С внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к Труду и Обороне» (ГТО) конкретизировались требования к уровню физической подготовленности студентов [1]. Одним из видов испытаний ГТО является плавание, навык, которым не все владеют.
С целью создания программы для массовой подготовки студентов НИУ МИЭТ к выполнению нормативов ГТО по плаванию мы исследовали факторы, влияющие на процесс обучения, а также результаты обучения студентов плаванию за 2013–2016 гг. и результаты выполнения нормативов ГТО.
Важным фактором обучения плаванию является программа, содержащая учебный материал, методы и средства [2]. В отличие от хорошо обоснованных и разработанных методов обучения детей спортивному плаванию, методик обучения взрослых, с учетом целей обучения и особенностей контингента, недостаточно [2]. Среди специалистов есть разные мнения, с изучения какого спортивного способа и каких его элементов нужно начинать обучение плаванию. Общепринятым считается целостно-раздельный метод обучения [2]. Спорным является вопрос о целесообразности и степени использования поддерживающих средств в начальном обучении. Недостаточно учитываются психомоторные и познавательные способности студентов.
Во многих работах об обучении двигательным действиям говорится о важности представления [3, 4]. Целенаправленное формирование адекватных двигательных представлений является предпосылкой успешного освоения навыка плавания. Логично предположить, что взрослым должно легче даваться осознание и постижение способа решения двигательной задачи. С использованием современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) это можно сделать наиболее полно по формированию всех компонентов двигательного представления [4]. Но пока таких методов разработано недостаточно.
Многие авторы отмечают низкий уровень мотивации современных студентов к занятиям ФК и С [5–7]. Мы считаем, что основные цели разрабатываемой нами программы не только овладение навыком плавания, но и повышение интереса к занятиям ФК посредством ее применения.
Для современных студентов нефизкультурных вузов необходимы методы организации занятий по физической культуре и способы воздействия, соответствующие их интеллектуальной и духовной сферам личности. Существенное значение для формирования интересов, мотивов и потребностей студентов в физкультурной активности имеют: активизация познавательной деятельности, повышение образовательной ценности учебно-тренировочных занятий, углубление теоретических основ обучения двигательным действиям; развитие активности и самостоятельности при выполнении программ самовоспитания и самосовершенствования, чувство удовлетворенности от избранного вида ФК; дифференцированный подход к занимающимся; создание соответствующих материально-технических условий для проведения занятий [7].
В работах о методах обучения ученик рассматривается как объект педагогических воздействий, мало конкретных научно-практических рекомендаций инициирования у занимающихся двигательной активности. Целесообразнее использовать такую целостную систему специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и тем самым усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог [5]. Тогда ученик выступает субъектом собственной активности. Функция таких способов воздействия должна заключаться в обеспечении перестройки мотивационной сферы студентов, адекватно принятой ими цели деятельности, в результате чего формируется положительная направленность на нее [5].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом программы физического воспитания (ФВ) должны быть ориентированы на владение и развитие способностей самостоятельного использования методов и средств ФК [8].
Результаты констатирующего эксперимента:
1. Состояние здоровья студентов первых курсов на основании медосмотров: из общего числа обследованных 3372 человек (табл. 1): к основной медицинской группе относятся 1524(54 %), к подготовительной – 899 (29 %), к СМГ и ЛФК – 573(17 %) человека. Укрепление здоровья студентов средствами ФК – одна из основных задач кафедры ФВ.
Таблица 1
Статистики здоровья и умения плавать среди поступивших на первый курс студентов
| 
 Год  | 
 Количество студентов 1 курса  | 
 Прошедших медосмотр и приступивших к занятиям ФК  | 
 Основная медицинская группа  | 
 Подготовительная медицинская группа  | 
 Специальная медицинская группа и ЛФК  | 
 Студенты не умеющие плавать  | 
 Студенты плохо плавающие  | 
| 
 2013  | 
 939  | 
 893  | 
 429 (48,58 %)  | 
 280 (31,71 %)  | 
 175 (19,82 %)  | 
 401 (45,41 %)  | 
 112 (12,68 %)  | 
| 
 2014  | 
 813  | 
 722  | 
 290 (40,17 %)  | 
 282 (39,06 %)  | 
 150 (20,78 %)  | 
 388 (53,74 %)  | 
 96 (13,30 %)  | 
| 
 2015  | 
 823  | 
 723  | 
 408 (56,43 %)  | 
 166 (22,96 %)  | 
 149 (20,61 %)  | 
 379 (52,42 %)  | 
 164 (15,21 %)  | 
| 
 2016  | 
 797  | 
 691  | 
 397 (51,16 %)  | 
 171 (21,39 %)  | 
 122 (17,28 %)  | 
 372 (47,94 %)  | 
 118 (23,80 %)  | 
2. По результатам анкетирования, проводимого для распределения по видам спорта, 51 % студентов указали – «не умею плавать» и 16 % – «плохо плаваю» (табл. 1). Поскольку умение плавать является жизненно важным навыком [2], задачей вузов, имеющих плавательные бассейны, является массовое обучение плаванию.
