Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

CURRENT APPROACHES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Akvazba E.O. 1 Akvazba S.O. 2
1 Tyumen Industrial University
2 MAEC sch. № 72
The problem of organization of psychological and pedagogical support for the development of student’s personality in modern educational institutions is being addressed in the implementation of various approaches, reflecting the specificity of the educational organization. Consideration of socio-psychological characteristics of the student and social-pedagogical possibilities of educational organizations in the organization of didactic process become factors in improving the quality of education. Hermeneutic-oriented approach to solving problems of the improvement of the quality management system of education allows to implement organizational and methodological technology for psycho-pedagogical support of activity of the learner. The object of research is the process of organizing psychological and pedagogical support of students. The subject of research is the complex of pedagogical, organizational and methodological technology, providing psycho-pedagogical support the student in educational organizations. Our research methods in the study of problems were: system analysis, theoretical-methodological and normative-legal literature; content analysis of documents, observation, interviewing. Theoretical and practical analysis of the problem of the effectiveness of psychological and pedagogical support the student in the process of implementing different types of activities allows us to speak about the need to manage data processes.
psycho-educational support
psychological readiness
motivation
awareness
understanding
individual educational route
pedagogical hermeneutics
hermeneutic-oriented approach
the quality of education
organizational and methodological technology
student’s self-education
personal fulfillment

Сегодня необходимость организации социально-психологического сопровождения образовательного процесса признана на законодательном уровне (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации). Однако в той части, где речь идет, прежде всего о детях, для которых процесс адаптации и социализации затруднен. Серьезные изменения, которые в последние десятилетия претерпела система школьного образования в РФ, связанные с появлением новых видов и форм образовательных организаций; разработкой и внедрением федеральных образовательных стандартов во всей системе образования на различных уровнях, в том числе и в системе школьного образования, введением практико-ориентированного образования, привели к усилению интереса к проблеме формирования культуры толерантности, созданию образовательной среды с равными возможностями для всех граждан РФ.

Практика организации сопровождения обучающихся в процессе становления и развития личности изучается, как правило, в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. В качестве предмета исследования, как правило, обычно рассматриваются обучающиеся с затрудненным процессом социализации или адаптации. Наиболее часто в этой связи мы встречаемся с анализом следующих направлений социально-педагогического сопровождения: социально-психологическое сопровождение детей с девиантным поведением; социально-психологическое сопровождение детей группы особого внимания (или, как ранее было принято называть, детей «группы риска»); социально-психологическое сопровождение детей, имеющих медицинские показания; социально-психологическое сопровождение детей, не имеющих особых проблем, или «социально благополучных».

В процессе непосредственной организации социально-педагогического сопровождения обучающихся можно выделить два структурных компонента: методическая организация сопровождения и непосредственно психологическая работа с восприятием, осмыслением, пониманием, сознанием, психолого-педагогическая деятельность по формированию мышления (практическая реализация теоретико-методологических основ процесса). Оба эти компонента возможно задействовать в полной мере посредством создания в общеобразовательной организации социально-психологической службы, которая является действенным механизмом эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, включая социальных партнеров образовательной организации, с одной стороны, и инструмента обеспечения законодательства РФ, – с другой.

Целью психолого-педагогического сопровождения становится в первую очередь создание условий для социально безопасной среды образовательной организации, социально и психологически комфортных условий для всех субъектов образовательного процесса, сохранение психологического здоровья как обучающихся, так и педагогов и законных представителей обучающихся, развитие индивидуально-личностного потенциала не только обучающихся, но и педагогов образовательного учреждения, обеспечение интеграции и конструктивного взаимодействия в организации психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования по всем направлениям деятельности.

На современном этапе становления психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации наиболее распространены следующие виды социально-педагогической деятельности: организация работы с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего она определяется как кризисная; социализация личности обучающегося; сопровождение деятельности высокомотивированных, одаренных детей; организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях модернизации системы образования в РФ реализация ФЗ № 273 «Об образовании» обуславливает разрешение ряда противоречий, существующих в образовательных организациях, в частности, между необходимостью обеспечения высокого качества образования как единства обучения, воспитания, развития личности и недостаточной проработанностью механизмов внедрения провозглашенных требований; между традиционной системой организации адаптации, коррекции и социального сопровождения личности обучающегося и необходимостью внедрения психолого-педагогической службы, либо ее обновления на основе новых требований; между необходимостью создания системы контроля за интеграцией федеральных образовательных стандартов и необходимостью уменьшения командно-административного аппарата в образовательных организациях.

