Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RESULTS OF APPROBATION MODEL OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Gruzdeva M.L. 1 Tolsteneva A.A. 1 Smirnova Zh.V. 1
1 Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
The article deals with the creation of an independent operation control system of students in high school. The urgency of the theme raised by the authors is seen in the fact that modern educational standards for the training of students in higher education suggest a reduction of classroom student workload and increase independent work. This approach seems reasonable to the authors in connection with the development of information and communication technologies, the establishment of universities in e-learning environments, improving methodological approaches to student learning. The authors describe the structure of management of independent work of the student model, which includes the goal of creating a model, the conditions for its implementation, technology implementation model and criteria for evaluating the effectiveness of its implementation. The article describes the experience of testing the model in the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin in the framework of the program of modernization of pedagogical education. Presents opinions of teachers and students – testing participants, describes the results of the survey of the teaching staff and students involved in the project. As part of the approbation independent work of students management model we have proposed and aprobirovaliy new forms of independent work of students. Teachers have received extensive experience in conducting classes with the use of active learning methods. The authors conclude the feasibility of implementing an independent management model work of students in the educational process of the university.
management of independent work
model management of independent work
syllabus
approbation

Современные условия подготовки обучающихся в системе высшего образования предполагают сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы. Эта тенденция находит свое отражение и в современных образовательных стандартах ФГОС ВО, регламентирующих подготовку бакалавров в том числе и по педагогическим направлениям подготовки.

Так, например, ГОС ВО 2005 года указывает [5], что максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, из них теоретическое обучение составляет 27 часов в неделю (для очной формы обучения). Тех же норм придерживается ФГОС ВПО [12] с указанием, что занятия лекционного типа могут составлять не более 40 % аудиторных занятий. Действующий ФГОС ВО [13] не регламентирует количество аудиторной нагрузки обучающихся, сохраняя норму 40 % занятий лекционного типа от общего числа аудиторных занятий. Проект ФГОС ФО ++ не регламентирует количество часов, отведенных на аудиторную нагрузку, и вводит понятие «контактная работа с преподавателем». На контактную работу с преподавателем предполагается отводить не менее 40 % часов, отведенных на реализацию блока дисциплин [14].

Понятие «контактная работа» не раскрывается в тексте проекта стандарта, однако может рассматриваться шире, чем просто аудиторная работа, и может включать в себя и работу в электронной образовательной среде совместно с преподавателем и другие виды деятельности. Таким образом, количество аудиторных часов составит не более 40 % времени, отводимого на изучение дисциплины: 60 % времени студенту предлагается работать самостоятельно. Кроме того, переход от подготовки специалистов к подготовке бакалавров привел к сокращению периода обучения на 20 %, без снижения требований к качеству подготовки выпускников, что также увеличивает объем самостоятельной работы обучающихся. Такой подход является обоснованным в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий, созданием в вузах электронных образовательных сред, совершенствованием методических подходов к обучению студентов. Изменяется роль преподавателя в процессе обучения, требуется более глубокая методическая проработка изучаемого материала для обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов. Обеспечивая переход от процесса организации самостоятельной работой обучающихся к процессу управления [2] .

В Нижегородском государственном педагогическом университете проблема создания системы управления самостоятельной работой обучающихся решалась в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015–2016 учебном году.

Управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. Цель управления – обеспечение высокой эффективности управляемой системы, выражающейся в наибольшем достижении целей системы при минимизации используемых ресурсов. Управление самостоятельной работой обучающихся мы понимаем как совокупность процессов, реализуемых структурными подразделениями Университета и научно-педагогическими работниками, нацеленных на разработку учебной информации, ее передачу и контроль усвоения обучаемыми в условиях аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечивающих эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучаемых. Кроме того, любой процесс управления предполагает наличие обратных связей в системе, обеспечивающих необходимую коррекцию процесса.

Проблема управления самостоятельной работой обучающихся является наддисциплинарной, что позволяет ставить цель – формирование стратегий самообучения и самообразования, как основы будущей профессиональной деятельности, что находит отражение в образовательном стандарте педагога [13]. Профессиональный стандарт педагога указывает на необходимость формирования общеучебных действий [6], посредством которых и возможно осуществление самообразовательной деятельности.

