Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE SPECIFICITY OF TEACHING THE MODULE «PROSTHODONTICS (SIMPLE PROSTHETICS)» STUDENTS OF DENTAL FACULTY

Felker E.V. 1 Baroyan M.A. 1
1 Kursk State Medical University
The ultimate goal of studying the training module «Prosthodontics (simple prosthetics)» is the training of a dentist with deep theoretical knowledge, skills and skills in the field of prevention, diagnosis and methods of orthopedic treatment of diseases of the dental system; capable of making an informed choice of the design of dental prosthesis and materials for its manufacture; To render orthopedic stomatologic help at a pathology of firm tissues of a teeth and defects of dentition. The specificity presented by the staff of the Department of Orthopedic Dentistry of the Kursk State Medical University, the concept of teaching the module «Prosthodontics» is determined by the peculiarities of the organization of the educational process used by pedagogical methods and is based on a combination of the theoretical component of education with a professionally oriented and personality-oriented approach. The article deals with the most widely used active and interactive forms of conducting classes at the Department of Orthopedic Dentistry: manipulation training on educational phantoms, analysis of clinical cases, role-playing training game, medical history, research work of students, attending medical conferences, brainstorming. The scenario of situation-role games, stages of brainstorming are described in detail. The data confirming the effectiveness of the proposed concept are presented: employers’ satisfaction with the level of practical training of students-stomatologists of KSMU was 8.9 (the maximum value is 10.0).
prosthodontics
manipulation training
role-playing training game
analysis of clinical cases
brainstorming

Учебный модуль «Зубопротезирование (простое протезирование)» предназначен для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике. Он ориентирован на освоение теоретических основ и практических навыков по оказанию амбулаторной стоматологической ортопедической помощи при патологии твердых тканей зубов и дефектах зубных рядов.

На кафедре ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета (далее КГМУ) модуль «Зубопротезирование (простое протезирование)» студенты изучают на 3 курсе (5 и 6 семестры). Лекционный курс составляет основу теоретического обучения. Основная цель – концентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах модуля.

По форме изложения учебного материала в рамках данного модуля на кафедре ортопедической стоматологии КГМУ проводятся лекции-визуализации, проблемные лекции и лекции-дискуссии. В этом случае одномоментно обеспечивается усвоение студентами теоретических знаний, развитие активного теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста, а сам процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Знание теоретических основ дисциплины является базой для формирования у студентов профессиональных навыков и умений [1].

Тематика практических занятий модуля «Зубопротезирование» включает содержание и ранее изученных модулей «Пропедевтика ортопедической стоматологии» и «Материаловедение», что обеспечивает реализацию принципа преемственности. В связи с чем процесс самоподготовки студентов основан прежде всего на повторении материалов ранее изученных модулей и разделов смежных дисциплин.

Практические занятия проводятся в специализированных аудиториях кафедры и обеспечиваются всеми необходимыми наглядными материалами, пособиями, фантомами, рентгенограммами, атласами, стендами, видеофильмами, приборами и др.

Структура практических занятий включает следующие этапы: организационные вопросы, проверка исходного уровня знаний студентов, методические установки для самостоятельной работы студентов, манипуляционный тренинг, контроль результатов усвоения знаний, умений и навыков и подведение итогов занятия.

Специфика преподавания модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» заключается в практико-ориентированном подходе, согласно которому теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных навыков, а не отдельно и заранее. Реализация такого вида обучения требует от обучающегося не просто знания техники выполнения той или иной манипуляции, но и полного владения определенным перечнем практических навыков, которые к моменту окончания медицинского вуза студент должен выполнять самостоятельно.

В качестве профессионально-ориентированных технологий обучения на кафедре ортопедической стоматологии внедрены и активно используются: манипуляционный тренинг на учебных фантомах, анализ клинических случаев, ролевая учебная игра, подготовка истории болезни, научно-исследовательская работа студентов, посещение врачебных конференций [2, 3].

Профессия врача-стоматолога предполагает точную зрительно-моторную координацию и хорошо развитую мелкую моторику рук. Работа в ограниченном пространстве, с мелким колюще-режущим, а главное, вращательным инструментом, на малом, часто труднодоступном операционном поле, – все это требует от врача-стоматолога ювелирной точности и, конечно, выдержки, и такое мастерство должно быть отточено еще до клинического приема пациентов [4].

Таким образом, современные тенденции стоматологического образования требуют использования фантомного симуляционного оборудования, позволяющего достичь максимального уровня реализма [5].

Базой для отработки профессиональных мануальных навыков у студентов стоматологов КГМУ служит лаборатория «Стоматолог» Центра аккредитации и симуляционного обучения Курского государственного медицинского университета. Каждый наш студент имеет свой индивидуальный стоматологический фантом, который легко монтируется в общую систему учебного стоматологического модуля, что позволяет многократно отработать технику той или иной манипуляции, закрепить полученные теоретические знания, а значит трансформировать их в профессиональные умения и навыки.

