Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Василькина Г.А. 1 Архипова С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта. Проведенное нами исследование направлено на выявление особенностей и уровня духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта. В статье раскрыты теоретические основы духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта, прикладной аспект реализации диагностических методик для фиксирования некоторых отдельных нравственных качеств личности, систем ценностей, которые позволяют получить представление об уровне духовно-нравственного развития учащихся с нарушением интеллекта. Авторами дана характеристика духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта, выявлен уровень их воспитанности и нравственной самооценки, обоснована необходимость совершенствования методики работы по развитию и воспитанию устойчивых духовно-нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта на этапе их обучения в школе.
духовно-нравственное развитие
младшие школьники с нарушением интеллекта
диагностика
1. Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учеб. пособие / под ред. Р.В. Ершова. – М.: Наука, 2013. – 197 с.
2. Грачёва А. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: совершенствуем планирование / А. Грачёва, С. Гавалешко // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – № 1. – С. 3–15.
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение. – 2009. – 211 с.
4. Жутина Г.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников с нарушением интеллекта // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2015. – № 2. – С. 60–62.
5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.: Академия, 2011. – 456 с.

Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения стоит сегодня в российском государстве и обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения нации недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Поэтому задача духовно-нравственного развития школьников приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Следовательно, проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения занимает все более приоритетное место в деятельности всех образовательных организаций, в том числе и общеобразовательных школ, осуществляющих подготовку детей с нарушением интеллекта, задачами которых являются не только обучение, но и воспитание личности ребенка с нарушением интеллекта, подготовка его к самостоятельной и полноценной жизни в современном обществе.

С проблемой духовно-нравственного развития личности связано множество работ российских ученых, раскрывающих различные аспекты нравственности подрастающего поколения. Значительный вклад в осмысление сущности духовно-нравственного развития, разработку его теоретических основ и методической системы внесли Т.Г. Аверина, Н.И. Болдырев, Т.В. Грицай, И.М. Денисенко и другие. Большой вклад в разработку некоторых проблем духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта внесли отечественные исследователи П.Д. Вильшанская, Г.Ф. Ксенофонтова, В.М. Махова, И.Ф. Харламов и другие [2]. Однако специальных исследований теоретического и прикладного характера, посвященных вопросу изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта явно недостаточно, что и обуславливает его актуальность.

Цель исследования. Проведенное нами исследование было направлено на изучение особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Материалы и методы исследования

В настоящее время на проблему понимания и употребления понятия духовно-нравственное развитие человека существуют различные точки зрения. Одни исследователи духовно-нравственное развитие рассматривают как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом (А. Грачёва, С. Гавалешко) [2]. Другие – как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [3].

В материалах нашего исследования под духовно-нравственным развитием мы понимаем педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками системы культурных, духовных и нравственных национальных ценностей, формирование способности оценивать и выстраивать на этой основе отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру.

Диагностика духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта является одним из важнейших условий повышения его действенности и результативности. Младший школьник в процессе своей жизнедеятельности испытывает не только положительные внешние воспитательные воздействия, но и отрицательные формирующие влияния, которые приводят к появлению соответствующих качеств личности, нездоровых потребностей и привычек поведения. В этой связи диагностика духовно-нравственного развития младших школьников должна быть направлена не только на изучение положительных, но и на выявление отрицательных качеств. Исследование нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта в деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет педагогу правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу духовно-нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе [1].

Особенность духовно-нравственного развития заключается в том, что его «результат» сложно зафиксировать. На сегодняшний день не существует универсальных диагностических методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик. Еще одна особенность в том, что духовно-нравственное развитие – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и его зафиксировать [4].

Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования отдельных духовно-нравственных качеств личности, систем ценностей, которые позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося c нарушением интеллекта на данный момент.

С целью изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта мы адаптировали методики: Н.П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности», Л.Н. Колмогорцевой «Диагностика нравственной самооценки» и анкету «Нравственные понятия» [5], предназначенные для диагностики уровня духовности и нравственности детей младшего школьного возраста с нормальным психофизическим развитием.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 28 четвероклассников с заключением ПМПК «Умственная отсталость легкой степени».

На первом этапе исследования мы провели анкетирование, которое позволило выяснить, как учащиеся с нарушением интеллекта понимают сущность некоторых нравственных понятий: мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, гордыня, счастье, свобода, дружба, милосердие, долг, вина. Ответы испытуемых оценивались по следующим критериям: нравственное понятие не сформировано, учащийся не понимает, о чем идет речь; смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные; четкие представления о нравственном понятии, достаточно глубокое понимание значения предложенного слова.

В ходе диагностики по методике Н.П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности» испытуемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале 6 качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе. Интерпретация результатов проводилась по ключу [5].

На третьем этапе исследования для выявления уровня нравственной самооценки младших школьников с нарушением интеллекта: высокий, средний или низкий, – была проведена методика Л.Н. Колмогорцевой. Учащемуся предлагалось оценить себя по предложенным высказываниям (по 5-балльной шкале), т.е. согласиться или не согласиться с прочитанным утверждением о себе [5].

Применение вышеобозначенных методик носило комплексный характер и составляло целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим результаты диагностики, полученные в ходе проведения эксперимента в группе четвероклассников с нарушением интеллекта.

