Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аквазба Е.О. 1 Аквазба С.О. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский индустриальный университет»
2 МАОУ СОШ № 72
Проблема организации психолого-педагогического сопровождения процесса развития личности обучающегося в современных образовательных учреждениях находит свое решение в актуализации различных подходов, отражающих специфику образовательной организации. Учет социально-психологических особенностей обучающегося и социально-педагогических возможностей образовательной организации в организации дидактического процесса становятся факторами повышения качества образования. Герменевтико-ориентированный подход к решению проблемы совершенствования системы менеджмента качества образования позволяет реализовать организационно-методические технологии, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение деятельности обучающегося. Объектом исследования в статье является процесс организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Предметом исследования является комплекс педагогических и организационно-методических технологий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося в общеобразовательной организации. Нашими методами исследования в процессе изучения проблемы были: системный анализ теоретико-методологической и нормативно-правовой литературы; контент-анализ документов, наблюдение, интервьюирование. Теоретический и практический анализ проблемы эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающегося в процессе реализации различных видов деятельности позволяет говорить о необходимости управления данным процессом.
психолого-педагогическое сопровождение
психологическая готовность
мотивация
осознание
понимание
индивидуально-образовательный маршрут
педагогическая герменевтика
герменевтико-ориентированный подход
качество образования
организационно-методические технологии
ученическое самообразование
самореализация личности
1. Аквазба С.О. Герменевтико-ориентированное управление образовательными системами как фактор развития человеческого потенциала обучающихся // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. В.В. Гаврилюк. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 366 с. – С. 25–27, С. 26.
2. Аквазба С.О. Формирование социальной активности субъектов образовательного пространства как инструмент системы управления качеством образовательной организации // Социальный активизм молодежи региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / отв. ред. В.В. Гаврилюк. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 416 с. – С. 100–104, С. 101.
3. Аквазба Е.О., Аквазба С.О. Управление качеством образования в современной образовательной организации: герменевтико-ориентированный подход // Гуманизация образования. – 2015. – № 3. – С. 15–20, Июль 1, 2015.
4. Программа перспективного развития муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 59 города Тюмени на 2011–2015 гг. – (Электронный ресурс) – http://school59.tyumen-city.ru [дата обращения: 08.12.2016].
5. Программа развития МОУ СОШ № 4 г. Шебекино, 2010 г. – (Электронный ресурс) – http://pandia.ru/text/ – [дата обращения 08.12.2016].

Сегодня необходимость организации социально-психологического сопровождения образовательного процесса признана на законодательном уровне (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации). Однако в той части, где речь идет, прежде всего о детях, для которых процесс адаптации и социализации затруднен. Серьезные изменения, которые в последние десятилетия претерпела система школьного образования в РФ, связанные с появлением новых видов и форм образовательных организаций; разработкой и внедрением федеральных образовательных стандартов во всей системе образования на различных уровнях, в том числе и в системе школьного образования, введением практико-ориентированного образования, привели к усилению интереса к проблеме формирования культуры толерантности, созданию образовательной среды с равными возможностями для всех граждан РФ.

Практика организации сопровождения обучающихся в процессе становления и развития личности изучается, как правило, в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. В качестве предмета исследования, как правило, обычно рассматриваются обучающиеся с затрудненным процессом социализации или адаптации. Наиболее часто в этой связи мы встречаемся с анализом следующих направлений социально-педагогического сопровождения: социально-психологическое сопровождение детей с девиантным поведением; социально-психологическое сопровождение детей группы особого внимания (или, как ранее было принято называть, детей «группы риска»); социально-психологическое сопровождение детей, имеющих медицинские показания; социально-психологическое сопровождение детей, не имеющих особых проблем, или «социально благополучных».

В процессе непосредственной организации социально-педагогического сопровождения обучающихся можно выделить два структурных компонента: методическая организация сопровождения и непосредственно психологическая работа с восприятием, осмыслением, пониманием, сознанием, психолого-педагогическая деятельность по формированию мышления (практическая реализация теоретико-методологических основ процесса). Оба эти компонента возможно задействовать в полной мере посредством создания в общеобразовательной организации социально-психологической службы, которая является действенным механизмом эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, включая социальных партнеров образовательной организации, с одной стороны, и инструмента обеспечения законодательства РФ, – с другой.

Целью психолого-педагогического сопровождения становится в первую очередь создание условий для социально безопасной среды образовательной организации, социально и психологически комфортных условий для всех субъектов образовательного процесса, сохранение психологического здоровья как обучающихся, так и педагогов и законных представителей обучающихся, развитие индивидуально-личностного потенциала не только обучающихся, но и педагогов образовательного учреждения, обеспечение интеграции и конструктивного взаимодействия в организации психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования по всем направлениям деятельности.

