Развитие гуманитарной практики в сфере образования осуществимо при условии формирования адекватного общественного сознания и позитивно-активного отношения личности к здоровому образу жизни.
Реализация творческого потенциала личности возможна при условии органического взаимодействия духовного и физического в человеке. Без здорового образа жизни невозможна гармония физических качеств, телесной красоты, духовной культуры студентов [8]. В данном случае речь идет о гармонии личности как социально-эстетическом явлении. Ее формирование возможно через взаимодействие нравственно-социального, эстетического и физического воспитания. Эстетический элемент должен присутствовать не только в физическом, но и в духовно-интеллектуальном развитии будущего специалиста. Эстетическая сторона важна не только во внешних проявлениях педагога, но и в его профессиональной деятельности. На наш взгляд, духовная культура не может быть без эстетического компонента.
О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле [9].
Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.
Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга [7].
Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева [5]. Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и феноменам культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.
С позиций физкультурной деятельности физическая культура есть многоуровневое духовное пространство, которое позволяет применить при ее рассмотрении известную в методологии схему мыследеятельности. Это подтверждается и тем, что в качестве основополагающей характеристики физической культуры в процессе определения понятий «функция», «ценность», «деятельность» выступает категория «потребность». Такой подход обусловлен единством и взаимосвязанностью категорий социального и биологического в человеке. Он обоснован «возвышающим» типом гармонизации телесного и духовного начал в человеке, достигаемом «одухотворением» тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд, приоритетом духовности в процессе освоения двигательных действий. Здесь воочию получает отражение тенденция сознательного примата духовной культуры над материальной, если учитывать ее гуманистическое обоснование на современном этапе общественного развития. Единство духовной и двигательной сторон в физкультурной деятельности человека будет создавать, на наш взгляд, гармонию сущностных (духовных и социальных) сил человека, интегративным моментом которой может выступать сам творческий характер духовной деятельности. При этом духовная культурная организация связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил (воли, любви, надежды и т.п.), и эта перспектива может стать задачей формирования не только общества, но и самого человека [1].
Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые, в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.
Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяет границы своего влияния на жизнь людей.
Итак, здоровый образ жизни, сопряженный с развитием физических и духовных качеств, имеет огромное значение для гармонизации личности и формирования эстетических и социально значимых качеств работника новой системы российского образования.
Анализ научно-методической литературы в контексте проблемы гармонизации развития демонстрирует недостаточность научных знаний о соотношении двигательного и умственного развития, их взаимодействии в ходе онтогенеза и обуславливает необходимость проведения исследований в этом направлении с целью обогащения педагогического опыта по индивидуализации и дифференциации процесса обучения, направленного на всестороннее и гармоничное развитие личности студентов. Тем более что современные программы, декларируя гармоничное развитие, содержательно не предлагают комплексного воздействия, а на практике осуществляется использование отдельных методических подходов к организации учебного процесса, сводящихся, как правило, к формированию высокого уровня интеллекта студентов, к активизации познавательной деятельности, развитию отдельных личностных качеств и свойств. Таким образом, обнаруживается противоречие между существующими теоретико-методологическими подходами, имеющимися в сфере образования, и недостаточной разработанностью средств и методов образования, учитывающих формирование личностных качеств. Преодоление этого противоречия связано с необходимостью разработки программы гармонизации физического и умственного развития студентов вуза, направленной на формирование культуры здоровья в процессе образования.
Культура здоровья предполагает реализацию и восстановление интеллектуально-профессиональных качеств специалиста в области образования, причем умственное напряжение может быть полноценным с учетом физических возможностей личности.
Взаимоусиление культуры духовной и физической очевидно, однако оно трудно осуществимо в связи с коммерциализацией всех сфер жизни современного общества. Примером может служить снижение уровня массовой культуры, в том числе и молодежной субкультуры, в последнее время. В этих условиях возрастает роль использования эффективных программ в сфере образования.
Актуальность проблемы формирования гармоничной личности не снижается со временем, более того, именно в условиях духовного кризиса ее значение возрастает. Через образование как социальный институт необходимо формирование социальных, духовных и физических потребностей. От диалектики взаимодействия социального и биологического в человеке очень сложно перейти к практике формирования качеств гармонической личности. В самом образовании имеется немалый резерв через преподавание естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин приобщать студенчество к социальным и духовным ценностям в процессе обучения. В этом состоит важнейшая предпосылка формирования осознанного отношения как к здоровому образу жизни, так и к духовной культуре. Позитивные потребности реализуемы в контексте физического и духовного развития личности. Их уровень во многом определяется многообразием культурной среды и качеством образования.
Для проявления духовной и физической культуры необходимо, с одной стороны, сохранение позитивного опыта и оптимизация образовательных программ, а с другой – усиление профилактики здоровья, что в настоящее время крайне затруднительно. Без учета интеграции здорового образа жизни и духовной культуры малоэффективны и образовательные программы высшей школы.
