Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF READINESS OF FORM MASTERS AND CURATORS TO IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL WORK UNDER THE CONDITIONS OF A MULTILEVEL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Sergeeva S.V. 1 Voskrekasenko O.A. 2
1 Penza State Technological University
2 Penza State University
The article proposes a variant of solving the problem of forming readiness of form masters and curators to carry out educational work under the conditions of a multilevel educational organization of a technical profile. The criteria and indicators of the formation level for this activity are developed: the motivational (the formation of motives for the organization and implementation of educational work), the emotional-volitional (a positive attitude to the upbringing process, the degree of formation of professional interest in the organization and implementation of educational work), cognitive-activity (the systematic organization of educational work, the demonstration of independence, creativity and initiative in its organization) components. On their basis, the levels of readiness of form masters and curators for the realization of educational work with students were defined and characterized: high, above average, sufficient, critical, low. As a mechanism for solving the problem of increasing the level of readiness of form masters and curators for the implementation of educational work the programme «School of Mentors» developed by the authors is recommended. It has proved to be an effective form of psychological and pedagogical education for new entrants into the teaching profession.
form masters
curators
students
programme
a multi-level educational organization

Тенденции развития современного профессионального образования нацеливают на совершенствование процесса воспитания обучающейся молодежи. Особо остро проблема встает в многоуровневых образовательных организациях технического профиля [1–3]. Это связано с готовностью педагогов СПО (классных руководителей) и ВО (кураторов студенческих групп) к осуществлению воспитательной работы на практике.

Для оценки готовности классных руководителей и кураторов к организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися представляется актуальной разработка критериев и показателей для её определения [4–7]. В этой связи были выделены мотивационный (сформированность мотивов организации и осуществления воспитательной работы), эмоционально-волевой (положительно-ценностное отношение к процессу воспитания; степень сформированности профессионального интереса к организации и осуществлению воспитательной работы), когнитивно-деятельностный (системность организации воспитательной работы; проявление самостоятельности, творчества и инициативы в ее организации) компоненты. На их основе были определены следующие уровни готовности классных руководителей и кураторов к реализации воспитательной работы с обучающимися: высокий, выше среднего, достаточный, критический, низкий. Остановимся подробнее на их характеристике.

Высокий уровень. Мотивационный критерий: наличие устойчивых внутренних и внешних мотивов по организации и осуществлению воспитательной работы; уверенные действия высокопрофессионального уровня при организации взаимодействия с преподавателями, студентами и их родителями; диалоговый характер педагогического взаимодействия и ориентация на оказание поддержки и сотрудничества. Эмоционально-волевой: устойчивое позитивное отношение к организации процесса воспитания обучающихся; адекватный характер эмоциональных переживаний и оптимистический настрой при взаимодействии; стабильное проявление профессионального интереса к воспитательной работе. Когнитивно-деятельностный: четкое осознание собственных профессиональных целей и содержания воспитательной деятельности; проявление инициативы в овладении компетенциями по организации воспитательной работы; системный характер в организации воспитательной работы, поддержка социально значимых инициатив.

Уровень выше среднего. Мотивационный критерий: стабильная мотивация на организацию и осуществление воспитательной работы; взаимодействие со студентами, как правило, определяется профессиональными установками; демократический стиль взаимодействия с субъектами образовательного процесса; осознание своей руководящей роли в организации воспитательной работы. Эмоционально-волевой: добросовестное отношение к выполнению должностных обязанностей, опосредованное осознанием необходимости психолого-педагогической поддержки развития личности студента; эмоциональные переживания по поводу его успехов и неудач; устойчивый интерес к воспитательной работе. Когнитивно-деятельностный: трудности, возникающие при целеполагании и определении содержания деятельности, легко преодолеваются самостоятельно или с помощью коллег; как правило, осознается необходимость в приобретении новых знаний по организации и осуществлению воспитательной работы; воспитательная работа носит плановый характер.

Уровень достаточный. Мотивационный критерий: мотивация деятельности обусловлена внешними стимулами; осуществляя педагогическое взаимодействие, руководствуется интересами студентов и профессиональными амбициями; взаимодействие носит характер договора, соглашения, в некоторых случаях неоправданной опеки; стиль отношений демократический с элементами авторитарности или либерализма. Эмоционально-волевой: отношение к работе опосредовано осознанием необходимости выполнять должностные обязанности; позитивный настрой в работе может сменяться разочарованием и неуверенностью в своих силах; интерес проявляется при организации известных, традиционных дел; необходимость творческой активности вызывает затруднения и опасения. Когнитивно-деятельностный: профессиональная деятельность реализуется лишь в рамках рекомендуемых мероприятий; профессиональное самообразование в рамках воспитательной работы осуществляется не систематически; прослеживается четкое следование рекомендациям и инструкциям, отсутствуют самостоятельность и инициатива.

