В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования пристальное внимание уделяется развитию профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенный анализ образовательной системы Челябинской области позволил выделить ряд противоречий социально-педагогического, научно-педагогического, научно-методического и психологического планов, важных с точки зрения управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников. В частности, нами выделены следующие проблемы:
– недооценка руководителями образовательных организаций потенциала научно-методического сопровождения и поддержки педагогических работников по реализации ими трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами;
– недостаточный опыт осуществления педагогами и воспитателями коррекционно-развивающей деятельности, обусловленный отсутствием системных психолого-педагогических знаний об особенностях обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования;
– недооценка руководителями образовательных организаций роли педагогических работников, родителей (законных представителей) в формировании толерантной среды по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика деятельности руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, учтена нами при определении структуры понятия «профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников» [1; 2] (рис. 1).
Рис. 1. Структура понятия «профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников»
В частности, учитывая традиционное понимание профессиональной компетентности как единства теоретической и практической готовности педагогического работника к осуществлению педагогической деятельности [1], следует рассматривать её как интеграцию профессиональных компетенций различной природы (знаний, умений, обобщенных способов профессиональных действий и профессионально важных личностных качеств).
Соответственно, развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников [3], осуществляющих обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой целенаправленный процесс и результат количественных и качественных изменений в знаниях, умениях, обобщенных способах профессиональных действий и профессионально важных личностных качествах, происходящих под действием определённых средств и / или специально организованных условий.
Говоря об особенностях управления на региональном уровне развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников, целесообразно определить, что мы понимаем под данным термином.
В литературе управление рассматривается как целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. При этом в качестве атрибутивных признаков данного понятия выступают:
1) наличие элементов: субъекта управления и объекта управления;
2) осуществляется в условиях совместной деятельности людей и их общностей;
3) характеризуется направленностью на достижение конкретной цели, воплощение которой отражено в определенных результатах;
4) представляется в виде целостной организованной системы действий;
5) связано с упорядочением воздействий;
6) обеспечивается системой определенных средств / условий.
Указанные позиции позволяют утверждать, что управление развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, может быть осуществлено при условии создания такого пространства обмена знаниями, которое позволило бы осуществлять их адресную поддержку по разрешению возникающих затруднений и удовлетворению потребностей и, соответственно, стимулировало бы их к собственному профессиональному росту [4].
Системообразующим фактором такой работы являются требования профессиональных стандартов. Исходя из этого, модель управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – модель), представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков (целевого, организационно-процессуального, деятельностного и результативного).
Целевой блок модели определяет цель, задачи и планируемые результаты ее реализации на региональном уровне. В частности, как было отмечено ранее, генеральной линией выступает создание пространства обмена знаниями, обеспечивающего адресную поддержку руководителей и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и мотивирующего их на управление собственным профессиональным ростом [5–7].
Организационно-процессуальный блок модели представлен механизмами ее реализации и описанием системы управления. Механизмы реализации представляют собой инструменты организации эффективного исполнения мероприятий, составляющих содержательную основу модели и представленных в деятельностном блоке, а также контроля достижения ожидаемых результатов. К таким инструментам в рамках модели отнесены:
комплексная мотивационная среда, позволяющая обеспечить адресность развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе проведения для них инновационных конкурсов, обучающих и консультационных мероприятий, тьюторского сопровождения, осуществляемых в онлайн- и офлайн-режимах и др.
Выделение указанного механизма обусловлено, например, наличием в региональной системе общего образования практики проведения конкурсов инновационных проектов («Современные образовательные технологии», «Новой школе – новые стандарты», «Обучение без границ» и др.). Кроме того, в регионе функционирует семь ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, созданных на базе образовательных организаций Челябинской области, кадровый потенциал которых позволяет осуществлять консалтинговую деятельность и тьюторское сопровождение педагогов и школьных команд образовательных организаций по вопросам образования детей с ОВЗ;
инновационная направленность профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что позволяет обеспечить их вовлечение в совместную инновационную деятельность.
Содержательное наполнение данного механизма проявляется в реализации региональных научно-прикладных проектов, сущность и содержание которых отражено нами ранее в ряде публикаций. Иной содержательной линией является разработка продуктов совместной инновационной деятельности муниципальных (субмуниципальных) и / или школьных команд (например, разработка дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей, дополнительных профессиональных программ в соответствии с положениями профессиональных стандартов [8]), а также представление продуктов инновационной деятельности широкому кругу потребителей, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет;
сетевое взаимодействие при проектировании, разработке, апробации или внедрении продуктов инновационной деятельности, организации и проведении различного рода мероприятий для участников отношений в сфере образования в онлайн- и офлайн-режимах. Данный механизм обеспечивает аккумулирование кадровых, программно-методических, интеллектуальных, временных ресурсов не только для решения актуальных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для разрешения возникающих у руководителей и педагогов затруднений, а также для удовлетворения их профессиональных потребностей;
информирование участников отношений в сфере образования о ходе и результатах реализации модели, что обеспечит реализацию тезиса о том, что система общего образования должна функционировать на основе принципа открытости [9].
