Педагогические профессии, как никакие другие, нуждаются в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что являются напряженными, подверженными частым стрессовым ситуациям. Поэтому студенту-педагогу необходимо научиться работать не только с привычными для педагогической деятельности понятиями, но и с категориями, влияющими на личность самого педагога (Чернышев A.C., Гайдар K.M., [14]).
В учреждении среднего профессионального образования будущие педагоги должны не только усвоить ряд профессиональных компетенций, используя современные педагогические технологии, но и пройти пусть профессионального становления и раскрытия своих творческих способностей.
Анализ исторического аспекта проблемы Я-концепции в психологии показывает, что эта проблема разрабатывается в разных направлениях, например, определение содержания «образа Я»; выявление структурных компонентов Я-концепции; исследование регулятивной функции Я-концепции [14].
Разные направления большинства подходов представляют Я-концепцию в виде системы знаний индивидов о себе, которая включает множество Я в самых различных аспектах и развивается вместе с развитием самоактуализирующейся личности на базе позитивных отношений окружающих; специфические представления отождествляют Я-концепцию со структурой личности или смешивают с самосознанием.
В процессе профессионального образования могут разрешиться противоречия, которые продуцирует индивидуальное сознание и существующий образ Я (Кубашичева Л.Н., [6]; Белова С.И., Деза Е.И. [1]; Ткач Л.Т., Марачковская О.Л. [12]).
Профессиональная Я-концепция студента является следствием взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального развития (направленного самодвижения, порождающего мотивы, цели и задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. В образовательном процессе студент является носителем активности, индивидуального, субъективного опыта, обладает стремлением к самораскрытию, самореализации своих внутренних потенциалов [6].
Студенческий возраст характеризуется потребностью в самоопределении. Негативный опыт в общении и деятельности может привести к дестабилизации личности. Низкий уровень позитивной Я-концепции ведет за собой патологии идентичности. Вследствие этого возникают негативные психические состояния: беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, оказывающие существенное влияние на психическое и физическое здоровье.
И наоборот, четкое видение своих задач в сочетании с работоспособностью, целеустремленностью, решительностью, выдержкой и самообладанием, инициативностью и самостоятельностью, творческим отношением к своему профессиональному развитию, способностью принимать решения, сотрудничать и общаться создают основу профессиональному развитию, построенному на принципе саморазвития и творческой самореализации (Кубашичева Л.Н. [6]).
Я-концепция педагога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания, саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности.
Профессиональную Я-концепцию определяют в пяти аспектах: она является частью или целым в сравнении с Я-концепцией; формируется благодаря профессиональному становлению и развитию личности; характеризуется совокупностью или системой идентификации с профессиональной деятельностью; является смыслом профессионального «Я»; обладает уровнями и компонентами (Григорович С.С. [3]).
Профессиональная концепция также состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного, конативного (поведенческого). Л.М. Митина понимает под профессиональной Я-концепцией педагога осознание себя в каждом из трех основных аспектов профессионального педагогического труда: в деятельности, в общении, а также в системе самой личности педагога.
В когнитивном компоненте, по Л.М. Митиной, обнаруживается не только система знаний о себе, как профессионале, но и сам образ «Я», интегрированные в профессиональную деятельность. Аффективный компонент представлен совокупностью трех видов эмоциональных отношений педагога к самому себе: к своим действиям, к межличностному общению в системе профессиональной деятельности, и к профессионально важным качествам. Отношение педагога к самому себе, как к профессионалу, отражается в профессиональной самооценке.
Центральным психологическим механизмом поведенческого компонента, по мнению Л.М. Митиной, является соотношение между мотивационной сферой личности педагога и возможностью достижения успеха в реализации ведущих мотивов [9].