Перечень, и главное, качество выполненных работ на индивидуальном стоматологическом фантоме является показателем уровня сформированности профессиональных компетенций по данному модулю [6].

Как показывает опыт кафедры, обучающиеся, в полном объеме освоившие практические навыки с помощью симуляционных обучающих фантомов и манекенов, в последующем гораздо быстрее и увереннее переходят к реальным вмешательствам в клинике, и их результаты становятся более профессиональными. Удовлетворенность работодателей уровнем практической подготовки студентов-стоматологов КГМУ с момента открытия лаборатории «Стоматолог» возросла с показателя 6,5 (максимальное значение 10,0) в 2013 г. до 8,3 уже в 2015 г. и 8,9 в 2017 г. Анализ удовлетворенности работодателя качеством подготовки студентов-стоматологов КГМУ проводился путем анкетирования клинических баз по итогам производственной практики по анкетам, разработанным Центром менеджмента качества КГМУ. Согласно данным анкетам значение показателя 8–10 говорит о высоком уровне удовлетворенности.

Неотъемлемой частью обучения студентов на кафедре ортопедической стоматологии является организация их работы в учебной зуботехнической лаборатории.

Обучение в студенческой зуботехнической лаборатории, в полном объеме оснащенной соответствующими современными аппаратами, приборами, приспособлениями и инструментами, предполагает закрепление теоретических знаний и развитие мануальных навыков по основным технологическим процессам и технологии изготовления зубных протезов.

Другим эффективным практико-ориентированным компонентом обучения студентов на нашей кафедре является метод «анализ клинических случаев». Это активная инновационная форма обучения студентов медицинских вузов, которая способствует формированию клинического мышления, закреплению профессиональных навыков и теоретического материала по изучаемым ранее темам, а также позволяет объективно оценить подготовку студента к занятию. Использование иллюстрированных клинических ситуаций оживляет и обогащает учебный процесс, делает его более творческим, наглядным, полезным и поучительным, что интересно и студентам и преподавателям [7].

Кроме того при изучении модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» мы часто используем анализ клинической ситуации на реальных диагностических гипсовых моделях челюстей с определением оптимального варианта ортопедического лечения, что значительно повышает приближенность к будущей профессиональной деятельности.

Тем не менее в новой симуляционной среде обучения очень важным представляется развитие у студентов профессионального врачебного поведения. Оно характеризуется умением критически относиться к себе, к своим стереотипам и привычкам, стремлением к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, умением выстраивать и поддерживать отношения со всеми членами коллектива, а также способностью устанавливать психологический и речевой контакт с пациентами, друзьями, коллегами [7].

Навыки такого поведения должны быть заложены уже начиная с модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» и полностью сформированы к моменту начала производственной практики. Значительное место в решении данной проблемы отводится ролевым играм, в которых главным является имитационная модель объекта познания.

Доказано, что ситуационно-ролевые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений, активизируют познавательную активность и особенно развитие клинического мышления и, как следствие, повышают мотивацию студента к практическому овладению профессиональной деятельностью [7].

Импровизированное разыгрывание клинической ситуации позволяет создать доброжелательную и непринужденную эмоциональную атмосферу, помогает преодолеть психологический барьер. Это дает возможность вовлекать в игру малоактивных студентов, создает среду для целенаправленного развития личности специалиста и коррекции поведения каждого конкретного студента, что соответствует личностно-ориентированному подходу современной модели образования.

Структура ролевых игр в рамках модуля отражает логику практической деятельности, демонстрирует взаимосвязь практического занятия и профессиональной деятельности, моделирует проблемы, которые могут возникать и поэтому является не только эффективным пособием для усвоения знаний и формирования умений, но и действенным способом подготовки будущего специалиста к профессиональному общению.

В основу медицинской ролевой игры всегда положен принцип моделирования условий реальной профессиональной деятельности путем решения следующих задач: диагностика, постановка диагноза, составление протокола лечения [2, 3].

Стандартный сценарий ролевой игры на кафедре ортопедической стоматологии выглядит следующим образом: преподаватель озвучивает тематику ролевой игры, объясняет порядок проведения игры, называет роли, предлагает каждому студенту выбрать свою роль в игре: пациент, врач – стоматолог-ортопед, коллеги (ассистент стоматолога, врач-рентгенолог) и должностное лицо (заведующий ортопедическим отделением стоматологической поликлиники).

Основные этапы проведения игры.

1. Ознакомление студентов с исходной информацией, совместное определение основных задач ролевой игры, добровольное распределение ролей.

Студенту-пациенту преподаватель сообщает часть необходимой для игры информации: поставленный диагноз, результаты некоторых методов обследования (другие участники ролевой игры об этом не знают).