Особенностью реализуемой на территории Челябинской области модели является то, что управление развитием профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников осуществляется каскадно. Отметим, что подобного рода представление рассматриваемого процесса позволяет визуализировать сложную систему в виде последовательности менее сложных подсистем, соединенных между собой по принципу обратной связи (рис. 2).
Рис. 2. Схема управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов: ДПП – дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), реализуемые на территории Челябинской области; НПП – научно-прикладные проекты; УОn – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (или их структурные подразделения); ООn – образовательные организации
Каскадный принцип управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов позволяет выделить три уровня, на которых осуществляется управление.
Региональный уровень, задача которого трансформировать ключевые цели образования детей с ограниченными возможностями здоровья в вектор развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов. Направление данного вектора определяет конечную точку – достижение индикативных показателей развития образования Челябинской области по рассматриваемому направлению деятельности.
Еще раз отметим, что в рассматриваемом аспекте необходимым условием реализации модели является создание пространства обмена знаниями. Оно представляет собой совокупность краткосрочных обучающих, информационно-методических, научных и консалтинговых мероприятий (вебинаров, семинаров, практикумов и пр.), организуемых управляющей подсистемой при взаимодействии с субъектами управляемой подсистемы, в ходе которых осуществляется тьюторское сопровождение муниципальных (субмуниципальных) и / или школьных команд участников, в том числе с использованием интерактивных площадок.
Основаниями для представленного понимания управления в части развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, являются:
1) реализация на территории Челябинской области системы дополнительных профессиональных программ, что позволяет совершенствовать профессиональные компетенции руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, в условиях меняющегося законодательства;
2) наличие системы научно-методического сопровождения педагогических работников в части реализации программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ;
3) наличие системы изучения, обобщения и распространения эффективного опыта внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Челябинской области;
4) наличие информационной среды научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ.
Муниципальный уровень управления представляет собой уровень, на котором осуществляется превентивная деятельность по достижению индикативных показателей развития образования Челябинской области по вопросам образования учащихся с ОВЗ и обеспечивается оперативный контроль их достижения. Кроме этого, именно на этом уровне в соответствии с определёнными законодательством полномочиями происходит декомпозиция целевых показателей в установки в отношении необходимости развития определенного рода профессиональных компетенций у руководителей и педагогов. Данные установки определяются, прежде всего, на основе имеющихся в муниципальных образованиях ресурсов. При этом неотъемлемым элементом является возможность использования субъектами управления данного уровня ресурсов созданного на региональном уровне пространства обмена знаниями.
Институциональный уровень управления рассматривается как уровень использования и предоставления ресурсов, которые могут быть востребованы руководителями и педагогами образовательных организаций, работающих с учащимися с ОВЗ. При этом, безусловно, субъекты управления данного уровня имеют возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом и субъектами иных уровней, что обеспечивает достижение индикативных показателей развития образования Челябинской области по вопросам образования учащихся с ОВЗ.
Акцентируем внимание на том, что субъекты управления (представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители и педагогические работники образовательных организаций) в каждом из описанных выше уровней имеют большую степень свободы в части установления взаимодействия друг с другом (рис. 2).
Каскадный подход к управлению развитием профессиональных компетенций руководящих и руководителей и педагогических работников, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, также отражен в деятельностном блоке модели. Указанный блок представляет собой перечень мероприятий по решению поставленных на трех уровнях управления (региональном, муниципальном и институциональном) задач.
Результативный блок модели отражен в интегративном результате ее реализации сформированности готовности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Достижение указанного результата осуществляется в условиях как расширения практики обобщения эффективного педагогического опыта образования детей с ОВЗ, а также распространения и представления продуктов инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет; так и расширения спектра научных, информационно-консультационных и образовательных мероприятий для участников отношений в сфере образования, имеющих ярко выраженную практико-ориентированную направленность, в том числе по вопросам распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в системе образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), организованных в онлайн- и офлайн-режимах.
Таким образом, сформированная на региональном уровне на основе современных психолого-педагогических теорий система взглядов на научно-методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, являясь источником развития профессиональных компетенций педагогических работников, позволяет как включить педагогов в управление собственным профессиональным ростом, так и осуществить адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.