Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SENIORHIGHSCHOOLSTDUENTS’ ECOLOGICALVALUESYSTEM FORMATIONBASED ONTHEINDIGENOUS PEOPLES’ OF THE NORTH NAURAL RESOURCE MANAGEMENT TRADITION

Bychkova T.N. 1
1 Khanty-Mansiysk Municipal budgetary general education institution «Secondary School № 8» Khanty-Mansiysk
Thepresentarticledealswiththeresultsofapedagogicalresearchwhichwasaimedatdevelopment, theoreticalunderpinningandexperimentalefficiencycheckingofthemodelforsenior high school students’ ecological value system formation based on the indigenous peoples’ of the North natural resource management tradition and pedagogical conditions of its effective performance. Thearticlepresentstheresultsofapedagogicalexperimentwhichhasapprovedtheeffectivenessofthedevelopedmodelunder the influence of the identified set of pedagogical conditions, facilitating growing number of the students with the highest level of ecological value systemformedness based on the indigenous peoples’ of the North natural resource management tradition.
ecological value system
the indigenous peoples’ of the North natural resource management tradition

Современное человечество находится у порога экологического кризиса общепланетарного масштаба, вызванного нарушением гармоничных взаимоотношений человека с природой, в основе которого находится антропоцентрическое мировоззрение человека, проявляющееся в потребительском и расточительном использовании природных ресурсов.

На фоне неблагоприятной экологической обстановки качество жизни и состояние здоровья населения имеет тенденцию к неуклонному ухудшению, что в свою очередь ведёт к неблагоприятному прогнозу будущего человечества [3].

Для решения проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала необходим переход современного общества на путь устойчивого развития для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

В итоговом документе – «Будущее, которого мы хотим» [2], принятом участниками Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 (2012 г.), провозглашены основные принципы достижения устойчивого развития общества, одним из которых является формирование нового мировоззрения и смена ценностных ориентаций, как на личном, так и на общественном уровнях, направленных на гармонизацию отношений между природой и человеком. Наша страна, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экологических систем, будет играть в этом процессе одну из основополагающих ролей на международном уровне.

В России представлены разнообразные природные зоны, с входящими в них разнообразными биологическими ресурсами, большая часть которых расположена в специфических климатических условиях в северной части России, где длительная холодная зима, холодное дождливое лето, что приводит к медленному протеканию восстановительных процессов в природе, а в условиях техногенного воздействия на природу – к негативным антропогенным последствиям.

В северных территориях Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы (ханты, манси, селькупы, якуты, эвенки и др.), сумевшие сохранить традиции природопользования в суровых и жёстких условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики, создавшие уникальную экологическую культуру, ориентированную на гармоничные взаимоотношения с природой, построенные на экологическом и нравственном императивах и способствующие коэволюции природы и человека, в основе которых находятся экоцентрические ценностные ориентации, выраженные в подходе: «природа является ценной сама по себе, а мы – неотъемлемая её часть».

Для решения проблемы исследования мы обратились к традициям природопользования коренных малочисленных народов Севера, под которыми мы понимаем практику эксплуатации природных ресурсов коренными народами, осуществляемую в соответствии с местными природными и хозяйственными условиями на основе норм и принципов, перешедших от одного поколения к другому, оказывающих определённое влияние на приёмы и формы ведения хозяйства, включающие следующие нормы и принципы:

1. Бережливое и минимально необходимое использование природных ресурсов.

2. Безотходность использования природных ресурсов.

3. Сезонность потребления природных ресурсов.

4. Строгое соблюдение сроков промысловой деятельности (охоты, рыболовства, сбора природных дикоросов и др.).

5. Соблюдение правил поведения в лесу.

6. Организация священных мест, в которых запрещалась любая деятельность человека.

7. Учёт в хозяйственной жизни природных ритмов в соответствии с экологическим (лунно-солнечным) календарём.

Мы считаем, что процесс формирования у старшеклассников экологических ценностных ориентаций, способствующих обеспечению гармонизации взаимодействия человека и природы, необходимо осуществлять с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.

В ходе теоретического исследования [1; 4–6] существующих традиций природопользования нами выделены две основные группы экологических ценностей, присутствующих у коренных малочисленных народов Севера:

Первая группа – это ценности природы:

? природа является ценной сама по себе;

? природа – равноценный и равноправный партнёр;

? природа – источник не только материальных, но и нематериальных благ (красоты, творчества, отдыха и т.д.);

Вторая группа – ценности поведения человека:

? не нанесение вреда всему живому, в том числе и в развлечениях;

? рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений;

? личная ответственность за состояние природной среды.

Актуальность нашего исследования определилась на теоретико-методологическом уровне потребностью в создании теоретической базы для эффективного формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера; на практико-технологическом уровне – потребностью в разработке модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и педагогических условий её эффективного функционирования.

