В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» основным документом, регламентирующим процесс подготовки бакалавров, является Федеральный государственный образовательный стандарт. Данный документ ориентирован на формирование условий качественной профессиональной подготовки. Одним из таких условий является предоставление возможности обучающимся оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. Повышение качества учебного процесса для подготовки востребованных на рынке труда кадров является актуальнейшим приоритетом деятельности вуза. Трансформационные изменения в рамках реформирования системы образования в РФ требуют быстрой адаптации образовательной системы к новым условиям. Переход на федеральные государственные образовательные программы третьего поколения и поколения «3+» потребовал развития системы исследований организации учебного процесса, оценки содержания образования и формирования компетенций у обучающихся.
Для полноценного обеспечения данного процесса в вузах стали формироваться специализированные центры, социологические лаборатории, маркетинговые отделы. Данные структуры обеспечивают проведение социологических исследований, направленных на изучение внутренних процессов образовательной среды учреждений и их взаимодействие с внешней средой – работодателями, потенциальными заказчиками программ дополнительного профессионального образования. Впоследствии на основании комплексных исследований можно выстраивать дальнейшую стратегию развития вуза и организовывать его рекламную деятельность [6, c. 266–267].
Формирование системы оценки содержания, организации и качества образования посредством совершенствования методов, форм и средств образовательного мониторинга и получения обратной связи является значимым компонентом государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы и федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Значимость включения студентов в систему оценки качества для совершенствования вузовского образовательного процесса подтверждена в работах отечественных и зарубежных ученых [5, с. 106].
Эффективность качества подготовки конкурентоспособных специалистов обеспечивается функционированием и развитием комплекса организационно-содержательных мероприятий: разработкой и реализацией системы качества и на ее основе – мониторинга, аудита и самооценок процесса и результата; педагогических условий: проектирования личностно-ориентированного, компетентностного подхода, компетентностных моделей специалиста и преподавателя: повышение квалификации преподавателей, фундаментализации содержательно-смысловой системы профессионально-предметных знаний, а также ориентации студентов на мотивацию профессиональной деятельности, нацеленность на осознание индивидуальной ценности своей собственной качественной подготовки [3].
Цель исследования
Систематическая мониторинговая работа по социологическому исследованию процессов, происходящих в вузе, была организована в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП). По заказу отдела управления качеством образования ТГАМЭУП [4, с. 19–25] было проведено социологическое исследование с целью оценки содержания, организации и качества учебного процесса по всем направлениям подготовки бакалавров, осуществляемой вузом.
Задачи исследования были определены как:
– оценка организации учебного процесса по конкретным направлениям;
– оценка содержания основной образовательной программы;
– анализ результативности различных форм обучения для развития компетенций;
– определение качества учебного процесса и оценка работы преподавателей.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось методом анкетирования. Генеральная совокупность составила 437 человек. Выборочная совокупность 318 студентов, что обеспечивает уровень доверительности 95 %. Тип выборки – сплошная.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов анкетирования показал:
1. Оценка организации учебного процесса положительна и варьируется от 1,7 до 2,61 баллов (по 3-балльной шкале). Информирование о сроках сессии, о рейтинговой системе оценки знаний и перечне дисциплин, предусмотренных учебным планом, компетентность преподавательского состава оценено очень высоко практически всеми студентами академии. В целом можно определить, что информационная работа, обеспечивающая учебный процесс, оценивается достаточно высоко. Из предложенных направлений организации работы в рамках учебного процесса наименьшую оценку получили такие, как обеспечение базой прохождения практики, привлечение представителей работодателей к обучению и удобство расписания занятий.
Рис. 1 Оценка организации учебного процесса
Рис. 2. Оценка организации учебного процесса по направлениям подготовки (мах-3)
Существует дифференциация оценки организации учебного процесса среди направлений подготовки (рис. 2). Наименьшую оценку по показателю «обеспечение базой прохождения практики» выделили обучающиеся по направлению «Юриспруденция», по показателю «привлечение представителей работодателей к обучению» выделено студентами направления подготовки «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент».