Данные противоречия подчеркивают актуальность проблемы исследования – определение педагогических условий совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе обучения и воспитания. Объект исследования – процесс управления психолого-педагогическим сопровождением в общеобразовательной организации. Предмет исследования – комплекс педагогических условий повышения эффективности управления качеством психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.

Эмпирической базой стала средняя общеобразовательная школа г. Тюмени. Миссия общеобразовательной организации заключается в создании психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностному росту, самоактуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей [4].

В образовательной организации для реализации перспективных линий развития применяется герменевтический подход в личностно-ориентированной модели обучения, воспитания и развития школьников. Герменевтическое личностно-ориентированное образование – это образование, направленное на воспитание в каждом ученике развитой самостоятельной личности. Поскольку сегодня в любой школе обучаются дети с разными возможностями: одаренные, обычные, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении, то технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Содержание герменевтико-ориентированного управления представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [2]. Герменевтико-ориентированный подход к процессу управления качеством образования предполагает многофункциональность и поливариантность подходов, уход от логической однозначности, жесткой детерминированности. Это способствует осмыслению и пониманию значимости внешних и внутренних преобразований, рефлексивному осмыслению эмоционально-духовного витагенного опыта, так как, оперируя понятиями «объяснение» и «понимание», выделяется в понимании некий субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей и самих себя.

Содержание герменевтико-ориентированного управления процессом развития личности в рамках образовательной организации представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлению [1].

В целях создания и оптимизации единой культурно-образовательной среды, направленной на формирование культуры толерантности, в образовательном учреждении продумана система методического и психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогического коллектива. Мы говорим о сопровождении деятельности в первую очередь педагогического коллектива, поскольку именно он выступает в роли наиболее действенного инструмента реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся во всех образовательных процессах. В качестве эффективного способа управления механизмом создания психологически безопасной педагогической среды нами был избран герменевтически ориентированный путь управления, базирующийся на саморегуляции, самоосмыслении и самоосознании значимости качественного роста образовательного процесса всеми его субъектами. Герменевтический подход, положенный нами в основу модели управления всеми процессами в образовательной организации, предполагает освоение механизмов реализации «понимающих», «интерпретационных» принципов и методов управленческой деятельности с целью повышения эффективности качества образования, в управлении процессом профессионального роста педагогов школы, формировании целостной структуры мотивации учительского труда, создании творческой атмосферы для развития интеллектуально-познавательного потенциала всех субъектов образовательного процесса, гуманизации отношений между его членами.

Организуя процесс управления качеством образования, мы искали продуктивные формы воздействия на всех субъектов образовательной организации. Выбор герменевтико-ориентированного подхода к управлению качеством образования, основанного на учете, прежде всего, личности каждого субъекта образовательного процесса, на наш взгляд, способствует объединению всех его компонентов в единый непрерывный педагогический процесс по формированию толерантной, социально активной, конкурентоспособной, высококомпетентной личности.

Методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как необходимость реализации требований федеральных образовательных стандартов и других нормативных документов РФ, региона, локальных актах образовательных организаций было организовано в целях эффективного управления качеством образования в школе. Разработана структура методической работы в школе, в которой отведено определенное место службе, реализующей организацию психолого-педагогического сопровождения, в частности дополнительно с 2011 г. в штатное расписание анализируемого общеобразовательного учреждения были введены ставки педагога-психолога и заместителя директора по УВР, курирующего начальный блок, что было в первую очередь связано с введением ФГОС на ступени начального образования. Организация методической работы, нацеленная на повышение качества образования, сегодня строится по следующим направлениям: оказание помощи учителям в реализации принципов и приемов обучения, способствующих повышению компетентности ученика; включение учителей в творческий педагогический поиск; разработка методических рекомендаций для педагогов по организации образовательного процесса реализации герменевтико-ориентированной модели управления качеством образования; создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию; организация системы повышения квалификации педагогов; руководство работой методических объединений школы; доведение до сведения педагогов нормативных документов; освоение содержания стандартов второго поколения; разработка и внедрение образовательной программы школы в связи с переходом на стандарты второго поколения, программы развития образовательного учреждения в связи с его реорганизацией.