Под экологическими ценностными ориентациями мы понимаем систему ценностных ориентаций личности, представляющих собой конвергенцию человеческих, природных и этических ценностей нравственного и экологического императивов, выполняющих нормативно-регулирующую функцию по рациональному использованию природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений и обеспечения дальнейшего существования и развития человечества.

В нашем исследовании теоретико-методологическими основанием для проблемы исследования являлся системно-деятельностный и аксиологический подходы, позволившие нам построить модель процесса формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и разработать педагогические условия её реализации (рис. 1).

bichk1.tif

Рис. 1. Модель формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учетом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера

Педагогическими условиями эффективной реализации модели экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера являются:

А) условия, обеспечивающие ресурсные возможности педагогического процесса:

1. Распространение традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.

2. Осуществление социального партнёрства в экологической сфере.

Б) условия, обеспечивающие результативность сформированности субъективного отношения к природным объектам:

1. Организация непрагматического эколого-ориентированного взаимодействия с природными объектами.

2. Обеспечение субъектной позиции в осуществлении старшеклассником природоохранной деятельности.

Системно-деятельностный подход позволил нам определить деятельностный аспект и систематизировать используемые педагогические условия, а аксиологический подход – определить содержательное наполнение педагогического процесса с учётом специфических особенностей формирования у старшеклассников экологических ценностных ориентаций.

Модель формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера построена на основе системно-деятельностного, аксиологического подходов, характеризуется открытостью, гибкостью, устойчивостью, ориентирована на выполнение социального заказа, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; включает три структурных блока: содержательно-ценностный, процессуально-технологический и диагностическо-коррекционный, реализуется через программу, обеспечивающую усвоение:

а) ценностей природы;

б) ценностей поведения человека; требует при реализации учёта специфических принципов культурной преемственности экологических традиций, социального партнёрства, экологического содействия.

Для апробации авторской модели и педагогических условий её реализации был проведен в естественных условиях педагогический эксперимент на базе муниципальных общеобразовательных учреждений города Ханты-Мансийска, включающий три этапа. На всех этапах в экспериментальной работе приняли участие 340 человек, в том числе 45 педагогов. Для его проведения были привлечены одна контрольная и две экспериментальные группы.

Старшеклассники первой экспериментальной группы осуществляли образовательную деятельность в рамках разработанной педагогической модели.

Старшеклассники второй экспериментальной группы осуществляли образовательную деятельность в рамках разработанной педагогической модели и комплекса педагогических условий.

Сформированность уровня экологических ценностных ориентаций оценивалась по трём критериям с использованием следующих показателей:

– Знание норм и правил экологической деятельности.

– Умения применять знания на практике.

– Осознание ответственного отношения к природе и к своим поступкам.

– Ориентация в деятельности на исполнение этических норм и правил.

– Готовность и стремление к практическому взаимодействию с природными объектами.

– Активное участие в практической природоохранной деятельности.

Каждый показатель оценивался по трёхуровневой шкале, а затем за счёт усреднения общих оценок по критериям определялся общий результат уровней сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников:

– антропоцентрический (недостаточный),

– экоантропоцентрический (средне-достаточный),

– экоцентрический (высокий).

В отличие от начала эксперимента, где старшеклассники демонстрировали преимущественно недостаточный уровень сформированности экологических ценностных ориентаций к итоговому срезу количество старшеклассников в экспериментальных группах, имеющих недостаточный уровень, сократилось почти до 11,2 %, а имеющих высший уровень – увеличилось до 38,5 %, имеющих средне-достаточный уровень – увеличилось до 50,2 % (рис. 2).

bichk2.wmf

Рис. 2 Уровень сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников

При этом существенные изменения произошли во второй экспериментальной группе, где помимо модели реализовывался комплекс педагогических условий. В контрольной группе произошедшие изменения менее существенны, что подтверждает необходимость использования построенной модели на фоне комплекса педагогических условий.

Таким образом, проведённый педагогический эксперимент показал положительную динамику сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников, что подтверждает эффективность реализации педагогической модели на фоне комплекса используемых педагогических условий.

Реализация разработанной нами педагогической модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и воздействие комплекса педагогических условий способствуют увеличению экоцентрического (достаточного) уровня сформированности экологических ценностных ориентаций у старших школьников, характеризующегося:

? высокой степенью усвоения знаний по экологической этике, готовностью применять полученные знания на практике;

? высокой степенью мотиваций и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, которая проявляется в стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах;

? высокой способностью к эмпатии и идентификации с природными объектами;

? ярко выраженной ориентацией в деятельности на исполнение этических норм и правил, характеризующейся устойчивостью и регулярностью проявления;

? высокой степенью готовности и стремления к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами;

? проявлением высокой активности и инициативности в практической деятельности, выраженной в поступках, направленных на изменение окружающей природной среды.