Для достижения поставленных целей необходима реализация ряда условий, а именно:

1. Нормативно-методическое сопровождение процесса управления СРО: наличие положения об организации СРО в вузе, а также документации, сопровождающей учебный процесс по дисциплинам (модулям), включающий учебные планы, рабочие программы дисциплин, силлабусы дисциплин, методические пособия по организации самостоятельной работы и т.д.

2. Наличие электронной образовательной среды, обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам, включая электронные учебно-методические комплексы по дисциплине [2, 8–10].

3. Материально-техническое обеспечение процесса управления самостоятельной работой должно включать полный комплекс средств обучения, необходимых для решения поставленных задач, включая: наличие необходимого аудиторного фонда, компьютерных классов с выходом в Интернет, посадочных мест в читальных залах и пользовательских центрах библиотеки и т.д.;

4. Организационные условия предполагают включение всех служб университета в процесс управления.

Преподаватель обеспечивает содержательную и методическую составляющую процесса управления самостоятельной работой обучающихся, размещает необходимые материалы, в том числе силлабус дисциплины, в электронной информационно-образовательной среде, осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Создание системы управления самостоятельной работой обучающихся потребовало создания института тьюторов. Тьютор – это преподаватель-консультант, специалист в области организации образования и самообразования. На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Тьютор осуществляет контрольную и консультативную функцию при организации самостоятельной работы, обеспечивает мониторинг успешности выполнения самостоятельной работы, осуществляет сбор и анализ информации по результатам работы.

Основным инструментом преподавателя в процессе управления самостоятельной работой обучающихся является силлабус дисциплины. Силлабус – план изучения дисциплины, «план-действий» для студентов, который может представлять собой своеобразный план-конспект учебного предмета, предназначенный именно для студента, имеющий целью помочь в организации его учебной деятельности. Такой документ должен информировать студента о том, чему он может научиться в результате освоения этой дисциплины, а также о том, что и в какие сроки студент должен для этого сделать. Использование такого документа позволит студентам самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы [3]. Силлабус создается в помощь студентам, поэтому преподаватель должен составлять его понятным для студента языком.

Апробация предложенной модели осуществлялась во втором семестре 2015–2016 учебного года в Мининском университете. Реализация проекта потребовала проведения обучающих семинаров и консультаций как с преподавателями, так и со студентами. Так с преподавателями, участвующими в проекте, были проведены семинары по тематике: технология управления самостоятельной работой обучающихся; оценка эффективности модели управления самостоятельной работой обучающихся; проблема проведения анализа рефлексии обучающихся.

Для студентов была разработана программа курса «Самоорганизация учебной деятельности», реализованная в системе вебинаров: «Стань лучшей версией себя: как эффективно организовать свою самостоятельную учебную деятельность»; «Самолидерство: как правильно ставить и достигать целей самостоятельной работы»; «Эффективное время: тайм-менеджмент самостоятельной работы» [4].

Были разработаны силлабусы по двадцати одной дисциплине, включая дисциплины гуманитарного, естественно-научного и технического характера. Преподаватели НГПУ им. К.Минина, участвующие в эксперименте, прикрепляли разработанные ими силлабусы на первой странице своих электронных курсов [9].

Преподаватели, участвующие в апробации внедрения силлабуса в практику преподавания, уверены, что план-конспект учебного курса, написанный именно для студента, поможет последнему в организации его учебной деятельности. Доступность для студента этого документа позволяет сделать шаг от модели подчиненности между студентом и преподавателем до модели партнерства, когда обе стороны добиваются одной цели – освоения курса и приобретения заявленных компетенций.

Оценивая полученный практический опыт использования силлабусов в своей работе, преподаватели отмечали, что установление определенных формальных правил при изучении дисциплины способствует развитию у студентов таких личностных качеств, как организованность, самостоятельность, ответственность за результат. Поставленный в условия выбора, студент сам определяет логистику изучения курса: необходимость посещать занятия (или терять баллы при их пропуске), выполнять дополнительные задания или заранее соглашаться на более низкую итоговую оценку и т.д.

На вопрос «Чем привлекателен для Вас силлабус?» преподаватели дали следующие ответы: «Систематизацией самостоятельной работы», «Планированием и дозированием изучения содержания», «Наличием дорожной карты индивидуального движения студентов к образовательному результату» и др.

Необходимо отметить и тот факт, что внедрение силлабусов в практику встречает и некоторое противодействие со стороны педагогов.

