Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА «Я» В ХОДЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 10–12 ЛЕТ

Иванова И.А. 1 Федосеева Т.Е. 1 Терехина А.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье рассматривается проблема становления рефлексивности в младшем подростковом возрасте. Рефлексивность рассматривается как психическое свойство, которое позволяет критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения и проявляется в способности анализировать свои действия и поступки. Целью данного исследования является изучение осознания социальной составляющей образа – «Я» младшего подростка как важнейшего компонента рефлексивности. Представлены данные эмпирического исследования описательной составляющей социального компонента образа «Я», результаты которого показали, что младшие подростки 10–12 лет ориентируются на осознание себя в социальных ролях, наиболее значимыми из которых являются такие, как «учащийся», «человек», «общее положение в социуме», «семейная роль» и «гендерные признаки». В построении образа «Я» для девочек наиболее важной является характеристика поведения, тогда как для мальчиков – отношения с другими. В самопознании социального компонента образа «Я» у младших подростков значительная роль отводится процессам осознания себя в характеристиках поведения и отношений с другими людьми. Наблюдается неразвитость способности к критической оценке своего поведения. Рефлексивность как способность к самопознанию находится на этом возрастном этапе на начальной стадии становления, при этом интенсивно развиваясь.
рефлексия
рефлексивность
самосознание
самопознание
образ «Я»
1. Иванова И.А. Изучение особенностей рефлексивной оценки младшими подростками физической составляющей образа – Я // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект. – Нижний Новгород, 2014. – С. 73–79.
2. Иванова И.А., Куимова Н.Н. Совершенствование содержания курса «Возрастная психология» для студентов педагогического профиля // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7–1. – С. 78–81.
3. Иванова И.А., Федосеева Т.Е., Терехина А.Е. Рефлексивные возможности формирования образа-я современных подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24779.
4. Князева Т.Н. Психологическая готовность как критерий возможной интеграции ребенка с проблемным развитием в общеобразовательную среду // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3. – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/psikhologicheskaya-gotovnost-kak-kriteriy-vozmozhn/.
5. Федосеева Т.Е. Особенности самосознания старших подростков как личностная детерминанта становления ответственного отношения к своему будущему // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект. – Нижний Новгород, 2014. – С. 90–107.
6. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 31–41.
7. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. – 2010. – № 2. – С. 12–18.

Одним из важнейших принципов психолого-педагогического исследования личности в онтогенезе является учет особенностей культурно-исторической среды – среды, которая, по определению Л.С. Выготского, выступает источником развития «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств» и приводит к изменению социально-психологической сферы человека [2, 7]. Качественное своеобразие социальной ситуации развития современных подростков определяется полимодальностью во всех сферах общественной жизни, сложностью и противоречивостью социально-экономической и политической обстановки, нестабильностью менталитета в современном российском обществе, которая проявляется в расшатанности ценностей, норм поведения и морали. Под влиянием этих и многих других факторов, таких как информационные перегрузки, акселерация и др., развивается самосознание подростков 10–12 лет, формируется их образ «Я», который станет основой для последующего выбора ими основного направления жизни. В этих условиях особую значимость приобретает изучение содержания социального компонента образа «Я» младших подростков, поскольку именно в этом возрасте, который является переломным этапом в развитии и обучении, происходит «...столь серьезная кристаллизация личностных структур... которая дает основание для надежных прогнозов его поведения на несколько лет вперед» [4].

Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные отличия не только психических, психофизиологических, но и личностных качеств современного ребенка [7]. Он обращает внимание на развитие самосознания, определяющего лицо современного подростка, и отмечает, что характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон, обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя. Несмотря на слабую развитость умения устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, в 11 лет уже начинает складываться способность к самоанализу, развивается критическое отношение к себе, наблюдается интерес к своему внутреннему миру [6]. Все это указывает на становление рефлексивности как способности к самопознанию. Согласно концепции А.В. Карпова, рефлексивность – это психическое свойство, которое позволяет критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения и проявляется в способности анализировать свои действия и поступки. Развитие этой способности – длительный и сложный процесс, имеющий свои закономерности, возрастные и индивидуальные особенности [1].

Рассматривая возраст 10–12 лет с точки зрения особенностей развития рефлексии (как психического свойства) способствующей самопознанию, мы считаем, что рефлексивность проявляется в способности выражать себя на когнитивном и эмоциональном уровнях каждого компонента образа «Я»: телесного, социального и индивидуального, составляющего личностный аспект образа «Я». Изучение рефлексивных возможностей современных подростков 10–12 лет в построении телесного компонента образа «Я» показало, что на образном уровне (представления) интерес к этой составляющей является наиболее осознанным и дифференцированным, чем на когнитивном [3].

