Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КУРАТОРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сергеева С.В. 1 Воскрекасенко О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье предлагается вариант решения проблемы формирования готовности классных руководителей и кураторов к осуществлению воспитательной работы в условиях многоуровневой образовательной организации технического профиля. Представлены разработанные авторами критерии и показатели уровня сформированности данной деятельности: мотивационный (сформированность мотивов организации и осуществления воспитательной работы), эмоционально-волевой (положительно-ценностное отношение к процессу воспитания; степень сформированности профессионального интереса к организации и осуществлению воспитательной работы), когнитивно-деятельностный (системность организации воспитательной работы; проявление самостоятельности, творчества и инициативы в ее организации) компоненты. На их основе были определены и охарактеризованы уровни готовности классных руководителей и кураторов к реализации воспитательной работы с обучающимися: высокий, выше среднего, достаточный, критический, низкий. В качестве механизма решения проблемы повышения уровня готовности классных руководителей и кураторов к осуществлению воспитательной работы предлагается разработанная авторами программа «Школа наставников», зарекомендовавшая себя в качестве эффективной формы психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов.
классные руководители
кураторы
обучающиеся
программа
многоуровневая образовательная организация
1. Козлова Н.В. Формирование и развитие социальных компетентностей студентов в воспитательной системе технического вуза: автореф. дис. …канд. пед. наук / Н.В. Козлова. – Пенза, 2011. – 18 с.
2. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография / С.Г. Разуваев. – Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2012. – 179 с.
3. Сергеева C.В. Воспитание в условиях многоуровневого образовательного комплекса технического вуза: содержание деятельности / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Педагогический журнал. – 2016. – Т. 6, № 5. – С. 13–22.
4. Александрова Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока / Е.А. Александрова, Е.А. Андреева. – Москва – Тверь: «СФК-Офис», 2013. – 156 с.
5. Бугаева Т.С. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Бугаева. – Новокузнецк: КГПА, 2010. – 24 с.
6. Великанова А.Е. Структура педагогических традиций института кураторства / А.Е. Великанова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 1. – С. 280.
7. Исаев И.Ф. Институт кураторства: проблемы эффективности / И.Ф. Исаев, Е.Н. Кролевецкая // Высшее образование в России. – 2007. – № 10. – С. 90–93.

Тенденции развития современного профессионального образования нацеливают на совершенствование процесса воспитания обучающейся молодежи. Особо остро проблема встает в многоуровневых образовательных организациях технического профиля [1–3]. Это связано с готовностью педагогов СПО (классных руководителей) и ВО (кураторов студенческих групп) к осуществлению воспитательной работы на практике.

Для оценки готовности классных руководителей и кураторов к организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися представляется актуальной разработка критериев и показателей для её определения [4–7]. В этой связи были выделены мотивационный (сформированность мотивов организации и осуществления воспитательной работы), эмоционально-волевой (положительно-ценностное отношение к процессу воспитания; степень сформированности профессионального интереса к организации и осуществлению воспитательной работы), когнитивно-деятельностный (системность организации воспитательной работы; проявление самостоятельности, творчества и инициативы в ее организации) компоненты. На их основе были определены следующие уровни готовности классных руководителей и кураторов к реализации воспитательной работы с обучающимися: высокий, выше среднего, достаточный, критический, низкий. Остановимся подробнее на их характеристике.

Высокий уровень. Мотивационный критерий: наличие устойчивых внутренних и внешних мотивов по организации и осуществлению воспитательной работы; уверенные действия высокопрофессионального уровня при организации взаимодействия с преподавателями, студентами и их родителями; диалоговый характер педагогического взаимодействия и ориентация на оказание поддержки и сотрудничества. Эмоционально-волевой: устойчивое позитивное отношение к организации процесса воспитания обучающихся; адекватный характер эмоциональных переживаний и оптимистический настрой при взаимодействии; стабильное проявление профессионального интереса к воспитательной работе. Когнитивно-деятельностный: четкое осознание собственных профессиональных целей и содержания воспитательной деятельности; проявление инициативы в овладении компетенциями по организации воспитательной работы; системный характер в организации воспитательной работы, поддержка социально значимых инициатив.

