Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELING OF THE CONTENT OF DISCIPLINE «INCREASING OF PROFESSIONAL SKILL» OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE

Bayer E.A. 1, 2 Pozhidaev S.N. 1, 2 Latyshev O.Yu. 1, 2
1 International Mariinskaya Academy named after M.D. Shapovalenko
2 Don State Technical University (DSTU)
The article deals with the problem of training specialists in the field of physical culture and sports, capable of professional growth in the system of higher sports and pedagogical education. The results of numerous studies show that training on innovative projects, including sports physical education, fosters the formation of a competitive (viable) specialist with a sufficiently high level of competence, ready to quickly adapt to the constantly changing conditions of society. The purpose of the study was the theoretical substantiation of the content of the training course «Enhancing of professional skills» in the university with an actualized value-semantic aspect that contributes to the formation of a high sports culture of the student’s personality. Physical culture accumulates the experience of a person’s physical perfection in the form of perception, thinking, cognition, experience and action, which characterizes the spiritual experience of the activities of generations.
vocational education
competence
vitality
innovation
technology
sports physical education
students
FC & S values
practice-oriented approach
social adaptation and integration

Становится очевидным, что необходимо проанализировать элитные научные школы России, их взгляд на отбор содержания, методов, организационных форм, образовательных программ, обеспечивающих повышение эффективности подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта. Главное место в подготовке бакалавра занимает преподавание основных профессиональных дисциплин, в ряду которых особое место занимает курс «Повышение профессионального мастерства», содержание которого строится на основе социальных научных технологий в области физической культуры и спорта с учетом практико-ориентированных подходов к подготовке будущих спортивных педагогов.

Именно поэтому будущим педагогам физической культуры и спорта так важно на этапе обучения в спортивном институте освоить новые технологии обучения, происходящие из разных научных школ РФ, в том числе спортивно ориентированного физического воспитания.

Как показывает практика, одна из актуальных проблем – слабая, поверхностная спортивная подготовка современных студентов (абитуриентов). Поэтому таким студентам сложно освоить методику тренировочных занятий. А при активной реализации новых технологий физической культуры и спорта студенту даётся дополнительный шанс не только освоить профессиональную компетенцию тренера-преподавателя, но и усвоить научно-методологическую основу предмета, так называемый системообразующий фактор субъективного опыта мышления [1].

Второе – почему в процессе обучения в спортивном институте необходимо формировать конкурентоспособного (жизнестойкого) бакалавра в области физической культуры и спорта, обладающего достаточно высоким уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума? В результате теоретического анализа по теме исследования выявлены следующие противоречия:

– между необходимостью формирования компетентности личности студента, способного быть конкурентоспособным (жизнестойким) бакалавром, обладающим достаточно высоким уровнем компетенции, который готов быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума, и отсутствием адекватного содержания учебного курса «Повышение профессионального мастерства»;

– между уровнем теоретического осмысления ценностного потенциала физической культуры и спорта студентами, а также практическим применением последнего в вузе с целью становления профессиональной карьеры бакалавров по окончании вуза.

Разрешение указанных противоречий дает основание для определения важной научной проблемы исследования, которая заключается в необходимости построения особого учебного курса, по окончании изучения которого должен получиться бакалавр, способный эффективно применять на практике сформированные у него компетенции.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование содержания учебного курса «Повышение профессионального мастерства» в вузе с актуализированным ценностно-смысловым аспектом, способствующим формированию спортивной культуры личности студентов.

Мы опираемся при организации исследования на следующие компоненты ценностно-смысловой компетентности студентов.

1. Мотивационный компонент: освоение знаний по формированию и развитию модельных характеристик жизнестойкости студента открывает новые перспективы, отражающие его готовность к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, связанной с преодолением трудностей и самостоятельными действиями после выпуска из вуза.

2. Когнитивный компонент: наличие знаний об инновационном проекте спортизации и спортизированном физическом воспитании и о других формах спортивного образования. Системообразующим фактором данного проекта являются ценности физической культуры и спорта.

3. Операционально-технический: готовность студента через конструктивные, организаторские и коммуникативные умения (уровень проявления готовности студента к профессиональному росту).

Содержание курса обучения основывается на следующих положениях. Так, согласно мнению В.А. Петровского, при любых формах, в которых человек вступает во взаимодействие с культурой, реализуется позиция деятельности при основополагающем условии рефлексивной и регулятивной опосредованности. И, напротив, личностное невключение человека в процесс взаимодействия не обеспечивает определения как деятельности [1].

Физическая культура аккумулирует опыт физического совершенствования человека в виде восприятия, мышления, познания, переживания и действия, характеризующий собственно духовный опыт деятельности поколений. Это должно войти в содержание образования, в новое поколение государственных стандартов высшего профессионального образования.

