Современное человечество находится у порога экологического кризиса общепланетарного масштаба, вызванного нарушением гармоничных взаимоотношений человека с природой, в основе которого находится антропоцентрическое мировоззрение человека, проявляющееся в потребительском и расточительном использовании природных ресурсов.
На фоне неблагоприятной экологической обстановки качество жизни и состояние здоровья населения имеет тенденцию к неуклонному ухудшению, что в свою очередь ведёт к неблагоприятному прогнозу будущего человечества [3].
Для решения проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала необходим переход современного общества на путь устойчивого развития для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
В итоговом документе – «Будущее, которого мы хотим» [2], принятом участниками Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 (2012 г.), провозглашены основные принципы достижения устойчивого развития общества, одним из которых является формирование нового мировоззрения и смена ценностных ориентаций, как на личном, так и на общественном уровнях, направленных на гармонизацию отношений между природой и человеком. Наша страна, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экологических систем, будет играть в этом процессе одну из основополагающих ролей на международном уровне.
В России представлены разнообразные природные зоны, с входящими в них разнообразными биологическими ресурсами, большая часть которых расположена в специфических климатических условиях в северной части России, где длительная холодная зима, холодное дождливое лето, что приводит к медленному протеканию восстановительных процессов в природе, а в условиях техногенного воздействия на природу – к негативным антропогенным последствиям.
В северных территориях Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы (ханты, манси, селькупы, якуты, эвенки и др.), сумевшие сохранить традиции природопользования в суровых и жёстких условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики, создавшие уникальную экологическую культуру, ориентированную на гармоничные взаимоотношения с природой, построенные на экологическом и нравственном императивах и способствующие коэволюции природы и человека, в основе которых находятся экоцентрические ценностные ориентации, выраженные в подходе: «природа является ценной сама по себе, а мы – неотъемлемая её часть».
Для решения проблемы исследования мы обратились к традициям природопользования коренных малочисленных народов Севера, под которыми мы понимаем практику эксплуатации природных ресурсов коренными народами, осуществляемую в соответствии с местными природными и хозяйственными условиями на основе норм и принципов, перешедших от одного поколения к другому, оказывающих определённое влияние на приёмы и формы ведения хозяйства, включающие следующие нормы и принципы:
1. Бережливое и минимально необходимое использование природных ресурсов.
2. Безотходность использования природных ресурсов.
3. Сезонность потребления природных ресурсов.
4. Строгое соблюдение сроков промысловой деятельности (охоты, рыболовства, сбора природных дикоросов и др.).
5. Соблюдение правил поведения в лесу.
6. Организация священных мест, в которых запрещалась любая деятельность человека.
7. Учёт в хозяйственной жизни природных ритмов в соответствии с экологическим (лунно-солнечным) календарём.
Мы считаем, что процесс формирования у старшеклассников экологических ценностных ориентаций, способствующих обеспечению гармонизации взаимодействия человека и природы, необходимо осуществлять с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.
В ходе теоретического исследования [1; 4–6] существующих традиций природопользования нами выделены две основные группы экологических ценностей, присутствующих у коренных малочисленных народов Севера:
Первая группа – это ценности природы:
? природа является ценной сама по себе;
? природа – равноценный и равноправный партнёр;
? природа – источник не только материальных, но и нематериальных благ (красоты, творчества, отдыха и т.д.);
Вторая группа – ценности поведения человека:
? не нанесение вреда всему живому, в том числе и в развлечениях;
? рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений;
? личная ответственность за состояние природной среды.
Актуальность нашего исследования определилась на теоретико-методологическом уровне потребностью в создании теоретической базы для эффективного формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера; на практико-технологическом уровне – потребностью в разработке модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и педагогических условий её эффективного функционирования.
Под экологическими ценностными ориентациями мы понимаем систему ценностных ориентаций личности, представляющих собой конвергенцию человеческих, природных и этических ценностей нравственного и экологического императивов, выполняющих нормативно-регулирующую функцию по рациональному использованию природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений и обеспечения дальнейшего существования и развития человечества.
В нашем исследовании теоретико-методологическими основанием для проблемы исследования являлся системно-деятельностный и аксиологический подходы, позволившие нам построить модель процесса формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и разработать педагогические условия её реализации (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учетом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера
Педагогическими условиями эффективной реализации модели экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера являются:
А) условия, обеспечивающие ресурсные возможности педагогического процесса:
1. Распространение традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.