Внутренними критериями оценки эффективности деятельности образовательной организации были критерии, являющиеся нормой практически для всех современных образовательных организаций, например:

1) результативность, (соответствие ФГОС и требованиям, предъявляемым к изучению предметов (показатели: стабилизация или рост достижений школьника; методики – экспертная оценка и объективные данные экзаменационных комиссий) [5];

2) развитие творческих способностей обучающихся;

3) нравственное развитие школьников (показатели: отношение к другим людям, к себе, учебе, к труду, природе; методики – наблюдение, диагностика с помощью «Опросника личностной ориентации»;

4) критерий безопасной и здоровьесберегающей среды (показатели: поддержание здоровья школьников; методики – мониторинг результатов диспансеризации) [4].

Содержание методической работы школы во время внедрения модели управления качеством образования включало, прежде всего, управленческую деятельность. Планирование методической работы школы (разработка и утверждение плана Методического совета, планов методических объединений учителей-предметников и структурных подразделений школы). Прогнозирование потребностей педагогов школы в методическом обеспечении образовательного процесса.

Например, за анализируемый период функционирования модели в образовательном учреждении согласно плану были подготовлены и проведены методические семинары по актуальным вопросам образовательной реальности: урок с позиции компетентностного подхода в разрезе перехода на стандарты II поколения; внедрение современных образовательных и информационных технологий как средство повышения качества образования; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; создание ситуации успеха на уроке как средство повышения качества образования; компетентностно-ориентированные задания как средство повышения познавательной активности и качества знаний обучающихся; современный урок в контексте требований ФГОС; выявление и сопровождение талантливых детей; технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе на основе результатов стартовой диагностики; организация учебного диалога на уроках в начальной школе; формирование читательской компетенции; организация работы с учебным текстом; реализация технологий деятельностного типа, рекомендуемых ФГОС на уроках в начальной школе; система взаимодействия школы, семьи и социума как эффективный способ социально-педагогической поддержки становления и развития личности обучающегося в современных условиях; проектная деятельность в урочное и внеурочное время как средство социальной адаптации обучающихся; система оценки достижений планируемых результатов начального общего образования.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса, во-первых, подразделяется на две составляющие – педагогическую и психологическую, во-вторых, состоит из нескольких компонентов – методологического и организационного, в-третьих, ориентировано на двух основных субъектов педагогической деятельности – педагога и обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс состоит из следующих этапов: диагностирование личности, составление психологического портрета, разработка индивидуального маршрута или индивидуальной карты, непосредственная работа с субъектом психолого-педагогического сопровождения по достижению точек роста, анализ проделанной работы с последующим внесением изменений в план методической работы.

При диагностировании личности, будь то личность обучающегося или педагога, прежде всего составляется психологический портрет, с выявлением всех «проблемных зон» и с определением направленности личности, ее потенциала. В ситуации работы с обучающимся полученная информация будет положена в основу составления рекомендаций по организации деятельности с личностью для классных руководителей, учителей-предметников, родителей, а в ситуации работы с педагогом – для административно-управленческого аппарата.

Организацией психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации должна заниматься специализированная служба, в состав которой обязательно должен быть включен заместитель директора по учебно-воспитательной работе, сопровождающий научно-методическую работу образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий процесс воспитания и социализации обучающихся школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий процесс введения федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, руководители методических объединений, социальный педагог, педагог-психолог образовательного учреждения. Эта служба будет выполнять организационно-управленческие, учебно-методические и психодиагностические функции.

Только системное, целенаправленное, методически грамотное, структурно-продуманное управление обеспечит процесс психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного учреждения, направленный на самореализацию внутренних потенциалов личности, мотивацию к поиску продуктивных методов, форм, приемов самораскрытия, позитивной самопрезентации субъекта образовательной организации. Это, в свою очередь, станет основой для формирования имиджа образовательной организации, конкурентоспособности ее членов, что в современной образовательной парадигме является залогом успеха как организации, так и субъектов ее представляющих.