3. Результаты тестирования ГТО 590 студентов (437 юношей и 153 девушки) приведены в табл. 2. Нормативы на знаки отличия, студенты лучше выполнили на гибкость, самые низкие результаты были в беге на выносливость. Нормативы по плаванию выполнили у девушек – 20,9 %, у юношей – 29,7 %, (в 2015 г. нормативы на серебряный и бронзовый знаки отличия были без учета времени). На знаки отличия ГТО по 6 видам у юношей и девушек выполнило по 6 человек.
Таблица 2
Результаты выполнения нормативов ГТО
| 
 Норматив  | 
 Бег 100 м Женщины Мужчины  | 
 Плавание 50 м Женщины Мужчины  | 
 Прыжок в длину с места Женщины Мужчины  | 
 Подтягивания Женщины Мужчины  | 
 Бег / Женщины 2000 м Мужчины 3000 м  | 
 Метание гранаты Женщины Мужчины  | 
 Наклоны Женщины Мужчины  | 
 Пресс 1 мин. Женщины Рывок гири 16 кг Мужчины  | 
| 
 Количество выполнивщих  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
 Кол( %)  | 
| 
 золотой  | 
 14 (9,2)  | 
 23 (15,0)  | 
 9 (5,9)  | 
 3 (25)/  | 
 3 (2)  | 
 24 (19)  | 
 53 (34,4)  | 
 4 (2,6)  | 
| 
 серебряный  | 
 6 (3,9)  | 
 9 (5,9)  | 
 24 (15,7)  | 
 4 (2,6)  | 
 8 (5,2)  | 
 24 (2,6)  | 
 30 (19,6)  | 
 6 (3,9)  | 
| 
 бронзовый  | 
 5 (3,3)  | 
 24 (15,7)  | 
 14 (9,2)  | 
 1 (0,7)  | 
 2 (4,6)  | 
 11 (7,1)  | 
 5 (3,3)  | 
|
| 
 всего  | 
 25 (16,4)  | 
 32 (20,9)  | 
 57 (37,3)  | 
 21 (14,3)  | 
 12 (7,9)  | 
 15 (26,2)  | 
 94 (61,1)  | 
 15 (9,8)  | 
| 
 золотой  | 
 62 (14,1)  | 
 71 (16,2)  | 
 110 (25,23)  | 
 107 (24,5)  | 
 4 (0,9)  | 
 22 (5,0)  | 
 116 (24,5)  | 
 57 (13,0)  | 
| 
 серебряный  | 
 131 (30)  | 
 59 (13,5)  | 
 67 (15,37)  | 
 67 (15,3)  | 
 9 (2,1)  | 
 8 (1,8)  | 
 126 (28,8)  | 
 9 (2,1)  | 
| 
 бронзовый  | 
 23 (5,3)  | 
 0  | 
 83 (19,04)  | 
 16 (3,7)  | 
 14 (3,4)  | 
 9 (2,1)  | 
 7 (1,6)  | 
 14 (3,2)  | 
| 
 всего  | 
 216 (49,4)  | 
 130 (29,7)  | 
 260 (59,63)  | 
 190 (43,5)  | 
 80 (6,4)  | 
 39 (8,9)  | 
 249 (54,9)  | 
 80 (18,3)  | 
4. Анализ приема нормативов ГТО по плаванию дал следующие результаты: спортивные способы использовали 84,3 % студентов, из них 75,7 % – кроль, 4,6 % – кроль на спине, 4 % – брасс; самобытные способы – 15,7 % студентов; не выполняли выдох в воду – 19 % (от числа студентов, плывших на груди); нарушили правила сдачи нормативов – 6,3 % студентов; 7 % не закончили дистанцию, их физиологическое состояние можно охарактеризовать как состояние «мертвой точки». Большинство студентов 1-го курса не имеют опыта соревновательной деятельности по плаванию и практики сдачи нормативов. Сдача нормативов для них является стрессом и требует подготовки.