Одной из задач нашего исследования стало изучение осознания социальной составляющей образа «Я» младшего подростка. Выборку исследования составили 143 учащихся 4-х и 5-х классов общеобразовательных школ города Дзержинска Нижегородской области. Всего учащихся 10 лет – 39,9 %, 11 лет – 58,7 % и 12 лет – 1,4 % [там же].

Социальная роль как компонент самосознания усваивается в социальной среде, в процессе жизнедеятельности ребенка и является результатом взаимодействия с окружающими его людьми – взрослыми и сверстниками. Ее становление проходит путь интериоризации с раннего детства и как любое личностное образование во многом зависит от характера отношений ребенка с социальной средой. Таким образом, взаимодействие индивида с другими людьми является источником социальных компонентов «образа Я» [5].

Цель данной работы заключается в изучении особенностей осознания младшими подростками социальной составляющей образа «Я» как одного из компонентов рефлексивности.

Исследование объективного компонента образа «Я» младших подростков проведено с помощью методики М. Куна – Т. Макпортленда «Кто Я?» (Test-Kuhn M., McPartland T., 1954). В ходе контент-анализа самоописаний нами была выделена группа респондентов, ответы которых представляли собой перечисление социальных ролей, касающихся различных профессий, причем их число доходило до 25 и выше, что противоречило инструкции. Данная группа составила 7,8 %, из них 5,7 % мальчики и 2,1 % девочки. Причем во всех выделенных ими ролях подростки себя принимают. Подобный результат мы объясняем еще достаточно низким уровнем самоинтереса и формальным подходом к заданию. Данные результаты не учитывались нами при анализе.

У 1,4 % респондентов (0,7 % мальчиков и 0,7 % девочек) данной возрастной группы ответы на вопрос «Кто Я?» представлены рассказом о себе. Данный результат мы объясняем тем, что эти подростки испытывают трудности в вербализации социальной составляющей своего образа «Я», но в их ответах выделены интересующие нас параметры анализа и поэтому они вошли в общий процент (92,2 %).

Вербализовать социальную составляющую своего образа «Я» смогли 92,2 % респондентов (41,1 % мальчики и 51,1 % девочки). В высказываниях подростков данной группы, социальный компонент образа «Я» был представлен темами «социальные роли», «характеристика поведения» и «отношение к другим людям» (рис. 1).

pic_74.wmf

Рис. 1. Процентное соотношение высказываний по выделенным темам

pic_75.wmf

Рис. 2. Результаты гендерного анализа данных методики М. Куна – Т. Макпортленда

Из диаграммы видно, что наиболее значимой составляющей образа «Я» младших подростков данной группы, является социальная роль; данная тема нашла свое выражение у большинства респондентов данной возрастной группы. Она отражена у 92,2 % подростков 10–12 лет. На втором месте по значимости у данной группы младших подростков оказались отношения с другими – 69,5 %, и последней по значимости оказалась характеристика поведения – данная тема отражена у 66,7 % младших подростков данной группы. Результаты гендерного анализа данных методики М. Куна – Т. Макпортленда представлены на диаграмме (рис. 2).

Гендерный анализ показал, что в группе мальчиков доминируют ответы, касающиеся социальных ролей – 41,1 % и отношений с другими – 36,9 %; в группе девочек преобладают социальные роли – 51,1 % и почти одинаковый процент высказываний по характеристике поведения (34,8 %) и отношений с другими (32,6 %). Так же из диаграммы видно, что социальных ролей и характеристик поведения выделено больше у девочек, чем у мальчиков, а ответов, касающихся отношений с другими, больше у мальчиков (36,9 %).

Таким образом, в построении образа «Я» как для девочек, так и для мальчиков наиболее значимым является осознание себя в социальных ролях; для девочек наиболее важным в процессе самопознания является характеристика поведения, тогда как для мальчиков – отношения с другими.