2. Осуществление социального партнёрства в экологической сфере.
Б) условия, обеспечивающие результативность сформированности субъективного отношения к природным объектам:
1. Организация непрагматического эколого-ориентированного взаимодействия с природными объектами.
2. Обеспечение субъектной позиции в осуществлении старшеклассником природоохранной деятельности.
Системно-деятельностный подход позволил нам определить деятельностный аспект и систематизировать используемые педагогические условия, а аксиологический подход – определить содержательное наполнение педагогического процесса с учётом специфических особенностей формирования у старшеклассников экологических ценностных ориентаций.
Модель формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера построена на основе системно-деятельностного, аксиологического подходов, характеризуется открытостью, гибкостью, устойчивостью, ориентирована на выполнение социального заказа, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; включает три структурных блока: содержательно-ценностный, процессуально-технологический и диагностическо-коррекционный, реализуется через программу, обеспечивающую усвоение:
а) ценностей природы;
б) ценностей поведения человека; требует при реализации учёта специфических принципов культурной преемственности экологических традиций, социального партнёрства, экологического содействия.
Для апробации авторской модели и педагогических условий её реализации был проведен в естественных условиях педагогический эксперимент на базе муниципальных общеобразовательных учреждений города Ханты-Мансийска, включающий три этапа. На всех этапах в экспериментальной работе приняли участие 340 человек, в том числе 45 педагогов. Для его проведения были привлечены одна контрольная и две экспериментальные группы.
Старшеклассники первой экспериментальной группы осуществляли образовательную деятельность в рамках разработанной педагогической модели.
Старшеклассники второй экспериментальной группы осуществляли образовательную деятельность в рамках разработанной педагогической модели и комплекса педагогических условий.
Сформированность уровня экологических ценностных ориентаций оценивалась по трём критериям с использованием следующих показателей:
– Знание норм и правил экологической деятельности.
– Умения применять знания на практике.
– Осознание ответственного отношения к природе и к своим поступкам.
– Ориентация в деятельности на исполнение этических норм и правил.
– Готовность и стремление к практическому взаимодействию с природными объектами.
– Активное участие в практической природоохранной деятельности.
Каждый показатель оценивался по трёхуровневой шкале, а затем за счёт усреднения общих оценок по критериям определялся общий результат уровней сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников:
– антропоцентрический (недостаточный),
– экоантропоцентрический (средне-достаточный),
– экоцентрический (высокий).
В отличие от начала эксперимента, где старшеклассники демонстрировали преимущественно недостаточный уровень сформированности экологических ценностных ориентаций к итоговому срезу количество старшеклассников в экспериментальных группах, имеющих недостаточный уровень, сократилось почти до 11,2 %, а имеющих высший уровень – увеличилось до 38,5 %, имеющих средне-достаточный уровень – увеличилось до 50,2 % (рис. 2).
Рис. 2 Уровень сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников
При этом существенные изменения произошли во второй экспериментальной группе, где помимо модели реализовывался комплекс педагогических условий. В контрольной группе произошедшие изменения менее существенны, что подтверждает необходимость использования построенной модели на фоне комплекса педагогических условий.
Таким образом, проведённый педагогический эксперимент показал положительную динамику сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников, что подтверждает эффективность реализации педагогической модели на фоне комплекса используемых педагогических условий.
Реализация разработанной нами педагогической модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и воздействие комплекса педагогических условий способствуют увеличению экоцентрического (достаточного) уровня сформированности экологических ценностных ориентаций у старших школьников, характеризующегося:
? высокой степенью усвоения знаний по экологической этике, готовностью применять полученные знания на практике;
? высокой степенью мотиваций и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, которая проявляется в стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах;
? высокой способностью к эмпатии и идентификации с природными объектами;
? ярко выраженной ориентацией в деятельности на исполнение этических норм и правил, характеризующейся устойчивостью и регулярностью проявления;
? высокой степенью готовности и стремления к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами;
? проявлением высокой активности и инициативности в практической деятельности, выраженной в поступках, направленных на изменение окружающей природной среды.