5. Результаты контрольных нормативов в группах обучения плаванию (221 студент):
1) Успешно освоили технику плавания за 32 занятия, с оценками 4–5 баллов по пятибалльной шкале [2], кролем – 114 (51 %) студента, кролем на спине – 151 (74 %), брассом – 67 (30 %);
2) На 3 балла – 47 (23 %), 13 (19 %), 44 (20 %) соответственно;
3) Не смогли освоить технику спортивных способов 60 (26 %), 13 (6 %), 106 (48 %) соответственно.
В итоге успешно, по нашему мнению, научились плавать, с суммой оценок за три стиля в интервале 11–15 баллов, – 95 (43 %) студентов; удовлетворительно, в интервале 8–11 баллов, – 71 (32 %) студента; неудовлетворительно, ниже 8 баллов – 55 (25 %). Большое количество низких оценок за брасс, у 64 (87 %) студентов, обусловлено неправильной работой ног.
Большинство студентов (мужчин) 134(60,6 %) проплывают 50 м на 12-м занятии со средним результатом 59,33 ± 13,2 с. Дальнейшая динамика: 25-е занятие – 55,17 ± 11,2 с, 43-е занятие – 51,5 ± 10,0 с, 52-е занятие – 50,3 ± 9,7 с. Следовательно, для выполнения нормативов ГТО (1 мин. 10 сек.) важным условием является владение техникой спортивных стилей плавания.
6. Техника плавания студентов зависит от ее представления, результаты исследования авторов опубликованы в отдельной статье [3].
7. Результаты посещаемости занятий по ФК: в 1-м семестре – 22,24 (65,42 %) занятий, средняя посещаемость занятий в пяти последующих семестрах – 14,45 (42,50 %) занятий, что соответствует минимуму для получения зачета при условии сдачи зачетных нормативов.
8. Мотивы студентов к занятиям физической культурой изучались по 13 основным группам [6]. Студенты указывали мотивы в порядке приоритетности. Полученные результаты приведены в табл. 2. Объединены схожие по сущности мотивы. В нижней графе указано количество процентов учащихся, указавших данный мотив. Преобладание административного мотива говорит об узости интересов и потребностей в отношении ФК как общекультурной дисциплины, высокий процент оздоровительных мотивов – о разумной и рациональной позиции студентов. В отличие от студентов других видов спорта (11 %) студенты специализации плавания гораздо чаще указывали двигательно-деятельностные мотивы (38 %), сообщая, что получают удовольствие и испытывают приятные ощущения при занятиях в воде.
Таблица 3
Статистика мотивов к занятиям ФК среди студентов 1-го курса
| 
 Мотивы  | 
 Административные  | 
 Оздоровительные  | 
 Двигательно-деятельностные и психолого-значимые  | 
 Соревновательно-конкурентные и познавательно-развпвающие  | 
 Эстетические  | 
 Коммуникативные  | 
 Творческие, статусные  | 
 Культурологические, воспитательные  | 
| 
 Уровень приоритетности  | 
||||||||
| 
 1 уровень  | 
 36 %  | 
 23 %  | 
 2 %  | 
 4 %  | 
 3 %  | 
 0  | 
 0 %  | 
 0  | 
| 
 2 уровень  | 
 14 %  | 
 31 %  | 
 12 %  | 
 8 %  | 
 8 %  | 
 7 %  | 
 0 %  | 
 0  | 
| 
 3 уровень  | 
 18 %  | 
 12 %  | 
 24 %  | 
 8 %  | 
 2 %  | 
 11 %  | 
 0 %  | 
 0  | 
| 
 Всего  | 
 98 %  | 
 81 %  | 
 50 %  | 
 25 %  | 
 13 %  | 
 28 %  | 
 1 %  | 
 2 %  | 
9. В результате опроса среди первокурсников выяснилось, что 89 % студентов хотели бы научиться плавать в той или иной степени. Указывались следующие цели обучения: научиться правильно плавать (в понимании большего количества студентов красиво), плавать баттерфляем, плавать для здоровья, нырять для дайвинга и других видов отдыха под водой, плавать для занятий экстремальными водными видами спорта серфинг и виндсерфинг, кайтинг, водные виды туризма.
