Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT FOR FUTURE TEACHERS

Dolgova V.I. 1 Arkaeva N.I. 1 Ibragimova E.F. 1
1 FGBOU VO «Chelyabinsk State Pedagogical University»
Abstract. The article analyzes the phenomenon of professional self-concept of students of pedagogical college. The research allowed to determine the place of professional self-concept in the structure of the person of the future teacher, its impact on the future professional activity and identify features and problems of formation of professional self-concept in the process of training of the future teacher in the establishment of the ACT. Self-concept of the teacher is a special construct a professional identity, which is the result of active understanding of their own professional professionally significant properties. Of particular importance professional self-concept becomes due to the fact that it reflects the processes of active self-knowledge, self-control and self-improvement in their professional activities. The structure of professional self-concept Actual I – the way in which itself sees and evaluates the future teacher in the moment; Retrospective I – the way in which itself sees and evaluates the student in relation to the initial stages of his training and teaching practice; Perfect I – the way in which I would like to be or to become a student, ie, image of the perfect, perfect teacher; Reflective I – how, from the point of view of the student, it shall consider and assess the others in his professional life (as fellow students, teachers, and teaching staff of the practice space). Current I is the core of the professional teacher of self-concept, which is based on the other three, where a retrospective of the interaction with relevant, reveals the scale of their own criteria for assessing their professional experience; the ideal is a whole perspective of the person in professional self-development; reflexive same acts as a social perspective in the consciousness of the teacher. Self-concept acts as the attitude toward oneself and includes components: cognitive (the image of their qualities, abilities, appearance, social significance) and emotional (self-esteem, self-love), and behavior (reaction to specific actions caused manner I).
self-concept
professional self-concept
professional consciousness
the «I» image
self-appraisal
person teacher
professional self-determination

Педагогические профессии, как никакие другие, нуждаются в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что являются напряженными, подверженными частым стрессовым ситуациям. Поэтому студенту-педагогу необходимо научиться работать не только с привычными для педагогической деятельности понятиями, но и с категориями, влияющими на личность самого педагога (Чернышев A.C., Гайдар K.M., [14]).

В учреждении среднего профессионального образования будущие педагоги должны не только усвоить ряд профессиональных компетенций, используя современные педагогические технологии, но и пройти пусть профессионального становления и раскрытия своих творческих способностей.

Анализ исторического аспекта проблемы Я-концепции в психологии показывает, что эта проблема разрабатывается в разных направлениях, например, определение содержания «образа Я»; выявление структурных компонентов Я-концепции; исследование регулятивной функции Я-концепции [14].

Разные направления большинства подходов представляют Я-концепцию в виде системы знаний индивидов о себе, которая включает множество Я в самых различных аспектах и развивается вместе с развитием самоактуализирующейся личности на базе позитивных отношений окружающих; специфические представления отождествляют Я-концепцию со структурой личности или смешивают с самосознанием.

В процессе профессионального образования могут разрешиться противоречия, которые продуцирует индивидуальное сознание и существующий образ Я (Кубашичева Л.Н., [6]; Белова С.И., Деза Е.И. [1]; Ткач Л.Т., Марачковская О.Л. [12]).

Профессиональная Я-концепция студента является следствием взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального развития (направленного самодвижения, порождающего мотивы, цели и задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. В образовательном процессе студент является носителем активности, индивидуального, субъективного опыта, обладает стремлением к самораскрытию, самореализации своих внутренних потенциалов [6].

Студенческий возраст характеризуется потребностью в самоопределении. Негативный опыт в общении и деятельности может привести к дестабилизации личности. Низкий уровень позитивной Я-концепции ведет за собой патологии идентичности. Вследствие этого возникают негативные психические состояния: беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, оказывающие существенное влияние на психическое и физическое здоровье.

И наоборот, четкое видение своих задач в сочетании с работоспособностью, целеустремленностью, решительностью, выдержкой и самообладанием, инициативностью и самостоятельностью, творческим отношением к своему профессиональному развитию, способностью принимать решения, сотрудничать и общаться создают основу профессиональному развитию, построенному на принципе саморазвития и творческой самореализации (Кубашичева Л.Н. [6]).

Я-концепция педагога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания, саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональную Я-концепцию определяют в пяти аспектах: она является частью или целым в сравнении с Я-концепцией; формируется благодаря профессиональному становлению и развитию личности; характеризуется совокупностью или системой идентификации с профессиональной деятельностью; является смыслом профессионального «Я»; обладает уровнями и компонентами (Григорович С.С. [3]).

Профессиональная концепция также состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного, конативного (поведенческого). Л.М. Митина понимает под профессиональной Я-концепцией педагога осознание себя в каждом из трех основных аспектов профессионального педагогического труда: в деятельности, в общении, а также в системе самой личности педагога.

