Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

FEATURES OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Vasilkina G.A. 1 Arkhipova S.V. 1
1 Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Еvseveva
The article is devoted to the problem of spiritually-moral development of Junior schoolchildren with intellectual disabilities. Our study aims to identify the characteristics and level of spiritual and moral development of Junior schoolchildren with intellectual disabilities. In the article theoretical bases of spiritually-moral development of Junior schoolchildren with intellectual disabilities, applied aspect of the implementation of diagnostic techniques for fixation of some moral qualities of the person, value systems that allow you to get an idea about the level of spiritual and moral development of pupils with intellectual disabilities. The authors of the characteristic of spiritually-moral qualities of younger school students with intellectual disabilities, revealed their level of education and moral self-assessment, the necessity of improving methods of development and education for sustainable spiritual and moral qualities in children with intellectual disabilities at the stage of their schooling.
spiritual and moral development
younger students with intellectual disabilities
diagnosis

Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения стоит сегодня в российском государстве и обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения нации недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Поэтому задача духовно-нравственного развития школьников приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Следовательно, проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения занимает все более приоритетное место в деятельности всех образовательных организаций, в том числе и общеобразовательных школ, осуществляющих подготовку детей с нарушением интеллекта, задачами которых являются не только обучение, но и воспитание личности ребенка с нарушением интеллекта, подготовка его к самостоятельной и полноценной жизни в современном обществе.

С проблемой духовно-нравственного развития личности связано множество работ российских ученых, раскрывающих различные аспекты нравственности подрастающего поколения. Значительный вклад в осмысление сущности духовно-нравственного развития, разработку его теоретических основ и методической системы внесли Т.Г. Аверина, Н.И. Болдырев, Т.В. Грицай, И.М. Денисенко и другие. Большой вклад в разработку некоторых проблем духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта внесли отечественные исследователи П.Д. Вильшанская, Г.Ф. Ксенофонтова, В.М. Махова, И.Ф. Харламов и другие [2]. Однако специальных исследований теоретического и прикладного характера, посвященных вопросу изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта явно недостаточно, что и обуславливает его актуальность.

Цель исследования. Проведенное нами исследование было направлено на изучение особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Материалы и методы исследования

В настоящее время на проблему понимания и употребления понятия духовно-нравственное развитие человека существуют различные точки зрения. Одни исследователи духовно-нравственное развитие рассматривают как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом (А. Грачёва, С. Гавалешко) [2]. Другие – как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [3].

В материалах нашего исследования под духовно-нравственным развитием мы понимаем педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками системы культурных, духовных и нравственных национальных ценностей, формирование способности оценивать и выстраивать на этой основе отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру.

Диагностика духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта является одним из важнейших условий повышения его действенности и результативности. Младший школьник в процессе своей жизнедеятельности испытывает не только положительные внешние воспитательные воздействия, но и отрицательные формирующие влияния, которые приводят к появлению соответствующих качеств личности, нездоровых потребностей и привычек поведения. В этой связи диагностика духовно-нравственного развития младших школьников должна быть направлена не только на изучение положительных, но и на выявление отрицательных качеств. Исследование нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта в деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет педагогу правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу духовно-нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе [1].

Особенность духовно-нравственного развития заключается в том, что его «результат» сложно зафиксировать. На сегодняшний день не существует универсальных диагностических методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик. Еще одна особенность в том, что духовно-нравственное развитие – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и его зафиксировать [4].

Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования отдельных духовно-нравственных качеств личности, систем ценностей, которые позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося c нарушением интеллекта на данный момент.

С целью изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта мы адаптировали методики: Н.П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности», Л.Н. Колмогорцевой «Диагностика нравственной самооценки» и анкету «Нравственные понятия» [5], предназначенные для диагностики уровня духовности и нравственности детей младшего школьного возраста с нормальным психофизическим развитием.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 28 четвероклассников с заключением ПМПК «Умственная отсталость легкой степени».

На первом этапе исследования мы провели анкетирование, которое позволило выяснить, как учащиеся с нарушением интеллекта понимают сущность некоторых нравственных понятий: мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, гордыня, счастье, свобода, дружба, милосердие, долг, вина. Ответы испытуемых оценивались по следующим критериям: нравственное понятие не сформировано, учащийся не понимает, о чем идет речь; смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные; четкие представления о нравственном понятии, достаточно глубокое понимание значения предложенного слова.

В ходе диагностики по методике Н.П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности» испытуемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале 6 качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе. Интерпретация результатов проводилась по ключу [5].

На третьем этапе исследования для выявления уровня нравственной самооценки младших школьников с нарушением интеллекта: высокий, средний или низкий, – была проведена методика Л.Н. Колмогорцевой. Учащемуся предлагалось оценить себя по предложенным высказываниям (по 5-балльной шкале), т.е. согласиться или не согласиться с прочитанным утверждением о себе [5].

Применение вышеобозначенных методик носило комплексный характер и составляло целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим результаты диагностики, полученные в ходе проведения эксперимента в группе четвероклассников с нарушением интеллекта.

