Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения стоит сегодня в российском государстве и обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения нации недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Поэтому задача духовно-нравственного развития школьников приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Следовательно, проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения занимает все более приоритетное место в деятельности всех образовательных организаций, в том числе и общеобразовательных школ, осуществляющих подготовку детей с нарушением интеллекта, задачами которых являются не только обучение, но и воспитание личности ребенка с нарушением интеллекта, подготовка его к самостоятельной и полноценной жизни в современном обществе.
С проблемой духовно-нравственного развития личности связано множество работ российских ученых, раскрывающих различные аспекты нравственности подрастающего поколения. Значительный вклад в осмысление сущности духовно-нравственного развития, разработку его теоретических основ и методической системы внесли Т.Г. Аверина, Н.И. Болдырев, Т.В. Грицай, И.М. Денисенко и другие. Большой вклад в разработку некоторых проблем духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта внесли отечественные исследователи П.Д. Вильшанская, Г.Ф. Ксенофонтова, В.М. Махова, И.Ф. Харламов и другие [2]. Однако специальных исследований теоретического и прикладного характера, посвященных вопросу изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта явно недостаточно, что и обуславливает его актуальность.
Цель исследования. Проведенное нами исследование было направлено на изучение особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.
Материалы и методы исследования
В настоящее время на проблему понимания и употребления понятия духовно-нравственное развитие человека существуют различные точки зрения. Одни исследователи духовно-нравственное развитие рассматривают как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом (А. Грачёва, С. Гавалешко) [2]. Другие – как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [3].
В материалах нашего исследования под духовно-нравственным развитием мы понимаем педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками системы культурных, духовных и нравственных национальных ценностей, формирование способности оценивать и выстраивать на этой основе отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру.
Диагностика духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта является одним из важнейших условий повышения его действенности и результативности. Младший школьник в процессе своей жизнедеятельности испытывает не только положительные внешние воспитательные воздействия, но и отрицательные формирующие влияния, которые приводят к появлению соответствующих качеств личности, нездоровых потребностей и привычек поведения. В этой связи диагностика духовно-нравственного развития младших школьников должна быть направлена не только на изучение положительных, но и на выявление отрицательных качеств. Исследование нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта в деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет педагогу правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу духовно-нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе [1].
Особенность духовно-нравственного развития заключается в том, что его «результат» сложно зафиксировать. На сегодняшний день не существует универсальных диагностических методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик. Еще одна особенность в том, что духовно-нравственное развитие – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и его зафиксировать [4].
Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования отдельных духовно-нравственных качеств личности, систем ценностей, которые позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося c нарушением интеллекта на данный момент.
С целью изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта мы адаптировали методики: Н.П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности», Л.Н. Колмогорцевой «Диагностика нравственной самооценки» и анкету «Нравственные понятия» [5], предназначенные для диагностики уровня духовности и нравственности детей младшего школьного возраста с нормальным психофизическим развитием.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 28 четвероклассников с заключением ПМПК «Умственная отсталость легкой степени».
На первом этапе исследования мы провели анкетирование, которое позволило выяснить, как учащиеся с нарушением интеллекта понимают сущность некоторых нравственных понятий: мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, гордыня, счастье, свобода, дружба, милосердие, долг, вина. Ответы испытуемых оценивались по следующим критериям: нравственное понятие не сформировано, учащийся не понимает, о чем идет речь; смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные; четкие представления о нравственном понятии, достаточно глубокое понимание значения предложенного слова.
В ходе диагностики по методике Н.П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности» испытуемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале 6 качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе. Интерпретация результатов проводилась по ключу [5].
На третьем этапе исследования для выявления уровня нравственной самооценки младших школьников с нарушением интеллекта: высокий, средний или низкий, – была проведена методика Л.Н. Колмогорцевой. Учащемуся предлагалось оценить себя по предложенным высказываниям (по 5-балльной шкале), т.е. согласиться или не согласиться с прочитанным утверждением о себе [5].
Применение вышеобозначенных методик носило комплексный характер и составляло целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим результаты диагностики, полученные в ходе проведения эксперимента в группе четвероклассников с нарушением интеллекта.