Принципиально важно не ограничиваться раскрытием значений, объективно присущих физической культуре и спорту, необходимо организовать учебную деятельность по их переводу на смысловой уровень личностных установок. Механизмом такого перехода является личная заинтересованность студента в формировании конкурентного (жизнестойкого) бакалавра, обладающего приемлемым уровнем компетенции, готового к трансформации требований работодателя к владению им физической культурой и спортом как эффективному способу поддержания высокого жизненного тонуса, следовательно, и творческого профессионального потенциала. В работах Л.И. Лубышевой и А.И. Загревской представлен кинезиологический подход физкультурно-спортивного образования к формированию физкультурной компетентности через интеграцию физического и психического развития у студента [2].

По мнению А.В. Хуторского [3], готовность личности студента для осуществления разного рода физкультурно-спортивной деятельности на практике зависит от его личностных качеств-характеристик. Физкультурная компетентность отражает не только уровень освоенных знаний, умений и способов действий, но и способности субъекта осуществлять активную спортивную деятельность, способность самостоятельно решать задачи в области физической культуры и спорта.

В процессе развития идей о содержании ценностно-смысловой компетентности студентов с опорой на мотивационный подход нами разработан курс по освоению знаний о формировании и развитии модельных характеристик жизнестойкости студента средствами спортизации [4].

Особенностью авторской разработки курса являются новые перспективы, отражающие готовность студента к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, связанные с устойчивостью человека к экстремальным ситуациям, преодолением трудностей, способностью к самостоятельным высокопрофессиональным действиям после выпуска из вуза.

В отечественной литературе эту устойчивость человека к экстремальным ситуациям принято определять таким новым в педагогике понятием, как «стойкость» или «жизнестойкость», – указывает Д.А. Леонтьев [5, с. 9]. Раскрытию темы жизнестойкости различных категорий населения, начиная от социально незащищённых детей и заканчивая студентами российского вуза, нами посвящено немало научных работ [4] на протяжении последних пятнадцати лет. Мы полагаем, что и в научные разработки, начинающиеся с данной статьи, тема жизнестойкости также внесёт необходимый системообразующий компонент.

Обучение студентов вузов в области физической культуры и спорта представляет особую важность при формировании современного педагогического мышления. Это касается не только их прямых успехов в изучаемой специальности, но и социального, и культурного взаимопонимания в отношении личного опыта и предшествующих знаний студентов. Значимость программ, ориентированных на студентов – будущих бакалавров физической культуры и спорта, способствующих принципиальному росту разнообразия областей их компетентности, проявляется в организации успешных студенческих обменов, а также в процессе реализации образования на протяжении всей жизни, в их понимании и признании различий и личной, социальной и профессиональной и гражданской самореализации [6].

Формирование межкультурной коммуникации потенциальных бакалавров ФКиС предусматривает посещение студентами спортивных объектов различного типа в стране обучения при участии в программе академической мобильности вместе со студентами и профессорами из этой страны. Наряду с этим представляется целесообразным совместное посещение коллективом студентов и преподавателей спортивных соревнований, чемпионатов, спартакиад, универсиад, фестивалей физической культуры и спорта в принимающей стране. Сколь ни была бы узка изучаемая им физкультурная специальность, их обучение и свободное время не должны ограничиваться этим в любом случае. Если студенты физкультурных факультетов участвуют в программе обмена военных высших учебных заведений, им необходимо заранее изучить знаки отличия, характерные для представителей иностранных вооруженных сил, особенности парадного и повседневного обмундирования, чтобы правильно понять, как вести себя в конкретных обстоятельствах. Кроме того, есть также много других необходимых деталей, которые следует учитывать в процессе межкультурного общения со студентами педагогических вузов.

Миссия высшего педагогического образования не только в обучении отдельных лиц, но и в удовлетворении потребностей социального и экономического развития сообщества. Её цель может быть достигнута, когда университеты позволят людям и обществу достичь результатов в условиях глобализации, характеризующихся высокой конкуренцией и динамизмом [7]. Роль университетского консультирования и ориентации в содействии доступу к рынку труда и навыкам развития карьеры также связана с процессом социализации. Это способствует преодолению «беспокойства» в отношении будущего, в ходе которого персональная карьера студента педагогического вуза рассматривается сообразно ее глобальному характеру и когнитивным, аффективным, мотивационным, ценностным отношениям [8].

