Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кароян А.А. 1 Дымова И.А. 1 Пашкова И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
Настоящая статья посвящена изучению формирования культуры здоровья и гармонии физической, телесной красоты и духовных качеств личности в процессе образовательной и воспитательной деятельности студентов вуза.Через образование как социальный институт возможно формирование социальных, духовных и физических потребностей. В самом образовании имеется немалый резерв через преподавание естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин приобщать студенчество к социальным и духовным ценностям в процессе обучения. Авторами проведена серьезная работа по определению функций обратной связи при обучении студентов – будущих педагогов курсов, включающих мировоззренче­ские детерминанты и культурные ценности будущего специалиста. Также разработана учебная программа, которая основывается на изучении феномена «человек и его здоровье» с позиции единства духовного и телесного в природе человека, формирования здорового образа жизни как системы управления здоровьем, овладения культурой здоровья в составе гуманитарной и педагогической культуры учителя.
культура здоровья
гармонизация личности
единство телесных и духовных ценностей
образовательные программы
1. Акчурин Б.Г. Социально-философское осмысление культуры здоровья. // Философия и общество. – 2012. – № 4(68). – С. 15–18.
2. Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 9. – С. 5–7.
3. Быховская И.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28–29 октября 2005 г. – М., 2005. – С. 28–32.
4. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников / Н.С. Гаркуша // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – Том 2 (№ 30). – С. 12–19.
5. Гаркуша Н.С. Система мониторинга среды формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса: методическое пособие / Гаркуша Н.С. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 108 с.
6. Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. – 90-е гг. XX в.): Монография: В 2-х т. // Под ред. З.И. Равкина. – М., 2000. – С. 139–172.
7. Кароян А.А. Гармонизация личности и культура здоровья // Духовные и социальные аспекты общественного развития: сб. науч. трудов. – М.: Университет РАО, 2010. – 72 с.
8. Кузнецов В.Ю., Оленкин Ю.В. Ультура здоровья в современном обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
9. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. – СПб., 1999. – С. 176–177.

Развитие гуманитарной практики в сфере образования осуществимо при условии формирования адекватного общественного сознания и позитивно-активного отношения личности к здоровому образу жизни.

Реализация творческого потенциала личности возможна при условии органического взаимодействия духовного и физического в человеке. Без здорового образа жизни невозможна гармония физических качеств, телесной красоты, духовной культуры студентов [8]. В данном случае речь идет о гармонии личности как социально-эстетическом явлении. Ее формирование возможно через взаимодействие нравственно-социального, эстетического и физического воспитания. Эстетический элемент должен присутствовать не только в физическом, но и в духовно-интеллектуальном развитии будущего специалиста. Эстетическая сторона важна не только во внешних проявлениях педагога, но и в его профессиональной деятельности. На наш взгляд, духовная культура не может быть без эстетического компонента.

О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле [9].

Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга [7].

Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева [5]. Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и феноменам культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.

С позиций физкультурной деятельности физическая культура есть многоуровневое духовное пространство, которое позволяет применить при ее рассмотрении известную в методологии схему мыследеятельности. Это подтверждается и тем, что в качестве основополагающей характеристики физической культуры в процессе определения понятий «функция», «ценность», «деятельность» выступает категория «потребность». Такой подход обусловлен единством и взаимосвязанностью категорий социального и биологического в человеке. Он обоснован «возвышающим» типом гармонизации телесного и духовного начал в человеке, достигаемом «одухотворением» тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд, приоритетом духовности в процессе освоения двигательных действий. Здесь воочию получает отражение тенденция сознательного примата духовной культуры над материальной, если учитывать ее гуманистическое обоснование на современном этапе общественного развития. Единство духовной и двигательной сторон в физкультурной деятельности человека будет создавать, на наш взгляд, гармонию сущностных (духовных и социальных) сил человека, интегративным моментом которой может выступать сам творческий характер духовной деятельности. При этом духовная культурная организация связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил (воли, любви, надежды и т.п.), и эта перспектива может стать задачей формирования не только общества, но и самого человека [1].

Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые, в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяет границы своего влияния на жизнь людей.

Итак, здоровый образ жизни, сопряженный с развитием физических и духовных качеств, имеет огромное значение для гармонизации личности и формирования эстетических и социально значимых качеств работника новой системы российского образования.

Анализ научно-методической литературы в контексте проблемы гармонизации развития демонстрирует недостаточность научных знаний о соотношении двигательного и умственного развития, их взаимодействии в ходе онтогенеза и обуславливает необходимость проведения исследований в этом направлении с целью обогащения педагогического опыта по индивидуализации и дифференциации процесса обучения, направленного на всестороннее и гармоничное развитие личности студентов. Тем более что современные программы, декларируя гармоничное развитие, содержательно не предлагают комплексного воздействия, а на практике осуществляется использование отдельных методических подходов к организации учебного процесса, сводящихся, как правило, к формированию высокого уровня интеллекта студентов, к активизации познавательной деятельности, развитию отдельных личностных качеств и свойств. Таким образом, обнаруживается противоречие между существующими теоретико-методологическими подходами, имеющимися в сфере образования, и недостаточной разработанностью средств и методов образования, учитывающих формирование личностных качеств. Преодоление этого противоречия связано с необходимостью разработки программы гармонизации физического и умственного развития студентов вуза, направленной на формирование культуры здоровья в процессе образования.

Культура здоровья предполагает реализацию и восстановление интеллектуально-профессиональных качеств специалиста в области образования, причем умственное напряжение может быть полноценным с учетом физических возможностей личности.

Взаимоусиление культуры духовной и физической очевидно, однако оно трудно осуществимо в связи с коммерциализацией всех сфер жизни современного общества. Примером может служить снижение уровня массовой культуры, в том числе и молодежной субкультуры, в последнее время. В этих условиях возрастает роль использования эффективных программ в сфере образования.

Актуальность проблемы формирования гармоничной личности не снижается со временем, более того, именно в условиях духовного кризиса ее значение возрастает. Через образование как социальный институт необходимо формирование социальных, духовных и физических потребностей. От диалектики взаимодействия социального и биологического в человеке очень сложно перейти к практике формирования качеств гармонической личности. В самом образовании имеется немалый резерв через преподавание естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин приобщать студенчество к социальным и духовным ценностям в процессе обучения. В этом состоит важнейшая предпосылка формирования осознанного отношения как к здоровому образу жизни, так и к духовной культуре. Позитивные потребности реализуемы в контексте физического и духовного развития личности. Их уровень во многом определяется многообразием культурной среды и качеством образования.

Для проявления духовной и физической культуры необходимо, с одной стороны, сохранение позитивного опыта и оптимизация образовательных программ, а с другой – усиление профилактики здоровья, что в настоящее время крайне затруднительно. Без учета интеграции здорового образа жизни и духовной культуры малоэффективны и образовательные программы высшей школы.

Изменение отношения к проблеме оздоровления в образовании и повышение культурного статуса физически крепкой и духовно защищенной личности обусловливает потребность появления в школе высокообразованного учителя. Его характеристика определяется осознанием значимости для подрастающего поколения физической и духовной культуры, здорового образа жизни. Для современного педагога важно не только знать, но и понимать актуальные проблемы современной молодежи. А они связаны с ее образом жизни [2, 3].

В процессе воспитания важным является определение жизненных целей, идеалов и практик жизнедеятельности будущего учителя как носителя культуры здоровья и субъекта инновационных решений при конструировании культурно-образовательного пространства для развития и саморазвития учеников.

Современная высшая педагогическая школа ориентирована на адаптационную модель здоровья и реализует ее с помощью репродуктивной практики обучения студентов, при этом ограничены условия для освоения духовно-ценностного, интеллектуального богатства культуры здоровья [5, 6].

