудовых отношений).
Все выделенные модели и механизмы формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума обеспечивают на определенной ступени развития личности персонифицированные результаты развития и сотрудничества.
Игровая модель характеризует студента техникума в успешном включении в социальное пространство, одобрение социальным пространством его достижений и способов самоактуализации, самовыражения, рефлексии, самопрезентации. Игровая модель отражает перспективы роста личности и развития общества, культуры, искусства, науки и прочих направлений самоактуализации личности. Через адаптивные и акмепедагогические ресурсы самоорганизации игровая модель может определить будущее личности, успешность решения нестандартных задач, особенности качества решения зависят от качества формирования культуры деятельности [35], культуры самостоятельной работы личности, уровня креативности, уровня адаптации личности к изменениям и условиям деятельности и пр.
Адаптивная модель раскрывает особенности достижений студента техникума в совместной деятельности с педагогом в различных направлениях поиска, в качестве примера можно привести продукты достижений студента, основы и система получения которых практически полностью зависят от педагога или администрации. Для повышения качества развития личности и успешности сотрудничества личности в коллективе можно использовать различные интерактивные технологии [36, 37], определяющие способность личности быть включенным в систему социально-образовательных отношений через призму востребованных продуктов и ресурсов самоорганизации качества развития личности и общества. Адаптивное обучение [38] в таком понимании является конструктором качественных моделей и способы оптимизации поставленной педагогом задачи.
Рефлексивно-деятельностная модель определяется через системно выделенные условия развития, примером качественного решения такого рода задач является задача моделирования портфолио обучающегося [16]. Рефлексивно-деятельностная модель формирования культуры самостоятельной работы студента техникума может быть определена и в системе прохождения студентов практики, основы единства теории и практики всех поставленных в структуре обучения студентов техникума задач являются в модели анализа и детализации ресурсом и условием реализации системно-процессуального выбора личности и механизмом самоорганизации деятельности педагога в оптимизации качества развития и саморазвития студента [39, 40].
Продуктивно-творческая модель располагает личность к неустанному поиску конкурентоспособных продуктов деятельности (это могут быть проекты, самопрезентации, выставки, гранты, патенты и пр.). В качестве успешно выделенной системы формирования культуры самостоятельной работы студента техникума можно определить очное участие в научно-практической конференции (Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва, 36 человек в 2017–2018 уч.г.). К продуктивно-творческой модели формирования культуры самостоятельной работы студента техникума можно идти двумя путями – первый путь – адаптивный, определяющий через процесс и продукты адаптации возможность продуктивного становления личности (традиционный и информационный типы постановки и решения задачи). Другим путем является уровневый или дифференцированный способ решения задачи [40], например, первым типом можно выделить игровую модель, затем рефлексивно-деятельностную модель (особенности данной модели можно повысить в качестве через использование факторного подхода [41]), а затем и сам уровень продуктивно-творческой модели формирования культуры самостоятельной работы студента техникума (традиционный способ – использование проектов, инновационный способ – использование авторского электронного образовательного ресурса [42], использование фрейм-технологий активизации творчества личности [43, 44], технологий педагогического моделирования [10, 45, 46] и пр.).
Научно-акмепедагогическая модель определяет точные, объективные достижения личности в науке в качестве высшей ступени формирования и сформированности культуры самостоятельной работы студента техникума.
Возможность проектирования и реализации научно-акмепедагогической модели формирования культуры самостоятельной работы студента техникума – высшая ступень актуализируемой деятельности педагога.
Все выделенные модели и механизмы формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума определяют на различных уровнях потенциальные и реализуемые условия развития личности студентов техникума.
Особенности учета изменений в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений не повлияют на уточнение типов формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, лишь только переопределют проектирование и использование выделяемых в педагогической деятельности средств, методов, приемов, принципов, форм, технологий и прочих педагогически целесообразных новообразований.