Целью нашего исследования выступило определение эффективности использования арттерапевтических технологий как средства комплексной коррекции нарушений эмоциональной сферы и поведения у старших дошкольников с ЗПР. Задачи исследования: анализ литературных источников, рассматривающих состояние проблемы природы основных эмоциональных состояний, характерных для детей дошкольного возраста с ЗПР; характеристика нарушений состояния эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР; определение возможностей применения на практике арттерапевтических технологий, в качестве средства коррекции нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР; разработка модели нормализации эмоциональных состояний и поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью арттерапевтических технологий; апробация и внедрение коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление нарушений эмоциональных состояний и отклонений в поведении у дошкольников на основе арттерапевтических технологий и изучение ее эффективности; экспериментальное подтверждение эффективности разработанной модели и программы преодоления эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников с ЗПР [1–28]. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе образовательных дошкольных организаций г. Россоши Воронежской области.
Механизм применяемых арттерапевтических технологий состоит в лечебном и психокоррекционном влиянии произведений искусства, художественной деятельности на патопсихологические состояния. При этом средства выразительности разнообразных жанров искусства, воздействуя на различные анализаторные системы (полисенсорно), сказываются на перестроении внутреннего психоэмоционального состояния и мотивации поведения, что обусловлено переживаниями совершенно новых, положительно окрашенных, позитивных впечатлений. К арттерапевтическим технологиям относятся: изотерапия (коррекция нарушений психоэмоционального состояния средствами изобразительного искусства: рисование, лепка и т.п.); сказкотерапия (библиотерапия как средство нормализации эмоциональных состояний с помощью чтения и обсуждения литературных произведений); имаготерапия (драматизация, театрализованная деятельность); музыкальная терапия (музыкальная деятельность: слушание, исполнительство, игра на музыкальных инструментах, обсуждение содержания музыкальных произведений) и другие. Среди функций арттерапевтических технологий: регулятивная, коммуникативно-рефлексивная, катарсистическая. Регулятивная функция состоит в освобождении от излишнего нервно-психического напряжения при помощи моделирования положительного эмоционального состояния. Коммуникативно-рефлексивная функция обеспечивается совершенствованием механизмов общения, поведения, формированием положительной самооценки. Катарсистическая функция заключается в очищении, облегчении эмоционального состояния от негативных переживаний, связанных, прежде всего, с собственной неуспешностью, таких как агрессия, депрессия, эмоциональная лабильность, реакция протеста.
Музыкальная терапия приобретает в специальном образовании все большее значение, поскольку оказывает, наряду с психотерапевтическим влиянием, способствующим преодолению нарушений формирования личностных качеств при помощи музыки, психосоматическое лечебное воздействие на организм. В коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками музыкальная терапия проводится в индивидуальной и групповой формах. В зависимости от активности участников музыкальная терапия дифференцируется на рецептивные, активные и интегративные виды деятельности. Рецептивная (пассивная) музыкальная терапия делится на два подвида: музыкопсихотерапия и музыкосоматотерапия. В процессе музыкопсихотерапии реализуются задачи нормализации психоэмоционального состояния. Музыкопсихотерапия оказывает психокоррекционное воздействие в трех направлениях: коммуникативное (педагог – воспитанник); реактивное (моделирование определенных эмоциональных состояний в процессе музыкального восприятия); регулятивное (формирование правильной модели поведения в соответствии с идеей музыкального произведения). Целью музыкосоматотерапии является лечение болезненного физического состояния человека: зональная музыкосоматотерапия предусматривает воздействие музыки на какой либо орган; аппликационно-точечная музыкосоматотерапия направлена на лечение функционального состояния нарушенных биоактивных зон (энергетические меридианы, «поля», «оболочки», «чакры», пути циркуляции нервно-психической энергии). Активная музыкальная терапия заключается в вовлечении ребенка в музыкально-терапевтический процесс, как равноправного субъекта, соисполнителя, сотворца. Предоставление возможности участия ребенка в музыкально-терапевтическом процессе активизирует свободу творческого самовыражения, определение собственной роли в межличностной коммуникации, что в результате приводит к стабилизации психоэмоционального состояния. Позитивный, положительный эффект в коррекционной работе оказывает вокалотерапия, с помощью которой происходит не только коррекция психоэмоционального состояния, но и совершенствование дыхательной, сердечно-сосудистой систем в процессе сольного и хорового пения. Активная музыкальная терапия включает танцевальную терапию, хореотерапию, психогимнастику, коррекционную и логопедическую ритмику. Данные технологии основаны на взаимосвязи музыки, движения и речи, что рассматривается как отдельное направление арттерапии – кинезитерапия, включающая разнообразные движения. Так, в частности, в танцевальной терапии с помощью пластики тела происходит выражение определенных чувств, переживаний, эмоций. Внутреннее состояние человека предается через пантомимику, жесты. Коррекционная ритмика предполагает регулирование движений музыкой и совершенствование пространственно-временной ориентации. В основе применения ритмики лежит использование ритма, который влияет на совершенствование высших психических функций, внимания, мышления, памяти, речи, что актуализирует ее широкое распространение в психоневрологических клиниках, реабилитационных центрах, специальных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Психогимнастика способствует обучению ребенка справляться с жизненными трудностями, управлять эмоциональными проявлениями, поведенческими реакциями, формированию волевых механизмов. Интегративная музыкальная терапия сочетает элементы рецептивной и активной музыкальной терапии и способствует повышению резервных, защитных сил, а также предупреждению и преодолению психоэмоциональных и психофизиологических нарушений. Коррекция психоэмоциональных нарушений в интегративной музыкальной терапии может реализовываться во взаимосвязи музыкального и зрительного восприятия, что воплощается в такой технологии, как музыкальная цветотерапия, сочетающая музыку с цветом, с изображением музыки в рисунках, картинах художников.