2. Подготовка обучающихся к выполнению ролевых функций. На этом этапе происходит определение особенностей их поведения в зависимости от роли.

3. Проведение игры.

Студент-пациент «приходит» на прием к студенту – врачу-стоматологу-ортопеду и предъявляет жалобы, характерные для данного диагноза, смоделировать клинические признаки заболевания. Студент – врач-стоматолог согласно полученным данным в ходе обследования пациента должен поставить и обосновать диагноз, назначить дополнительные методы исследования, составить план ортопедического лечения, заполнить «Медицинскую карту стоматологического больного». Студент – врач-ассистент должен подготовить рабочее место, принести все необходимые инструменты. Студент – врач-рентгенолог должен помочь при чтении рентгенограммы и описать ее в «Медицинской карте стоматологического больного». Заведующий отделением должен подтвердить постановку диагноза, прокомментировать план лечения, соблюдение этики и деонтологии, правовых норм врача и больного, принципов асептики и антисептики, оценить полноту заполнения документации.

За ходом игры наблюдает модератор. Им может быть преподаватель, но чаще мы отводим эту роль врачу-ординатору, что помогает оценить его компетентность и готовность к профессиональной деятельности. Модератор следит за игрой и вносит коррективы в действия врача-стоматолога и коллег, а также выполняет роль эксперта-аналитика и поэтапно проводит оценку и анализ работы всех участников игры и выставляет результаты в оценочной карте.

4. Подведение итогов и анализ эффективности игры в достижении поставленных целей.

Итогом ролевой игры являются постановка окончательного диагноза и составление плана лечения.

После этого преподаватель отмечает сильные стороны и недостатки исполнителей ролей, выводит их на дискуссию и предоставляет возможность выступить и защитить отдельные свои позиции. А по итогам имеет полную возможность определить уровень усвоения знаний, профессиональных умений и навыков по данной теме. Оценивается командная работа студентов и навыки взаимодействия.

Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы врача-стоматолога, позволяет провести занятие живо и занимательно, что способствует развитию творческого потенциала и познавательного интереса к предмету [3]. Однако решающее преимущество, на наш взгляд, кроется в развитии коммуникативной составляющей профессиональной деятельности и формировании стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими.

В ходе анонимного анкетирования, проведенного на кафедре на предмет отношения обучающихся к проведению ролевых игр с вариантами ответов: «положительно», «отрицательно», «нейтрально». Оценка «положительно» зарегистрирована в 89 % анкет, оценка «нейтрально» составляла 9 %, оценка «отрицательно» – 2 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма обучения интересна студентам, а значит, способна повысить эффективность усвоения материала.

Другим распространенным методом командной работы, который также широко используется на нашей кафедре, является «мозговой штурм». Мозговой штурм («мозговая атака») – это интерактивная методика обучения, в ходе которой поиск решения заранее поставленной проблемы осуществляется через стимулирование мыслительной и творческой активности, когда участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, из которых в дальнейшем выбирается наиболее удачное для использования на практике.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Предварительный. Этап постановки проблемы. Необходимо разбить студенческую группу на две рабочие подгруппы, а также выявить экспертную комиссию по отбору наилучших идей. В экспертную комиссию входят студенты, имеющие максимальный средний балл оценок по текущим занятиям.

Ведущий – преподаватель определяет проблему и в понятной форме доводит её до всех участников мозгового штурма. Студенты обдумывают проблему в течение 10 минут.

2. Продуктивный этап – генерации идей. На этом этапе студенты высказывают свои идеи, все идеи фиксируются в протоколе.

Главное на этом этапе обеспечить: вовлеченность всех студентов, каждый должен высказать свои предположения, чем больше идей, тем лучше, и полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, что отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

3. Анализ выдвинутых идей. Из общего количества выдвинутых идей группой аналитиков отбираются наиболее оригинальные и целесообразные.

Необходимо строго следить за тем, чтобы ни одна из выдвинутых идей не была отброшена без поиска в ней рационального зерна. Составляется окончательный список практически используемых идей – отчет группы «аналитиков».

Успех мозгового штурма во многом зависит от психологической обстановки и активности обсуждения, поэтому роль преподавателя как ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он должен «вывести из стопора» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Мы широко используем данный метод на выходном контроле результатов усвоения знаний, умений и навыков. Поскольку только студент, в полном объеме владеющий учебным материалом, способен генерировать по-настоящему правильные и оригинальные идеи.

Изложение вопросов обучения студентов-стоматологов в рамках модуля «Зубопротезирование» с представленной нами позиции обеспечивает формирование у обучающихся системного, многоуровневого подхода к усвоению теоретических знаний и мотивирует их на приобретение и дальнейшее совершенствование профессиональных навыков. Представленные формы организации учебного процесса снимают противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; формируют практические навыки анализа и осмысления клинических ситуаций путем их решения.