На современном этапе становления психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации наиболее распространены следующие виды социально-педагогической деятельности: организация работы с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего она определяется как кризисная; социализация личности обучающегося; сопровождение деятельности высокомотивированных, одаренных детей; организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях модернизации системы образования в РФ реализация ФЗ № 273 «Об образовании» обуславливает разрешение ряда противоречий, существующих в образовательных организациях, в частности, между необходимостью обеспечения высокого качества образования как единства обучения, воспитания, развития личности и недостаточной проработанностью механизмов внедрения провозглашенных требований; между традиционной системой организации адаптации, коррекции и социального сопровождения личности обучающегося и необходимостью внедрения психолого-педагогической службы, либо ее обновления на основе новых требований; между необходимостью создания системы контроля за интеграцией федеральных образовательных стандартов и необходимостью уменьшения командно-административного аппарата в образовательных организациях.

Данные противоречия подчеркивают актуальность проблемы исследования – определение педагогических условий совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе обучения и воспитания. Объект исследования – процесс управления психолого-педагогическим сопровождением в общеобразовательной организации. Предмет исследования – комплекс педагогических условий повышения эффективности управления качеством психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.

Эмпирической базой стала средняя общеобразовательная школа г. Тюмени. Миссия общеобразовательной организации заключается в создании психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностному росту, самоактуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей [4].

В образовательной организации для реализации перспективных линий развития применяется герменевтический подход в личностно-ориентированной модели обучения, воспитания и развития школьников. Герменевтическое личностно-ориентированное образование – это образование, направленное на воспитание в каждом ученике развитой самостоятельной личности. Поскольку сегодня в любой школе обучаются дети с разными возможностями: одаренные, обычные, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении, то технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Содержание герменевтико-ориентированного управления представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [2]. Герменевтико-ориентированный подход к процессу управления качеством образования предполагает многофункциональность и поливариантность подходов, уход от логической однозначности, жесткой детерминированности. Это способствует осмыслению и пониманию значимости внешних и внутренних преобразований, рефлексивному осмыслению эмоционально-духовного витагенного опыта, так как, оперируя понятиями «объяснение» и «понимание», выделяется в понимании некий субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей и самих себя.

Содержание герменевтико-ориентированного управления процессом развития личности в рамках образовательной организации представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлению [1].

В целях создания и оптимизации единой культурно-образовательной среды, направленной на формирование культуры толерантности, в образовательном учреждении продумана система методического и психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогического коллектива. Мы говорим о сопровождении деятельности в первую очередь педагогического коллектива, поскольку именно он выступает в роли наиболее действенного инструмента реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся во всех образовательных процессах. В качестве эффективного способа управления механизмом создания психологически безопасной педагогической среды нами был избран герменевтически ориентированный путь управления, базирующийся на саморегуляции, самоосмыслении и самоосознании значимости качественного роста образовательного процесса всеми его субъектами. Герменевтический подход, положенный нами в основу модели управления всеми процессами в образовательной организации, предполагает освоение механизмов реализации «понимающих», «интерпретационных» принципов и методов управленческой деятельности с целью повышения эффективности качества образования, в управлении процессом профессионального роста педагогов школы, формировании целостной структуры мотивации учительского труда, создании творческой атмосферы для развития интеллектуально-познавательного потенциала всех субъектов образовательного процесса, гуманизации отношений между его членами.

Организуя процесс управления качеством образования, мы искали продуктивные формы воздействия на всех субъектов образовательной организации. Выбор герменевтико-ориентированного подхода к управлению качеством образования, основанного на учете, прежде всего, личности каждого субъекта образовательного процесса, на наш взгляд, способствует объединению всех его компонентов в единый непрерывный педагогический процесс по формированию толерантной, социально активной, конкурентоспособной, высококомпетентной личности.

Методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как необходимость реализации требований федеральных образовательных стандартов и других нормативных документов РФ, региона, локальных актах образовательных организаций было организовано в целях эффективного управления качеством образования в школе. Разработана структура методической работы в школе, в которой отведено определенное место службе, реализующей организацию психолого-педагогического сопровождения, в частности дополнительно с 2011 г. в штатное расписание анализируемого общеобразовательного учреждения были введены ставки педагога-психолога и заместителя директора по УВР, курирующего начальный блок, что было в первую очередь связано с введением ФГОС на ступени начального образования. Организация методической работы, нацеленная на повышение качества образования, сегодня строится по следующим направлениям: оказание помощи учителям в реализации принципов и приемов обучения, способствующих повышению компетентности ученика; включение учителей в творческий педагогический поиск; разработка методических рекомендаций для педагогов по организации образовательного процесса реализации герменевтико-ориентированной модели управления качеством образования; создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию; организация системы повышения квалификации педагогов; руководство работой методических объединений школы; доведение до сведения педагогов нормативных документов; освоение содержания стандартов второго поколения; разработка и внедрение образовательной программы школы в связи с переходом на стандарты второго поколения, программы развития образовательного учреждения в связи с его реорганизацией.