Уровень выше среднего. Мотивационный критерий: стабильная мотивация на организацию и осуществление воспитательной работы; взаимодействие со студентами, как правило, определяется профессиональными установками; демократический стиль взаимодействия с субъектами образовательного процесса; осознание своей руководящей роли в организации воспитательной работы. Эмоционально-волевой: добросовестное отношение к выполнению должностных обязанностей, опосредованное осознанием необходимости психолого-педагогической поддержки развития личности студента; эмоциональные переживания по поводу его успехов и неудач; устойчивый интерес к воспитательной работе. Когнитивно-деятельностный: трудности, возникающие при целеполагании и определении содержания деятельности, легко преодолеваются самостоятельно или с помощью коллег; как правило, осознается необходимость в приобретении новых знаний по организации и осуществлению воспитательной работы; воспитательная работа носит плановый характер.

Уровень достаточный. Мотивационный критерий: мотивация деятельности обусловлена внешними стимулами; осуществляя педагогическое взаимодействие, руководствуется интересами студентов и профессиональными амбициями; взаимодействие носит характер договора, соглашения, в некоторых случаях неоправданной опеки; стиль отношений демократический с элементами авторитарности или либерализма. Эмоционально-волевой: отношение к работе опосредовано осознанием необходимости выполнять должностные обязанности; позитивный настрой в работе может сменяться разочарованием и неуверенностью в своих силах; интерес проявляется при организации известных, традиционных дел; необходимость творческой активности вызывает затруднения и опасения. Когнитивно-деятельностный: профессиональная деятельность реализуется лишь в рамках рекомендуемых мероприятий; профессиональное самообразование в рамках воспитательной работы осуществляется не систематически; прослеживается четкое следование рекомендациям и инструкциям, отсутствуют самостоятельность и инициатива.

Уровень критический. Мотивационный критерий: мотивы к осуществлению воспитательной работы не сформированы; деятельность определяется приказами и директивами вышестоящих инстанций; при взаимодействия с субъектами образовательного процесса испытываются значительные затруднения организационного и эмоционального плана; преобладает индифферентность; стили отношений – авторитарный или либерально-попустительский. Эмоционально-волевой: работа со студентами не приносит удовлетворения; возможны проявления раздражительности; заметно проявление равнодушия к успехам и неудачам студенческой группы; интерес и склонность к воспитательной работе как виду профессиональной деятельности развиты слабо. Когнитивно-деятельностный: профессиональные целевые установки и содержание деятельности не осознаны, фиксируются в документах машинально; занятие самообразованием носит стихийный характер; организация воспитательных мероприятий «перекладывается» на актив группы.

Уровень низкий. Мотивационный критерий: абсолютное отсутствие заинтересованности в организации и реализации воспитательной работы; педагогическое взаимодействие не выстраивает; характер отношений имеет тенденцию перехода на уровень конфронтации. Эмоционально-волевой: негативное отношение к назначению на должность классного руководителя и куратора; эмоциональные переживания опосредованы равнодушием по отношению к выполнению своих должностных обязанностей; интерес и склонности к воспитательной работе отсутствуют. Когнитивно-деятельностный: не задумывается о целях и содержании воспитательной работы; игнорирует возможности повышения квалификации в области воспитательной работы; отсутствие системности, самостоятельности и творческого подхода в организации воспитательного процесса.

В силу специфики контингента педагогов, работающих в многоуровневой образовательной организации технического профиля, не имеющих, как правило, базового психолого-педагогического образования, классные руководители (СПО) и кураторы (ВО) нуждаются в специально организованной для них профессиональной подготовке. Так, в Пензенском государственном технологическом университете, представляющем собой многоуровневой образовательный комплекс, включающий уровни СПО и ВО, накоплен успешный опыт организации «Школы наставников», зарекомендовавшей себя в качестве эффективной формы психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов [1–3]. Содержание деятельности «Школы наставника» определяется соответствующей вариативной программой, действующей на протяжении учебного года, и включает семнадцать тем. Остановимся подробнее на их характеристике.

