Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CATEGORIES «VALUE» AND «FAMILY VALUES» IN PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL AND PEDAGOGICAL SCIENCES

Dyuldina Zh.N. 1 Shustova L.P. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov
In article the categories «value» and «family values» through a prism of philosophical, psychological and social and pedagogical sciences are considered. Authors made an attempt of the analysis of the domestic and foreign sources allowing to consider essence and the content of the concepts «value» and «family values» which are the cornerstone of the concept of valuable education. In article the main classifications of values and valuable reference points by various branches of scientific knowledge are considered (philosophies, sociology, psychology, pedagogics) and the attention to values of «family» and «family values», as fundamental in society is focused. The conclusion about a strategic problem of domestic education at the present stage – formation at younger generation of value of a family and family values is drawn. The research of essence and the maintenance of these definitions conducted by authors of article will allow to build educational work in the educational organization on a scientific basis and will promote thereby formation at teenagers and youth of traditional cultural and historical values.
family
family education
values
valuable reference points
family values

Одной из приоритетных задач педагогической науки на современном этапе является изучение воспитательного потенциала современной семьи с позиции его влияния на подрастающее поколение. Исторически сложилось, что семья является основой общества. Именно в семье и благодаря семье формируются ценностные ориентиры, идеалы, жизненные установки человека в различных сферах его жизнедеятельности.

Семья – это источник духовно-нравственного воспитания детей, первичная модель для построения в дальнейшем собственной будущей семьи. Именно в семье у ребенка формируются различные ценности и ценностные ориентиры. Одной из значимых ценностей, несомненно, является патриотизм. Известно, что патриотизм с латинского языка переводится как отец («pater» – отец). Во всем мире считается, что два таких понятия, как любовь к отцу и любовь к Отечеству, тесно связаны между собой. Именно с них и начинается духовно-нравственное воспитание личности, формирование ответственности за семью, Отечество, формирование семейных ценностей.

Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Национальную стратегию планируется реализовывать по следующим направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребёнку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на важность осознания школьниками значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. Это возможно через формирование осознанного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Как видно из вышеперечисленных документов, стратегия развития современного государства нацелена на возрождение традиционных культурных и исторических ценностей, прежде всего семьи, семейных ценностей и государственности.

Современное образование подчеркивает приоритет семьи в воспитании подрастающего поколения и стратегическую важность формирования семейных ценностей. Под ценностями в науке понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы (Л.М. Архангельский, В.П. Бездухов, Л.В. Безрукова, В.П. Василенко, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова). Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют, или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого являются нормативными по своему характеру.

Ценности являются предметом изучения различных наук, в том числе педагогической аксиологии как области знания, рассматривающей образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющей ценностные подходы к образованию на основе признания ценностей самого образования.

Приступая к анализу данного понятия, следует отметить, что в разное время в категорию «ценность» вкладывались различные значения. Само понятие «ценность» было введено в 1860-е гг. немецким философом Г. Лотце и отождествлялось им со значимостью, являясь одной из трех сфер: действительности, истинности и ценности. В словаре русского языка С.И. Ожегова значение данного понятия объясняется следующим образом: ценность как цена, стоимость; важность, значение; ценный предмет, явление [4].

Различные аспекты изучения ценностей стали предметом исследований А.И. Арнольда, Л.М. Архангельского, Ю.Д. Гранина, Ю.А. Ефимова, М.С. Кагана, И.С. Кона, В.А. Малахова, И.М. Поповой, А.А. Ручки, В.А. Ядова и др.

Так, согласно В.П. Тугаринову, ценности – это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) членам определенного общества, класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала [8].

По мнению С.Ф. Анисимова, «Ценность – есть все значимое для человека, воображаемые предметы или явления (в том числе сам человек как высшая ценность), которые данный объект оценивает, избирает и использует для прогресса общества и развития человеческой личности» [1].

При дальнейшем толковании смысла понятия «ценность» возникает необходимость в классификации дефиниции по различным отраслям научного знания (философии, социологии, психологии).

Так, при анализе философских определений понятия «ценность» (В.Я. Головных, В.И. Плотников, И.Т. Фролов и др.) можно выделить три основные концепции [9]:

– «экономическая» концепция, где ценность рассматривается как общественный предмет, в который вложен необходимый труд, причем не вообще, а в определенной пропорции ко всему совокупному социально-ценностному содержанию общественного труда;

– «социальная» концепция, согласно которой ценности есть специфически социальные явления, некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания;

– «потребностная» концепция, с позиции которой ценность – это своеобразная форма проявления отношения между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с тем, как они удовлетворяют потребности субъекта.

Через призму социологических наук ценности рассматриваются как обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения [3].

В психологических исследованиях ценность является важным структурным наполнением личности, интегративной основой индивида, отвечающей за организующую, направляющую и регулятивную роль жизнедеятельности.

