Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УЧЁТОМ ТРАДИЦИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Бычкова Т.Н. 1
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.Ханты-Мансийска
Настоящая статья посвящена результатам проведенного педагогического исследования, целью которого явилась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и педагогические условия её эффективного функционирования. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, подтвердившего эффективность разработанной модели при воздействии комплекса выявленных педагогических условий, способствующих увеличению количества старшеклассников, имеющих высший уровень сформированности экологических ценностных ориентаций с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.
экологические ценностные ориентации
традиции природопользования коренных малочисленных народов Севера
1. Адаев В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев Западной Сибири [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук: (07.00.07) / Адаев Владимир Николаевич. – Екатеринбург, 2004. – 21 с.
2. Будущее, которого мы хотим [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 10.10.2016).
3. Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей.— Сургут: РИО СурГПИ, 2002. – 220 с.
4. Харамзин Т.Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров (по материалам социологических исследований): монография / науч.-исслед. ин-т угроведения [под науч. ред. А.Н. Силина]. М.: ИКАР, 2004. – 236 с.
5. Хайруллина Н.Г. Традиции и новации в мировоззрении северных народов / Н.Г. Хайруллина, Т.Г. Харамзин, Т.М. Алгадьева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. – 2015. – № 1. – С. 82–91.
6. Юсько Т.Н. Экологическая этика и этнические традиции народов Севера [Текст] / Т.Н. Юсько // Биология в школе. – 2009. – № 5. – С. 42–45.

Современное человечество находится у порога экологического кризиса общепланетарного масштаба, вызванного нарушением гармоничных взаимоотношений человека с природой, в основе которого находится антропоцентрическое мировоззрение человека, проявляющееся в потребительском и расточительном использовании природных ресурсов.

На фоне неблагоприятной экологической обстановки качество жизни и состояние здоровья населения имеет тенденцию к неуклонному ухудшению, что в свою очередь ведёт к неблагоприятному прогнозу будущего человечества [3].

Для решения проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала необходим переход современного общества на путь устойчивого развития для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

В итоговом документе – «Будущее, которого мы хотим» [2], принятом участниками Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 (2012 г.), провозглашены основные принципы достижения устойчивого развития общества, одним из которых является формирование нового мировоззрения и смена ценностных ориентаций, как на личном, так и на общественном уровнях, направленных на гармонизацию отношений между природой и человеком. Наша страна, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экологических систем, будет играть в этом процессе одну из основополагающих ролей на международном уровне.

В России представлены разнообразные природные зоны, с входящими в них разнообразными биологическими ресурсами, большая часть которых расположена в специфических климатических условиях в северной части России, где длительная холодная зима, холодное дождливое лето, что приводит к медленному протеканию восстановительных процессов в природе, а в условиях техногенного воздействия на природу – к негативным антропогенным последствиям.

В северных территориях Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы (ханты, манси, селькупы, якуты, эвенки и др.), сумевшие сохранить традиции природопользования в суровых и жёстких условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики, создавшие уникальную экологическую культуру, ориентированную на гармоничные взаимоотношения с природой, построенные на экологическом и нравственном императивах и способствующие коэволюции природы и человека, в основе которых находятся экоцентрические ценностные ориентации, выраженные в подходе: «природа является ценной сама по себе, а мы – неотъемлемая её часть».

Для решения проблемы исследования мы обратились к традициям природопользования коренных малочисленных народов Севера, под которыми мы понимаем практику эксплуатации природных ресурсов коренными народами, осуществляемую в соответствии с местными природными и хозяйственными условиями на основе норм и принципов, перешедших от одного поколения к другому, оказывающих определённое влияние на приёмы и формы ведения хозяйства, включающие следующие нормы и принципы:

1. Бережливое и минимально необходимое использование природных ресурсов.

2. Безотходность использования природных ресурсов.

3. Сезонность потребления природных ресурсов.

4. Строгое соблюдение сроков промысловой деятельности (охоты, рыболовства, сбора природных дикоросов и др.).

5. Соблюдение правил поведения в лесу.

6. Организация священных мест, в которых запрещалась любая деятельность человека.

7. Учёт в хозяйственной жизни природных ритмов в соответствии с экологическим (лунно-солнечным) календарём.

Мы считаем, что процесс формирования у старшеклассников экологических ценностных ориентаций, способствующих обеспечению гармонизации взаимодействия человека и природы, необходимо осуществлять с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.

В ходе теоретического исследования [1; 4–6] существующих традиций природопользования нами выделены две основные группы экологических ценностей, присутствующих у коренных малочисленных народов Севера:

Первая группа – это ценности природы:

? природа является ценной сама по себе;

? природа – равноценный и равноправный партнёр;

? природа – источник не только материальных, но и нематериальных благ (красоты, творчества, отдыха и т.д.);

Вторая группа – ценности поведения человека:

? не нанесение вреда всему живому, в том числе и в развлечениях;

? рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений;

? личная ответственность за состояние природной среды.

Актуальность нашего исследования определилась на теоретико-методологическом уровне потребностью в создании теоретической базы для эффективного формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера; на практико-технологическом уровне – потребностью в разработке модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и педагогических условий её эффективного функционирования.

