Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELS AND MECHANISMS FOR FORMING THE CULTURE OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF THE TECHNICAL CULTURE

Konovalov S.V. 1, 2 Boykova I.V. 3, 4
1 Samara National Research University
2 Wuhan Textile University
3 Novokuznetsk Branch – Institute of Kemerovo State University
4 Siberian State Industrial University
The paper presents the models and mechanisms that determine the possibility of improving the quality of the solution of educational, training, vocational tasks in technology of forming a culture of independent work of a technical college student. Models and mechanisms for the formation of a culture of independent work of a technical college student are determined in the system of implemented methodological approaches (the system-activity approach, the functional-labor approach, the competency approach, the adaptive-acme-pedagogical approach, the health-saving approach) that guarantee the objectivity and reliability of measurement and formation of the studied subject – culture of independent work of students of the technical school. The quality of the definition and solution of problems and contradictions in the structure of personal development is based on the adaptive & acme-pedagogical method of building the foundations of personal development. All steps or levels of the formation of a culture of independent work of a technical college student are a model of the system development and formation of the individual in the realization of the possibilities of professional education. The study of the quality of the formation of a culture of independent work of a technical college student is determined by the system of evaluating the products of the personality’s activity and the laid down criteria and indicators of the success of the professional development of the individual. Examples of products and constructs for the formation of a culture of independent work of technical college students are illustrated by the features of the highlighted direction of search and detailed successful forms of work with students in various areas of socialization and self-realization of the individual included in the vocational education system.
culture of self-dependent work of a student of a technical school
modeling
model
technology of formation of culture of self-dependent work of a student of a technical school

Теория и практика педагогического моделирования определяет перспективность постановки и решения задач современной педагогики как науки [1]. Социальная, образовательная и профессиональная обусловленность разработки моделей и визуализации механизмов формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума в процессе ведущей деятельности личности определяет качество продуцируемых средств и способов постановки и решения задач развития в модели современного профессионального образования [2, 3]. В таком понимании важность выбора эталонов и способов построения и уточнения моделей [4, 5] и механизмов формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума определяет способность личности и общества выделять и решать задачи, ценности и качество которых гарантирует повышение уровня культуры деятельности, определяющей культуру самостоятельной работы студентов техникума – многомерной системой и профессионально-педагогическим инструментом самоорганизации качества развития личности обучающегося и системы профессионального образования, гарантирующих личности учет всех потенциальных возможностей продуктивного становления личности в социально-образовательных и профессионально-трудовых процессах и отношениях.

Выделим все базовые составные решения постановки и задач формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума:

– детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности определяет возможность качественного уровневого моделирования и уточнения моделей формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, определяющих в трех традиционно выделяемых конструктах (широкий, узкий и локальный смыслы) особенности решения задач и визуализации успешности продуктивного поиска личности;

– специфика и педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума отражает точность проецирования возможностей процесса формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума на реальные и объективные возможности развития личности и системы образования;

– педагогическая технология определяет составные возможности эффективного решения педагогической задачи в рамках заявленных ограничений и способов решения противоречий в педагогической деятельности и педагогическом процессе в целом [5–7], что позволяет оптимально подойти к формированию культуры самостоятельной работы личности обучающегося и студента;

– культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования [8] описывают обобщенные способы и технологии детерминации и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

– методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования [9] раскрывают особенности продуктивного поиска оптимальных возможностей классифицирования и обновления совокупности методологических подходов и методов исследования в педагогике, особенности продуктивного научно-педагогического поиска непосредственно связаны с качественным выбором вида и направления формирования культуры самостоятельной работы личности;

– моделирование уровневой технологии обучения [10] определяет перспективность развития личности педагога, включенного в систему непрерывного образования;

– продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования [11] раскрывается через описание персонифицированных возможностей личности в структуре формирования культуры самостоятельной работы;

– феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога [12] детализируют практику единства и связи философии науки с общей, профессиональной и социальной педагогикой;

– модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования [13] раскрывают направленность развития личности в системе непрерывного образования как гаранта стабильности и устойчивости развития личности и общества в целом;

– культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей [14] отражает возможность исследования качества формирования и развития личности в системе инженерно-технического образования;

– педагогическое моделирование в решении задач научного исследования [15] раскрывает направленность педагогики как науки в определении и решении задач современного научного поиска и включения личности педагога в процесс научного исследования;

– портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы [16] отражает специфику детализации качества рефлексии личности, начиная с ранних этапов включения личности в систему непрерывного образования;

– культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель [17] обозначает возможность представления традиционных и инновационных типологий (классификаций) в структуре продуктивного решения задач научного поиска педагога;

– инновации и модели повышения качества педагогической деятельности [18, 19] гарантируют успешность развития и самореализации личности, основы системного выбора продуктивных отношений и моделей самореализации в которых могут быть рассмотрены через процесс формирования культуры деятельности и культуры самостоятельной работы;

– система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога [20] определяется и детализируется как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия; иллюстрация особенностей линейного и нелинейного педагогического моделирования в системе принципов является способом оптимизации условий и ценностей, компетенций и трудовых функций педагога;

– культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности [21] детализирует успешность системного поиска в решении задач современного научного исследования, в котором культура самостоятельной работы педагога как личности иллюстрирует возможность продуктивности и персонификации современного развития и самореализации личности;

– педагогика: контрольно-оценочные средства (курсы/модули «Введение в педагогическую деятельность» [22, 23], «Общие основы педагогики» [24, 25], «Теория воспитания» [26, 27], «Теория обучения» [28, 29], «Социальная педагогика» [30, 31], «Педагогика физической культуры и спорта» [32, 33]) разработаны в соответствии с технологией формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, выделены два варианта изучения основ педагогики – адаптивный и акмепедагогический, в единстве охватывающих весь спектр обучающихся, способности которых в генеральной совокупности распределены нормально;

– практическая педагогика (разделы / модули «Педагогическое проектирование», «Психолого-педагогический практикум», «Педагогические технологии») определяется в структуре изложения дидактического материала в соответствии с репродуктивно-продуктивным способом формирования и развития личности, основа которых может быть проиллюстрирована качеством формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности и пр., в структуре предлагаемого решения адаптивный и акмепедагогический способы самоорганизации качества решения задач развития личности определяют результаты персонификации развития личности [34] в системе непрерывного образования.

Модели и механизмы формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума могут быть выделены в системе следующих способов и ресурсов детерминации и реализации основ формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума:

– игровая модель (игра как механизм социализации и самореализации, адаптации и развития личности определяет возможности и качество продуктивного поиска личности с раннего возраста, на протяжении всего периода развития личности в системе социальных, образовательных и профессионально-трудовых отношений игра является уникальным ресурсом самовосстановления и релаксации, способом и механизмом реализации целостного развития личности в научном пространстве и непосредственно продуцируемых формах целевого решения задач дополнения объективного мира новыми образами и так называемыми возрастосообразными игрушками; примером развития личности и общества может быть интернет и социальные сети, использование которых различными категориями обучающихся определяется сообразно детерминированным формам сотрудничества и качества заявленных игр с их ролями и способами самоорганизации);

– адаптивная модель (адаптивность научного знания определяет качество решения различных задач в современной педагогике как науке, популярными формами адаптивного знания являются возрастосообразность, персонификация, здоровьесбережение и пр., т.е. дидактический материал строится в соответствии с выделенным конструктом и реализации условий развития личности в детерминированной и уточненной адаптивной модели);

– рефлексивно-деятельностная модель (в структуре деятельности личности определяет составные развития через уточнение составных «хочу, могу, надо, есть», определяя все условия успешного достижения тех или иных поставленных приоритетов и целей);

– продуктивно-творческая модель (творчество и продуктивность деятельности личности подчеркивают уровень сформированности культуры самостоятельной работы студента техникума);

– научно-акмепедагогическая модель (высшей целью и способом самоактуализации личности является наука в неподдельном понимании всей генеральной совокупности продуктов эволюции антропопространства, в данной системе описания и реализации моделей деятельности культура самостоятельной работы студента техникума определяет качество достижения плоскости неподдельно нового научного знания в плоскости, определяющей все нюансы профессионально-трудовых отношений).