Низкий уровень сформированности Я-концепции отрицательно влияет на профессиональную деятельность педагога. Так как его поведение не имеет определенной мотивационной направленности (следствие несформированности конативного компонента профессиональной Я-концепции), носит ситуативный характер, мотивы бессистемны и неустойчивы, поведение носит приспособительный и пассивный характер – эффективность деятельности такого педагога будет низкой. Педагог же с положительно сформированной профессиональной Я-концепцией выступает как субъект собственной мотивации, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческое решение задач, благоприятно влияет на развитие личности учащихся.
Соответственно для студента, как для будущего профессионала в дальнейшем, возрастает актуальность сформированности профессиональной Я-концепции, как рефлексивного и оценочного компонента развивающейся личности.
В структуру профессиональной Я-концепции педагога входят компоненты, родственные компонентам Я-концепции личности: актуальный, ретроспективный, идеальный и рефлексивный аспекты Я (Деркач А.А. [4]).
Актуальное Я – то, каким себя видит и оценивает будущий педагог в настоящее время; Ретроспективное Я – то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и педагогической практики.
Идеальное Я – то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального педагога; Рефлексивное Я – то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики). Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции педагога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть, взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же выступает как социальная перспектива в самосознании педагога.
Становление личности студента, как субъекта профессиональной деятельности выражается в творческом отношении к педагогической деятельности. Актуализация творческого потенциала личности становится результатом субъектной активности студента-будущего педагога. Осознавая личностный смысл своей деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, возможность самовыразиться и самоутвердиться в ней, студент понимает значимость педагогической деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции (Купершлаг И.Г. [7]; Серёжникова Р.К., Смачная О.Ю. [11]).
Анализ характеристик профессиональной Я-концепции студентов позволяет определить в качестве основных компонентов, отвечающих за становление, самопознание, самореализацию, самооценку, самоувежение, саморегуляцию. Развитие этих компонентов, в образовательном процессе, является важной задачей, так как становление Я-концепции, предполагает собой гармонизацию направленности личности студента.
Осознание педагогической деятельности, как личностно чуждой, делает вопрос о соответствии ей несущественным и не превалирует в иерархии собственных профессиональных ценностей будущего педагога (Кордовская Е.К. [5]; Никитина Е.А. [10], Худякова Н.Л. [13]).
В процессе получения профессии, у будущих педагогов происходят качественные изменения всех структурных компонентов профессиональной Я-концепции. В основном, это изменение представления о себе, как о профессионале на теоретическом уровне, так как большую часть учебного процесса занимает теория. В связи с этим студенты сталкиваются с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что влечет за собой неуверенность в себе как в специалисте и влечет за собой ослабление профессионального «Я» образа. Такое явление особенно характерно для выпускников, которые впервые сталкиваются с самостоятельной трудовой деятельностью. На этапе адаптации, являющемся неотъемлемой частью профессионального становления личности, некоторые выпускники считают себя недостаточно компетентными в ряде профессиональных вопросов, что также негативно сказывается на Я-концепции.
Г.В. Кухтерина в своем исследовании определяет необходимость управления процессом формирования профессиональной Я-концепции, как фактора, определяющего успех дальнейшей профессиональной деятельности студента: «Помимо учебных занятий необходимо активно включать студентов в реальные практико-ориентированные психолого-педагогические мероприятия с профессиональной рефлексией результатов проведенной работы. Это позволит им при трудоустройстве чувствовать силу своего профессионального Я, более уверенно смотреть и планировать свое профессиональное будущее именно по той специальности, которую они получают (Кухтерина Г.В. [8]; Ганиченко И.О. [2]).
Профессиональная Я-концепция педагога является проекцией всех структурных компонентов самосознания личности на профессиональную деятельность. При этом соотношение компонентов и их эффективное взаимодействие определяют уровень развития профессионального самосознания педагога. Становление же профессиональной Я-концепции становится именно тем процессом, образующим связи подструктурных компонентов, формирующих целостный «образ Я» с дифференцированными и сбалансированными элементами.
Таким образом, Я-концепция представляет собой целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости), эмоциональный (самоуважение, себялюбие), и поведенческий (реакция на конкретные действия, вызванные образом Я).