Во-первых, написание еще одного документа по дисциплине не вызывает восторга у преподавателей, но, как показывает опыт внедрения силлабуса на факультете управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К.Минина, при написании этого «плана-конспекта дисциплины» преподаватель более четко начинает представлять логическую последовательность курса, переосмысливает ход преподавания дисциплины. Необходимость прописывать технологическую карту дисциплины с пунктами «что делать к занятию», «чем проверяется» и т.д. для каждой темы, да еще и с разделением на аудиторную и внеаудиторную работу с одной стороны, занимает массу времени преподавателя, с другой – экономит его время в ходе учебного процесса.

Во-вторых, преподаватели понимают, что при использовании такого рода документа в своей работе они оказываются под контролем не только со стороны своего руководства, но и в какой-то степени, со стороны студентов. Для принятия этого факта, на наш взгляд, требуется некоторая «психологическая перестройка».

Мнение студентов, участвующих в эксперименте, также было неоднозначно.

Положительное мнение: технологическая карта дисциплины позволит студентам продуктивно подготовиться к семинарским и практическим занятиям, овладеть дополнительной информацией по вопросам, которые будут рассматриваться на лекциях.

Отрицательное мнение: студенты, считают, что недостаточно оценивается посещаемость занятий, и их сокурсники, которые посещали занятия редко, но сдали все необходимые работы (лабораторные, практические и т.д.), претендуют зачастую на то же количество баллов, что и посещавшие все занятия студенты. Но это, как нам кажется, вопрос правильного составления рейтинг-плана.

Студенты отметили тот факт, что наличие дополнительного документа на странице курса пройдет незамеченным, если преподаватель на первом занятии не рассмотрит этот документ вместе со студентами, не объяснит ключевые моменты и не даст возможности студентам задать интересующие их вопросы.

По окончании апробации и студентам, и преподавателям, участвующим в эксперименте, был задан вопрос «Что на Ваш взгляд, могло бы существенно улучшить качество организации самостоятельной работы студентов?»

Таблица 1

Количество ответов студентов и преподавателей на вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов

Варианты ответа

Количество ответов на вопрос

 

студенты

преподаватели

Внимание преподавателей к организации самостоятельной работы, усиление обратной связи между преподавателем и студентом

39

6

Изменение содержания учебной программы, ориентации на изучение основных законов изучаемых дисциплин

14

3

Увеличение доли самостоятельной работы студентов

16

3

Развитие информационно-образовательной среды, включая систему Moodle и элементы дистанционного образования

31

5

Создание специализированного аудиторного фонда для организации самостоятельной работы студентов

24

10

Оптиматизация расписания занятий

5

2

Не требуется ничего менять

6

0

Другое

1

3

Таблица 2

Сильные и слабые стороны процесса организации самостоятельной работы студентов в вузе

плюсы

минусы

Развитие самостоятельности

Интереснее, чем слушать лекции

Ответственность

Новизна организации обучения

Самостоятельный выбор учебного материала

Возможность работать в Moodle

Отсутствие советов и помощи преподавателя

Нет свободного времени

Мало компьютерных классов

Не всегда можно понять задание

Сбои в сети

Как видно из табл. 1, наибольшее количество студентов выбрали вариант ответа «внимание преподавателей к организации самостоятельной работы, усиление обратной связи между преподавателем и студентом», в то время как преподаватели считают одной из приоритетных задач – создание аудиторного фонда. В процессе анкетирования три ответа внесли свои предложения по повышению эффективности: разработка эффективного рейтинг-плана, денежное стимулирование преподавателей. В ответ по оптимизации расписания занятий внесены предложения: «Необходимо разделять практические (в том числе и лабораторные) занятия от аудиторной самостоятельной работы. Это, в частности, позволит решить проблему с ограниченным количеством специальных помещений. Часто для обычных практических (лабораторных) занятий не нужно специальное оснащение (ПК, выход в интернет, библиотечный фонд), а при самостоятельной работе без этого не обойтись. Нужно четко разделить эту деятельность и в расписании занятий».

В рамках апробации модели управления самостоятельной работой обучающихся были предложены и апробированы новые формы самостоятельной работы студентов: так, наряду с внеаудиторной самостоятельной работой проводились занятия в форме аудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя и по его заданию, а также под руководством тьютора. Полученные данные позволяют рекомендовать к внедрению предложенные авторами подходы к управлению самостоятельной работой обучающихся. Внедрение модели запланировано в 2016–2017 учебном году на базе факультета управления и социально-технических сервисов и факультета гуманитарных наук Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.