Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Долгова В.И. 1 Аркаева Н.И. 1 Ибрагимова Э.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет»
Статья посвящена анализу феномена профессиональной Я-концепции студентов педагогического колледжа. Исследование позволило определить место профессиональной Я-концепции в структуре личности будущего педагога, ее влияние на дальнейшую профессиональную деятельность и выявить особенности и проблемы формирования профессиональной Я-концепции в процессе обучения будущего педагога в учреждении СПО. Я-концепция педагога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания, саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности. Структура профессиональной Я-концепции Актуальное Я – то, каким себя видит и оценивает будущий педагог в настоящее время; Ретроспективное Я – то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и педагогической практики; Идеальное Я – то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального педагога; Рефлексивное Я – то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики). Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции педагога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же, выступает как социальная перспектива в самосознании педагога. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости), эмоциональный (самоуважение, себялюбие), и поведенческий (реакция на конкретные действия, вызванные образом Я).
Я-концепция
профессиональная Я-концепция
профессиональное самосознание
образ «Я»
самооценка
личность педагога
профессионально-личностное становление
1. Белова С.И., Деза Е.И. Вопросы гуманизации профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2 (3). – С. 97–100.
2. Ганиченко И.О. Развитие педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: дис. … д-ра пед.наук: 13.00.01 / Ганиченко Игорь Олегович. – Краснодар, 2004. – 342 с.
3. Григорович С.С. Дифференцированность содержания профессиональной «Я-концепции» психологов на этапе профессионального образования // Вестник тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. – 2010. – № 8. – С. 148–153.
4. Деркач А.А. Психология профессиональной деятельности. – М.: РАГС, 2009. – 340 с.
5. Кордовская Е.К. Профессионально-ценностные ориентации студентов и социальных работников в контексте исследования их профессионального самосознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – № 4. – С. 115–121.
6. Кубашичева Л.Н. Развитие профессиональной Я-концепции будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. – 2012. – № 3 (103). – С. 43–46.
7. Купершлаг И.Г. Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной я-концепции будущего педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5 (170). – С. 74–77.
8. Кухтерина Г.В. Профессиональное самосознание педагогов-психологов на этапе профессиональной подготовки в вузе // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 13. – С. 78–80.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М.: Дело, 1994. – 216 с.
10. Никитина Е.А. Иерархия профессиональных ценностей будущего педагога: синергетическая концепция поиска // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 6. – С. 10–15.
11. Серёжникова Р.К., Смачная О.Ю. Актуализация творческого потенциала личности как результат субъектной активности студента-будущего педагога // Профессиональное образование в современном мире. – 2015. – № 1(16). – С. 193–203.
12. Ткач Л.Т., Марачковская О.Л. Развитие личностно-смысловой деятельности студентов средствами поликультурного содержания педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. – № 5. – С. 101–108.
13. Худякова Н.Л. Общезначимое в ценностном мире человека // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 15 (269). – С. 21–26.
14. Чернышев A.C., Гайдар K.M. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования/ Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2 (4). – С. 112–117.

Педагогические профессии, как никакие другие, нуждаются в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что являются напряженными, подверженными частым стрессовым ситуациям. Поэтому студенту-педагогу необходимо научиться работать не только с привычными для педагогической деятельности понятиями, но и с категориями, влияющими на личность самого педагога (Чернышев A.C., Гайдар K.M., [14]).

В учреждении среднего профессионального образования будущие педагоги должны не только усвоить ряд профессиональных компетенций, используя современные педагогические технологии, но и пройти пусть профессионального становления и раскрытия своих творческих способностей.

Анализ исторического аспекта проблемы Я-концепции в психологии показывает, что эта проблема разрабатывается в разных направлениях, например, определение содержания «образа Я»; выявление структурных компонентов Я-концепции; исследование регулятивной функции Я-концепции [14].

Разные направления большинства подходов представляют Я-концепцию в виде системы знаний индивидов о себе, которая включает множество Я в самых различных аспектах и развивается вместе с развитием самоактуализирующейся личности на базе позитивных отношений окружающих; специфические представления отождествляют Я-концепцию со структурой личности или смешивают с самосознанием.

В процессе профессионального образования могут разрешиться противоречия, которые продуцирует индивидуальное сознание и существующий образ Я (Кубашичева Л.Н., [6]; Белова С.И., Деза Е.И. [1]; Ткач Л.Т., Марачковская О.Л. [12]).

Профессиональная Я-концепция студента является следствием взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального развития (направленного самодвижения, порождающего мотивы, цели и задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. В образовательном процессе студент является носителем активности, индивидуального, субъективного опыта, обладает стремлением к самораскрытию, самореализации своих внутренних потенциалов [6].

Студенческий возраст характеризуется потребностью в самоопределении. Негативный опыт в общении и деятельности может привести к дестабилизации личности. Низкий уровень позитивной Я-концепции ведет за собой патологии идентичности. Вследствие этого возникают негативные психические состояния: беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, оказывающие существенное влияние на психическое и физическое здоровье.

И наоборот, четкое видение своих задач в сочетании с работоспособностью, целеустремленностью, решительностью, выдержкой и самообладанием, инициативностью и самостоятельностью, творческим отношением к своему профессиональному развитию, способностью принимать решения, сотрудничать и общаться создают основу профессиональному развитию, построенному на принципе саморазвития и творческой самореализации (Кубашичева Л.Н. [6]).

