Учебный модуль «Зубопротезирование (простое протезирование)» предназначен для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике. Он ориентирован на освоение теоретических основ и практических навыков по оказанию амбулаторной стоматологической ортопедической помощи при патологии твердых тканей зубов и дефектах зубных рядов.
На кафедре ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета (далее КГМУ) модуль «Зубопротезирование (простое протезирование)» студенты изучают на 3 курсе (5 и 6 семестры). Лекционный курс составляет основу теоретического обучения. Основная цель – концентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах модуля.
По форме изложения учебного материала в рамках данного модуля на кафедре ортопедической стоматологии КГМУ проводятся лекции-визуализации, проблемные лекции и лекции-дискуссии. В этом случае одномоментно обеспечивается усвоение студентами теоретических знаний, развитие активного теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста, а сам процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Знание теоретических основ дисциплины является базой для формирования у студентов профессиональных навыков и умений [1].
Тематика практических занятий модуля «Зубопротезирование» включает содержание и ранее изученных модулей «Пропедевтика ортопедической стоматологии» и «Материаловедение», что обеспечивает реализацию принципа преемственности. В связи с чем процесс самоподготовки студентов основан прежде всего на повторении материалов ранее изученных модулей и разделов смежных дисциплин.
Практические занятия проводятся в специализированных аудиториях кафедры и обеспечиваются всеми необходимыми наглядными материалами, пособиями, фантомами, рентгенограммами, атласами, стендами, видеофильмами, приборами и др.
Структура практических занятий включает следующие этапы: организационные вопросы, проверка исходного уровня знаний студентов, методические установки для самостоятельной работы студентов, манипуляционный тренинг, контроль результатов усвоения знаний, умений и навыков и подведение итогов занятия.
Специфика преподавания модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» заключается в практико-ориентированном подходе, согласно которому теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных навыков, а не отдельно и заранее. Реализация такого вида обучения требует от обучающегося не просто знания техники выполнения той или иной манипуляции, но и полного владения определенным перечнем практических навыков, которые к моменту окончания медицинского вуза студент должен выполнять самостоятельно.
В качестве профессионально-ориентированных технологий обучения на кафедре ортопедической стоматологии внедрены и активно используются: манипуляционный тренинг на учебных фантомах, анализ клинических случаев, ролевая учебная игра, подготовка истории болезни, научно-исследовательская работа студентов, посещение врачебных конференций [2, 3].
Профессия врача-стоматолога предполагает точную зрительно-моторную координацию и хорошо развитую мелкую моторику рук. Работа в ограниченном пространстве, с мелким колюще-режущим, а главное, вращательным инструментом, на малом, часто труднодоступном операционном поле, – все это требует от врача-стоматолога ювелирной точности и, конечно, выдержки, и такое мастерство должно быть отточено еще до клинического приема пациентов [4].
Таким образом, современные тенденции стоматологического образования требуют использования фантомного симуляционного оборудования, позволяющего достичь максимального уровня реализма [5].
Базой для отработки профессиональных мануальных навыков у студентов стоматологов КГМУ служит лаборатория «Стоматолог» Центра аккредитации и симуляционного обучения Курского государственного медицинского университета. Каждый наш студент имеет свой индивидуальный стоматологический фантом, который легко монтируется в общую систему учебного стоматологического модуля, что позволяет многократно отработать технику той или иной манипуляции, закрепить полученные теоретические знания, а значит трансформировать их в профессиональные умения и навыки.
Перечень, и главное, качество выполненных работ на индивидуальном стоматологическом фантоме является показателем уровня сформированности профессиональных компетенций по данному модулю [6].
Как показывает опыт кафедры, обучающиеся, в полном объеме освоившие практические навыки с помощью симуляционных обучающих фантомов и манекенов, в последующем гораздо быстрее и увереннее переходят к реальным вмешательствам в клинике, и их результаты становятся более профессиональными. Удовлетворенность работодателей уровнем практической подготовки студентов-стоматологов КГМУ с момента открытия лаборатории «Стоматолог» возросла с показателя 6,5 (максимальное значение 10,0) в 2013 г. до 8,3 уже в 2015 г. и 8,9 в 2017 г. Анализ удовлетворенности работодателя качеством подготовки студентов-стоматологов КГМУ проводился путем анкетирования клинических баз по итогам производственной практики по анкетам, разработанным Центром менеджмента качества КГМУ. Согласно данным анкетам значение показателя 8–10 говорит о высоком уровне удовлетворенности.
