Современные условия подготовки обучающихся в системе высшего образования предполагают сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы. Эта тенденция находит свое отражение и в современных образовательных стандартах ФГОС ВО, регламентирующих подготовку бакалавров в том числе и по педагогическим направлениям подготовки.
Так, например, ГОС ВО 2005 года указывает [5], что максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, из них теоретическое обучение составляет 27 часов в неделю (для очной формы обучения). Тех же норм придерживается ФГОС ВПО [12] с указанием, что занятия лекционного типа могут составлять не более 40 % аудиторных занятий. Действующий ФГОС ВО [13] не регламентирует количество аудиторной нагрузки обучающихся, сохраняя норму 40 % занятий лекционного типа от общего числа аудиторных занятий. Проект ФГОС ФО ++ не регламентирует количество часов, отведенных на аудиторную нагрузку, и вводит понятие «контактная работа с преподавателем». На контактную работу с преподавателем предполагается отводить не менее 40 % часов, отведенных на реализацию блока дисциплин [14].
Понятие «контактная работа» не раскрывается в тексте проекта стандарта, однако может рассматриваться шире, чем просто аудиторная работа, и может включать в себя и работу в электронной образовательной среде совместно с преподавателем и другие виды деятельности. Таким образом, количество аудиторных часов составит не более 40 % времени, отводимого на изучение дисциплины: 60 % времени студенту предлагается работать самостоятельно. Кроме того, переход от подготовки специалистов к подготовке бакалавров привел к сокращению периода обучения на 20 %, без снижения требований к качеству подготовки выпускников, что также увеличивает объем самостоятельной работы обучающихся. Такой подход является обоснованным в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий, созданием в вузах электронных образовательных сред, совершенствованием методических подходов к обучению студентов. Изменяется роль преподавателя в процессе обучения, требуется более глубокая методическая проработка изучаемого материала для обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов. Обеспечивая переход от процесса организации самостоятельной работой обучающихся к процессу управления [2] .
В Нижегородском государственном педагогическом университете проблема создания системы управления самостоятельной работой обучающихся решалась в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015–2016 учебном году.
Управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. Цель управления – обеспечение высокой эффективности управляемой системы, выражающейся в наибольшем достижении целей системы при минимизации используемых ресурсов. Управление самостоятельной работой обучающихся мы понимаем как совокупность процессов, реализуемых структурными подразделениями Университета и научно-педагогическими работниками, нацеленных на разработку учебной информации, ее передачу и контроль усвоения обучаемыми в условиях аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечивающих эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучаемых. Кроме того, любой процесс управления предполагает наличие обратных связей в системе, обеспечивающих необходимую коррекцию процесса.
Проблема управления самостоятельной работой обучающихся является наддисциплинарной, что позволяет ставить цель – формирование стратегий самообучения и самообразования, как основы будущей профессиональной деятельности, что находит отражение в образовательном стандарте педагога [13]. Профессиональный стандарт педагога указывает на необходимость формирования общеучебных действий [6], посредством которых и возможно осуществление самообразовательной деятельности.
Для достижения поставленных целей необходима реализация ряда условий, а именно:
1. Нормативно-методическое сопровождение процесса управления СРО: наличие положения об организации СРО в вузе, а также документации, сопровождающей учебный процесс по дисциплинам (модулям), включающий учебные планы, рабочие программы дисциплин, силлабусы дисциплин, методические пособия по организации самостоятельной работы и т.д.
2. Наличие электронной образовательной среды, обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам, включая электронные учебно-методические комплексы по дисциплине [2, 8–10].
3. Материально-техническое обеспечение процесса управления самостоятельной работой должно включать полный комплекс средств обучения, необходимых для решения поставленных задач, включая: наличие необходимого аудиторного фонда, компьютерных классов с выходом в Интернет, посадочных мест в читальных залах и пользовательских центрах библиотеки и т.д.;
4. Организационные условия предполагают включение всех служб университета в процесс управления.
