Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К ВФСК ГТО

Сироткин С.А. 1 Сироткина О.А. 1
1 Научно-исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)
Реализация ВФСК ГТО и требования ФГОС 3+ в отношении программ физической культуры вузов направлены на то, чтобы современные студенты, используя возможности ФК, умели не только сохранять здоровье, но и развивались, и совершенствовались в области ФК. Материалы: В статье выявлены общие проблемы и факторы, влияющие на процесс обучения, к ним относятся состояние здоровья, отношение к ФК и ГТО, владение техникой плавания при поступлении. Проанализированы результаты обучения. Предложены пути усовершенствования программы и методики обучения с целью повышения интереса к ФК и подготовки к сдаче нормативов ГТО. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, констатирующий эксперимент, опрос, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты: Полученные результаты показывают проблемы, характерные для современных студентов, – почти половина студентов имеет отклонения в здоровье, не соответствующий государственным критериям уровень физической подготовленности, низкий интерес к физической культуре. Почти половина современных студентов технического вуза не умеют плавать. Заключение: Результаты констатирующего эксперимента позволяют определить содержание программы обучения плаванию и подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Особое внимание при создании программы должно быть уделено подбору форм и методов, повышающих интерес студентов к занятиям ФК.
студенты технических вузов
здоровье
физическое воспитание
ГТО
мотивация
обучение студентов плаванию
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=LAW&n=284301&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7009302225013119#0639687146754264 (дата обращения: 10.04.2018).
2. Андрианов А.К. Инновационные методы дифференциации спортивного обучения плаванию студентов в вузах / А.К. Андрианов // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 1. – С. 255–259 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-differentsiatsii-sportivnogo-obucheniya-plavaniyu-studentov-v-vuzah (дата обращения: 10.04.2018).
3. Сироткин С.А. Зависимость техники плавания от мысленных представлений при обучении плаванию студентов / С.А. Сироткин, О.А. Сироткина // Спортивный психолог. – 2017. – № 2. – С. 70–75.
4. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая, А.И. Грушко [и др.]. – М.: Спорт, 2016. – 212 с.
5. Кондаков В.Л. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / В.Л. Кондаков [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=18861 (дата обращения: 10.04.2018).
6. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8–2. – С. 293–298.
7. Популо Г.М. Формирование потребностно-мотивационного компонента к занятиям физического воспитания в вузе / Г.М. Популо, Н.В. Сизова, Е.Д. Чернова // Электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки». – 2016. – № 5 [Электронный ресурс]. – URL: http://apriori-journal.ru/seria1/5-2016/Sizova-Populo-Chernova.pdf (дата обращения: 10.04.2018).
8. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + / Р.И. Платонова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-bakalavrov-pedagogov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-3 (дата обращения: 10.04.2018).
9. Шарова Л.В. Оценка уровня заболеваемости у студентов с различной двигательной активностью / Л.В. Шарова., Т.В. Абызова, А.В Шаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 2(19). – С. 122–128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-zabolevaemosti-u-studentov-s-razlichnoy-dvigatelnoy-aktivnostyu (дата обращения: 10.04.2018).

С внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к Труду и Обороне» (ГТО) конкретизировались требования к уровню физической подготовленности студентов [1]. Одним из видов испытаний ГТО является плавание, навык, которым не все владеют.

С целью создания программы для массовой подготовки студентов НИУ МИЭТ к выполнению нормативов ГТО по плаванию мы исследовали факторы, влияющие на процесс обучения, а также результаты обучения студентов плаванию за 2013–2016 гг. и результаты выполнения нормативов ГТО.

Важным фактором обучения плаванию является программа, содержащая учебный материал, методы и средства [2]. В отличие от хорошо обоснованных и разработанных методов обучения детей спортивному плаванию, методик обучения взрослых, с учетом целей обучения и особенностей контингента, недостаточно [2]. Среди специалистов есть разные мнения, с изучения какого спортивного способа и каких его элементов нужно начинать обучение плаванию. Общепринятым считается целостно-раздельный метод обучения [2]. Спорным является вопрос о целесообразности и степени использования поддерживающих средств в начальном обучении. Недостаточно учитываются психомоторные и познавательные способности студентов.

Во многих работах об обучении двигательным действиям говорится о важности представления [3, 4]. Целенаправленное формирование адекватных двигательных представлений является предпосылкой успешного освоения навыка плавания. Логично предположить, что взрослым должно легче даваться осознание и постижение способа решения двигательной задачи. С использованием современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) это можно сделать наиболее полно по формированию всех компонентов двигательного представления [4]. Но пока таких методов разработано недостаточно.

