Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

USING OF MODERN TECHNOLOGY IN THE ART THERAPY WITH CHILDREN OF DELAYED MENTAL DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOLERS

Shusherova T.G. 1 Evtushenko I.V. 1 Evtushenko E.A. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Among the problems of domestic pre-school education of pupils with mental retardation, it highlights the need to study the possible use of modern technologies, aimed at overcoming existing developmental disorders with the help of expressive means of different genres of art. Features of emotional sphere and behavior, characteristic of the preschoolers with mental retardation, hinder their successful socialization and training to the educational process in a school, are widespread and determine the need for the development and testing of effective correctional-developing technologies, which can be attributed, and art therapy techniques, overcoming emotional and behavioral disorders. The tests for the success of the application of art therapy techniques in working with the preschoolers with mental retardation are relatively poorly represented in contemporary research. The authors have been generalized and systematized practical experience in the use of art therapy techniques to normalize the emotional sphere and behavior in preschoolers with mental retardation. The article presents the results of the Master’s study on the compilation and systematization art therapy technologies to overcome emotional and behavioral disorders in the preschoolers with mental retardation.
art therapy
emotional sphere
behavior
preschoolers with delayed mental development

Целью нашего исследования выступило определение эффективности использования арттерапевтических технологий как средства комплексной коррекции нарушений эмоциональной сферы и поведения у старших дошкольников с ЗПР. Задачи исследования: анализ литературных источников, рассматривающих состояние проблемы природы основных эмоциональных состояний, характерных для детей дошкольного возраста с ЗПР; характеристика нарушений состояния эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР; определение возможностей применения на практике арттерапевтических технологий, в качестве средства коррекции нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР; разработка модели нормализации эмоциональных состояний и поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью арттерапевтических технологий; апробация и внедрение коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление нарушений эмоциональных состояний и отклонений в поведении у дошкольников на основе арттерапевтических технологий и изучение ее эффективности; экспериментальное подтверждение эффективности разработанной модели и программы преодоления эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников с ЗПР [1–28]. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе образовательных дошкольных организаций г. Россоши Воронежской области.

Механизм применяемых арттерапевтических технологий состоит в лечебном и психокоррекционном влиянии произведений искусства, художественной деятельности на патопсихологические состояния. При этом средства выразительности разнообразных жанров искусства, воздействуя на различные анализаторные системы (полисенсорно), сказываются на перестроении внутреннего психоэмоционального состояния и мотивации поведения, что обусловлено переживаниями совершенно новых, положительно окрашенных, позитивных впечатлений. К арттерапевтическим технологиям относятся: изотерапия (коррекция нарушений психоэмоционального состояния средствами изобразительного искусства: рисование, лепка и т.п.); сказкотерапия (библиотерапия как средство нормализации эмоциональных состояний с помощью чтения и обсуждения литературных произведений); имаготерапия (драматизация, театрализованная деятельность); музыкальная терапия (музыкальная деятельность: слушание, исполнительство, игра на музыкальных инструментах, обсуждение содержания музыкальных произведений) и другие. Среди функций арттерапевтических технологий: регулятивная, коммуникативно-рефлексивная, катарсистическая. Регулятивная функция состоит в освобождении от излишнего нервно-психического напряжения при помощи моделирования положительного эмоционального состояния. Коммуникативно-рефлексивная функция обеспечивается совершенствованием механизмов общения, поведения, формированием положительной самооценки. Катарсистическая функция заключается в очищении, облегчении эмоционального состояния от негативных переживаний, связанных, прежде всего, с собственной неуспешностью, таких как агрессия, депрессия, эмоциональная лабильность, реакция протеста.

Музыкальная терапия приобретает в специальном образовании все большее значение, поскольку оказывает, наряду с психотерапевтическим влиянием, способствующим преодолению нарушений формирования личностных качеств при помощи музыки, психосоматическое лечебное воздействие на организм. В коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками музыкальная терапия проводится в индивидуальной и групповой формах. В зависимости от активности участников музыкальная терапия дифференцируется на рецептивные, активные и интегративные виды деятельности. Рецептивная (пассивная) музыкальная терапия делится на два подвида: музыкопсихотерапия и музыкосоматотерапия. В процессе музыкопсихотерапии реализуются задачи нормализации психоэмоционального состояния. Музыкопсихотерапия оказывает психокоррекционное воздействие в трех направлениях: коммуникативное (педагог – воспитанник); реактивное (моделирование определенных эмоциональных состояний в процессе музыкального восприятия); регулятивное (формирование правильной модели поведения в соответствии с идеей музыкального произведения). Целью музыкосоматотерапии является лечение болезненного физического состояния человека: зональная музыкосоматотерапия предусматривает воздействие музыки на какой либо орган; аппликационно-точечная музыкосоматотерапия направлена на лечение функционального состояния нарушенных биоактивных зон (энергетические меридианы, «поля», «оболочки», «чакры», пути циркуляции нервно-психической энергии). Активная музыкальная терапия заключается в вовлечении ребенка в музыкально-терапевтический процесс, как равноправного субъекта, соисполнителя, сотворца. Предоставление возможности участия ребенка в музыкально-терапевтическом процессе активизирует свободу творческого самовыражения, определение собственной роли в межличностной коммуникации, что в результате приводит к стабилизации психоэмоционального состояния. Позитивный, положительный эффект в коррекционной работе оказывает вокалотерапия, с помощью которой происходит не только коррекция психоэмоционального состояния, но и совершенствование дыхательной, сердечно-сосудистой систем в процессе сольного и хорового пения. Активная музыкальная терапия включает танцевальную терапию, хореотерапию, психогимнастику, коррекционную и логопедическую ритмику. Данные технологии основаны на взаимосвязи музыки, движения и речи, что рассматривается как отдельное направление арттерапии – кинезитерапия, включающая разнообразные движения. Так, в частности, в танцевальной терапии с помощью пластики тела происходит выражение определенных чувств, переживаний, эмоций. Внутреннее состояние человека предается через пантомимику, жесты. Коррекционная ритмика предполагает регулирование движений музыкой и совершенствование пространственно-временной ориентации. В основе применения ритмики лежит использование ритма, который влияет на совершенствование высших психических функций, внимания, мышления, памяти, речи, что актуализирует ее широкое распространение в психоневрологических клиниках, реабилитационных центрах, специальных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Психогимнастика способствует обучению ребенка справляться с жизненными трудностями, управлять эмоциональными проявлениями, поведенческими реакциями, формированию волевых механизмов. Интегративная музыкальная терапия сочетает элементы рецептивной и активной музыкальной терапии и способствует повышению резервных, защитных сил, а также предупреждению и преодолению психоэмоциональных и психофизиологических нарушений. Коррекция психоэмоциональных нарушений в интегративной музыкальной терапии может реализовываться во взаимосвязи музыкального и зрительного восприятия, что воплощается в такой технологии, как музыкальная цветотерапия, сочетающая музыку с цветом, с изображением музыки в рисунках, картинах художников.