Тема 1. «Сущность и особенности воспитания в образовательных организациях профессионального образования»: сущность понятий «воспитание», «воспитательная работа» и «воспитательная работа со студентами»; место воспитательной работы в образовательном процессе СПО и ВО; цели и задачи воспитания в образовательной организации профессионального образования; стратегическая цель и задачи воспитания; сущность понятия «воспитательная система»; структура и этапы развития воспитательных систем; характеристика современных образовательных организаций различного уровня как воспитательных систем; специфика воспитательных систем образовательных организаций СПО и ВО; особенности воспитательной системы технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса; нормативно-правовые документы, регулирующие и регламентирующие организацию воспитательной работы в образовательных организациях профессионального образования.

Тема 2. «Место деятельности классного руководителя (СПО) и наставника (ВПО) студенческой группы в воспитательной системе образовательной организации профессионального образования»: сущность понятий «классный руководитель», «наставник», «куратор». Квалификационные требования к классным руководителям и кураторам; цель, задачи, принципы воспитательной работы классных руководителей и наставников; функции и направления деятельности классных руководителей и наставников.

Тема 3. «Психолого-педагогические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в образовательной организации профессионального образования»: психологические особенности обучающихся юношеского возраста; психологические особенности студентов как социальной группы; учет возрастных особенностей обучающихся СПО и ВО; сущность понятия «индивидуальные особенности»; тип высшей нервной деятельности; понятие о темпераменте; характеристика типов темперамента и их учёт при организации взаимодействия с обучающимися; понятие «акцентуации характера» и их классификации; особенности педагогической и психологической работы с акцентуированными личностями; психодиагностические методики изучения обучающегося.

Тема 4. «Коллектив как объект и субъект воспитания»: роль коллектива в воспитании личности; сущность понятия «коллектив» и его признаки; формальная и неформальная структура коллектива; этапы, уровни и условия развития коллектива; методики определения стадии сформированности коллектива и межличностных отношений в нём.

Тема 5. «Индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы классного руководителя (СПО) и наставника (ВО)»: план воспитательной работы, требования к нему и его виды; назначение анализа воспитательной работы; алгоритм анализа воспитательных мероприятий; подготовка отчёта.

Тема 6. «Педагогическое взаимодействие классного руководителя (СПО) и наставника (ВПО) с обучающимися»: сущность педагогического взаимодействия, его видовые признаки, функции, типы и модели; диагностика ориентированности классного руководителя, наставника на учебно-дисциплинарную, либерально-попустительскую и личностную модели педагогического взаимодействия с обучающимися; показатели и условия эффективности педагогического взаимодействия; понятие, причины, особенности, этапы и способы разрешения педагогического конфликта.

Тема 7. «Методика организации коллективной творческой деятельности в студенческой группе»: сущность понятий «деятельность», «коллективная деятельность» и «коллективная творческая деятельность» (КТД); КТД как форма организации воспитательной работы; методика организации КТД; стадии КТД и роль педагога на каждой из них.

Тема 8. «Классный час (час наставника) как форма воспитательной работы в образовательных организациях профессионального образования»: понятия «форма воспитания», «форма воспитательной работы»; типы и виды форм воспитательной работы; технология создания формы воспитательной работы; классный час в системе работы классного руководителя (СПО); час наставника в системе работы наставника студенческой группы (ВО); методика организации и проведения классного часа (часа наставника).

Тема 9. «Формирование социальных компетентностей как одно из направлений воспитательной работы классного руководителя (СПО), наставника (ВПО) в образовательных организациях профессионального образования»: сущность и структура понятия «социальная компетентность»; содержание работы классного руководителя и наставника по формированию компетентностей гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий; критерии и показатели уровня сформированности социальных компетентностей у студентов.