Многие авторы отмечают низкий уровень мотивации современных студентов к занятиям ФК и С [5–7]. Мы считаем, что основные цели разрабатываемой нами программы не только овладение навыком плавания, но и повышение интереса к занятиям ФК посредством ее применения.

Для современных студентов нефизкультурных вузов необходимы методы организации занятий по физической культуре и способы воздействия, соответствующие их интеллектуальной и духовной сферам личности. Существенное значение для формирования интересов, мотивов и потребностей студентов в физкультурной активности имеют: активизация познавательной деятельности, повышение образовательной ценности учебно-тренировочных занятий, углубление теоретических основ обучения двигательным действиям; развитие активности и самостоятельности при выполнении программ самовоспитания и самосовершенствования, чувство удовлетворенности от избранного вида ФК; дифференцированный подход к занимающимся; создание соответствующих материально-технических условий для проведения занятий [7].

В работах о методах обучения ученик рассматривается как объект педагогических воздействий, мало конкретных научно-практических рекомендаций инициирования у занимающихся двигательной активности. Целесообразнее использовать такую целостную систему специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и тем самым усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог [5]. Тогда ученик выступает субъектом собственной активности. Функция таких способов воздействия должна заключаться в обеспечении перестройки мотивационной сферы студентов, адекватно принятой ими цели деятельности, в результате чего формируется положительная направленность на нее [5].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом программы физического воспитания (ФВ) должны быть ориентированы на владение и развитие способностей самостоятельного использования методов и средств ФК [8].

Результаты констатирующего эксперимента:

1. Состояние здоровья студентов первых курсов на основании медосмотров: из общего числа обследованных 3372 человек (табл. 1): к основной медицинской группе относятся 1524(54 %), к подготовительной – 899 (29 %), к СМГ и ЛФК – 573(17 %) человека. Укрепление здоровья студентов средствами ФК – одна из основных задач кафедры ФВ.

Таблица 1

Статистики здоровья и умения плавать среди поступивших на первый курс студентов

Год

Количество студентов 1 курса

Прошедших медосмотр и приступивших к занятиям ФК

Основная медицинская группа

Подготовительная медицинская группа

Специальная медицинская группа и ЛФК

Студенты не умеющие плавать

Студенты плохо плавающие

2013

939

893

429 (48,58 %)

280 (31,71 %)

175 (19,82 %)

401 (45,41 %)

112 (12,68 %)

2014

813

722

290 (40,17 %)

282 (39,06 %)

150 (20,78 %)

388 (53,74 %)

96 (13,30 %)

2015

823

723

408 (56,43 %)

166 (22,96 %)

149 (20,61 %)

379 (52,42 %)

164 (15,21 %)

2016

797

691

397 (51,16 %)

171 (21,39 %)

122 (17,28 %)

372 (47,94 %)

118 (23,80 %)

2. По результатам анкетирования, проводимого для распределения по видам спорта, 51 % студентов указали – «не умею плавать» и 16 % – «плохо плаваю» (табл. 1). Поскольку умение плавать является жизненно важным навыком [2], задачей вузов, имеющих плавательные бассейны, является массовое обучение плаванию.

3. Результаты тестирования ГТО 590 студентов (437 юношей и 153 девушки) приведены в табл. 2. Нормативы на знаки отличия, студенты лучше выполнили на гибкость, самые низкие результаты были в беге на выносливость. Нормативы по плаванию выполнили у девушек – 20,9 %, у юношей – 29,7 %, (в 2015 г. нормативы на серебряный и бронзовый знаки отличия были без учета времени). На знаки отличия ГТО по 6 видам у юношей и девушек выполнило по 6 человек.

Таблица 2

Результаты выполнения нормативов ГТО

Норматив

Бег 100 м

Женщины

Мужчины

Плавание 50 м Женщины

Мужчины

Прыжок в длину с места Женщины

Мужчины

Подтягивания

Женщины

Мужчины

Бег /

Женщины 2000 м

Мужчины 3000 м

Метание гранаты Женщины

Мужчины

Наклоны Женщины

Мужчины

Пресс 1 мин.

