Одним из важнейших принципов психолого-педагогического исследования личности в онтогенезе является учет особенностей культурно-исторической среды – среды, которая, по определению Л.С. Выготского, выступает источником развития «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств» и приводит к изменению социально-психологической сферы человека [2, 7]. Качественное своеобразие социальной ситуации развития современных подростков определяется полимодальностью во всех сферах общественной жизни, сложностью и противоречивостью социально-экономической и политической обстановки, нестабильностью менталитета в современном российском обществе, которая проявляется в расшатанности ценностей, норм поведения и морали. Под влиянием этих и многих других факторов, таких как информационные перегрузки, акселерация и др., развивается самосознание подростков 10–12 лет, формируется их образ «Я», который станет основой для последующего выбора ими основного направления жизни. В этих условиях особую значимость приобретает изучение содержания социального компонента образа «Я» младших подростков, поскольку именно в этом возрасте, который является переломным этапом в развитии и обучении, происходит «...столь серьезная кристаллизация личностных структур... которая дает основание для надежных прогнозов его поведения на несколько лет вперед» [4].
Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные отличия не только психических, психофизиологических, но и личностных качеств современного ребенка [7]. Он обращает внимание на развитие самосознания, определяющего лицо современного подростка, и отмечает, что характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон, обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя. Несмотря на слабую развитость умения устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, в 11 лет уже начинает складываться способность к самоанализу, развивается критическое отношение к себе, наблюдается интерес к своему внутреннему миру [6]. Все это указывает на становление рефлексивности как способности к самопознанию. Согласно концепции А.В. Карпова, рефлексивность – это психическое свойство, которое позволяет критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения и проявляется в способности анализировать свои действия и поступки. Развитие этой способности – длительный и сложный процесс, имеющий свои закономерности, возрастные и индивидуальные особенности [1].
Рассматривая возраст 10–12 лет с точки зрения особенностей развития рефлексии (как психического свойства) способствующей самопознанию, мы считаем, что рефлексивность проявляется в способности выражать себя на когнитивном и эмоциональном уровнях каждого компонента образа «Я»: телесного, социального и индивидуального, составляющего личностный аспект образа «Я». Изучение рефлексивных возможностей современных подростков 10–12 лет в построении телесного компонента образа «Я» показало, что на образном уровне (представления) интерес к этой составляющей является наиболее осознанным и дифференцированным, чем на когнитивном [3].
Одной из задач нашего исследования стало изучение осознания социальной составляющей образа «Я» младшего подростка. Выборку исследования составили 143 учащихся 4-х и 5-х классов общеобразовательных школ города Дзержинска Нижегородской области. Всего учащихся 10 лет – 39,9 %, 11 лет – 58,7 % и 12 лет – 1,4 % [там же].
Социальная роль как компонент самосознания усваивается в социальной среде, в процессе жизнедеятельности ребенка и является результатом взаимодействия с окружающими его людьми – взрослыми и сверстниками. Ее становление проходит путь интериоризации с раннего детства и как любое личностное образование во многом зависит от характера отношений ребенка с социальной средой. Таким образом, взаимодействие индивида с другими людьми является источником социальных компонентов «образа Я» [5].
Цель данной работы заключается в изучении особенностей осознания младшими подростками социальной составляющей образа «Я» как одного из компонентов рефлексивности.
Исследование объективного компонента образа «Я» младших подростков проведено с помощью методики М. Куна – Т. Макпортленда «Кто Я?» (Test-Kuhn M., McPartland T., 1954). В ходе контент-анализа самоописаний нами была выделена группа респондентов, ответы которых представляли собой перечисление социальных ролей, касающихся различных профессий, причем их число доходило до 25 и выше, что противоречило инструкции. Данная группа составила 7,8 %, из них 5,7 % мальчики и 2,1 % девочки. Причем во всех выделенных ими ролях подростки себя принимают. Подобный результат мы объясняем еще достаточно низким уровнем самоинтереса и формальным подходом к заданию. Данные результаты не учитывались нами при анализе.
У 1,4 % респондентов (0,7 % мальчиков и 0,7 % девочек) данной возрастной группы ответы на вопрос «Кто Я?» представлены рассказом о себе. Данный результат мы объясняем тем, что эти подростки испытывают трудности в вербализации социальной составляющей своего образа «Я», но в их ответах выделены интересующие нас параметры анализа и поэтому они вошли в общий процент (92,2 %).
Вербализовать социальную составляющую своего образа «Я» смогли 92,2 % респондентов (41,1 % мальчики и 51,1 % девочки). В высказываниях подростков данной группы, социальный компонент образа «Я» был представлен темами «социальные роли», «характеристика поведения» и «отношение к другим людям» (рис. 1).
Рис. 1. Процентное соотношение высказываний по выделенным темам
Рис. 2. Результаты гендерного анализа данных методики М. Куна – Т. Макпортленда
Из диаграммы видно, что наиболее значимой составляющей образа «Я» младших подростков данной группы, является социальная роль; данная тема нашла свое выражение у большинства респондентов данной возрастной группы. Она отражена у 92,2 % подростков 10–12 лет. На втором месте по значимости у данной группы младших подростков оказались отношения с другими – 69,5 %, и последней по значимости оказалась характеристика поведения – данная тема отражена у 66,7 % младших подростков данной группы. Результаты гендерного анализа данных методики М. Куна – Т. Макпортленда представлены на диаграмме (рис. 2).