Все выделенные модели и механизмы формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума обеспечивают на определенной ступени развития личности персонифицированные результаты развития и сотрудничества.

Игровая модель характеризует студента техникума в успешном включении в социальное пространство, одобрение социальным пространством его достижений и способов самоактуализации, самовыражения, рефлексии, самопрезентации. Игровая модель отражает перспективы роста личности и развития общества, культуры, искусства, науки и прочих направлений самоактуализации личности. Через адаптивные и акмепедагогические ресурсы самоорганизации игровая модель может определить будущее личности, успешность решения нестандартных задач, особенности качества решения зависят от качества формирования культуры деятельности [35], культуры самостоятельной работы личности, уровня креативности, уровня адаптации личности к изменениям и условиям деятельности и пр.

Адаптивная модель раскрывает особенности достижений студента техникума в совместной деятельности с педагогом в различных направлениях поиска, в качестве примера можно привести продукты достижений студента, основы и система получения которых практически полностью зависят от педагога или администрации. Для повышения качества развития личности и успешности сотрудничества личности в коллективе можно использовать различные интерактивные технологии [36, 37], определяющие способность личности быть включенным в систему социально-образовательных отношений через призму востребованных продуктов и ресурсов самоорганизации качества развития личности и общества. Адаптивное обучение [38] в таком понимании является конструктором качественных моделей и способы оптимизации поставленной педагогом задачи.

Рефлексивно-деятельностная модель определяется через системно выделенные условия развития, примером качественного решения такого рода задач является задача моделирования портфолио обучающегося [16]. Рефлексивно-деятельностная модель формирования культуры самостоятельной работы студента техникума может быть определена и в системе прохождения студентов практики, основы единства теории и практики всех поставленных в структуре обучения студентов техникума задач являются в модели анализа и детализации ресурсом и условием реализации системно-процессуального выбора личности и механизмом самоорганизации деятельности педагога в оптимизации качества развития и саморазвития студента [39, 40].

Продуктивно-творческая модель располагает личность к неустанному поиску конкурентоспособных продуктов деятельности (это могут быть проекты, самопрезентации, выставки, гранты, патенты и пр.). В качестве успешно выделенной системы формирования культуры самостоятельной работы студента техникума можно определить очное участие в научно-практической конференции (Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва, 36 человек в 2017–2018 уч.г.). К продуктивно-творческой модели формирования культуры самостоятельной работы студента техникума можно идти двумя путями – первый путь – адаптивный, определяющий через процесс и продукты адаптации возможность продуктивного становления личности (традиционный и информационный типы постановки и решения задачи). Другим путем является уровневый или дифференцированный способ решения задачи [40], например, первым типом можно выделить игровую модель, затем рефлексивно-деятельностную модель (особенности данной модели можно повысить в качестве через использование факторного подхода [41]), а затем и сам уровень продуктивно-творческой модели формирования культуры самостоятельной работы студента техникума (традиционный способ – использование проектов, инновационный способ – использование авторского электронного образовательного ресурса [42], использование фрейм-технологий активизации творчества личности [43, 44], технологий педагогического моделирования [10, 45, 46] и пр.).

Научно-акмепедагогическая модель определяет точные, объективные достижения личности в науке в качестве высшей ступени формирования и сформированности культуры самостоятельной работы студента техникума.

Возможность проектирования и реализации научно-акмепедагогической модели формирования культуры самостоятельной работы студента техникума – высшая ступень актуализируемой деятельности педагога.

Все выделенные модели и механизмы формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума определяют на различных уровнях потенциальные и реализуемые условия развития личности студентов техникума.

Особенности учета изменений в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений не повлияют на уточнение типов формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, лишь только переопределют проектирование и использование выделяемых в педагогической деятельности средств, методов, приемов, принципов, форм, технологий и прочих педагогически целесообразных новообразований.