Женщины Рывок гири 16 кг

Мужчины

Количество выполнивщих

Кол( %)

Кол( %)

Кол( %)

Кол( %)

Кол( %)

Кол( %)

Кол( %)

Кол( %)

золотой

14 (9,2)

23 (15,0)

9 (5,9)

3 (25)/

3 (2)

24 (19)

53 (34,4)

4 (2,6)

серебряный

6 (3,9)

9 (5,9)

24 (15,7)

4 (2,6)

8 (5,2)

24 (2,6)

30 (19,6)

6 (3,9)

бронзовый

5 (3,3)

 

24 (15,7)

14 (9,2)

1 (0,7)

2 (4,6)

11 (7,1)

5 (3,3)

всего

25 (16,4)

32 (20,9)

57 (37,3)

21 (14,3)

12 (7,9)

15 (26,2)

94 (61,1)

15 (9,8)

золотой

62 (14,1)

71 (16,2)

110 (25,23)

107 (24,5)

4 (0,9)

22 (5,0)

116 (24,5)

57 (13,0)

серебряный

131 (30)

59 (13,5)

67 (15,37)

67 (15,3)

9 (2,1)

8 (1,8)

126 (28,8)

9 (2,1)

бронзовый

23 (5,3)

0

83 (19,04)

16 (3,7)

14 (3,4)

9 (2,1)

7 (1,6)

14 (3,2)

всего

216 (49,4)

130 (29,7)

260 (59,63)

190 (43,5)

80 (6,4)

39 (8,9)

249 (54,9)

80 (18,3)

4. Анализ приема нормативов ГТО по плаванию дал следующие результаты: спортивные способы использовали 84,3 % студентов, из них 75,7 % – кроль, 4,6 % – кроль на спине, 4 % – брасс; самобытные способы – 15,7 % студентов; не выполняли выдох в воду – 19 % (от числа студентов, плывших на груди); нарушили правила сдачи нормативов – 6,3 % студентов; 7 % не закончили дистанцию, их физиологическое состояние можно охарактеризовать как состояние «мертвой точки». Большинство студентов 1-го курса не имеют опыта соревновательной деятельности по плаванию и практики сдачи нормативов. Сдача нормативов для них является стрессом и требует подготовки.

5. Результаты контрольных нормативов в группах обучения плаванию (221 студент):

1) Успешно освоили технику плавания за 32 занятия, с оценками 4–5 баллов по пятибалльной шкале [2], кролем – 114 (51 %) студента, кролем на спине – 151 (74 %), брассом – 67 (30 %);

2) На 3 балла – 47 (23 %), 13 (19 %), 44 (20 %) соответственно;

3) Не смогли освоить технику спортивных способов 60 (26 %), 13 (6 %), 106 (48 %) соответственно.

В итоге успешно, по нашему мнению, научились плавать, с суммой оценок за три стиля в интервале 11–15 баллов, – 95 (43 %) студентов; удовлетворительно, в интервале 8–11 баллов, – 71 (32 %) студента; неудовлетворительно, ниже 8 баллов – 55 (25 %). Большое количество низких оценок за брасс, у 64 (87 %) студентов, обусловлено неправильной работой ног.

Большинство студентов (мужчин) 134(60,6 %) проплывают 50 м на 12-м занятии со средним результатом 59,33 ± 13,2 с. Дальнейшая динамика: 25-е занятие – 55,17 ± 11,2 с, 43-е занятие – 51,5 ± 10,0 с, 52-е занятие – 50,3 ± 9,7 с. Следовательно, для выполнения нормативов ГТО (1 мин. 10 сек.) важным условием является владение техникой спортивных стилей плавания.

6. Техника плавания студентов зависит от ее представления, результаты исследования авторов опубликованы в отдельной статье [3].

7. Результаты посещаемости занятий по ФК: в 1-м семестре – 22,24 (65,42 %) занятий, средняя посещаемость занятий в пяти последующих семестрах – 14,45 (42,50 %) занятий, что соответствует минимуму для получения зачета при условии сдачи зачетных нормативов.

8. Мотивы студентов к занятиям физической культурой изучались по 13 основным группам [6]. Студенты указывали мотивы в порядке приоритетности. Полученные результаты приведены в табл. 2. Объединены схожие по сущности мотивы. В нижней графе указано количество процентов учащихся, указавших данный мотив. Преобладание административного мотива говорит об узости интересов и потребностей в отношении ФК как общекультурной дисциплины, высокий процент оздоровительных мотивов – о разумной и рациональной позиции студентов. В отличие от студентов других видов спорта (11 %) студенты специализации плавания гораздо чаще указывали двигательно-деятельностные мотивы (38 %), сообщая, что получают удовольствие и испытывают приятные ощущения при занятиях в воде.

Таблица 3

Статистика мотивов к занятиям ФК среди студентов 1-го курса

Мотивы

Административные

Оздоровительные

Двигательно-деятельностные и психолого-значимые

Соревновательно-конкурентные и познавательно-развпвающие

Эстетические

Коммуникативные

Творческие, статусные

Культурологические, воспитательные

Уровень приоритетности

1 уровень

36 %

23 %

2 %

4 %

3 %

0

0 %

0

2 уровень

14 %

31 %

12 %

8 %

8 %

7 %

0 %

0

3 уровень

18 %

12 %

24 %

8 %

2 %

11 %

0 %

0

Всего

98 %

81 %

50 %

25 %

13 %

28 %

1 %

2 %

9. В результате опроса среди первокурсников выяснилось, что 89 % студентов хотели бы научиться плавать в той или иной степени. Указывались следующие цели обучения: научиться правильно плавать (в понимании большего количества студентов красиво), плавать баттерфляем, плавать для здоровья, нырять для дайвинга и других видов отдыха под водой, плавать для занятий экстремальными водными видами спорта серфинг и виндсерфинг, кайтинг, водные виды туризма.