Гендерный анализ показал, что в группе мальчиков доминируют ответы, касающиеся социальных ролей – 41,1 % и отношений с другими – 36,9 %; в группе девочек преобладают социальные роли – 51,1 % и почти одинаковый процент высказываний по характеристике поведения (34,8 %) и отношений с другими (32,6 %). Так же из диаграммы видно, что социальных ролей и характеристик поведения выделено больше у девочек, чем у мальчиков, а ответов, касающихся отношений с другими, больше у мальчиков (36,9 %).
Таким образом, в построении образа «Я» как для девочек, так и для мальчиков наиболее значимым является осознание себя в социальных ролях; для девочек наиболее важным в процессе самопознания является характеристика поведения, тогда как для мальчиков – отношения с другими.
Рассмотрим более подробно ответы по теме «социальные роли» (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение социальных статусов и ролей в самоописаниях подростков
Качественный анализ результатов показал, что особенность социальной идентичности в характеристиках своих социальных статусов и ролей выразилась в выделении позиций учащегося (82,9 % опрошенных), человека (80,9 % от общего числа опрошенных), семейной роли (60,3 %), гендерных признаков (62,4 %). Процент социальных ролей, отражающих общее положение в социуме, составил 73,4 %. К ним мы отнесли такие ответы, как «путешественник(ца), парень, покупатель, читатель библиотеки, учитель, ребёнок, подросток, друг, соседка, будущая мама (отец), будущий боксёр, врач, бухгалтер и т.д.». Незначительный процент младших подростков (18,9 %) обозначили свою национальность (россиянин, русский(ая), татарин, румынка, мусульманин).
Результаты гендернего анализа представлены на рис. 4.
Рис. 4. Гендерный анализ социальных статусов и ролей по результатам теста «Кто Я?»
Из диаграммы видно, что для мальчиков данной возрастной группы наиболее значимым в построении социального компонента образа «Я» является осознание себя в ролях учащегося (44,7 %) и человека (43,4 %), не менее важным является общее положение в социуме (39,9 %). 12,2 % мальчиков оценили позицию «учащийся» отрицательно. В остальных выделенных ролях подростки 10–12 лет данной группы себя принимают. Для девочек на первый план также выходят роли учащегося (37,1 %) и человека (36,4 %), но общее положение в социуме (32,2 %) уступает место гендерным признакам (35,4 %), приравниваясь по значимости семейным ролям (31,9 %).
Таким образом, в построении своего «образа Я» младшие подростки 10–12 лет ориентируются на осознание себя в социальных ролях, наиболее значимыми из которых являются такие как «учащийся», «человек», «общее положение в социуме», «семейная роль» и «гендерные признаки».
Особого внимания заслуживает группа респондентов (34,8 % девочек и 31,2 % мальчиков), которые дали характеристику своему поведению и отношениям с окружающими («могу соврать, люблю гулять с мамой; не ругаюсь, веду активный образ жизни; могу свалить вину на себя; не плачу из-за ерунды, люблю узнавать новое; бережно отношусь к природе, к друзьям; хозяин по дому»). 2,8 % респондентов данной группы (2,1 % девочек и 0,7 % мальчиков) дали отрицательную оценку своему поведению, что указывает на возрастание их способности к объективной самооценке, о чем говорит появление самокритики. Таким образом, самопознание социального компонента «образа Я» подростками 10–12 лет характеризуется осознанием своего поведения и критическим отношением к нему.
Описывая свои отношения с другими, 69,5 % опрошенных (из них 36,9 % мальчиков и 32,6 % девочек) отразили в своих высказываниях характер этих отношений (настоящий друг, лучшая подруга, приятель, враг, товарищ, помощник(ца) и т.д.). Отрицательного отношения к выделенным характеристикам никто из респондентов не выразил. Любовь к родителям, друзьям выразили 7,8 % младших подростков данной группы; из них 2,8 % мальчиков и 4,9 % девочек. Также были выделены ответы, отражающие какие-либо увлечения (хобби) (47,5 %): 21,9 % ответов принадлежат девочкам и 25,5 % мальчикам. Все ответы, отражающие хобби-реакции, принимаются респондентами данной группы.
Полученные данные дают основание предположить, что для подростков 10–12 лет в самопознании социального компонента «образа Я» значительная роль отводится процессам осознания себя не только в социальных ролях, но и в характеристиках поведения и отношений с другими людьми. Низкий процент респондентов способных к критической оценке своего поведения указывает на то, что рефлексивность как способность к самопознанию находится на этом возрастном этапе на начальной стадии становления, при этом интенсивно развиваясь.
Таким образом, контент-анализ результатов методики М. Куна – Т. Макпортленда показал, что объективный компонент «Я-концепции» младших подростков является ярко выраженным компонентом «образа Я». Его формирование осуществляется в радиусе присвоения тех ролей, которые являются значимыми в данный возрастной период. Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что для подростков 10–12 лет становится важным осознание себя в ролях: «учащийся», «человек», «общее положение в социуме», «семейная роль», «гендерные признаки», характеристика своего поведения с критическим отношением к нему. У мальчиков при построении социального компонента образа «Я» на первый план выходят осознание себя в социальных ролях и в отношениях с другими, у девочек – осознание себя в социальных ролях и в характеристиках своего поведения.
Дальнейшее направление нашей работы ориентировано на исследование становления личностного компонента образа «Я» младших подростков.