Изменение отношения к проблеме оздоровления в образовании и повышение культурного статуса физически крепкой и духовно защищенной личности обусловливает потребность появления в школе высокообразованного учителя. Его характеристика определяется осознанием значимости для подрастающего поколения физической и духовной культуры, здорового образа жизни. Для современного педагога важно не только знать, но и понимать актуальные проблемы современной молодежи. А они связаны с ее образом жизни [2, 3].
В процессе воспитания важным является определение жизненных целей, идеалов и практик жизнедеятельности будущего учителя как носителя культуры здоровья и субъекта инновационных решений при конструировании культурно-образовательного пространства для развития и саморазвития учеников.
Современная высшая педагогическая школа ориентирована на адаптационную модель здоровья и реализует ее с помощью репродуктивной практики обучения студентов, при этом ограничены условия для освоения духовно-ценностного, интеллектуального богатства культуры здоровья [5, 6].
Изложенное выше актуализирует проблему оптимизации учебных программ, включающих мировоззренческие детерминанты и культурные ценности будущего специалиста. Они должны включать методологию организации педагогического образования, нацеленную на воспитание культурных качеств студента. Будущий специалист как носитель культуры здоровья должен оперировать не только профессиональными навыками, но и быть интегрированным в многообразной социальной жизни. При этом формирование духовной и физической культуры студентов в подготовке к профессиональной деятельности должно включать три основных этапа: довузовскую подготовку, учебную и этап профессиональной деятельности. В основе же формирования лежат педагогические условия, учитывающие содержание и особенности духовного и физического становления молодых людей, индивидуальные особенности студентов, их типичные затруднения и ошибки.
Разработанная нами в рамках Программы «Адаптивная модель школы здоровья и социального развития» учебная программа основывается на изучении феномена «человек и его здоровье» через призму глобальных проблем современности, с позиции единства духовного и телесного в природе человека, формирования здорового образа жизни как системы управления здоровьем, овладения культурой здоровья в составе гуманитарной и педагогической культуры учителя [7].
Программа содержит обоснование теоретико-методологических предпосылок развития личности будущего педагога через формирование мировоззренческой основы культуры здоровья. Культура здоровья будущего учителя, будучи проблемным процессом в педагогике высшей школы и философии образования, рассматривается нами не столько в контексте содержания внешней и внутренней культуры студента, сколько в тесном сплетении, закономерном взаимодействии образования и культуры.
Технологическая цепочка разработки методической системы формирования духовной и физической культуры будущих выпускников включает следующие этапы: разработку целей и задач курса; определение методических основ отбора содержания процесса формирования духовной и физической культуры студентов во время обучения; разработку, выбор методов организации формирования духовной и физической культуры, обеспечивающих процесс формирования и удовлетворения познавательных потребностей обучающихся; разработку содержания и методики проведения практических занятий с позиции развития поисково-творческой деятельности, формирования познавательной активности и ключевых профессиональных компетенций у будущего специалиста; разработку нового учебно-методического комплекса.
Программа выстраивается в соответствии со следующими положениями:
– приоритет знания культуры здоровья как программы преемственности воспитания здорового поколения;
– гуманитаризация дисциплин естественнонаучного цикла;
– овладение функциональной частью культуры здоровья;
– усвоение способов оздоровления образовательного процесса не только путем оптимизации предметного содержания, но и методами адекватными природе процесса познания;
– формирование потребности проявлять «заботу о себе самом» и проецировать выработанные умения самопознания в оздоровительной деятельности с детьми;
– устранение противоречия между задачами профессионального образования и формирования культуры здоровья учителя, когда готовность студентов к оздоровительной работе в образовательном учреждении проявляется в компетенции будущего специалиста.
Формирование мировоззренческой базы, определяющей эффективность образа жизни и профессиональной социализации студента – будущего педагога – предполагает овладение подсистемами следующего содержания:
– ценностно-нормативного, вводящего студента в мир общечеловеческих ценностей, и общения в рамках здорового образа жизни, нормативного санитарно-гигиенического регулирования образовательным процессом;
– когнитивного, характеризующегося системными знаниями о здоровье человека, способах оздоровления с учетом национальной культуры и иных традиций образа жизни;
– поведенческого, выражающего не только уровень сформированности регулятивных процессов при осуществлении действий и поступков, но и самодетерминации духовно-культурного развития;
– личностного, обеспечивающего развитие индивидуально-профессиональных качеств студента при освоении им позиции как субъекта – носителя духовной культуры и здорового образа жизни.
Таким образом, в настоящее время созрела необходимость перехода к практическому пониманию целостности физического духовного и интеллектуально-профессионального развития молодых людей. Это сложный воспитательный процесс, требующий совместных усилий со стороны семьи, образования и других социальных институтов общества.