Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ильина А.В. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье рассматриваются вопросы управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Данный аспект имеет существенное значение в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Автор статьи обосновывает необходимость создания на региональном уровне единого пространства обмена знаниями. Оно позволяет осуществлять адресную поддержку руководителей и педагогов по разрешению затруднений, возникающих у них в ходе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач рассматриваемого пространства является стимулирование работников образования к собственному профессиональному росту. При этом архитектоника данного пространства позволяет аккумулировать в областной образовательной системе различные взгляды на научно-методическое сопровождение руководителей и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Центральную позицию в данной системе взглядов занимает понятие «развитие профессиональных компетенций» и собственно управление данным развитием на территории Челябинской области. Автор акцентирует внимание на том, что управление развитием профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в региональной образовательной системе может осуществляться каскадно. При этом субъекты управления имеют большую степень свободы в части установления взаимодействия друг с другом, что имеет принципиальное значение в контексте развития их профессиональных компетенций.
профессиональные компетенции
педагогические работники
дополнительное профессиональное образование
управление развитием профессиональных компетенций
учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
4. Возняк И.В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России / И.В. Возняк // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 2(31). – С. 51–59.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 05.02.2018).
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 25.01.2018).
7. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/documentmoduleId=1&documentId=288515 (дата обращения: 06.02.2018).
8. Абрамовских Т.А. Особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ на основе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 3(32). – С. 52–63.
9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.01.2018).

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования пристальное внимание уделяется развитию профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенный анализ образовательной системы Челябинской области позволил выделить ряд противоречий социально-педагогического, научно-педагогического, научно-методического и психологического планов, важных с точки зрения управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников. В частности, нами выделены следующие проблемы:

– недооценка руководителями образовательных организаций потенциала научно-методического сопровождения и поддержки педагогических работников по реализации ими трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами;

– недостаточный опыт осуществления педагогами и воспитателями коррекционно-развивающей деятельности, обусловленный отсутствием системных психолого-педагогических знаний об особенностях обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования;

– недооценка руководителями образовательных организаций роли педагогических работников, родителей (законных представителей) в формировании толерантной среды по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика деятельности руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, учтена нами при определении структуры понятия «профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников» [1; 2] (рис. 1).

il1.wmf

Рис. 1. Структура понятия «профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников»

В частности, учитывая традиционное понимание профессиональной компетентности как единства теоретической и практической готовности педагогического работника к осуществлению педагогической деятельности [1], следует рассматривать её как интеграцию профессиональных компетенций различной природы (знаний, умений, обобщенных способов профессиональных действий и профессионально важных личностных качеств).

Соответственно, развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников [3], осуществляющих обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой целенаправленный процесс и результат количественных и качественных изменений в знаниях, умениях, обобщенных способах профессиональных действий и профессионально важных личностных качествах, происходящих под действием определённых средств и / или специально организованных условий.

Говоря об особенностях управления на региональном уровне развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников, целесообразно определить, что мы понимаем под данным термином.

В литературе управление рассматривается как целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. При этом в качестве атрибутивных признаков данного понятия выступают:

1) наличие элементов: субъекта управления и объекта управления;

2) осуществляется в условиях совместной деятельности людей и их общностей;

3) характеризуется направленностью на достижение конкретной цели, воплощение которой отражено в определенных результатах;

4) представляется в виде целостной организованной системы действий;

5) связано с упорядочением воздействий;

6) обеспечивается системой определенных средств / условий.

Указанные позиции позволяют утверждать, что управление развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, может быть осуществлено при условии создания такого пространства обмена знаниями, которое позволило бы осуществлять их адресную поддержку по разрешению возникающих затруднений и удовлетворению потребностей и, соответственно, стимулировало бы их к собственному профессиональному росту [4].

Системообразующим фактором такой работы являются требования профессиональных стандартов. Исходя из этого, модель управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – модель), представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков (целевого, организационно-процессуального, деятельностного и результативного).

Целевой блок модели определяет цель, задачи и планируемые результаты ее реализации на региональном уровне. В частности, как было отмечено ранее, генеральной линией выступает создание пространства обмена знаниями, обеспечивающего адресную поддержку руководителей и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и мотивирующего их на управление собственным профессиональным ростом [5–7].

Организационно-процессуальный блок модели представлен механизмами ее реализации и описанием системы управления. Механизмы реализации представляют собой инструменты организации эффективного исполнения мероприятий, составляющих содержательную основу модели и представленных в деятельностном блоке, а также контроля достижения ожидаемых результатов. К таким инструментам в рамках модели отнесены:

комплексная мотивационная среда, позволяющая обеспечить адресность развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе проведения для них инновационных конкурсов, обучающих и консультационных мероприятий, тьюторского сопровождения, осуществляемых в онлайн- и офлайн-режимах и др.

Выделение указанного механизма обусловлено, например, наличием в региональной системе общего образования практики проведения конкурсов инновационных проектов («Современные образовательные технологии», «Новой школе – новые стандарты», «Обучение без границ» и др.). Кроме того, в регионе функционирует семь ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, созданных на базе образовательных организаций Челябинской области, кадровый потенциал которых позволяет осуществлять консалтинговую деятельность и тьюторское сопровождение педагогов и школьных команд образовательных организаций по вопросам образования детей с ОВЗ;

инновационная направленность профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что позволяет обеспечить их вовлечение в совместную инновационную деятельность.