Действительно, роль педагогического университета в формировании карьеры студента в области физической культуры и спорта не может быть переоценена. Даже если предположить, что во время предстоящей работы выпускник педуниверситета будет иметь добросовестного, опытного, заинтересованного преподавателя, маловероятно, что у него будет время и силы, чтобы компенсировать упущения, которые имели место во время студенческой жизни. Многочисленные полезные навыки позволяют студенту в области физической культуры и спорта отвечать высоким и бескомпромиссным требованиям мирового рынка труда. Студент педагогического вуза должен понимать направление динамики изменений на рынке труда, общественные ожидания и потребности конкретных образовательных учреждений, иметь возможность своевременно применять знания, получаемые им в результате непрерывного повышения педагогической квалификации, а также своевременно и регулярно получать последующую профессиональную переподготовку. Студент обязан найти новые ниши для социально-экономического самоопределения в тех областях педагогических знаний, которые либо не подлежат автоматизации с последующим сокращением штатов, либо этот процесс будет охватывать их еще много лет.

Роль педагогических университетов имеет решающее значение для развития независимости при принятии решений и управлении карьерой в области физической культуры и спорта. Создание центров карьерного роста в педагогических университетах является стимулом для преодоления барьеров на пути общения между профессорами, студентами и их потенциальными работодателями. Среди их ключевых функций – профессиональное руководство и мотивация, индивидуальное и групповое взаимодействие, развитие навыков управления карьерой и компетенцией, независимой и обоснованной оценки и принятия решений о своих личных возможностях и карьере, то есть предпосылках и драйверах личной и профессиональной самоидентификации и социализации.

Каждый педагогический университет должен учитывать необходимость социальной и экономической социализации студентов на фоне единства и надлежащего баланса когнитивных и некогнитивных навыков, достигнутых в процессе учёбы в вузе. В будущем именно эта позиция должна занимать ключевое место в функциях педагогического университета. В свою очередь, это будет напрямую зависеть от качества государственного финансирования университета, его включения в престижные и перспективные научные программы мирового уровня, позиции в ведущих рейтингах.

Дискуссии о ключевой роли педагогического университета в социализации студентов, рассматриваемые в разных, но взаимосвязанных аспектах – университете и реальной жизни, описывают некоторые основные предпосылки и возможности для улучшения процесса обучения и пребывания в академической среде. Прежде всего, необходимо учитывать важность коммуникации (профессиональной, социальной и межкультурной), которая также связана с развитием навыков. Среди социальных и эмоциональных навыков, которые напрямую связаны со студенческой социализацией, немало навыков, вырабатываемых в университете и реальной жизни с точки зрения проактивности и инициативы, принятия решений и получения конкурентных преимуществ.

Заключение. Все перечисленные инновационные технологии авторского учебного курса «Повышение профессионального мастерства» направлены на решение различных вопросов, обозначенных не только в сфере физкультурно-спортивного образования студентов, но и подготовки бакалавров в целом, стимулирует их интеллектуальную и двигательную активность, мотивируя на совершенствование познавательной деятельности в рамках компетентного подхода по схеме образования через всю жизнь. Для аттестации все студенты набирают рейтинговую оценку успеваемости по дисциплине (61–100 баллов), не только посещая учебные занятия в вузе, но и благодаря практико-ориентированному обучению будущих бакалавров на базе спортивных школ и других образовательных учреждений.

Проведенное исследование с опорой на анализ методической литературы побуждает нас сделать следующие выводы:

1. Принципиальное усиление спортивной подготовки современных студентов (абитуриентов) позволит бакалавру быстрее выйти на тренерские позиции, чтобы впоследствии претендовать на более престижные и высокооплачиваемые рабочие места в передовых учреждениях и организациях спортивного профиля.

2. Выработка у студентов (абитуриентов) умения оперативно и адекватно реагировать на разнообразные вызовы современного быстроменяющегося социума позволит им не только удержать завоёванные позиции в мире физической культуры и спорта, спортивной педагогики, но и достичь новых выдающихся результатов в избранной области деятельности.

3. Студент, чувствующий себя не только объектом учебного воздействия со стороны профессорско-преподавательского состава, но и воспринимаемый окружающими как субъект деятельности, приобретает значительно более высокий уровень мотивации к обучению, ответственности при выполнении учебных заданий, усердия в процессе физической спортивной подготовки.

4. Тесная связь процессов физического и духовного самосовершенствования в процессе формирования воли к победе, самопреодоления в ряде сложных ситуаций, умения справиться с негативными эмоциями и способности перевести их в позитивный план позволяет студенту значительно более уверенно двигаться не только к получению качественного образования в вузе, но и к изначальному формированию своей спортивной и педагогической карьеры.

5. Теоретическое обоснование содержания учебного курса «Повышение профессионального мастерства» в вузе с актуализированным ценностно-смысловым аспектом, способствующим формированию спортивной культуры личности студентов, опирается на новейшие научные разработки отечественных и зарубежных исследователей, и позволяет данной учебной дисциплине занять достойное место в системе предметных областей высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Мы полагаем, что предлагаемое исследование станет поводом для живой научной дискуссии, и заранее выражаем признательность за предложения, замечания и пожелания в плане развития идей и проблем, затронутых в данной работе.