В когнитивном компоненте, по Л.М. Митиной, обнаруживается не только система знаний о себе, как профессионале, но и сам образ «Я», интегрированные в профессиональную деятельность. Аффективный компонент представлен совокупностью трех видов эмоциональных отношений педагога к самому себе: к своим действиям, к межличностному общению в системе профессиональной деятельности, и к профессионально важным качествам. Отношение педагога к самому себе, как к профессионалу, отражается в профессиональной самооценке.

Центральным психологическим механизмом поведенческого компонента, по мнению Л.М. Митиной, является соотношение между мотивационной сферой личности педагога и возможностью достижения успеха в реализации ведущих мотивов [9].

Низкий уровень сформированности Я-концепции отрицательно влияет на профессиональную деятельность педагога. Так как его поведение не имеет определенной мотивационной направленности (следствие несформированности конативного компонента профессиональной Я-концепции), носит ситуативный характер, мотивы бессистемны и неустойчивы, поведение носит приспособительный и пассивный характер – эффективность деятельности такого педагога будет низкой. Педагог же с положительно сформированной профессиональной Я-концепцией выступает как субъект собственной мотивации, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческое решение задач, благоприятно влияет на развитие личности учащихся.

Соответственно для студента, как для будущего профессионала в дальнейшем, возрастает актуальность сформированности профессиональной Я-концепции, как рефлексивного и оценочного компонента развивающейся личности.

В структуру профессиональной Я-концепции педагога входят компоненты, родственные компонентам Я-концепции личности: актуальный, ретроспективный, идеальный и рефлексивный аспекты Я (Деркач А.А. [4]).

Актуальное Я – то, каким себя видит и оценивает будущий педагог в настоящее время; Ретроспективное Я – то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и педагогической практики.

Идеальное Я – то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального педагога; Рефлексивное Я – то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики). Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции педагога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть, взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же выступает как социальная перспектива в самосознании педагога.

Становление личности студента, как субъекта профессиональной деятельности выражается в творческом отношении к педагогической деятельности. Актуализация творческого потенциала личности становится результатом субъектной активности студента-будущего педагога. Осознавая личностный смысл своей деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, возможность самовыразиться и самоутвердиться в ней, студент понимает значимость педагогической деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции (Купершлаг И.Г. [7]; Серёжникова Р.К., Смачная О.Ю. [11]).

Анализ характеристик профессиональной Я-концепции студентов позволяет определить в качестве основных компонентов, отвечающих за становление, самопознание, самореализацию, самооценку, самоувежение, саморегуляцию. Развитие этих компонентов, в образовательном процессе, является важной задачей, так как становление Я-концепции, предполагает собой гармонизацию направленности личности студента.

Осознание педагогической деятельности, как личностно чуждой, делает вопрос о соответствии ей несущественным и не превалирует в иерархии собственных профессиональных ценностей будущего педагога (Кордовская Е.К. [5]; Никитина Е.А. [10], Худякова Н.Л. [13]).

В процессе получения профессии, у будущих педагогов происходят качественные изменения всех структурных компонентов профессиональной Я-концепции. В основном, это изменение представления о себе, как о профессионале на теоретическом уровне, так как большую часть учебного процесса занимает теория. В связи с этим студенты сталкиваются с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что влечет за собой неуверенность в себе как в специалисте и влечет за собой ослабление профессионального «Я» образа. Такое явление особенно характерно для выпускников, которые впервые сталкиваются с самостоятельной трудовой деятельностью. На этапе адаптации, являющемся неотъемлемой частью профессионального становления личности, некоторые выпускники считают себя недостаточно компетентными в ряде профессиональных вопросов, что также негативно сказывается на Я-концепции.

Г.В. Кухтерина в своем исследовании определяет необходимость управления процессом формирования профессиональной Я-концепции, как фактора, определяющего успех дальнейшей профессиональной деятельности студента: «Помимо учебных занятий необходимо активно включать студентов в реальные практико-ориентированные психолого-педагогические мероприятия с профессиональной рефлексией результатов проведенной работы. Это позволит им при трудоустройстве чувствовать силу своего профессионального Я, более уверенно смотреть и планировать свое профессиональное будущее именно по той специальности, которую они получают (Кухтерина Г.В. [8]; Ганиченко И.О. [2]).

Профессиональная Я-концепция педагога является проекцией всех структурных компонентов самосознания личности на профессиональную деятельность. При этом соотношение компонентов и их эффективное взаимодействие определяют уровень развития профессионального самосознания педагога. Становление же профессиональной Я-концепции становится именно тем процессом, образующим связи подструктурных компонентов, формирующих целостный «образ Я» с дифференцированными и сбалансированными элементами.

Таким образом, Я-концепция представляет собой целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости), эмоциональный (самоуважение, себялюбие), и поведенческий (реакция на конкретные действия, вызванные образом Я).