Изложенное выше актуализирует проблему оптимизации учебных программ, включающих мировоззренческие детерминанты и культурные ценности будущего специалиста. Они должны включать методологию организации педагогического образования, нацеленную на воспитание культурных качеств студента. Будущий специалист как носитель культуры здоровья должен оперировать не только профессиональными навыками, но и быть интегрированным в многообразной социальной жизни. При этом формирование духовной и физической культуры студентов в подготовке к профессиональной деятельности должно включать три основных этапа: довузовскую подготовку, учебную и этап профессиональной деятельности. В основе же формирования лежат педагогические условия, учитывающие содержание и особенности духовного и физического становления молодых людей, индивидуальные особенности студентов, их типичные затруднения и ошибки.

Разработанная нами в рамках Программы «Адаптивная модель школы здоровья и социального развития» учебная программа основывается на изучении феномена «человек и его здоровье» через призму глобальных проблем современности, с позиции единства духовного и телесного в природе человека, формирования здорового образа жизни как системы управления здоровьем, овладения культурой здоровья в составе гуманитарной и педагогической культуры учителя [7].

Программа содержит обоснование теоретико-методологических предпосылок развития личности будущего педагога через формирование мировоззренческой основы культуры здоровья. Культура здоровья будущего учителя, будучи проблемным процессом в педагогике высшей школы и философии образования, рассматривается нами не столько в контексте содержания внешней и внутренней культуры студента, сколько в тесном сплетении, закономерном взаимодействии образования и культуры.

Технологическая цепочка разработки методической системы формирования духовной и физической культуры будущих выпускников включает следующие этапы: разработку целей и задач курса; определение методических основ отбора содержания процесса формирования духовной и физической культуры студентов во время обучения; разработку, выбор методов организации формирования духовной и физической культуры, обеспечивающих процесс формирования и удовлетворения познавательных потребностей обучающихся; разработку содержания и методики проведения практических занятий с позиции развития поисково-творческой деятельности, формирования познавательной активности и ключевых профессиональных компетенций у будущего специалиста; разработку нового учебно-методического комплекса.

Программа выстраивается в соответствии со следующими положениями:

– приоритет знания культуры здоровья как программы преемственности воспитания здорового поколения;

– гуманитаризация дисциплин естественнонаучного цикла;

– овладение функциональной частью культуры здоровья;

– усвоение способов оздоровления образовательного процесса не только путем оптимизации предметного содержания, но и методами адекватными природе процесса познания;

– формирование потребности проявлять «заботу о себе самом» и проецировать выработанные умения самопознания в оздоровительной деятельности с детьми;

– устранение противоречия между задачами профессионального образования и формирования культуры здоровья учителя, когда готовность студентов к оздоровительной работе в образовательном учреждении проявляется в компетенции будущего специалиста.

Формирование мировоззренческой базы, определяющей эффективность образа жизни и профессиональной социализации студента – будущего педагога – предполагает овладение подсистемами следующего содержания:

– ценностно-нормативного, вводящего студента в мир общечеловеческих ценностей, и общения в рамках здорового образа жизни, нормативного санитарно-гигиенического регулирования образовательным процессом;

– когнитивного, характеризующегося системными знаниями о здоровье человека, способах оздоровления с учетом национальной культуры и иных традиций образа жизни;

– поведенческого, выражающего не только уровень сформированности регулятивных процессов при осуществлении действий и поступков, но и самодетерминации духовно-культурного развития;

– личностного, обеспечивающего развитие индивидуально-профессиональных качеств студента при освоении им позиции как субъекта – носителя духовной культуры и здорового образа жизни.

Таким образом, в настоящее время созрела необходимость перехода к практическому пониманию целостности физического духовного и интеллектуально-профессионального развития молодых людей. Это сложный воспитательный процесс, требующий совместных усилий со стороны семьи, образования и других социальных институтов общества.


Библиографическая ссылка

Кароян А.А., Дымова И.А., Пашкова И.А. ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 104-108;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36564 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674