Преподаватель обеспечивает содержательную и методическую составляющую процесса управления самостоятельной работой обучающихся, размещает необходимые материалы, в том числе силлабус дисциплины, в электронной информационно-образовательной среде, осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся.
Создание системы управления самостоятельной работой обучающихся потребовало создания института тьюторов. Тьютор – это преподаватель-консультант, специалист в области организации образования и самообразования. На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Тьютор осуществляет контрольную и консультативную функцию при организации самостоятельной работы, обеспечивает мониторинг успешности выполнения самостоятельной работы, осуществляет сбор и анализ информации по результатам работы.
Основным инструментом преподавателя в процессе управления самостоятельной работой обучающихся является силлабус дисциплины. Силлабус – план изучения дисциплины, «план-действий» для студентов, который может представлять собой своеобразный план-конспект учебного предмета, предназначенный именно для студента, имеющий целью помочь в организации его учебной деятельности. Такой документ должен информировать студента о том, чему он может научиться в результате освоения этой дисциплины, а также о том, что и в какие сроки студент должен для этого сделать. Использование такого документа позволит студентам самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы [3]. Силлабус создается в помощь студентам, поэтому преподаватель должен составлять его понятным для студента языком.
Апробация предложенной модели осуществлялась во втором семестре 2015–2016 учебного года в Мининском университете. Реализация проекта потребовала проведения обучающих семинаров и консультаций как с преподавателями, так и со студентами. Так с преподавателями, участвующими в проекте, были проведены семинары по тематике: технология управления самостоятельной работой обучающихся; оценка эффективности модели управления самостоятельной работой обучающихся; проблема проведения анализа рефлексии обучающихся.
Для студентов была разработана программа курса «Самоорганизация учебной деятельности», реализованная в системе вебинаров: «Стань лучшей версией себя: как эффективно организовать свою самостоятельную учебную деятельность»; «Самолидерство: как правильно ставить и достигать целей самостоятельной работы»; «Эффективное время: тайм-менеджмент самостоятельной работы» [4].
Были разработаны силлабусы по двадцати одной дисциплине, включая дисциплины гуманитарного, естественно-научного и технического характера. Преподаватели НГПУ им. К.Минина, участвующие в эксперименте, прикрепляли разработанные ими силлабусы на первой странице своих электронных курсов [9].
Преподаватели, участвующие в апробации внедрения силлабуса в практику преподавания, уверены, что план-конспект учебного курса, написанный именно для студента, поможет последнему в организации его учебной деятельности. Доступность для студента этого документа позволяет сделать шаг от модели подчиненности между студентом и преподавателем до модели партнерства, когда обе стороны добиваются одной цели – освоения курса и приобретения заявленных компетенций.
Оценивая полученный практический опыт использования силлабусов в своей работе, преподаватели отмечали, что установление определенных формальных правил при изучении дисциплины способствует развитию у студентов таких личностных качеств, как организованность, самостоятельность, ответственность за результат. Поставленный в условия выбора, студент сам определяет логистику изучения курса: необходимость посещать занятия (или терять баллы при их пропуске), выполнять дополнительные задания или заранее соглашаться на более низкую итоговую оценку и т.д.
На вопрос «Чем привлекателен для Вас силлабус?» преподаватели дали следующие ответы: «Систематизацией самостоятельной работы», «Планированием и дозированием изучения содержания», «Наличием дорожной карты индивидуального движения студентов к образовательному результату» и др.
Необходимо отметить и тот факт, что внедрение силлабусов в практику встречает и некоторое противодействие со стороны педагогов.
Во-первых, написание еще одного документа по дисциплине не вызывает восторга у преподавателей, но, как показывает опыт внедрения силлабуса на факультете управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К.Минина, при написании этого «плана-конспекта дисциплины» преподаватель более четко начинает представлять логическую последовательность курса, переосмысливает ход преподавания дисциплины. Необходимость прописывать технологическую карту дисциплины с пунктами «что делать к занятию», «чем проверяется» и т.д. для каждой темы, да еще и с разделением на аудиторную и внеаудиторную работу с одной стороны, занимает массу времени преподавателя, с другой – экономит его время в ходе учебного процесса.