Я-концепция педагога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания, саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональную Я-концепцию определяют в пяти аспектах: она является частью или целым в сравнении с Я-концепцией; формируется благодаря профессиональному становлению и развитию личности; характеризуется совокупностью или системой идентификации с профессиональной деятельностью; является смыслом профессионального «Я»; обладает уровнями и компонентами (Григорович С.С. [3]).

Профессиональная концепция также состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного, конативного (поведенческого). Л.М. Митина понимает под профессиональной Я-концепцией педагога осознание себя в каждом из трех основных аспектов профессионального педагогического труда: в деятельности, в общении, а также в системе самой личности педагога.

В когнитивном компоненте, по Л.М. Митиной, обнаруживается не только система знаний о себе, как профессионале, но и сам образ «Я», интегрированные в профессиональную деятельность. Аффективный компонент представлен совокупностью трех видов эмоциональных отношений педагога к самому себе: к своим действиям, к межличностному общению в системе профессиональной деятельности, и к профессионально важным качествам. Отношение педагога к самому себе, как к профессионалу, отражается в профессиональной самооценке.

Центральным психологическим механизмом поведенческого компонента, по мнению Л.М. Митиной, является соотношение между мотивационной сферой личности педагога и возможностью достижения успеха в реализации ведущих мотивов [9].

Низкий уровень сформированности Я-концепции отрицательно влияет на профессиональную деятельность педагога. Так как его поведение не имеет определенной мотивационной направленности (следствие несформированности конативного компонента профессиональной Я-концепции), носит ситуативный характер, мотивы бессистемны и неустойчивы, поведение носит приспособительный и пассивный характер – эффективность деятельности такого педагога будет низкой. Педагог же с положительно сформированной профессиональной Я-концепцией выступает как субъект собственной мотивации, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческое решение задач, благоприятно влияет на развитие личности учащихся.

Соответственно для студента, как для будущего профессионала в дальнейшем, возрастает актуальность сформированности профессиональной Я-концепции, как рефлексивного и оценочного компонента развивающейся личности.

В структуру профессиональной Я-концепции педагога входят компоненты, родственные компонентам Я-концепции личности: актуальный, ретроспективный, идеальный и рефлексивный аспекты Я (Деркач А.А. [4]).

Актуальное Я – то, каким себя видит и оценивает будущий педагог в настоящее время; Ретроспективное Я – то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и педагогической практики.

Идеальное Я – то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального педагога; Рефлексивное Я – то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики). Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции педагога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть, взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же выступает как социальная перспектива в самосознании педагога.

Становление личности студента, как субъекта профессиональной деятельности выражается в творческом отношении к педагогической деятельности. Актуализация творческого потенциала личности становится результатом субъектной активности студента-будущего педагога. Осознавая личностный смысл своей деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, возможность самовыразиться и самоутвердиться в ней, студент понимает значимость педагогической деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции (Купершлаг И.Г. [7]; Серёжникова Р.К., Смачная О.Ю. [11]).

Анализ характеристик профессиональной Я-концепции студентов позволяет определить в качестве основных компонентов, отвечающих за становление, самопознание, самореализацию, самооценку, самоувежение, саморегуляцию. Развитие этих компонентов, в образовательном процессе, является важной задачей, так как становление Я-концепции, предполагает собой гармонизацию направленности личности студента.

Осознание педагогической деятельности, как личностно чуждой, делает вопрос о соответствии ей несущественным и не превалирует в иерархии собственных профессиональных ценностей будущего педагога (Кордовская Е.К. [5]; Никитина Е.А. [10], Худякова Н.Л. [13]).

В процессе получения профессии, у будущих педагогов происходят качественные изменения всех структурных компонентов профессиональной Я-концепции. В основном, это изменение представления о себе, как о профессионале на теоретическом уровне, так как большую часть учебного процесса занимает теория. В связи с этим студенты сталкиваются с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что влечет за собой неуверенность в себе как в специалисте и влечет за собой ослабление профессионального «Я» образа. Такое явление особенно характерно для выпускников, которые впервые сталкиваются с самостоятельной трудовой деятельностью. На этапе адаптации, являющемся неотъемлемой частью профессионального становления личности, некоторые выпускники считают себя недостаточно компетентными в ряде профессиональных вопросов, что также негативно сказывается на Я-концепции.

Г.В. Кухтерина в своем исследовании определяет необходимость управления процессом формирования профессиональной Я-концепции, как фактора, определяющего успех дальнейшей профессиональной деятельности студента: «Помимо учебных занятий необходимо активно включать студентов в реальные практико-ориентированные психолого-педагогические мероприятия с профессиональной рефлексией результатов проведенной работы. Это позволит им при трудоустройстве чувствовать силу своего профессионального Я, более уверенно смотреть и планировать свое профессиональное будущее именно по той специальности, которую они получают (Кухтерина Г.В. [8]; Ганиченко И.О. [2]).

Профессиональная Я-концепция педагога является проекцией всех структурных компонентов самосознания личности на профессиональную деятельность. При этом соотношение компонентов и их эффективное взаимодействие определяют уровень развития профессионального самосознания педагога. Становление же профессиональной Я-концепции становится именно тем процессом, образующим связи подструктурных компонентов, формирующих целостный «образ Я» с дифференцированными и сбалансированными элементами.

Таким образом, Я-концепция представляет собой целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости), эмоциональный (самоуважение, себялюбие), и поведенческий (реакция на конкретные действия, вызванные образом Я).


Библиографическая ссылка

Долгова В.И., Аркаева Н.И., Ибрагимова Э.Ф. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-2. – С. 318-321;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36327 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674