Уровень критический. Мотивационный критерий: мотивы к осуществлению воспитательной работы не сформированы; деятельность определяется приказами и директивами вышестоящих инстанций; при взаимодействия с субъектами образовательного процесса испытываются значительные затруднения организационного и эмоционального плана; преобладает индифферентность; стили отношений – авторитарный или либерально-попустительский. Эмоционально-волевой: работа со студентами не приносит удовлетворения; возможны проявления раздражительности; заметно проявление равнодушия к успехам и неудачам студенческой группы; интерес и склонность к воспитательной работе как виду профессиональной деятельности развиты слабо. Когнитивно-деятельностный: профессиональные целевые установки и содержание деятельности не осознаны, фиксируются в документах машинально; занятие самообразованием носит стихийный характер; организация воспитательных мероприятий «перекладывается» на актив группы.

Уровень низкий. Мотивационный критерий: абсолютное отсутствие заинтересованности в организации и реализации воспитательной работы; педагогическое взаимодействие не выстраивает; характер отношений имеет тенденцию перехода на уровень конфронтации. Эмоционально-волевой: негативное отношение к назначению на должность классного руководителя и куратора; эмоциональные переживания опосредованы равнодушием по отношению к выполнению своих должностных обязанностей; интерес и склонности к воспитательной работе отсутствуют. Когнитивно-деятельностный: не задумывается о целях и содержании воспитательной работы; игнорирует возможности повышения квалификации в области воспитательной работы; отсутствие системности, самостоятельности и творческого подхода в организации воспитательного процесса.

В силу специфики контингента педагогов, работающих в многоуровневой образовательной организации технического профиля, не имеющих, как правило, базового психолого-педагогического образования, классные руководители (СПО) и кураторы (ВО) нуждаются в специально организованной для них профессиональной подготовке. Так, в Пензенском государственном технологическом университете, представляющем собой многоуровневой образовательный комплекс, включающий уровни СПО и ВО, накоплен успешный опыт организации «Школы наставников», зарекомендовавшей себя в качестве эффективной формы психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов [1–3]. Содержание деятельности «Школы наставника» определяется соответствующей вариативной программой, действующей на протяжении учебного года, и включает семнадцать тем. Остановимся подробнее на их характеристике.

Тема 1. «Сущность и особенности воспитания в образовательных организациях профессионального образования»: сущность понятий «воспитание», «воспитательная работа» и «воспитательная работа со студентами»; место воспитательной работы в образовательном процессе СПО и ВО; цели и задачи воспитания в образовательной организации профессионального образования; стратегическая цель и задачи воспитания; сущность понятия «воспитательная система»; структура и этапы развития воспитательных систем; характеристика современных образовательных организаций различного уровня как воспитательных систем; специфика воспитательных систем образовательных организаций СПО и ВО; особенности воспитательной системы технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса; нормативно-правовые документы, регулирующие и регламентирующие организацию воспитательной работы в образовательных организациях профессионального образования.

Тема 2. «Место деятельности классного руководителя (СПО) и наставника (ВПО) студенческой группы в воспитательной системе образовательной организации профессионального образования»: сущность понятий «классный руководитель», «наставник», «куратор». Квалификационные требования к классным руководителям и кураторам; цель, задачи, принципы воспитательной работы классных руководителей и наставников; функции и направления деятельности классных руководителей и наставников.

Тема 3. «Психолого-педагогические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в образовательной организации профессионального образования»: психологические особенности обучающихся юношеского возраста; психологические особенности студентов как социальной группы; учет возрастных особенностей обучающихся СПО и ВО; сущность понятия «индивидуальные особенности»; тип высшей нервной деятельности; понятие о темпераменте; характеристика типов темперамента и их учёт при организации взаимодействия с обучающимися; понятие «акцентуации характера» и их классификации; особенности педагогической и психологической работы с акцентуированными личностями; психодиагностические методики изучения обучающегося.

Тема 4. «Коллектив как объект и субъект воспитания»: роль коллектива в воспитании личности; сущность понятия «коллектив» и его признаки; формальная и неформальная структура коллектива; этапы, уровни и условия развития коллектива; методики определения стадии сформированности коллектива и межличностных отношений в нём.

Тема 5. «Индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы классного руководителя (СПО) и наставника (ВО)»: план воспитательной работы, требования к нему и его виды; назначение анализа воспитательной работы; алгоритм анализа воспитательных мероприятий; подготовка отчёта.

Тема 6. «Педагогическое взаимодействие классного руководителя (СПО) и наставника (ВПО) с обучающимися»: сущность педагогического взаимодействия, его видовые признаки, функции, типы и модели; диагностика ориентированности классного руководителя, наставника на учебно-дисциплинарную, либерально-попустительскую и личностную модели педагогического взаимодействия с обучающимися; показатели и условия эффективности педагогического взаимодействия; понятие, причины, особенности, этапы и способы разрешения педагогического конфликта.

