Становится очевидным, что необходимо проанализировать элитные научные школы России, их взгляд на отбор содержания, методов, организационных форм, образовательных программ, обеспечивающих повышение эффективности подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта. Главное место в подготовке бакалавра занимает преподавание основных профессиональных дисциплин, в ряду которых особое место занимает курс «Повышение профессионального мастерства», содержание которого строится на основе социальных научных технологий в области физической культуры и спорта с учетом практико-ориентированных подходов к подготовке будущих спортивных педагогов.
Именно поэтому будущим педагогам физической культуры и спорта так важно на этапе обучения в спортивном институте освоить новые технологии обучения, происходящие из разных научных школ РФ, в том числе спортивно ориентированного физического воспитания.
Как показывает практика, одна из актуальных проблем – слабая, поверхностная спортивная подготовка современных студентов (абитуриентов). Поэтому таким студентам сложно освоить методику тренировочных занятий. А при активной реализации новых технологий физической культуры и спорта студенту даётся дополнительный шанс не только освоить профессиональную компетенцию тренера-преподавателя, но и усвоить научно-методологическую основу предмета, так называемый системообразующий фактор субъективного опыта мышления [1].
Второе – почему в процессе обучения в спортивном институте необходимо формировать конкурентоспособного (жизнестойкого) бакалавра в области физической культуры и спорта, обладающего достаточно высоким уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума? В результате теоретического анализа по теме исследования выявлены следующие противоречия:
– между необходимостью формирования компетентности личности студента, способного быть конкурентоспособным (жизнестойким) бакалавром, обладающим достаточно высоким уровнем компетенции, который готов быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума, и отсутствием адекватного содержания учебного курса «Повышение профессионального мастерства»;
– между уровнем теоретического осмысления ценностного потенциала физической культуры и спорта студентами, а также практическим применением последнего в вузе с целью становления профессиональной карьеры бакалавров по окончании вуза.
Разрешение указанных противоречий дает основание для определения важной научной проблемы исследования, которая заключается в необходимости построения особого учебного курса, по окончании изучения которого должен получиться бакалавр, способный эффективно применять на практике сформированные у него компетенции.
Целью исследования явилось теоретическое обоснование содержания учебного курса «Повышение профессионального мастерства» в вузе с актуализированным ценностно-смысловым аспектом, способствующим формированию спортивной культуры личности студентов.
Мы опираемся при организации исследования на следующие компоненты ценностно-смысловой компетентности студентов.
1. Мотивационный компонент: освоение знаний по формированию и развитию модельных характеристик жизнестойкости студента открывает новые перспективы, отражающие его готовность к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, связанной с преодолением трудностей и самостоятельными действиями после выпуска из вуза.
2. Когнитивный компонент: наличие знаний об инновационном проекте спортизации и спортизированном физическом воспитании и о других формах спортивного образования. Системообразующим фактором данного проекта являются ценности физической культуры и спорта.
3. Операционально-технический: готовность студента через конструктивные, организаторские и коммуникативные умения (уровень проявления готовности студента к профессиональному росту).
Содержание курса обучения основывается на следующих положениях. Так, согласно мнению В.А. Петровского, при любых формах, в которых человек вступает во взаимодействие с культурой, реализуется позиция деятельности при основополагающем условии рефлексивной и регулятивной опосредованности. И, напротив, личностное невключение человека в процесс взаимодействия не обеспечивает определения как деятельности [1].
Физическая культура аккумулирует опыт физического совершенствования человека в виде восприятия, мышления, познания, переживания и действия, характеризующий собственно духовный опыт деятельности поколений. Это должно войти в содержание образования, в новое поколение государственных стандартов высшего профессионального образования.
Принципиально важно не ограничиваться раскрытием значений, объективно присущих физической культуре и спорту, необходимо организовать учебную деятельность по их переводу на смысловой уровень личностных установок. Механизмом такого перехода является личная заинтересованность студента в формировании конкурентного (жизнестойкого) бакалавра, обладающего приемлемым уровнем компетенции, готового к трансформации требований работодателя к владению им физической культурой и спортом как эффективному способу поддержания высокого жизненного тонуса, следовательно, и творческого профессионального потенциала. В работах Л.И. Лубышевой и А.И. Загревской представлен кинезиологический подход физкультурно-спортивного образования к формированию физкультурной компетентности через интеграцию физического и психического развития у студента [2].