Во-вторых, преподаватели понимают, что при использовании такого рода документа в своей работе они оказываются под контролем не только со стороны своего руководства, но и в какой-то степени, со стороны студентов. Для принятия этого факта, на наш взгляд, требуется некоторая «психологическая перестройка».
Мнение студентов, участвующих в эксперименте, также было неоднозначно.
Положительное мнение: технологическая карта дисциплины позволит студентам продуктивно подготовиться к семинарским и практическим занятиям, овладеть дополнительной информацией по вопросам, которые будут рассматриваться на лекциях.
Отрицательное мнение: студенты, считают, что недостаточно оценивается посещаемость занятий, и их сокурсники, которые посещали занятия редко, но сдали все необходимые работы (лабораторные, практические и т.д.), претендуют зачастую на то же количество баллов, что и посещавшие все занятия студенты. Но это, как нам кажется, вопрос правильного составления рейтинг-плана.
Студенты отметили тот факт, что наличие дополнительного документа на странице курса пройдет незамеченным, если преподаватель на первом занятии не рассмотрит этот документ вместе со студентами, не объяснит ключевые моменты и не даст возможности студентам задать интересующие их вопросы.
По окончании апробации и студентам, и преподавателям, участвующим в эксперименте, был задан вопрос «Что на Ваш взгляд, могло бы существенно улучшить качество организации самостоятельной работы студентов?»
Таблица 1
Количество ответов студентов и преподавателей на вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов
Варианты ответа |
Количество ответов на вопрос |
|
студенты |
преподаватели |
|
Внимание преподавателей к организации самостоятельной работы, усиление обратной связи между преподавателем и студентом |
39 |
6 |
Изменение содержания учебной программы, ориентации на изучение основных законов изучаемых дисциплин |
14 |
3 |
Увеличение доли самостоятельной работы студентов |
16 |
3 |
Развитие информационно-образовательной среды, включая систему Moodle и элементы дистанционного образования |
31 |
5 |
Создание специализированного аудиторного фонда для организации самостоятельной работы студентов |
24 |
10 |
Оптиматизация расписания занятий |
5 |
2 |
Не требуется ничего менять |
6 |
0 |
Другое |
1 |
3 |
Таблица 2
Сильные и слабые стороны процесса организации самостоятельной работы студентов в вузе
плюсы |
минусы |
Развитие самостоятельности Интереснее, чем слушать лекции Ответственность Новизна организации обучения Самостоятельный выбор учебного материала Возможность работать в Moodle |
Отсутствие советов и помощи преподавателя Нет свободного времени Мало компьютерных классов Не всегда можно понять задание Сбои в сети |
Как видно из табл. 1, наибольшее количество студентов выбрали вариант ответа «внимание преподавателей к организации самостоятельной работы, усиление обратной связи между преподавателем и студентом», в то время как преподаватели считают одной из приоритетных задач – создание аудиторного фонда. В процессе анкетирования три ответа внесли свои предложения по повышению эффективности: разработка эффективного рейтинг-плана, денежное стимулирование преподавателей. В ответ по оптимизации расписания занятий внесены предложения: «Необходимо разделять практические (в том числе и лабораторные) занятия от аудиторной самостоятельной работы. Это, в частности, позволит решить проблему с ограниченным количеством специальных помещений. Часто для обычных практических (лабораторных) занятий не нужно специальное оснащение (ПК, выход в интернет, библиотечный фонд), а при самостоятельной работе без этого не обойтись. Нужно четко разделить эту деятельность и в расписании занятий».
В рамках апробации модели управления самостоятельной работой обучающихся были предложены и апробированы новые формы самостоятельной работы студентов: так, наряду с внеаудиторной самостоятельной работой проводились занятия в форме аудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя и по его заданию, а также под руководством тьютора. Полученные данные позволяют рекомендовать к внедрению предложенные авторами подходы к управлению самостоятельной работой обучающихся. Внедрение модели запланировано в 2016–2017 учебном году на базе факультета управления и социально-технических сервисов и факультета гуманитарных наук Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.