Многообразие арттерапевтических технологий проявляется в имаготерапии, основу которой составляет театральный образ, драматизация. Задачи имаготерапии: обогащение и укрепление эмоциональных состояний, коммуникативных способностей; воспитание способности спокойно, адекватно реагировать на сложившуюся либо ожидаемую негативную ситуацию; формирование волевых качеств, способности к самоуправлению, саморегуляции; развитие художественно-творческих способностей воспроизведения определенного образа, имеющего воспитательную ценность; формирование мотивации к творческой деятельности. Проведение имаготерапии в индивидуальной форме заключается в пересказе произведений, импровизированных диалогах по заданной тематической ситуации в «игре», в «театре», с персонажами, может проводиться за ширмой, за столом. Групповая имаготерапия с дошкольниками предполагает использование драматизаций народных сказок, пьес, постановок для детского театра. Различаются подвиды имаготерапии: куклотерапия, образно-ролевая драматерапия, психодрама. Куклотерапия используется при различных нарушениях поведения, страхах, а также затруднениях коммуникации. Именно куклы, выступают средством, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его корректировки в процессе самостоятельной игры, а кукольный театр является источником эстетического воздействия. С любимым персонажем или героем разыгрывается жизненная ситуация, связанная с психотравмирующей, негативной реакцией. Инсценирование событий содействует сочувственному отношению ребенка к герою, возникновению ассоциации с самим собой и облегчению нахождения пути оптимального разрешения конфликта. Образно-ролевая драматерапия проводится в групповой форме и предполагает разыгрывание по ролям или драматизацию сюжета, в процессе чего происходит реконструкция поведенческой ситуации. Роль выступает в качестве «лечебного образа» и подбирается с учетом индивидуальных коммуникативных особенностей и предпочтений ребенка. Проигрывание ролей, участие в сюжетах способствует разрушению патологических коммуникативных и эмоционально-поведенческих стереотипов. Психодрама заключается в том, что дети играют не готовые роли, а импровизируют проблемную ситуацию.
Одной из наиболее распространенных и доступных технологий арттерапии является изобразительная терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой формах, предполагающая выражение отношения к окружающей действительности ребенком в виде художественного изображения на различных поверхностях. Средством психологической защиты выступает образ в рисунке. В отличие от обычного рисования изотерапия – моделирование ребенком в рисунке конфликтной ситуации. К технологиям арттерапии относится библиотерапия, в основе которой лежит применение специально подобранного для чтения литературного материала, являющегося терапевтическим средством для разрешения личностных проблем. Материалом для чтения дошкольникам могут выступать произведения разных литературных жанров, потешки, рассказы, стихи. С помощью сказкотерапии происходит оказание помощи детям с агрессивностью, неуверенностью, застенчивостью и т.п.
Обобщение и систематизация существующего практического опыта позволяют сделать уверенное заключение о том, что в основе арттерапевтических технологий лежит психокоррекция, основанная на формировании у человека новых креативных способностей, потребностей, возможностей и способов их удовлетворения. В процессе арттерапии происходит создание продуктов детской деятельности, способствующих формированию мотивационного комплекса, включающего: стремление осознать и оценить собственный внутренний мир; умение выразить свои чувства, переживания во внешней форме (рисунок, вымышленная история, песня или импровизируемая мелодия, поделка); удовлетворение собственных потребностей в общении с другими людьми при помощи творческой деятельности. Используемые в отечественной специальной дошкольной педагогике разнообразные виды арттерапевтических технологий предоставляют ребенку возможность самопознания, самовыражения, самореализации, что способствует развитию речи, познавательной, продуктивной, трудовой, спортивной, творческой и игровой видов деятельности, преодолевая тем самым нарушения эмоциональной сферы и поведения.
Библиографическая ссылка
Шушерова И.С., Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 433-436;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36466 (дата обращения: 03.12.2024).