Под экологическими ценностными ориентациями мы понимаем систему ценностных ориентаций личности, представляющих собой конвергенцию человеческих, природных и этических ценностей нравственного и экологического императивов, выполняющих нормативно-регулирующую функцию по рациональному использованию природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений и обеспечения дальнейшего существования и развития человечества.

В нашем исследовании теоретико-методологическими основанием для проблемы исследования являлся системно-деятельностный и аксиологический подходы, позволившие нам построить модель процесса формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и разработать педагогические условия её реализации (рис. 1).

bichk1.tif

Рис. 1. Модель формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учетом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера

Педагогическими условиями эффективной реализации модели экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера являются:

А) условия, обеспечивающие ресурсные возможности педагогического процесса:

1. Распространение традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера.

2. Осуществление социального партнёрства в экологической сфере.

Б) условия, обеспечивающие результативность сформированности субъективного отношения к природным объектам:

1. Организация непрагматического эколого-ориентированного взаимодействия с природными объектами.

2. Обеспечение субъектной позиции в осуществлении старшеклассником природоохранной деятельности.

Системно-деятельностный подход позволил нам определить деятельностный аспект и систематизировать используемые педагогические условия, а аксиологический подход – определить содержательное наполнение педагогического процесса с учётом специфических особенностей формирования у старшеклассников экологических ценностных ориентаций.

Модель формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера построена на основе системно-деятельностного, аксиологического подходов, характеризуется открытостью, гибкостью, устойчивостью, ориентирована на выполнение социального заказа, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; включает три структурных блока: содержательно-ценностный, процессуально-технологический и диагностическо-коррекционный, реализуется через программу, обеспечивающую усвоение:

а) ценностей природы;

б) ценностей поведения человека; требует при реализации учёта специфических принципов культурной преемственности экологических традиций, социального партнёрства, экологического содействия.

Для апробации авторской модели и педагогических условий её реализации был проведен в естественных условиях педагогический эксперимент на базе муниципальных общеобразовательных учреждений города Ханты-Мансийска, включающий три этапа. На всех этапах в экспериментальной работе приняли участие 340 человек, в том числе 45 педагогов. Для его проведения были привлечены одна контрольная и две экспериментальные группы.

Старшеклассники первой экспериментальной группы осуществляли образовательную деятельность в рамках разработанной педагогической модели.

Старшеклассники второй экспериментальной группы осуществляли образовательную деятельность в рамках разработанной педагогической модели и комплекса педагогических условий.

Сформированность уровня экологических ценностных ориентаций оценивалась по трём критериям с использованием следующих показателей:

– Знание норм и правил экологической деятельности.

– Умения применять знания на практике.

– Осознание ответственного отношения к природе и к своим поступкам.

– Ориентация в деятельности на исполнение этических норм и правил.

– Готовность и стремление к практическому взаимодействию с природными объектами.

– Активное участие в практической природоохранной деятельности.

Каждый показатель оценивался по трёхуровневой шкале, а затем за счёт усреднения общих оценок по критериям определялся общий результат уровней сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников:

– антропоцентрический (недостаточный),

– экоантропоцентрический (средне-достаточный),

– экоцентрический (высокий).

В отличие от начала эксперимента, где старшеклассники демонстрировали преимущественно недостаточный уровень сформированности экологических ценностных ориентаций к итоговому срезу количество старшеклассников в экспериментальных группах, имеющих недостаточный уровень, сократилось почти до 11,2 %, а имеющих высший уровень – увеличилось до 38,5 %, имеющих средне-достаточный уровень – увеличилось до 50,2 % (рис. 2).

bichk2.wmf

Рис. 2 Уровень сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников

При этом существенные изменения произошли во второй экспериментальной группе, где помимо модели реализовывался комплекс педагогических условий. В контрольной группе произошедшие изменения менее существенны, что подтверждает необходимость использования построенной модели на фоне комплекса педагогических условий.

Таким образом, проведённый педагогический эксперимент показал положительную динамику сформированности экологических ценностных ориентаций у старшеклассников, что подтверждает эффективность реализации педагогической модели на фоне комплекса используемых педагогических условий.

Реализация разработанной нами педагогической модели формирования экологических ценностных ориентаций у старшеклассников с учётом традиций природопользования коренных малочисленных народов Севера и воздействие комплекса педагогических условий способствуют увеличению экоцентрического (достаточного) уровня сформированности экологических ценностных ориентаций у старших школьников, характеризующегося:

? высокой степенью усвоения знаний по экологической этике, готовностью применять полученные знания на практике;

? высокой степенью мотиваций и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, которая проявляется в стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах;

? высокой способностью к эмпатии и идентификации с природными объектами;

? ярко выраженной ориентацией в деятельности на исполнение этических норм и правил, характеризующейся устойчивостью и регулярностью проявления;

? высокой степенью готовности и стремления к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами;

? проявлением высокой активности и инициативности в практической деятельности, выраженной в поступках, направленных на изменение окружающей природной среды.


Библиографическая ссылка

Бычкова Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УЧЁТОМ ТРАДИЦИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 572-576;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36529 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674