Современная система высшего образования требует от выпускника, освоившего программу бакалавриата, определённой сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1]. Как будущие учителя изобразительного искусства и технологии, студенты должны обладать рядом компетенций в области педагогической, проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, которые будут отражать адекватность работы и поведения учителя в современном образовательном пространстве школы. Это отмечали и ряд исследователей, посвятивших свои работы профессиональной подготовке учителей по отдельным дисциплинам, в том числе в области искусства и технологии. Обосновывая педагогические условия успешной подготовки студентов, Б.В. Самсонов отмечал «адекватность структуры, содержания и технологии подготовки», а также «использование активных форм и методов в дидактической системе подготовки», в том числе и необходимость «разработки системы практической подготовки на основе решений творческих задач и выполнения разнообразных творческих проектов» [2, с. 15]. В свою очередь, анализируя современное состояние профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, Н.Б. Смирнова ещё в прошлом десятилетии отмечала важность «воплощения в реальную практику педагогического образования научных инноваций», в том числе «педагогических технологий обучения и воспитания» [3, с. 22].
Исходя из этого, отметим, что применение современных технологий, методов и средств обучения позволяет на качественно высоком уровне осуществлять подготовку будущих учителей по трём основным направлениям: теоретической, методической и практической. Поэтому рациональное применение современных технологий, методов и средств обучения выделено нами как один из основных принципов обучения в современной системе высшего образования.
Реализация педагогических технологий предусматривает определённую целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на совокупности содержания учебной дисциплины, методов и средств; учет таких структурных элементов, как цели и содержание обучения, педагогические средства, результат, контроль за познавательной деятельностью студента и т.д. Тем не менее необходимо учитывать современные разработки педагогов, успешно реализующих различные педагогические технологии и в гуманитарных дисциплинах, в том числе и в рамках образовательной области «Искусство».
Существует множество технологий и методов обучения в высшей школе. Преподаватель должен определить их педагогическую целесообразность, оптимальное количество и уметь их разнообразить. Это позволит использовать в процессе усвоения знаний и умений все виды чувственного восприятия: и зрительное, и слуховое, и тактильное. При выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать их зависимость от дидактических целей и задач учебного занятия, от характера той или иной части его содержания. Необходимо принимать во внимание уровень развития и знания обучаемых, основные методы преподавания изобразительного искусства и технологии, а также условия, в которых находится высшее учебное заведение или кафедра, их материально-техническое обеспечение.
Также выбор определённых базовых технологий, методов и средств обучения напрямую связан с педагогическим мастерством и подготовленностью преподавателя, зависит от его творческих возможностей. Тем более, что одна и та же технология, применяемая разными преподавателями может преподноситься ими по-разному, соответственно, и результаты будут также отличаться. Грамотное использование той или иной технологии предусматривает тщательную отработку основных этапов педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и образовательной среды, в которой осуществляется педагогическая деятельность.
Наиболее рациональными методами, с нашей точки зрения, в теоретической подготовке будущих учителей изобразительного искусства и технологии можно назвать методы, активизирующие учебную деятельность студентов, в процессе которой происходит формирование как творческих, так и коммуникативных качеств личности [4]. Замена традиционных лекционных форм наиболее современными интерактивными формами получения знаний и умений позволит сформировать системное и критическое мышление как одно из универсальных компетенций бакалавра. К таким формам мы отнесли лекции с разбором различных кейсов с ситуативными задачами; дискуссий по разбору ошибок, которые заранее были запланированы на лекции; пресс-конференции и др.
Например, техника обучения с применением различных кейсов заключается в анализе ситуации, разборе сути проблемы с предложениями возможных решений и выборе лучших из них. Кейсы должны базироваться на реальном фактическом материале или же должны быть приближены к реальной ситуации. Мини-кейсы или сжатые кейсы (1–2 страницы, 2 абзаца) могут использоваться в качестве иллюстрации к теории и содержать вопросы, которые требуют ответа в обсуждении. Основной задачей преподавателя в такой форме обучения является погружение обучающихся в их профессиональные проблемы. В отличие от традиционного обучения акцент переносится не на овладение готовыми знаниями, а на его выработку и сотворчество, где главным результатом становятся навыки профессиональной деятельности.
Например, в методике преподавания технологии в качестве определённой ситуации можно продемонстрировать короткий фрагмент видеозаписи различных проблемных ситуаций, возникающих в практической деятельности обучающихся среднего звена на уроках технологии, к примеру, при изучении технологии обработки швейных изделий или пищевых продуктов. Тем самым поиск путей разрешения данных ситуаций, возникающих на уроках, способствует, прежде всего, овладению обучающимися профессиональными компетенциями и накоплению опыта профессиональной деятельности с возможностью использовать нетрадиционные пути и нестандартные решения.