По мнению А.В. Хуторского [3], готовность личности студента для осуществления разного рода физкультурно-спортивной деятельности на практике зависит от его личностных качеств-характеристик. Физкультурная компетентность отражает не только уровень освоенных знаний, умений и способов действий, но и способности субъекта осуществлять активную спортивную деятельность, способность самостоятельно решать задачи в области физической культуры и спорта.
В процессе развития идей о содержании ценностно-смысловой компетентности студентов с опорой на мотивационный подход нами разработан курс по освоению знаний о формировании и развитии модельных характеристик жизнестойкости студента средствами спортизации [4].
Особенностью авторской разработки курса являются новые перспективы, отражающие готовность студента к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, связанные с устойчивостью человека к экстремальным ситуациям, преодолением трудностей, способностью к самостоятельным высокопрофессиональным действиям после выпуска из вуза.
В отечественной литературе эту устойчивость человека к экстремальным ситуациям принято определять таким новым в педагогике понятием, как «стойкость» или «жизнестойкость», – указывает Д.А. Леонтьев [5, с. 9]. Раскрытию темы жизнестойкости различных категорий населения, начиная от социально незащищённых детей и заканчивая студентами российского вуза, нами посвящено немало научных работ [4] на протяжении последних пятнадцати лет. Мы полагаем, что и в научные разработки, начинающиеся с данной статьи, тема жизнестойкости также внесёт необходимый системообразующий компонент.
Обучение студентов вузов в области физической культуры и спорта представляет особую важность при формировании современного педагогического мышления. Это касается не только их прямых успехов в изучаемой специальности, но и социального, и культурного взаимопонимания в отношении личного опыта и предшествующих знаний студентов. Значимость программ, ориентированных на студентов – будущих бакалавров физической культуры и спорта, способствующих принципиальному росту разнообразия областей их компетентности, проявляется в организации успешных студенческих обменов, а также в процессе реализации образования на протяжении всей жизни, в их понимании и признании различий и личной, социальной и профессиональной и гражданской самореализации [6].
Формирование межкультурной коммуникации потенциальных бакалавров ФКиС предусматривает посещение студентами спортивных объектов различного типа в стране обучения при участии в программе академической мобильности вместе со студентами и профессорами из этой страны. Наряду с этим представляется целесообразным совместное посещение коллективом студентов и преподавателей спортивных соревнований, чемпионатов, спартакиад, универсиад, фестивалей физической культуры и спорта в принимающей стране. Сколь ни была бы узка изучаемая им физкультурная специальность, их обучение и свободное время не должны ограничиваться этим в любом случае. Если студенты физкультурных факультетов участвуют в программе обмена военных высших учебных заведений, им необходимо заранее изучить знаки отличия, характерные для представителей иностранных вооруженных сил, особенности парадного и повседневного обмундирования, чтобы правильно понять, как вести себя в конкретных обстоятельствах. Кроме того, есть также много других необходимых деталей, которые следует учитывать в процессе межкультурного общения со студентами педагогических вузов.
Миссия высшего педагогического образования не только в обучении отдельных лиц, но и в удовлетворении потребностей социального и экономического развития сообщества. Её цель может быть достигнута, когда университеты позволят людям и обществу достичь результатов в условиях глобализации, характеризующихся высокой конкуренцией и динамизмом [7]. Роль университетского консультирования и ориентации в содействии доступу к рынку труда и навыкам развития карьеры также связана с процессом социализации. Это способствует преодолению «беспокойства» в отношении будущего, в ходе которого персональная карьера студента педагогического вуза рассматривается сообразно ее глобальному характеру и когнитивным, аффективным, мотивационным, ценностным отношениям [8].
Действительно, роль педагогического университета в формировании карьеры студента в области физической культуры и спорта не может быть переоценена. Даже если предположить, что во время предстоящей работы выпускник педуниверситета будет иметь добросовестного, опытного, заинтересованного преподавателя, маловероятно, что у него будет время и силы, чтобы компенсировать упущения, которые имели место во время студенческой жизни. Многочисленные полезные навыки позволяют студенту в области физической культуры и спорта отвечать высоким и бескомпромиссным требованиям мирового рынка труда. Студент педагогического вуза должен понимать направление динамики изменений на рынке труда, общественные ожидания и потребности конкретных образовательных учреждений, иметь возможность своевременно применять знания, получаемые им в результате непрерывного повышения педагогической квалификации, а также своевременно и регулярно получать последующую профессиональную переподготовку. Студент обязан найти новые ниши для социально-экономического самоопределения в тех областях педагогических знаний, которые либо не подлежат автоматизации с последующим сокращением штатов, либо этот процесс будет охватывать их еще много лет.