Желание участвовать и выполнить нормативы ГТО проявили 24 % студентов, у 76 % студентов интерес отсутствует.

Только 22 % студентов занимаются ФК и спортом во внеурочное время. Таким образом, желание студентов заниматься спортом у большинства не актуализируется, хотя университет предоставляет все необходимые для этого условия.

10. В 2016/2017 учебном году на кафедре ФВ среди студентов проводился конкурс на лучший видеоролик по методике обучения двигательных действий в различных видах спорта. Сценарий студенты разрабатывали совместно с преподавателями, самостоятельно снимали и монтировали ролики. Данная форма обучения вызвала у студентов большой интерес и активность. Было принято решение собрать коллекцию лучших учебных видеоматериалов, а подобный конкурс сделать ежегодным.

11. В результате социологического опроса на тему повышения интереса к занятиям ФК среди 221 студента, прошедших обучение плаванию, студенты в количестве 147 человек согласились, что обучение может стать интереснее благодаря применению большего количества видеоматериалов, тренажеров, электронных программ обучения, видеосъемке во время проведения практических занятий для анализа техники плавания. А также предложили свои варианты: применение анимации, видео в формате виртуальной реальности, симуляторов, мобильных приложений, возможности самостоятельных занятий с отчетом в электронной форме.

Выводы

1. Отклонения в здоровье уже на первом курсе наблюдаются почти у половины студентов. Низкий уровень физической подготовки, отсутствие интереса к ФК и спорту, как следствие, недостаток двигательной активности являются причиной роста заболеваемости студентов [9].

2. Для того чтобы процент студентов, систематически занимающихся ФК и спортом, достиг показателя 80 % в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» [8], требуются качественно новые подходы в работе специалистов по ФК в вузах. Основным направлением этой работы должны быть меры, направленные на повышение интереса и развитие мотивации студентов к занятиям ФК и С.

3. Большинство студентов 1 курса не умеют плавать, но хотят научиться. Но данная потребность характеризуется гедонистической направленностью личности, а не спортивно-конкурентной. Это желание надо использовать как фактор формирования потребности в ФК. Удовольствие, получаемое студентами от занятий в воде, также выступает потребностью, стимулируя эмоциональные переживания [7], а при регулярных занятиях ФК у студентов вырабатывается к ним устойчивая привычка.

4. Необходимо воплотить теоретические аспекты формирования мотивов к занятиям ФК и С в программе подготовки к выполнению нормативов ГТО по плаванию. Плавание является прекрасной моделью для изучения педагогических процессов, поскольку представляет собой двигательное действие, не заданное изначально, не формирующееся в повседневной жизни самопроизвольно, а требующее специально организованного педагогического воздействия.

5. Требуется изучить средства и методы формирования двигательного представления плавания и их влияние на обучение студентов.

6. На основании полученных результатов следует разработать программу подготовки к выполнению нормативов ГТО по плаванию.

Теоретическая часть программы должна содержать разделы: плавание как жизненно важный навык, основы плавания, влияние занятий плаванием на здоровье, правила соревнований по плаванию и сдаче нормативов ГТО, спортивная тренировка, правила оказания помощи на воде. Для реализации компетентностного подхода и активизации сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями в области ФК должны быть разработаны новые средства и формы обучения, в том числе используя информационно-компьютерные технологии. В связи с отсутствием на кафедре ФВ аудиторий для теоретической подготовки максимально возможную часть планировать как самостоятельную работу студента.

Практическая часть программы должна включать: обучение технике спортивных, как наиболее быстрых, способов плавания (кроль, брасс, кроль на спине), умению менять положение тела и способы во время плавания, старты с тумбы, повороты.

7. Для реализации данной программы должна быть разработана, обоснована и экспериментально проверена методика массового обучения плаванию с учетом особенностей контингента. Данная методика обучения должна предусматривать самостоятельное обучение плаванию студентами.

8. Требуется разработать систему оценки и стимулирования академической и самостоятельной деятельности студентов для формирования чувства успешности и позитивного отношения к ФК.


Библиографическая ссылка

Сироткин С.А., Сироткина О.А. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К ВФСК ГТО // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 225-229;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37020 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674