Большую эмоциональную активность у обучающихся вызывают «лекции с ошибками», которые формируют у них теоретическое мышление. В разработке фонда оценочных средств по данной форме занятия преподаватель заранее составляет примерный перечень вопросов для обсуждения, определяя знание основных понятий и представлений. Важным условием здесь является система обратной связи между обучающимся и преподавателем, а также степень активизации познавательной деятельности студентов.
Практическая подготовка обучающихся предусматривает развитие теоретических и методических знаний, вовлечение студентов в художественно-творческую и технологическую деятельность, для чего необходимо:
– вовлечение студентов в художественно-творческую и проектно-технологическую деятельность;
– формирование навыков практического проектирования в данных областях.
Использование технологии кооперативного обучения предполагает интерактивное групповое обучение, где студенты сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей, работы с другими точками зрения и аргументации своих высказываний. Одним из методов данной технологии является метод «пазла» или «мозаики», когда обучающиеся перед рассмотрением новой темы объединяются в микрогруппы для решения задачи-проблемы по какому-либо аспекту. В качестве примера приведём такую практическую работу студентов, как изучение технологии конструирования современного урока технологии или изобразительного искусства в рамках дисциплин «Теория и методика преподавания технологии» и «Теория и методика изучения изобразительного искусства», где предполагается разработка технологической карты урока с использованием технологии развития критического мышления или технологии решения исследовательских задач в обучении. С этой целью необходимо разработать три модуля: этапы изучения нового материала, закрепления материала и контроля в любой форме. На начальном этапе в каждой микро-группе формируются общие поверхностные взгляды и предположения по решению задачи. На втором этапе выбирается эксперт от каждой группы (обычно преподавателем), который в дальнейшем будет преподносить свои знания и умения другим членам группы по рассматриваемой проблеме. На третьем этапе происходит объединение экспертов в отдельные микро-группы и обмен мнениями по рассматриваемым вопросам. На последнем этапе эксперты возвращаются в свои группы и передают усвоенный учебный материал на должном уровне другим членам микрогруппы. Применение технологии кооперативного обучения предполагает предоставление обучающимся информации о целях и задачах работы, какие педагогические технологии, средства и дополнительные сервисы следует использовать для обеспечения решения поставленных задач. В том числе рекомендуется использование необходимых электронных образовательных ресурсов (презентаций, видеоуроков, инструкций) и инструментов, позволяющих изучить процесс внедрения предполагаемых педагогических технологий в учебный процесс школьного урока. Итоговая работа может быть оформлена в виде технологической карты урока и кластера.
Возможность практического применения теоретических знаний также реализуется в междисциплинарных, проблемных, тематических, ориентационных и системных учебных семинарах; дискуссиях («круглых столах»), где студенты овладевают педагогическими технологиями, методами, приёмами, средствами обучения и диагностическим инструментарием для оценки умений у обучающихся школ. Практическая подготовка бакалавров предусматривает формирование у них определённой системы методических умений в организации педагогического процесса на уроках изобразительного искусства и технологии.
Таким образом, совершенствование качества современной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства и технологии напрямую зависит от грамотного выбора методов и средств обучения, форм проведения практических и теоретических занятий, в которых в полной мере реализуются современные дидактические задачи.
Кроме того, будущий учитель изобразительного искусства и технологии должен обладать определёнными специфическими умениями и навыками:
– умения по художественному проектированию в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и технологии;
– владение определёнными приёмами работы по выполнению живописных, графических произведений и декоративно-прикладных изделий;
– владение технологиями обработки различных материалов, швейных изделий и пищевых продуктов;
– наличие навыков по применению их в самостоятельной художественно-творческой деятельности;
– умение изготавливать необходимые наглядные пособия;
– умение вести внеурочную деятельность (кружки, факультативы, конкурсы, экскурсии и т.д.);
– умение руководить научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, в том числе с использованием регионального компонента.
Следует отметить, что «методическая система» как более традиционное понятие не предполагает обязательную системность или структурированность в отличие от «педагогической технологии», однако познание студентами возможностей отдельных приёмов методики для развития личности школьника является главным звеном на пути к освоению более высокой ступени педагогического мастерства – осознанного и системного практического применения различных видов современных технологий. Таким образом, методика в данном случае будет являться тем средством, при помощи которого возможно реализовать и алгоритмически построить на практике ту или иную педагогическую технологию.
