Современная система образования всё больше и больше испытывает на себе воздействие глобальных трендов, выразившихся в информатизации и виртуализации образовательных практик. Российская Федерация не остаётся в стороне от данных процессов. В последнее время в России был принят целый ряд важных нормативно-правовых актов, фактически определивших стратегию развития информационного общества в России. Для системы образования важнейшим из таких документов стал Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступивший в силу 1 сентября 2013 г. Статья 29 главы 3 Федерального закона гласит: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»». А сам закон фактически регламентирует структуру информации, размещаемой вузом в интернете [5].
Внимание к процессу представления информации образовательными организациями о своей деятельности в интернет-пространстве не в последнюю очередь продиктовано изменившимся под воздействием современных коммуникативных технологий социальным контекстом, в котором вынужден работать современный преподаватель. Входя в учебную аудиторию, педагог сегодня вступает в контакт с обучающимся, подвергшимся процессу киберсоциализации. Данный феномен в педагогике определяется как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности, а также мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности». Данные изменения в личности обучающегося, безусловно, не могут быть проигнорированы современным педагогом и требуют самого тщательного научного осмысления.
Высокую актуальность представляет изучение влияния феномена киберсоциализации на обучающихся медицинских образовательных учреждений. Формируемые у обучающихся медицинских вузов компетенции требуют наличия у них и особых личностных качеств, и особой мотивации к будущей профессиональной деятельности [1, 2, 3, 4]. В этой связи интересным с научной точки зрения выглядит обращение исследованию проблемы влияния интернета на выбор места обучения потребителями медицинских образовательных услуг и в целом проблем, касающихся репрезентации и рецепции информации о медицинских учебных заведениях в интернет-пространстве.
Цель исследования
Целью проведённого исследования был анализ восприятия информации о вузе, репрезентируемой в киберпространстве, студентами одного из крупнейших вузов Омской области – Омского государственного медицинского университета.
Материалы и методы исследования
Исследование было проведено в сентябре – декабре 2015 г. на базе ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет». Основу исследования составил социологический опрос студентов, проведённый в форме массового сплошного анкетирования. Анкетирование проводилось по месту учёбы респондентов в очной форме, для абитуриентов – в приемной комиссии вуза. Репрезентативность выборки обеспечена количеством участников опроса. Выборка составила 325 человек.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведённое нами исследование показало, что фактически 100 % опрошенных студентов выходят в интернет не реже одного раза в сутки. Согласно полученным в ходе анкетирования результатам (рис. 1) 67,9 % студентов, 85,7 % интернов и 61,7 % абитуриентов выходит в глобальную сеть несколько раз в день. Лишь 14,3 % выходит в интернет один раз в день. Примечательно, что абсолютно никто из респондентов не выбрал вариант ответа «один раз в неделю и реже» и другие варианты ответов. Кроме того, анкетирование показало, что абсолютно все студенты Омского государственного медицинского университета (100 %) пользуются интернетом.
Рис. 1. Кратность выхода в интернет опрошенных респондентов ( %)
Необходимо отметить, что полученные данные логически соотносятся с данными ряда широко известных научных исследований. В частности, согласно результатам опроса, проведённого «Левада-центром» в марте 2013 г., 95 % российских студентов регулярно пользуются интернетом [3]. Исследователи В.А. Плешаков и А.О. Кочнев на основе анкетирования студентов Череповецкого государственного университета в том же 2013 г. отмечали, что 60 % студентов пользуются интернетом практически весь день, 2 раза и более – 30 %, 1 раз в день – 10 %» [2, 3].
В ходе проведённого нами анкетирования (рис. 2) также выяснилось, что 100 % опрошенных интернов читают в интернете новости.
Рис. 2. Для чего используется интернет-пространство респондентами ( %)
Большинство респондентов, когда выходят в интернет, чаще всего общаются в социальных сетях ( 84,4 % студентов, 88,3 % абитуриентов, 71,4 % интернов), осуществляют поиск информации в поисковиках (наибольшее количество из опрошенных – 80,8 % студентов), пользуются электронной почтой ( 71,4 % интернов). Респонденты в процессе ответа на данный вопрос могли выбрать несколько вариантов ответов. Выходя в интернет, чаще всего работают с образовательными ресурсами, электронными библиотеками, базами рефератов, интернет-энциклопедиями и тому подобными ресурсами менее половины респондентов-интернов (42,8 %), половина опрошенных студентов и треть абитуриентов. Столь низкий процент респондентов, обращающихся к образовательным и научно-популярным ресурсам, вероятно, обусловлен тем, что большая часть опрошенных студентов обучается на первом курсе. Вместе с тем ниже всего среди опрошенных нами студентов процент тех, кто, выходя во всемирную паутину, чаще всего играет в компьютерные игры. Они составили всего 28, 6 % (интерны), 10 % (абитуриенты) и 12 % (студенты) соответственно.