Анализ анкетирования показал, что большая часть опрошенных (66,5 %) имеют низкий уровень сформированности нравственных понятий, 30,0 % – средний уровень, 3,5 % – высокий. Среди предложенных нравственных понятий учащимся было несложно объяснить, что такое дружба, добро, любовь. Так, по их мнению, смысл дружбы заключается в том «чтобы никогда не ссориться, уважать друг друга», «понимать друг друга», «помогать друг другу». Понятие добро они связывают с хорошими поступками, «когда делают хорошие дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «никого не обижаешь»; любовь понимают как «любовь мужа и жены», «любовь мамы к ребенку, забота о нем». Испытуемые не смогли правильно объяснить смысл нравственных понятий мудрость, совесть, гордыня, милосердие. Несмотря на то, что понятия счастье, зло, свобода объяснило большинство детей, их ответы неточно и неполно отражали понимание значения данных слов. Так, счастье они связывают с некоторыми приятными или интересными событиями своей жизни: «счастье, когда клоун всех веселил», «счастье есть шоколад», «счастье играть с собаками». Понятие зло понимают как, «хуже добра», «плохую оценку»; свобода – «это значит быть взрослым», «жить одному».

Аналогичные данные были получены и при анализе оценки уровня воспитанности. Данный показатель также у большинства школьников с нарушением интеллекта (72,0 %) выражен на низком уровне. Группу учащихся с низким уровнем воспитанности можно охарактеризовать как детей со слабым, неустойчивым положительным поведением, которое регулируется преимущественно требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, с ситуативной самоорганизацией и саморегуляцией. Оценивая у себя наличие исследуемых качеств личности (любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе), испытуемые чаще ставили 1 балл (у меня другая позиция) напротив утверждений. Для школьников со средним уровнем воспитанности (17,5 %) свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции положительного поведения при отсутствии общественной и гражданской позиции. Оценивая себя, они ставили чаще 3 балла (редко). Например, «я редко аккуратен и опрятен», «я редко соблюдаю культуру поведения». Группу испытуемых с хорошим уровнем воспитанности (7,0 %) характеризует достаточная самостоятельность в положительной деятельности и поведении, ситуативность общественной позиции. Большая часть детей данной группы, оценивая наличие у себя положительных качеств личности, ставили 4 балла (часто): «я часто помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью», «я добр в отношениях с людьми». У учащегося с высоким уровнем воспитанности (3,5 %) отмечается устойчивая самостоятельность в положительной деятельности и поведении, сочетающаяся с проявлением твердой и активной общественной и гражданской позиции. Опрашиваемый напротив всех утверждений поставил 5 баллов (всегда): «я участвую в делах класса и школы», «я стремлюсь получать хорошие отметки» и т.д.

Анализ нравственной самооценки показал, что доминирующее положение занимает группа испытуемых с низким уровнем (52,5 %). Детям данной группы свойственен отрицательный опыт нравственного поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, проблемы самоорганизации и саморегуляции деятельности. Школьники, оценивая предложенные высказывания, ставили 1 балл (совсем не согласен с высказыванием) рядом с положительными и 2–3 балла – с отрицательными: «Я совсем не согласен с тем, что нужно понимать других людей, даже если они не правы», «Совсем не согласен с тем, что надо всегда быть добрым со сверстниками и взрослыми». Уровень ниже среднего отмечается у 33,5 % учащихся. Им свойственен слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация деятельности ситуативны. Оценивая предложенные высказывания, испытуемые ставили чаще всего 2 балла (немного согласен с высказыванием): «Я немножко согласен с тем, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми», «Немного согласен с тем, что нужно прощать людям их плохие поступки». Средний уровень нравственной самооценки отмечается у 14,0 % опрошенных. Эту группу детей можно охарактеризовать как школьников, обладающих определенной самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации собственной деятельности, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Учащиеся, оценивая утверждения, ставили 3–4 балла (больше согласен, чем не согласен с высказыванием; полностью согласен с высказыванием) напротив положительных и 1 балл – напротив отрицательных: «Больше согласен, чем не согласен с тем, чтобы помочь однокласснику, когда он попал в беду», «Мне всегда приятно делать людям добро». На высоком уровне данный показатель не был обнаружен ни у одного школьника с нарушением интеллекта.

Исследование сформированности всех трех показателей (нравственные понятия, воспитанность, нравственная самооценка) духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта позволило выявить общий уровень его сформированности.

Таким образом, анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что большинство четвероклассников с нарушением интеллекта (63,7 %) имеют низкий уровень духовно-нравственного развития.

Заключение

Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Проведенное исследование особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта показало низкие значения уровня сформированности нравственных понятий, воспитанности, нравственной самооценки.

2. В связи c этим рекомендуется совершенствовать методику работы по развитию и воспитанию устойчивых духовно-нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта на этапе их обучения в школе. Данное направление является одним из важных аспектов в подготовке личности к самостоятельной жизни, воспитании ответственного законопослушного гражданина, способного оценивать происходящее и строить собственную деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.