Попытки представить типологию понятия «ценность» предпринимались различными исследователями: В.П. Бездуховым, Д.А. Леонтьевым, Г.П. Выжлецовым и др. Одна из наиболее известных классификаций определений исследуемого понятия принадлежит А.А. Ручке, который объединил все многообразие значений данного понятия в четыре группы:

– первая группа – это те определения, в которых делается упор на способности вещей, явлений, процессов, идей, идеалов выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности;

– вторая группа дефиниций достаточно близка к первой, но в ней указывается на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов;

– третья группа акцентирует внимание на том, что ценность является специфической формой проявления отношения между субъектом и объектом по поводу удовлетворения потребностей и интересов субъекта;

– характерной чертой четвертой группы дефиниций считается утверждение о том, что ценности являются специфическими образованиями сознания, выступают в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, обобщенными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, идеальными критериями оценки и ориентаций личности и общества [7].

Помимо указанной, существует множество других классификаций ценностей. Так, А.А. Радугин предлагает следующую систему ценностей:

1) смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

3) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

4) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

5) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.) [6].

Согласно В.А. Ядову, можно выделить две группы ценностей: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). В качестве первых, терминальных ценностей, он рассматривает красоту, любовь, свободу, творчество, познание, мудрость, работу, друзей, семью, активную жизненную позицию, уверенность в себе, здоровье, самостоятельность, общественное признание, сохранение мира. В качестве инструментальных ценностей у автора выступают образованность, жизнерадостность, исполнительность, ответственность, терпимость, рационализм, честность, твердая воля, самоконтроль, эффективность в делах [10].

Один из наиболее любопытных подходов к классификации ценностей принадлежит В. Брожику, который выделил основные типы ценностей, определив классификационные признаки:

– во-первых, ценности материальные и духовные;

– во-вторых, ценности действительные и воображаемые или, возможно, «концептуальные» ценности;

– в-третьих, по происхождению и характеру выполняемых функций ценности, согласно автору, можно разделить на первичные, вторичные и третичные, например: биологические потребности, средства труда, средства коммуникации;

– в-четвертых, исходя из генезиса потребностей, различаются априорные и апостериорные ценности;

– в-пятых, с временной точки зрения ценности можно разделить на настоящие, прошлые и будущие;

– в-шестых, можно выделить финальные и инструментальные ценности;

– в-седьмых, деление ценностей на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т.д. [2].

Если рассматривать ценностные ориентиры, то С.Д. Поляков предлагает разделять их по основанию «человек – общность»:

– человек, как интерес и уважение к своему личностному развитию, физическому Я, реализации себя в деятельности;

– близкие, как семья, друзья, группа, коллектив;

– отечество, как принадлежность к обществу, определенной культуре, ценность демократического общества;

– человечество, как восприятие себя принадлежащим к разнообразной человеческой культуре, ценность согласия, принятие экологических ценностей [5].

Проанализировав различные классификации ценностей и ценностных ориентиров, мы хотели бы акцентировать внимание в нашем исследовании на ценности «семьи» и «семейных ценностях», как основополагающих в любом обществе. Именно в семье, благодаря родителям и другим родственникам, формируются у детей ценности, в том числе семейные, ценностные ориентиры, жизненные установки, которые будут проявляться в разных сферах жизнедеятельности.

Семейные ценности – это взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанная на браке, кровном родстве, при заключении брака, когда два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от социально-исторического значения для общества и учитывая межличностное взаимодействие.

Согласно О.Г. Дробницкому, О.В. Дыбиной, Н.Н. Никитиной, Н.С. Розову, семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия.

А.Б. Федулова определяет семейные ценности как социокультурные предпочтения в брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения, выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества). Семейные ценности в этом понимании связаны с ценностными ориентациями членов семьи и способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям.

В формировании ценностного отношения к семье, по мнению В.В. Абраменковой и О.А. Карабановой, необходимо учитывать позицию детей в системе отношений с родителями, то, какой образ дома, образ своей семьи, образ родителей и системы семейного воспитания сложился у них на данный момент, как активных участников семейной событийной жизни и творцов вместе с родителями семейных отношений.

Что касается развития семейных ценностей, то можно выделить следующие этапы:

1) любовь, (гармония, взаимопонимание, верность, уважение, справедливость, доверие, внимание, доброта, искренность, надежность, ответственность, честность, порядочность);

2) сексуальные отношения;

3) дети;

4) хозяйство, быт, экономика;

5) преемственность поколений, родные, близкие;

6) традиции (семейные, культурные, национальные, светские);

7) здоровье;

8) счастье.

Таким образом, отвечая на вызов современности и отечественного образования, – формирования у подрастающего поколения ценности семьи и семейных ценностей, актуальным и значимым становится исследование многообразия подходов к рассмотрению данных понятий. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы с позиций философии, психологии, педагогики и других наук позволил нам определить сущность и многослойную структуру указанных понятий, выделить основные классификационные характеристики. Проведенное исследование сущности и содержания категорий «ценность» и «семейные ценности» с позиции их формирования у подрастающего поколения позволит выстраивать воспитательную работу в данном направлении на научной основе и будет в определенной мере способствовать взращиванию у подростков и молодежи традиционных культурных и исторических ценностей.