Неотъемлемой частью обучения студентов на кафедре ортопедической стоматологии является организация их работы в учебной зуботехнической лаборатории.
Обучение в студенческой зуботехнической лаборатории, в полном объеме оснащенной соответствующими современными аппаратами, приборами, приспособлениями и инструментами, предполагает закрепление теоретических знаний и развитие мануальных навыков по основным технологическим процессам и технологии изготовления зубных протезов.
Другим эффективным практико-ориентированным компонентом обучения студентов на нашей кафедре является метод «анализ клинических случаев». Это активная инновационная форма обучения студентов медицинских вузов, которая способствует формированию клинического мышления, закреплению профессиональных навыков и теоретического материала по изучаемым ранее темам, а также позволяет объективно оценить подготовку студента к занятию. Использование иллюстрированных клинических ситуаций оживляет и обогащает учебный процесс, делает его более творческим, наглядным, полезным и поучительным, что интересно и студентам и преподавателям [7].
Кроме того при изучении модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» мы часто используем анализ клинической ситуации на реальных диагностических гипсовых моделях челюстей с определением оптимального варианта ортопедического лечения, что значительно повышает приближенность к будущей профессиональной деятельности.
Тем не менее в новой симуляционной среде обучения очень важным представляется развитие у студентов профессионального врачебного поведения. Оно характеризуется умением критически относиться к себе, к своим стереотипам и привычкам, стремлением к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, умением выстраивать и поддерживать отношения со всеми членами коллектива, а также способностью устанавливать психологический и речевой контакт с пациентами, друзьями, коллегами [7].
Навыки такого поведения должны быть заложены уже начиная с модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» и полностью сформированы к моменту начала производственной практики. Значительное место в решении данной проблемы отводится ролевым играм, в которых главным является имитационная модель объекта познания.
Доказано, что ситуационно-ролевые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений, активизируют познавательную активность и особенно развитие клинического мышления и, как следствие, повышают мотивацию студента к практическому овладению профессиональной деятельностью [7].
Импровизированное разыгрывание клинической ситуации позволяет создать доброжелательную и непринужденную эмоциональную атмосферу, помогает преодолеть психологический барьер. Это дает возможность вовлекать в игру малоактивных студентов, создает среду для целенаправленного развития личности специалиста и коррекции поведения каждого конкретного студента, что соответствует личностно-ориентированному подходу современной модели образования.
Структура ролевых игр в рамках модуля отражает логику практической деятельности, демонстрирует взаимосвязь практического занятия и профессиональной деятельности, моделирует проблемы, которые могут возникать и поэтому является не только эффективным пособием для усвоения знаний и формирования умений, но и действенным способом подготовки будущего специалиста к профессиональному общению.
В основу медицинской ролевой игры всегда положен принцип моделирования условий реальной профессиональной деятельности путем решения следующих задач: диагностика, постановка диагноза, составление протокола лечения [2, 3].
Стандартный сценарий ролевой игры на кафедре ортопедической стоматологии выглядит следующим образом: преподаватель озвучивает тематику ролевой игры, объясняет порядок проведения игры, называет роли, предлагает каждому студенту выбрать свою роль в игре: пациент, врач – стоматолог-ортопед, коллеги (ассистент стоматолога, врач-рентгенолог) и должностное лицо (заведующий ортопедическим отделением стоматологической поликлиники).
Основные этапы проведения игры.
1. Ознакомление студентов с исходной информацией, совместное определение основных задач ролевой игры, добровольное распределение ролей.
Студенту-пациенту преподаватель сообщает часть необходимой для игры информации: поставленный диагноз, результаты некоторых методов обследования (другие участники ролевой игры об этом не знают).
2. Подготовка обучающихся к выполнению ролевых функций. На этом этапе происходит определение особенностей их поведения в зависимости от роли.
3. Проведение игры.
Студент-пациент «приходит» на прием к студенту – врачу-стоматологу-ортопеду и предъявляет жалобы, характерные для данного диагноза, смоделировать клинические признаки заболевания. Студент – врач-стоматолог согласно полученным данным в ходе обследования пациента должен поставить и обосновать диагноз, назначить дополнительные методы исследования, составить план ортопедического лечения, заполнить «Медицинскую карту стоматологического больного». Студент – врач-ассистент должен подготовить рабочее место, принести все необходимые инструменты. Студент – врач-рентгенолог должен помочь при чтении рентгенограммы и описать ее в «Медицинской карте стоматологического больного». Заведующий отделением должен подтвердить постановку диагноза, прокомментировать план лечения, соблюдение этики и деонтологии, правовых норм врача и больного, принципов асептики и антисептики, оценить полноту заполнения документации.