Средние значения оценки организации учебного процесса по направлениям показали, что самую высокую оценку получила организация учебного процесса по направлениям «Юриспруденция», «Прикладная информатика», Менеджмент: профиль «Маркетинг». Наименьшую оценку получили направления подготовки «Зарубежное регионоведение» и «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент».
Рис. 3. Среднее значение оценки организации учебного процесса по направлениям подготовки (мах-3)
Рис. 4. Оценка результативности применения различных форм обучения (мах-3)
Рис. 5. Использование интерактивных форм проведения занятий, позволяющих более полно освоить знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности
Выводы
По мнению большинства обучающихся, содержание образовательной программы частично соответствует современным требованиям рынка труда. Проанализировав ответы обучающихся о дисциплинах, которые они считают лишними в образовательной программе, можно выделить следующие практически у всех направлений подготовки:
– физическая культура;
– концепции современного естествознания;
– безопасность жизнедеятельности.
Относительно дисциплин, которых, по мнению обучающихся, недостаточно для подготовки по данному направлению выделены:
– направление подготовки «Юриспруденция»: иностранный язык, судебная бухгалтерия;
– направление подготовки «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»: специализированные программы (напр., 1С);
– направление подготовки «Экономика» профиль «Мировая экономика»: управление предприятием, бухгалтерский учет;
– направление подготовки «Экономика» профиль «Налоги и налогообложение»: дисциплины по углублению налоговых знаний, специализированные программы;
– направление подготовки «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»: иностранный язык;
– направление подготовки «Менеджмент» профиль «Маркетинг»: связь с общественностью, работа в специализированных графических программах;
– направление подготовки «Прикладная информатика» профиль «Экономика»: программирование, компьютерная безопасность:
– направление «Зарубежное регионоведение» профиль «Евразийские исследования: Россия и сопредельные регионы»: религиоведение. Эти сведения могут нам дать представление о возможном векторе развития дисциплин по выбору студентов.
Основой современной подготовки в системе профессионального образования является компетентностный подход, развивающий знания, умения и навыки профессиональной деятельности в процессе обучения. Современный курс на практикоориентированность подготовки профессиональных кадров приводит к необходимости его учета при формировании и реализации образовательной программы. В рамках проведенного исследования была выявлена субъективная оценка баланса теоретических и практических знаний. Обучающиеся отмечают, что доля теоретических занятий в обучении преобладает (47 %) и это не позволяет овладеть в достаточно полной мере практическими навыками и умениями. Но достаточно большая доля (32 %) респондентов и тех, кто определяет, что соотношение практических и теоретических занятий оптимально для получения необходимых навыков и развития компетенций. 9 % обучаемых отмечают недостаточность именно теоретических знаний, что по наполняемости учебного процесса практикоориентированные занятия преобладают. 14 % респондентов затруднились в ответе.
В целом результативность применения различных форм обучения высоко оценена студентами, особенно практические и лекционные занятия (2,51 и 2,41 балла соответственно из 3-х возможных).
Реализация практикоориентированного подхода в подготовке обучающихся проявляется и в применении различных интерактивных форм проведения занятий.
Наиболее результативными формами, по мнению обучающихся всех направлений, являются такие интерактивные формы, как разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры. Однако руководству вуза следует обратить внимание, что SMART-образование и широкое внедрение электронного обучения должно найти свое место в системе поиска оптимальных форм проведения занятий и оценки содержания образования. Дополнительные возможности интерактивных образовательных платформ должны способствовать повышению качества подготовки бакалавров [1, 2].
Заключение
Таким образом, в вузе созданы условия для качественной подготовки бакалавров по реализуемым образовательным программам. Обучающиеся активно участвуют в оценке содержания, организации и качества учебного процесса. В результате проведенного исследования можно отметить, что обучающиеся удовлетворены содержанием, организацией и качеством учебного процесса. Расширение практикоориентированного подхода в подготовке бакалавров и использование возможностей электронного обучения повысит результативность развития общекультурных и профессиональных компетенций.