Желание участвовать и выполнить нормативы ГТО проявили 24 % студентов, у 76 % студентов интерес отсутствует.
Только 22 % студентов занимаются ФК и спортом во внеурочное время. Таким образом, желание студентов заниматься спортом у большинства не актуализируется, хотя университет предоставляет все необходимые для этого условия.
10. В 2016/2017 учебном году на кафедре ФВ среди студентов проводился конкурс на лучший видеоролик по методике обучения двигательных действий в различных видах спорта. Сценарий студенты разрабатывали совместно с преподавателями, самостоятельно снимали и монтировали ролики. Данная форма обучения вызвала у студентов большой интерес и активность. Было принято решение собрать коллекцию лучших учебных видеоматериалов, а подобный конкурс сделать ежегодным.
11. В результате социологического опроса на тему повышения интереса к занятиям ФК среди 221 студента, прошедших обучение плаванию, студенты в количестве 147 человек согласились, что обучение может стать интереснее благодаря применению большего количества видеоматериалов, тренажеров, электронных программ обучения, видеосъемке во время проведения практических занятий для анализа техники плавания. А также предложили свои варианты: применение анимации, видео в формате виртуальной реальности, симуляторов, мобильных приложений, возможности самостоятельных занятий с отчетом в электронной форме.
Выводы
1. Отклонения в здоровье уже на первом курсе наблюдаются почти у половины студентов. Низкий уровень физической подготовки, отсутствие интереса к ФК и спорту, как следствие, недостаток двигательной активности являются причиной роста заболеваемости студентов [9].
2. Для того чтобы процент студентов, систематически занимающихся ФК и спортом, достиг показателя 80 % в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» [8], требуются качественно новые подходы в работе специалистов по ФК в вузах. Основным направлением этой работы должны быть меры, направленные на повышение интереса и развитие мотивации студентов к занятиям ФК и С.
3. Большинство студентов 1 курса не умеют плавать, но хотят научиться. Но данная потребность характеризуется гедонистической направленностью личности, а не спортивно-конкурентной. Это желание надо использовать как фактор формирования потребности в ФК. Удовольствие, получаемое студентами от занятий в воде, также выступает потребностью, стимулируя эмоциональные переживания [7], а при регулярных занятиях ФК у студентов вырабатывается к ним устойчивая привычка.
4. Необходимо воплотить теоретические аспекты формирования мотивов к занятиям ФК и С в программе подготовки к выполнению нормативов ГТО по плаванию. Плавание является прекрасной моделью для изучения педагогических процессов, поскольку представляет собой двигательное действие, не заданное изначально, не формирующееся в повседневной жизни самопроизвольно, а требующее специально организованного педагогического воздействия.
5. Требуется изучить средства и методы формирования двигательного представления плавания и их влияние на обучение студентов.
6. На основании полученных результатов следует разработать программу подготовки к выполнению нормативов ГТО по плаванию.
Теоретическая часть программы должна содержать разделы: плавание как жизненно важный навык, основы плавания, влияние занятий плаванием на здоровье, правила соревнований по плаванию и сдаче нормативов ГТО, спортивная тренировка, правила оказания помощи на воде. Для реализации компетентностного подхода и активизации сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями в области ФК должны быть разработаны новые средства и формы обучения, в том числе используя информационно-компьютерные технологии. В связи с отсутствием на кафедре ФВ аудиторий для теоретической подготовки максимально возможную часть планировать как самостоятельную работу студента.
Практическая часть программы должна включать: обучение технике спортивных, как наиболее быстрых, способов плавания (кроль, брасс, кроль на спине), умению менять положение тела и способы во время плавания, старты с тумбы, повороты.
7. Для реализации данной программы должна быть разработана, обоснована и экспериментально проверена методика массового обучения плаванию с учетом особенностей контингента. Данная методика обучения должна предусматривать самостоятельное обучение плаванию студентами.
8. Требуется разработать систему оценки и стимулирования академической и самостоятельной деятельности студентов для формирования чувства успешности и позитивного отношения к ФК.