Важную роль в процессе анализа нами восприятия информации о вузе, репрезентируемой в киберпространстве, сыграли полученные ответы на вопрос: «Какую роль при выборе Вами вуза для поступления сыграла информация, полученная из интернета?» (рис. 3).
Рис. 3. Помог ли интернет выбрать вуз ( %)
Подавляющее большинство ( 85,7 % интернов, 27,1 % – студенты, 14 % абитуриентов) заявили, что «не использовали интернет для поиска информации о вузах во время выбора места обучения». 14,2 % респондентов ответили, что при выборе вуза для поступления они «искали информацию о вузах в интернете, но определяющими в поступлении стали совсем другие причины». Также 14,3 % интернов, 21 % абитуриентов, 11 % студентов выбрали ответ «Вуз я выбрал и без Интернета, но с его помощью определился с факультетом (специальностью)».
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов, обучающихся в медицинском вузе, сделали под влиянием факторов, находящихся «в офлайне», а отнюдь не под воздействием имиджа вуза, репрезентируемого в виртуальном пространстве. Мы полагаем, что столь низкое внимание абитуриентов, желающих освоить профессию врача, к виртуальному образу вуза, обусловлено как раз спецификой мотивации к обучению в медицинском образовательном учреждении. В этой связи мы хотели бы акцентировать внимание на том, что факторы, которые влияют на выбор студентами медицинского вуза, заслуживают более пристального внимания. Они должны быть тщательно проанализированы в рамках отдельного исследования.
Вместе с тем полученный ответ на данный вопрос совершенно не означает низкого внимания студентов Омского государственного медицинского университета к официальным источникам информации о их вузе, функционирующим в киберпространстве.
Как видно из рис. 4, 92,2 % студентов, 85,7 % интернов, 78,72 % абитуриентов, опрошенных в рамках данного исследования, используют официальный сайт Омского государственного медицинского университета в качестве предпочтительного источника информации о вузе.
Рис. 4. Какой информацией о вузе чаще пользуетесь, источник информации ( %)
При этом актуальность и частоту обновления информации на сайте по десятибалльной шкале 28, 6 % пользователей оценили на 10 баллов, 42, 8 % – на 9 баллов и 28, 6 % – на 8 баллов. Качество веб-дизайна и удобство структуры сайта на 10 баллов оценили ? 28,6 % респондентов; на 9 баллов – ? 28,6 %; на 8 баллов – ? 14,3 %; на 7 баллов – ? 14,3 %; на 7 баллов – 14,3 %. Содержание и информативность веб-сайта ОмГМУ – 57,1 % респондентов оценили на 10 баллов и 42,9 % – на 9 баллов.
Показательно, что подавляющее большинство респондентов (100 %) отметило, что в интернете складывается положительный имидж вуза, в котором они обучаются. На вопрос «Соответствует ли предлагаемая в интернете информация о работе нашего вуза Вашим запросам» утвердительно ответили также 100 % обучающихся.
Заключение
Итак, в целом мы вынуждены констатировать, что проведённое нами анкетирование дало неоднозначный результат. С одной стороны, мы на основе полученных эмпирических данных можем убедиться в том, что киберпространство играет колоссальную роль в жизни потребителей образовательных услуг, прочно проникнув в их повседневные коммуникативные практики. Ни один из опрошенных нами в рамках данного исследования студентов и одного дня не проводит, не обратившись к интернету. Постоянное взаимодействие с киберпространством не может не влиять на личность обучающихся и на всю систему их мировидения и миропонимания. Уже исходя из этого, мы можем заключить, что влияние информации о вузе, репрезентируемой в интернете, на студента весьма значительно.
С другой стороны, потребители образовательных услуг в большинстве своём твёрдо указывают на то, что выбор своего места обучения они сделали под воздействием факторов, находящихся в «оффлайне». Выявление и объективный анализ факторов, предопределяющих выбор вуза потребителем, безусловно, возможно лишь на основе эмпирической базы, полученной в результате более обширных, разноплановых и тщательных междисциплинарных исследований. Однако совершенно очевидно, что роль интернета в процессе рецепции студентами-медиками имиджа вуза нельзя абсолютизировать.
Полученные нами результаты прямо указывают на то, что в процессе рецепции информации о вузе потребителями, уже пользующимися его образовательными услугами, официальные каналы репрезентации имиджа вуза в киберпространстве (в частности, веб-сайт) представляют собой явную доминанту. Веб-сайт вуза воспринимается студентами, абитуриентами и интернами позитивно и представляет собой мощный ресурс для воздействия на восприятие обучающимися имиджа вуза.