Применяя определённую совокупность методов в рамках конкретной педагогической технологии, мы решаем ряд таких важных задач, как повышение интереса к учебным занятиям (мотивации), результативности обучения, освоение навыков практической и коммуникативной деятельности.
Из всей системы классификации педагогических технологий, предложенных К.Г. Селевко, выделим виды технологий, отличающиеся «по целевой ориентации на сферы и структуры личности человека» [5, с. 17]. В данную группу вошли информационные технологии, направленные на «формирование, знаний, умений, навыков по основам наук», операционные, «способствующие формированию способов умственных действий на осмысление, анализ, и синтез»; технологии, «формирующие эмоционально-нравственные и эмоционально-художественные сферы саморазвития»; а также эвристические, которые способствуют развитию сферы творческих способностей [5, с. 18]. Выделенные нами виды являются наиболее приемлемыми в преподавании как гуманитарных (изобразительное искусство), так и технических дисциплин (технология).
К примеру, использование теории операционных технологий в обучении, считаем, будет оправданным в формировании у студентов технологического типа мышления в процессе практической деятельности по созданию продуктов труда в процессе проектной деятельности. Акцентируя внимание обучающихся на технологическом прогрессе в современном мире, который определяется многочисленными новинками, появившимися в результате создания новых материалов и способов изготовления продукции и появления различных научных открытий (например, в генной инженерии), возможно сформировать такую категорию универсальных компетенций, как системное и критическое мышление об общем представлении понятия «технология». Тем самым профессиональная готовность студентов в системе общего образования будет протекать наиболее эффективно при осознанном понимании различных технологических систем.
Использование данных видов технологий на уроках изобразительного искусства и технологии является вполне оправданным, так как они имеют своей целью в первую очередь свободное и творческое развитие школьника как субъекта деятельности. Личностно-центрированные технологии объединяют в себе проблемно-поисковые (исследовательские), коммуникативные, игровые (имитационное моделирование), психологические (самоопределенческие), деятельностные и рефлексивные виды. Подготовка студентов к использованию различных видов технологий в методике преподавания предмета реализуется в различных формах деятельности – деловых игр, конференций, диспутов и т.д.
Среди альтернативных технологий также выделим эвристическое обучение в развитии сферы творческих способностей студентов, необходимых в условиях новых образовательных стандартов в систему основного общего образования. Вскрытие индивидуальных резервов будущего специалиста, развитие его профессионального мышления, включающего и креативный компонент, является немаловажной задачей, так как в профессиональной педагогической сфере необходима личность, способная принимать обоснованное решение в нестандартных ситуациях и обладающая собственным компетентным мнением. В группу методов эвристического обучения студентов можно включить метод эвристических вопросов по обобщению информации и новых выводов; метод образного видения (словесное или графическое выражение образной формы продукта познания); эвристическое наблюдение (добывание знаний в реальности); гипотез, прогнозирования и т.д. В данном случае продуктами учебной деятельности студентов могут стать составленные таблицы, исследовательские проекты, мультимедийные презентации, роли в деловой игре и т.д. [6].
К выделенным А.В. Хуторским эвристическим заданиям когнитивного типа можно отнести и исследовательские проекты обучающихся в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и технологии, которые предполагают создание материализованных продуктов деятельности [7]. В процессе выполнения проекта изделия обучающиеся занимаются исследованием объекта изучения, изучают принципы и технологическую последовательность изготовления с последующим исполнением своей версии (авторского проекта). Задания креативного (творческого) типа включают предложения выполнить то, что уже известно, по своему видению, используя различные образные средства, и подготовить самооценку выполненной работы (качественную характеристику).
Развитие творческого, технологического мышления, а также формирование определённых умений и навыков во многом зависит от взаимоотношений вузовского преподавателя и студента в такой образовательной среде, которая будет отвечать духу современного образования, обращая внимание на технологический и концептуальный аспекты педагогической деятельности. Поэтому задачи развития творческой личности обучающегося сталкиваются с проблемой обоснованного выбора технологии с её целостной, интегральной системой и структурированностью педагогического процесса.
Таким образом, современная система высшего образования ставит обучающихся в активную профессионально-творческую позицию, чтобы использовать образовательные и педагогические технологии для достижения результатов обучения при реализации основных образовательных программ в средних учебных заведениях. В свою очередь, применение современных технологий в вузовской системе образования становится на первый план по решению проблем перехода к такому обучению, которое будет формировать не только общепрофессиональные и профессиональные, но и универсальные компетенции, отражающие всю структуру процесса обучения, в соответствии с образовательным стандартом – от постановки цели до получения конечного результата: сформированного специалиста, соответствующего определённому перечню свойств, заданных в профессиональном стандарте педагога [8].