Тема 7. «Методика организации коллективной творческой деятельности в студенческой группе»: сущность понятий «деятельность», «коллективная деятельность» и «коллективная творческая деятельность» (КТД); КТД как форма организации воспитательной работы; методика организации КТД; стадии КТД и роль педагога на каждой из них.

Тема 8. «Классный час (час наставника) как форма воспитательной работы в образовательных организациях профессионального образования»: понятия «форма воспитания», «форма воспитательной работы»; типы и виды форм воспитательной работы; технология создания формы воспитательной работы; классный час в системе работы классного руководителя (СПО); час наставника в системе работы наставника студенческой группы (ВО); методика организации и проведения классного часа (часа наставника).

Тема 9. «Формирование социальных компетентностей как одно из направлений воспитательной работы классного руководителя (СПО), наставника (ВПО) в образовательных организациях профессионального образования»: сущность и структура понятия «социальная компетентность»; содержание работы классного руководителя и наставника по формированию компетентностей гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий; критерии и показатели уровня сформированности социальных компетентностей у студентов.

Тема 10. «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся к образовательному процессу»: представление об адаптации в современной науке; особенности адаптации студентов-первокурсников; факторы, оказывающие влияние на эффективность протекания адаптационных процессов у студентов-первокурсников; сущность понятия «педагогическое сопровождение адаптации»; основные направления деятельности классных руководителей и наставников по организации и осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса; организация и проведение тренинга адаптивности; критерии и показатели уровня адаптированности студентов; признаки дезадаптированности; индивидуальная помощь и поддержка дезадаптированных студентов.

Тема 11. «Основные направления профилактической работы с обучающимися в образовательной организации профессионального образования»: когнитивно-диагностическая и аналитическая деятельность в профилактической работе; просветительская деятельность; современные формы профилактики; роль волонтёрского движения в профилактической работе; комиссия по профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами как эффективная форма работы со студентами; сопровождение обучающихся, стоящих на внутреннем контроле.

Тема 12. «Студенческое самоуправление. Организация самоуправления в группе»: сущность понятия «самоуправление» и «студенческое самоуправление»; студенческое самоуправление как одна из форм системы воспитания образовательной организации; модели студенческого самоуправления (по субъектам, по уровням, по степени включенности студентов в управленческие процессы, по статусу и по форме органа студенческого самоуправления, по подходу к организации студенческого самоуправления в образовательной организации); основные направления деятельности по развитию студенческого самоуправления в образовательных организациях; роль классных руководителей и наставников в развитии студенческого самоуправления.

Тема 13. «Управление учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся в образовательных организациях профессионального образования»: понятия «учебная» и «научно-исследовательская деятельность»; назначение и требования к управлению учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся; формы и методы педагогического сопровождения учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся; функция контроля в управлении.

Тема 14. «Педагогическое сопровождение классным руководителем (СПО) и наставником (ВО) профессионального самоопределения обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации»: сущность понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение»; факторы, влияющие на ход профессионального самоопределения студентов; педагогическое сопровождение как одно из направлений деятельности классных руководителей и наставников по активизации профессионального самоопределения; критерии и показатели уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся.

Тема 15. «Основные направления взаимодействия классного руководителя (СПО) и наставника (ВО) с родителями обучающихся»: функции семьи; специфика развития современной семьи; теоретические аспекты проблемы взаимодействия с семьёй студента; содержание, формы и способы взаимодействия; родительское собрание как форма взаимодействия с родителями обучающихся; методика подготовки и проведения родительского собрания; цель, задачи, этапы подготовки родительского собрания; алгоритм организации и проведения родительского собрания; примерная тематика родительских собраний.

Тема 16. «Самодиагностика деятельности классного руководителя (СПО) и наставника (ВО)»: общие и специальные способности классного руководителя и наставника студенческой группы; умения, свойства, качества педагога, обеспечивающие эффективное выполнение воспитательной деятельности; психолого-педагогические аспекты коммуникативной культуры классного руководителя и наставника студенческой группы; имидж современного педагога; структура самоанализа деятельности и методы самодиагностики; проблема эмоционального выгорания в социальных профессиях.

Тема 17. «Отчет как форма контроля и самоконтроля воспитательной работы»: отчет как форма контроля и самоконтроля; основные виды отчета; отчетная документация и её оформление; требования к оформлению отчета по воспитательной работе в образовательных организациях профессионального образования.

Как было сказано выше, содержание программы носит гибкий характер и может варьироваться в зависимости от задач, стоящих перед классным руководителем (на уровне СПО) и куратором (на уровне ВО), контингента обучающихся, уровня готовности к осуществлению воспитательной работы самих педагогов, а также иных факторов объективного и субъективного характера. В целом реализация данной программы обуславливает совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей и кураторов по воспитанию обучающихся – будущих инженерных кадров.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.