Анализ анкетирования показал, что большая часть опрошенных (66,5 %) имеют низкий уровень сформированности нравственных понятий, 30,0 % – средний уровень, 3,5 % – высокий. Среди предложенных нравственных понятий учащимся было несложно объяснить, что такое дружба, добро, любовь. Так, по их мнению, смысл дружбы заключается в том «чтобы никогда не ссориться, уважать друг друга», «понимать друг друга», «помогать друг другу». Понятие добро они связывают с хорошими поступками, «когда делают хорошие дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «никого не обижаешь»; любовь понимают как «любовь мужа и жены», «любовь мамы к ребенку, забота о нем». Испытуемые не смогли правильно объяснить смысл нравственных понятий мудрость, совесть, гордыня, милосердие. Несмотря на то, что понятия счастье, зло, свобода объяснило большинство детей, их ответы неточно и неполно отражали понимание значения данных слов. Так, счастье они связывают с некоторыми приятными или интересными событиями своей жизни: «счастье, когда клоун всех веселил», «счастье есть шоколад», «счастье играть с собаками». Понятие зло понимают как, «хуже добра», «плохую оценку»; свобода – «это значит быть взрослым», «жить одному».

Аналогичные данные были получены и при анализе оценки уровня воспитанности. Данный показатель также у большинства школьников с нарушением интеллекта (72,0 %) выражен на низком уровне. Группу учащихся с низким уровнем воспитанности можно охарактеризовать как детей со слабым, неустойчивым положительным поведением, которое регулируется преимущественно требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, с ситуативной самоорганизацией и саморегуляцией. Оценивая у себя наличие исследуемых качеств личности (любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе), испытуемые чаще ставили 1 балл (у меня другая позиция) напротив утверждений. Для школьников со средним уровнем воспитанности (17,5 %) свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции положительного поведения при отсутствии общественной и гражданской позиции. Оценивая себя, они ставили чаще 3 балла (редко). Например, «я редко аккуратен и опрятен», «я редко соблюдаю культуру поведения». Группу испытуемых с хорошим уровнем воспитанности (7,0 %) характеризует достаточная самостоятельность в положительной деятельности и поведении, ситуативность общественной позиции. Большая часть детей данной группы, оценивая наличие у себя положительных качеств личности, ставили 4 балла (часто): «я часто помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью», «я добр в отношениях с людьми». У учащегося с высоким уровнем воспитанности (3,5 %) отмечается устойчивая самостоятельность в положительной деятельности и поведении, сочетающаяся с проявлением твердой и активной общественной и гражданской позиции. Опрашиваемый напротив всех утверждений поставил 5 баллов (всегда): «я участвую в делах класса и школы», «я стремлюсь получать хорошие отметки» и т.д.

Анализ нравственной самооценки показал, что доминирующее положение занимает группа испытуемых с низким уровнем (52,5 %). Детям данной группы свойственен отрицательный опыт нравственного поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, проблемы самоорганизации и саморегуляции деятельности. Школьники, оценивая предложенные высказывания, ставили 1 балл (совсем не согласен с высказыванием) рядом с положительными и 2–3 балла – с отрицательными: «Я совсем не согласен с тем, что нужно понимать других людей, даже если они не правы», «Совсем не согласен с тем, что надо всегда быть добрым со сверстниками и взрослыми». Уровень ниже среднего отмечается у 33,5 % учащихся. Им свойственен слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация деятельности ситуативны. Оценивая предложенные высказывания, испытуемые ставили чаще всего 2 балла (немного согласен с высказыванием): «Я немножко согласен с тем, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми», «Немного согласен с тем, что нужно прощать людям их плохие поступки». Средний уровень нравственной самооценки отмечается у 14,0 % опрошенных. Эту группу детей можно охарактеризовать как школьников, обладающих определенной самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации собственной деятельности, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Учащиеся, оценивая утверждения, ставили 3–4 балла (больше согласен, чем не согласен с высказыванием; полностью согласен с высказыванием) напротив положительных и 1 балл – напротив отрицательных: «Больше согласен, чем не согласен с тем, чтобы помочь однокласснику, когда он попал в беду», «Мне всегда приятно делать людям добро». На высоком уровне данный показатель не был обнаружен ни у одного школьника с нарушением интеллекта.

Исследование сформированности всех трех показателей (нравственные понятия, воспитанность, нравственная самооценка) духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта позволило выявить общий уровень его сформированности.

Таким образом, анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что большинство четвероклассников с нарушением интеллекта (63,7 %) имеют низкий уровень духовно-нравственного развития.

Заключение

Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Проведенное исследование особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта показало низкие значения уровня сформированности нравственных понятий, воспитанности, нравственной самооценки.

2. В связи c этим рекомендуется совершенствовать методику работы по развитию и воспитанию устойчивых духовно-нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта на этапе их обучения в школе. Данное направление является одним из важных аспектов в подготовке личности к самостоятельной жизни, воспитании ответственного законопослушного гражданина, способного оценивать происходящее и строить собственную деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.


Библиографическая ссылка

Василькина Г.А., Архипова С.В. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 309-312;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36441 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674