Анализ анкетирования показал, что большая часть опрошенных (66,5 %) имеют низкий уровень сформированности нравственных понятий, 30,0 % – средний уровень, 3,5 % – высокий. Среди предложенных нравственных понятий учащимся было несложно объяснить, что такое дружба, добро, любовь. Так, по их мнению, смысл дружбы заключается в том «чтобы никогда не ссориться, уважать друг друга», «понимать друг друга», «помогать друг другу». Понятие добро они связывают с хорошими поступками, «когда делают хорошие дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «никого не обижаешь»; любовь понимают как «любовь мужа и жены», «любовь мамы к ребенку, забота о нем». Испытуемые не смогли правильно объяснить смысл нравственных понятий мудрость, совесть, гордыня, милосердие. Несмотря на то, что понятия счастье, зло, свобода объяснило большинство детей, их ответы неточно и неполно отражали понимание значения данных слов. Так, счастье они связывают с некоторыми приятными или интересными событиями своей жизни: «счастье, когда клоун всех веселил», «счастье есть шоколад», «счастье играть с собаками». Понятие зло понимают как, «хуже добра», «плохую оценку»; свобода – «это значит быть взрослым», «жить одному».
Аналогичные данные были получены и при анализе оценки уровня воспитанности. Данный показатель также у большинства школьников с нарушением интеллекта (72,0 %) выражен на низком уровне. Группу учащихся с низким уровнем воспитанности можно охарактеризовать как детей со слабым, неустойчивым положительным поведением, которое регулируется преимущественно требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, с ситуативной самоорганизацией и саморегуляцией. Оценивая у себя наличие исследуемых качеств личности (любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе), испытуемые чаще ставили 1 балл (у меня другая позиция) напротив утверждений. Для школьников со средним уровнем воспитанности (17,5 %) свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции положительного поведения при отсутствии общественной и гражданской позиции. Оценивая себя, они ставили чаще 3 балла (редко). Например, «я редко аккуратен и опрятен», «я редко соблюдаю культуру поведения». Группу испытуемых с хорошим уровнем воспитанности (7,0 %) характеризует достаточная самостоятельность в положительной деятельности и поведении, ситуативность общественной позиции. Большая часть детей данной группы, оценивая наличие у себя положительных качеств личности, ставили 4 балла (часто): «я часто помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью», «я добр в отношениях с людьми». У учащегося с высоким уровнем воспитанности (3,5 %) отмечается устойчивая самостоятельность в положительной деятельности и поведении, сочетающаяся с проявлением твердой и активной общественной и гражданской позиции. Опрашиваемый напротив всех утверждений поставил 5 баллов (всегда): «я участвую в делах класса и школы», «я стремлюсь получать хорошие отметки» и т.д.
Анализ нравственной самооценки показал, что доминирующее положение занимает группа испытуемых с низким уровнем (52,5 %). Детям данной группы свойственен отрицательный опыт нравственного поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, проблемы самоорганизации и саморегуляции деятельности. Школьники, оценивая предложенные высказывания, ставили 1 балл (совсем не согласен с высказыванием) рядом с положительными и 2–3 балла – с отрицательными: «Я совсем не согласен с тем, что нужно понимать других людей, даже если они не правы», «Совсем не согласен с тем, что надо всегда быть добрым со сверстниками и взрослыми». Уровень ниже среднего отмечается у 33,5 % учащихся. Им свойственен слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация деятельности ситуативны. Оценивая предложенные высказывания, испытуемые ставили чаще всего 2 балла (немного согласен с высказыванием): «Я немножко согласен с тем, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми», «Немного согласен с тем, что нужно прощать людям их плохие поступки». Средний уровень нравственной самооценки отмечается у 14,0 % опрошенных. Эту группу детей можно охарактеризовать как школьников, обладающих определенной самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации собственной деятельности, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Учащиеся, оценивая утверждения, ставили 3–4 балла (больше согласен, чем не согласен с высказыванием; полностью согласен с высказыванием) напротив положительных и 1 балл – напротив отрицательных: «Больше согласен, чем не согласен с тем, чтобы помочь однокласснику, когда он попал в беду», «Мне всегда приятно делать людям добро». На высоком уровне данный показатель не был обнаружен ни у одного школьника с нарушением интеллекта.
Исследование сформированности всех трех показателей (нравственные понятия, воспитанность, нравственная самооценка) духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта позволило выявить общий уровень его сформированности.
Таким образом, анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что большинство четвероклассников с нарушением интеллекта (63,7 %) имеют низкий уровень духовно-нравственного развития.
Заключение
Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Проведенное исследование особенностей духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта показало низкие значения уровня сформированности нравственных понятий, воспитанности, нравственной самооценки.
2. В связи c этим рекомендуется совершенствовать методику работы по развитию и воспитанию устойчивых духовно-нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта на этапе их обучения в школе. Данное направление является одним из важных аспектов в подготовке личности к самостоятельной жизни, воспитании ответственного законопослушного гражданина, способного оценивать происходящее и строить собственную деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Библиографическая ссылка
Василькина Г.А., Архипова С.В. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 309-312;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36441 (дата обращения: 09.10.2024).