Роль педагогических университетов имеет решающее значение для развития независимости при принятии решений и управлении карьерой в области физической культуры и спорта. Создание центров карьерного роста в педагогических университетах является стимулом для преодоления барьеров на пути общения между профессорами, студентами и их потенциальными работодателями. Среди их ключевых функций – профессиональное руководство и мотивация, индивидуальное и групповое взаимодействие, развитие навыков управления карьерой и компетенцией, независимой и обоснованной оценки и принятия решений о своих личных возможностях и карьере, то есть предпосылках и драйверах личной и профессиональной самоидентификации и социализации.
Каждый педагогический университет должен учитывать необходимость социальной и экономической социализации студентов на фоне единства и надлежащего баланса когнитивных и некогнитивных навыков, достигнутых в процессе учёбы в вузе. В будущем именно эта позиция должна занимать ключевое место в функциях педагогического университета. В свою очередь, это будет напрямую зависеть от качества государственного финансирования университета, его включения в престижные и перспективные научные программы мирового уровня, позиции в ведущих рейтингах.
Дискуссии о ключевой роли педагогического университета в социализации студентов, рассматриваемые в разных, но взаимосвязанных аспектах – университете и реальной жизни, описывают некоторые основные предпосылки и возможности для улучшения процесса обучения и пребывания в академической среде. Прежде всего, необходимо учитывать важность коммуникации (профессиональной, социальной и межкультурной), которая также связана с развитием навыков. Среди социальных и эмоциональных навыков, которые напрямую связаны со студенческой социализацией, немало навыков, вырабатываемых в университете и реальной жизни с точки зрения проактивности и инициативы, принятия решений и получения конкурентных преимуществ.
Заключение. Все перечисленные инновационные технологии авторского учебного курса «Повышение профессионального мастерства» направлены на решение различных вопросов, обозначенных не только в сфере физкультурно-спортивного образования студентов, но и подготовки бакалавров в целом, стимулирует их интеллектуальную и двигательную активность, мотивируя на совершенствование познавательной деятельности в рамках компетентного подхода по схеме образования через всю жизнь. Для аттестации все студенты набирают рейтинговую оценку успеваемости по дисциплине (61–100 баллов), не только посещая учебные занятия в вузе, но и благодаря практико-ориентированному обучению будущих бакалавров на базе спортивных школ и других образовательных учреждений.
Проведенное исследование с опорой на анализ методической литературы побуждает нас сделать следующие выводы:
1. Принципиальное усиление спортивной подготовки современных студентов (абитуриентов) позволит бакалавру быстрее выйти на тренерские позиции, чтобы впоследствии претендовать на более престижные и высокооплачиваемые рабочие места в передовых учреждениях и организациях спортивного профиля.
2. Выработка у студентов (абитуриентов) умения оперативно и адекватно реагировать на разнообразные вызовы современного быстроменяющегося социума позволит им не только удержать завоёванные позиции в мире физической культуры и спорта, спортивной педагогики, но и достичь новых выдающихся результатов в избранной области деятельности.
3. Студент, чувствующий себя не только объектом учебного воздействия со стороны профессорско-преподавательского состава, но и воспринимаемый окружающими как субъект деятельности, приобретает значительно более высокий уровень мотивации к обучению, ответственности при выполнении учебных заданий, усердия в процессе физической спортивной подготовки.
4. Тесная связь процессов физического и духовного самосовершенствования в процессе формирования воли к победе, самопреодоления в ряде сложных ситуаций, умения справиться с негативными эмоциями и способности перевести их в позитивный план позволяет студенту значительно более уверенно двигаться не только к получению качественного образования в вузе, но и к изначальному формированию своей спортивной и педагогической карьеры.
5. Теоретическое обоснование содержания учебного курса «Повышение профессионального мастерства» в вузе с актуализированным ценностно-смысловым аспектом, способствующим формированию спортивной культуры личности студентов, опирается на новейшие научные разработки отечественных и зарубежных исследователей, и позволяет данной учебной дисциплине занять достойное место в системе предметных областей высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта.
Мы полагаем, что предлагаемое исследование станет поводом для живой научной дискуссии, и заранее выражаем признательность за предложения, замечания и пожелания в плане развития идей и проблем, затронутых в данной работе.
Библиографическая ссылка
Байер Е.А., Пожидаев С.Н., Латышев О.Ю. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА» БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 11. – С. 86-90;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36850 (дата обращения: 23.11.2024).