Тема 10. «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся к образовательному процессу»: представление об адаптации в современной науке; особенности адаптации студентов-первокурсников; факторы, оказывающие влияние на эффективность протекания адаптационных процессов у студентов-первокурсников; сущность понятия «педагогическое сопровождение адаптации»; основные направления деятельности классных руководителей и наставников по организации и осуществлению педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса; организация и проведение тренинга адаптивности; критерии и показатели уровня адаптированности студентов; признаки дезадаптированности; индивидуальная помощь и поддержка дезадаптированных студентов.

Тема 11. «Основные направления профилактической работы с обучающимися в образовательной организации профессионального образования»: когнитивно-диагностическая и аналитическая деятельность в профилактической работе; просветительская деятельность; современные формы профилактики; роль волонтёрского движения в профилактической работе; комиссия по профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами как эффективная форма работы со студентами; сопровождение обучающихся, стоящих на внутреннем контроле.

Тема 12. «Студенческое самоуправление. Организация самоуправления в группе»: сущность понятия «самоуправление» и «студенческое самоуправление»; студенческое самоуправление как одна из форм системы воспитания образовательной организации; модели студенческого самоуправления (по субъектам, по уровням, по степени включенности студентов в управленческие процессы, по статусу и по форме органа студенческого самоуправления, по подходу к организации студенческого самоуправления в образовательной организации); основные направления деятельности по развитию студенческого самоуправления в образовательных организациях; роль классных руководителей и наставников в развитии студенческого самоуправления.

Тема 13. «Управление учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся в образовательных организациях профессионального образования»: понятия «учебная» и «научно-исследовательская деятельность»; назначение и требования к управлению учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся; формы и методы педагогического сопровождения учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся; функция контроля в управлении.

Тема 14. «Педагогическое сопровождение классным руководителем (СПО) и наставником (ВО) профессионального самоопределения обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации»: сущность понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение»; факторы, влияющие на ход профессионального самоопределения студентов; педагогическое сопровождение как одно из направлений деятельности классных руководителей и наставников по активизации профессионального самоопределения; критерии и показатели уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся.

Тема 15. «Основные направления взаимодействия классного руководителя (СПО) и наставника (ВО) с родителями обучающихся»: функции семьи; специфика развития современной семьи; теоретические аспекты проблемы взаимодействия с семьёй студента; содержание, формы и способы взаимодействия; родительское собрание как форма взаимодействия с родителями обучающихся; методика подготовки и проведения родительского собрания; цель, задачи, этапы подготовки родительского собрания; алгоритм организации и проведения родительского собрания; примерная тематика родительских собраний.

Тема 16. «Самодиагностика деятельности классного руководителя (СПО) и наставника (ВО)»: общие и специальные способности классного руководителя и наставника студенческой группы; умения, свойства, качества педагога, обеспечивающие эффективное выполнение воспитательной деятельности; психолого-педагогические аспекты коммуникативной культуры классного руководителя и наставника студенческой группы; имидж современного педагога; структура самоанализа деятельности и методы самодиагностики; проблема эмоционального выгорания в социальных профессиях.

Тема 17. «Отчет как форма контроля и самоконтроля воспитательной работы»: отчет как форма контроля и самоконтроля; основные виды отчета; отчетная документация и её оформление; требования к оформлению отчета по воспитательной работе в образовательных организациях профессионального образования.

Как было сказано выше, содержание программы носит гибкий характер и может варьироваться в зависимости от задач, стоящих перед классным руководителем (на уровне СПО) и куратором (на уровне ВО), контингента обучающихся, уровня готовности к осуществлению воспитательной работы самих педагогов, а также иных факторов объективного и субъективного характера. В целом реализация данной программы обуславливает совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей и кураторов по воспитанию обучающихся – будущих инженерных кадров.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.


Библиографическая ссылка

Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КУРАТОРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 83-87;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36897 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674