Содержательное наполнение данного механизма проявляется в реализации региональных научно-прикладных проектов, сущность и содержание которых отражено нами ранее в ряде публикаций. Иной содержательной линией является разработка продуктов совместной инновационной деятельности муниципальных (субмуниципальных) и / или школьных команд (например, разработка дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей, дополнительных профессиональных программ в соответствии с положениями профессиональных стандартов [8]), а также представление продуктов инновационной деятельности широкому кругу потребителей, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет;

сетевое взаимодействие при проектировании, разработке, апробации или внедрении продуктов инновационной деятельности, организации и проведении различного рода мероприятий для участников отношений в сфере образования в онлайн- и офлайн-режимах. Данный механизм обеспечивает аккумулирование кадровых, программно-методических, интеллектуальных, временных ресурсов не только для решения актуальных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для разрешения возникающих у руководителей и педагогов затруднений, а также для удовлетворения их профессиональных потребностей;

информирование участников отношений в сфере образования о ходе и результатах реализации модели, что обеспечит реализацию тезиса о том, что система общего образования должна функционировать на основе принципа открытости [9].

Особенностью реализуемой на территории Челябинской области модели является то, что управление развитием профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников осуществляется каскадно. Отметим, что подобного рода представление рассматриваемого процесса позволяет визуализировать сложную систему в виде последовательности менее сложных подсистем, соединенных между собой по принципу обратной связи (рис. 2).

il2.wmf

Рис. 2. Схема управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов: ДПП – дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), реализуемые на территории Челябинской области; НПП – научно-прикладные проекты; УОn – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (или их структурные подразделения); ООn – образовательные организации

Каскадный принцип управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов позволяет выделить три уровня, на которых осуществляется управление.

Региональный уровень, задача которого трансформировать ключевые цели образования детей с ограниченными возможностями здоровья в вектор развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов. Направление данного вектора определяет конечную точку – достижение индикативных показателей развития образования Челябинской области по рассматриваемому направлению деятельности.

Еще раз отметим, что в рассматриваемом аспекте необходимым условием реализации модели является создание пространства обмена знаниями. Оно представляет собой совокупность краткосрочных обучающих, информационно-методических, научных и консалтинговых мероприятий (вебинаров, семинаров, практикумов и пр.), организуемых управляющей подсистемой при взаимодействии с субъектами управляемой подсистемы, в ходе которых осуществляется тьюторское сопровождение муниципальных (субмуниципальных) и / или школьных команд участников, в том числе с использованием интерактивных площадок.

Основаниями для представленного понимания управления в части развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, являются:

1) реализация на территории Челябинской области системы дополнительных профессиональных программ, что позволяет совершенствовать профессиональные компетенции руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, в условиях меняющегося законодательства;

2) наличие системы научно-методического сопровождения педагогических работников в части реализации программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ;

3) наличие системы изучения, обобщения и распространения эффективного опыта внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Челябинской области;

4) наличие информационной среды научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ.

Муниципальный уровень управления представляет собой уровень, на котором осуществляется превентивная деятельность по достижению индикативных показателей развития образования Челябинской области по вопросам образования учащихся с ОВЗ и обеспечивается оперативный контроль их достижения. Кроме этого, именно на этом уровне в соответствии с определёнными законодательством полномочиями происходит декомпозиция целевых показателей в установки в отношении необходимости развития определенного рода профессиональных компетенций у руководителей и педагогов. Данные установки определяются, прежде всего, на основе имеющихся в муниципальных образованиях ресурсов. При этом неотъемлемым элементом является возможность использования субъектами управления данного уровня ресурсов созданного на региональном уровне пространства обмена знаниями.

Институциональный уровень управления рассматривается как уровень использования и предоставления ресурсов, которые могут быть востребованы руководителями и педагогами образовательных организаций, работающих с учащимися с ОВЗ. При этом, безусловно, субъекты управления данного уровня имеют возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом и субъектами иных уровней, что обеспечивает достижение индикативных показателей развития образования Челябинской области по вопросам образования учащихся с ОВЗ.

Акцентируем внимание на том, что субъекты управления (представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители и педагогические работники образовательных организаций) в каждом из описанных выше уровней имеют большую степень свободы в части установления взаимодействия друг с другом (рис. 2).

Каскадный подход к управлению развитием профессиональных компетенций руководящих и руководителей и педагогических работников, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, также отражен в деятельностном блоке модели. Указанный блок представляет собой перечень мероприятий по решению поставленных на трех уровнях управления (региональном, муниципальном и институциональном) задач.

Результативный блок модели отражен в интегративном результате ее реализации сформированности готовности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Достижение указанного результата осуществляется в условиях как расширения практики обобщения эффективного педагогического опыта образования детей с ОВЗ, а также распространения и представления продуктов инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет; так и расширения спектра научных, информационно-консультационных и образовательных мероприятий для участников отношений в сфере образования, имеющих ярко выраженную практико-ориентированную направленность, в том числе по вопросам распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в системе образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), организованных в онлайн- и офлайн-режимах.

Таким образом, сформированная на региональном уровне на основе современных психолого-педагогических теорий система взглядов на научно-методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, являясь источником развития профессиональных компетенций педагогических работников, позволяет как включить педагогов в управление собственным профессиональным ростом, так и осуществить адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографическая ссылка

Ильина А.В. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 194-198;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37014 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674