За ходом игры наблюдает модератор. Им может быть преподаватель, но чаще мы отводим эту роль врачу-ординатору, что помогает оценить его компетентность и готовность к профессиональной деятельности. Модератор следит за игрой и вносит коррективы в действия врача-стоматолога и коллег, а также выполняет роль эксперта-аналитика и поэтапно проводит оценку и анализ работы всех участников игры и выставляет результаты в оценочной карте.
4. Подведение итогов и анализ эффективности игры в достижении поставленных целей.
Итогом ролевой игры являются постановка окончательного диагноза и составление плана лечения.
После этого преподаватель отмечает сильные стороны и недостатки исполнителей ролей, выводит их на дискуссию и предоставляет возможность выступить и защитить отдельные свои позиции. А по итогам имеет полную возможность определить уровень усвоения знаний, профессиональных умений и навыков по данной теме. Оценивается командная работа студентов и навыки взаимодействия.
Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы врача-стоматолога, позволяет провести занятие живо и занимательно, что способствует развитию творческого потенциала и познавательного интереса к предмету [3]. Однако решающее преимущество, на наш взгляд, кроется в развитии коммуникативной составляющей профессиональной деятельности и формировании стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими.
В ходе анонимного анкетирования, проведенного на кафедре на предмет отношения обучающихся к проведению ролевых игр с вариантами ответов: «положительно», «отрицательно», «нейтрально». Оценка «положительно» зарегистрирована в 89 % анкет, оценка «нейтрально» составляла 9 %, оценка «отрицательно» – 2 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма обучения интересна студентам, а значит, способна повысить эффективность усвоения материала.
Другим распространенным методом командной работы, который также широко используется на нашей кафедре, является «мозговой штурм». Мозговой штурм («мозговая атака») – это интерактивная методика обучения, в ходе которой поиск решения заранее поставленной проблемы осуществляется через стимулирование мыслительной и творческой активности, когда участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, из которых в дальнейшем выбирается наиболее удачное для использования на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.
1. Предварительный. Этап постановки проблемы. Необходимо разбить студенческую группу на две рабочие подгруппы, а также выявить экспертную комиссию по отбору наилучших идей. В экспертную комиссию входят студенты, имеющие максимальный средний балл оценок по текущим занятиям.
Ведущий – преподаватель определяет проблему и в понятной форме доводит её до всех участников мозгового штурма. Студенты обдумывают проблему в течение 10 минут.
2. Продуктивный этап – генерации идей. На этом этапе студенты высказывают свои идеи, все идеи фиксируются в протоколе.
Главное на этом этапе обеспечить: вовлеченность всех студентов, каждый должен высказать свои предположения, чем больше идей, тем лучше, и полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, что отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
3. Анализ выдвинутых идей. Из общего количества выдвинутых идей группой аналитиков отбираются наиболее оригинальные и целесообразные.
Необходимо строго следить за тем, чтобы ни одна из выдвинутых идей не была отброшена без поиска в ней рационального зерна. Составляется окончательный список практически используемых идей – отчет группы «аналитиков».
Успех мозгового штурма во многом зависит от психологической обстановки и активности обсуждения, поэтому роль преподавателя как ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он должен «вывести из стопора» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Мы широко используем данный метод на выходном контроле результатов усвоения знаний, умений и навыков. Поскольку только студент, в полном объеме владеющий учебным материалом, способен генерировать по-настоящему правильные и оригинальные идеи.
Изложение вопросов обучения студентов-стоматологов в рамках модуля «Зубопротезирование» с представленной нами позиции обеспечивает формирование у обучающихся системного, многоуровневого подхода к усвоению теоретических знаний и мотивирует их на приобретение и дальнейшее совершенствование профессиональных навыков. Представленные формы организации учебного процесса снимают противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; формируют практические навыки анализа и осмысления клинических ситуаций путем их решения.
Библиографическая ссылка
Фелькер Е.В., Бароян М.А. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МОДУЛЯ «ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ (ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)» У СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 4. – С. 184-188;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36981 (дата обращения: 21.11.2024).