Многообразие арттерапевтических технологий проявляется в имаготерапии, основу которой составляет театральный образ, драматизация. Задачи имаготерапии: обогащение и укрепление эмоциональных состояний, коммуникативных способностей; воспитание способности спокойно, адекватно реагировать на сложившуюся либо ожидаемую негативную ситуацию; формирование волевых качеств, способности к самоуправлению, саморегуляции; развитие художественно-творческих способностей воспроизведения определенного образа, имеющего воспитательную ценность; формирование мотивации к творческой деятельности. Проведение имаготерапии в индивидуальной форме заключается в пересказе произведений, импровизированных диалогах по заданной тематической ситуации в «игре», в «театре», с персонажами, может проводиться за ширмой, за столом. Групповая имаготерапия с дошкольниками предполагает использование драматизаций народных сказок, пьес, постановок для детского театра. Различаются подвиды имаготерапии: куклотерапия, образно-ролевая драматерапия, психодрама. Куклотерапия используется при различных нарушениях поведения, страхах, а также затруднениях коммуникации. Именно куклы, выступают средством, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его корректировки в процессе самостоятельной игры, а кукольный театр является источником эстетического воздействия. С любимым персонажем или героем разыгрывается жизненная ситуация, связанная с психотравмирующей, негативной реакцией. Инсценирование событий содействует сочувственному отношению ребенка к герою, возникновению ассоциации с самим собой и облегчению нахождения пути оптимального разрешения конфликта. Образно-ролевая драматерапия проводится в групповой форме и предполагает разыгрывание по ролям или драматизацию сюжета, в процессе чего происходит реконструкция поведенческой ситуации. Роль выступает в качестве «лечебного образа» и подбирается с учетом индивидуальных коммуникативных особенностей и предпочтений ребенка. Проигрывание ролей, участие в сюжетах способствует разрушению патологических коммуникативных и эмоционально-поведенческих стереотипов. Психодрама заключается в том, что дети играют не готовые роли, а импровизируют проблемную ситуацию.

Одной из наиболее распространенных и доступных технологий арттерапии является изобразительная терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой формах, предполагающая выражение отношения к окружающей действительности ребенком в виде художественного изображения на различных поверхностях. Средством психологической защиты выступает образ в рисунке. В отличие от обычного рисования изотерапия – моделирование ребенком в рисунке конфликтной ситуации. К технологиям арттерапии относится библиотерапия, в основе которой лежит применение специально подобранного для чтения литературного материала, являющегося терапевтическим средством для разрешения личностных проблем. Материалом для чтения дошкольникам могут выступать произведения разных литературных жанров, потешки, рассказы, стихи. С помощью сказкотерапии происходит оказание помощи детям с агрессивностью, неуверенностью, застенчивостью и т.п.

Обобщение и систематизация существующего практического опыта позволяют сделать уверенное заключение о том, что в основе арттерапевтических технологий лежит психокоррекция, основанная на формировании у человека новых креативных способностей, потребностей, возможностей и способов их удовлетворения. В процессе арттерапии происходит создание продуктов детской деятельности, способствующих формированию мотивационного комплекса, включающего: стремление осознать и оценить собственный внутренний мир; умение выразить свои чувства, переживания во внешней форме (рисунок, вымышленная история, песня или импровизируемая мелодия, поделка); удовлетворение собственных потребностей в общении с другими людьми при помощи творческой деятельности. Используемые в отечественной специальной дошкольной педагогике разнообразные виды арттерапевтических технологий предоставляют ребенку возможность самопознания, самовыражения, самореализации, что способствует развитию речи, познавательной, продуктивной, трудовой, спортивной, творческой и игровой видов деятельности, преодолевая тем самым нарушения эмоциональной сферы и поведения.