Рассмотрим более подробно ответы по теме «социальные роли» (рис. 3).

pic_76.wmf

Рис. 3. Соотношение социальных статусов и ролей в самоописаниях подростков

Качественный анализ результатов показал, что особенность социальной идентичности в характеристиках своих социальных статусов и ролей выразилась в выделении позиций учащегося (82,9 % опрошенных), человека (80,9 % от общего числа опрошенных), семейной роли (60,3 %), гендерных признаков (62,4 %). Процент социальных ролей, отражающих общее положение в социуме, составил 73,4 %. К ним мы отнесли такие ответы, как «путешественник(ца), парень, покупатель, читатель библиотеки, учитель, ребёнок, подросток, друг, соседка, будущая мама (отец), будущий боксёр, врач, бухгалтер и т.д.». Незначительный процент младших подростков (18,9 %) обозначили свою национальность (россиянин, русский(ая), татарин, румынка, мусульманин).

Результаты гендернего анализа представлены на рис. 4.

pic_77.wmf

Рис. 4. Гендерный анализ социальных статусов и ролей по результатам теста «Кто Я?»

Из диаграммы видно, что для мальчиков данной возрастной группы наиболее значимым в построении социального компонента образа «Я» является осознание себя в ролях учащегося (44,7 %) и человека (43,4 %), не менее важным является общее положение в социуме (39,9 %). 12,2 % мальчиков оценили позицию «учащийся» отрицательно. В остальных выделенных ролях подростки 10–12 лет данной группы себя принимают. Для девочек на первый план также выходят роли учащегося (37,1 %) и человека (36,4 %), но общее положение в социуме (32,2 %) уступает место гендерным признакам (35,4 %), приравниваясь по значимости семейным ролям (31,9 %).

Таким образом, в построении своего «образа Я» младшие подростки 10–12 лет ориентируются на осознание себя в социальных ролях, наиболее значимыми из которых являются такие как «учащийся», «человек», «общее положение в социуме», «семейная роль» и «гендерные признаки».

Особого внимания заслуживает группа респондентов (34,8 % девочек и 31,2 % мальчиков), которые дали характеристику своему поведению и отношениям с окружающими («могу соврать, люблю гулять с мамой; не ругаюсь, веду активный образ жизни; могу свалить вину на себя; не плачу из-за ерунды, люблю узнавать новое; бережно отношусь к природе, к друзьям; хозяин по дому»). 2,8 % респондентов данной группы (2,1 % девочек и 0,7 % мальчиков) дали отрицательную оценку своему поведению, что указывает на возрастание их способности к объективной самооценке, о чем говорит появление самокритики. Таким образом, самопознание социального компонента «образа Я» подростками 10–12 лет характеризуется осознанием своего поведения и критическим отношением к нему.

Описывая свои отношения с другими, 69,5 % опрошенных (из них 36,9 % мальчиков и 32,6 % девочек) отразили в своих высказываниях характер этих отношений (настоящий друг, лучшая подруга, приятель, враг, товарищ, помощник(ца) и т.д.). Отрицательного отношения к выделенным характеристикам никто из респондентов не выразил. Любовь к родителям, друзьям выразили 7,8 % младших подростков данной группы; из них 2,8 % мальчиков и 4,9 % девочек. Также были выделены ответы, отражающие какие-либо увлечения (хобби) (47,5 %): 21,9 % ответов принадлежат девочкам и 25,5 % мальчикам. Все ответы, отражающие хобби-реакции, принимаются респондентами данной группы.

Полученные данные дают основание предположить, что для подростков 10–12 лет в самопознании социального компонента «образа Я» значительная роль отводится процессам осознания себя не только в социальных ролях, но и в характеристиках поведения и отношений с другими людьми. Низкий процент респондентов способных к критической оценке своего поведения указывает на то, что рефлексивность как способность к самопознанию находится на этом возрастном этапе на начальной стадии становления, при этом интенсивно развиваясь.

Таким образом, контент-анализ результатов методики М. Куна – Т. Макпортленда показал, что объективный компонент «Я-концепции» младших подростков является ярко выраженным компонентом «образа Я». Его формирование осуществляется в радиусе присвоения тех ролей, которые являются значимыми в данный возрастной период. Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что для подростков 10–12 лет становится важным осознание себя в ролях: «учащийся», «человек», «общее положение в социуме», «семейная роль», «гендерные признаки», характеристика своего поведения с критическим отношением к нему. У мальчиков при построении социального компонента образа «Я» на первый план выходят осознание себя в социальных ролях и в отношениях с другими, у девочек – осознание себя в социальных ролях и в характеристиках своего поведения.

Дальнейшее направление нашей работы ориентировано на исследование становления личностного компонента образа «Я» младших подростков.


Библиографическая ссылка

Иванова И.А., Федосеева Т.Е., Терехина А.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА «Я» В ХОДЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 10–12 ЛЕТ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 354-358;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36450 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674