Внутренними критериями оценки эффективности деятельности образовательной организации были критерии, являющиеся нормой практически для всех современных образовательных организаций, например:

1) результативность, (соответствие ФГОС и требованиям, предъявляемым к изучению предметов (показатели: стабилизация или рост достижений школьника; методики – экспертная оценка и объективные данные экзаменационных комиссий) [5];

2) развитие творческих способностей обучающихся;

3) нравственное развитие школьников (показатели: отношение к другим людям, к себе, учебе, к труду, природе; методики – наблюдение, диагностика с помощью «Опросника личностной ориентации»;

4) критерий безопасной и здоровьесберегающей среды (показатели: поддержание здоровья школьников; методики – мониторинг результатов диспансеризации) [4].

Содержание методической работы школы во время внедрения модели управления качеством образования включало, прежде всего, управленческую деятельность. Планирование методической работы школы (разработка и утверждение плана Методического совета, планов методических объединений учителей-предметников и структурных подразделений школы). Прогнозирование потребностей педагогов школы в методическом обеспечении образовательного процесса.

Например, за анализируемый период функционирования модели в образовательном учреждении согласно плану были подготовлены и проведены методические семинары по актуальным вопросам образовательной реальности: урок с позиции компетентностного подхода в разрезе перехода на стандарты II поколения; внедрение современных образовательных и информационных технологий как средство повышения качества образования; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; создание ситуации успеха на уроке как средство повышения качества образования; компетентностно-ориентированные задания как средство повышения познавательной активности и качества знаний обучающихся; современный урок в контексте требований ФГОС; выявление и сопровождение талантливых детей; технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе на основе результатов стартовой диагностики; организация учебного диалога на уроках в начальной школе; формирование читательской компетенции; организация работы с учебным текстом; реализация технологий деятельностного типа, рекомендуемых ФГОС на уроках в начальной школе; система взаимодействия школы, семьи и социума как эффективный способ социально-педагогической поддержки становления и развития личности обучающегося в современных условиях; проектная деятельность в урочное и внеурочное время как средство социальной адаптации обучающихся; система оценки достижений планируемых результатов начального общего образования.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса, во-первых, подразделяется на две составляющие – педагогическую и психологическую, во-вторых, состоит из нескольких компонентов – методологического и организационного, в-третьих, ориентировано на двух основных субъектов педагогической деятельности – педагога и обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс состоит из следующих этапов: диагностирование личности, составление психологического портрета, разработка индивидуального маршрута или индивидуальной карты, непосредственная работа с субъектом психолого-педагогического сопровождения по достижению точек роста, анализ проделанной работы с последующим внесением изменений в план методической работы.

При диагностировании личности, будь то личность обучающегося или педагога, прежде всего составляется психологический портрет, с выявлением всех «проблемных зон» и с определением направленности личности, ее потенциала. В ситуации работы с обучающимся полученная информация будет положена в основу составления рекомендаций по организации деятельности с личностью для классных руководителей, учителей-предметников, родителей, а в ситуации работы с педагогом – для административно-управленческого аппарата.

Организацией психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации должна заниматься специализированная служба, в состав которой обязательно должен быть включен заместитель директора по учебно-воспитательной работе, сопровождающий научно-методическую работу образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий процесс воспитания и социализации обучающихся школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий процесс введения федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, руководители методических объединений, социальный педагог, педагог-психолог образовательного учреждения. Эта служба будет выполнять организационно-управленческие, учебно-методические и психодиагностические функции.

Только системное, целенаправленное, методически грамотное, структурно-продуманное управление обеспечит процесс психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного учреждения, направленный на самореализацию внутренних потенциалов личности, мотивацию к поиску продуктивных методов, форм, приемов самораскрытия, позитивной самопрезентации субъекта образовательной организации. Это, в свою очередь, станет основой для формирования имиджа образовательной организации, конкурентоспособности ее членов, что в современной образовательной парадигме является залогом успеха как организации, так и субъектов ее представляющих.


Библиографическая ссылка

Аквазба Е.О., Аквазба С.О. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 304-308;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36440 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674