Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

NETWORK INTERACTION AS A FACTOR EFFECTIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ryabova N.V. 1 Lavrentevа M.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev»
The article presents the experience of network interaction that is implemented in the process of development and validation of the basic professional educational programs of undergraduate and graduate programs in the direction of training «Special (defectological) education». The experience obtained by the Department of special education and medical bases of speech Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evseveva. As a result of experimental work highlighted some of the forms and methods of network interaction of educational institutions of different levels in aspects of «College-University», «University-educational organization», presents the principles of organization of educational process in the conditions of created networks; developed teaching materials for various subjects of education aimed at practice-oriented training of students in network form; the prospects of the design and implementation of the basic professional educational programs of preparation of future teachers of special education in conditions of modernization of education.
networking
educational organization
educational institution
modernization of education
preparation of future
teacher effectiveness

Сегодня в Российской Федерации приоритетным направлением государственной политики становится повышение качества профессионального образования. В этой ситуации перед системой высшего педагогического образования ставится задача подготовки компетентного, конкурентоспособного педагога для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Подобные изменения в социально-экономической ситуации, в российском образовательном законодательстве приводят к необходимости поиска путей совершенствования содержания и организации подготовки педагогических кадров [2]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет значимые нововведения, призванные создавать дополнительные возможности для повышения качества образования в целом и педагогического образования – в частности [7]. В этой связи стратегические направления развития высшего педагогического образования в условиях его модернизации могут быть представлены следующим образом: профессионализация подготовки будущего педагога, деятельностный подход как основа профессионального обучения студентов, сетевое взаимодействие образовательных организаций различных уровней, модульный подход к проектированию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), ориентация на образовательные результаты.

В нашем исследовании интерес представляет сетевое взаимодействие образовательных организаций, которое определяется как совместная деятельность образовательных организаций различных уровней, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления [6]. В условиях модернизации педагогического образования сетевое взаимодействие реализуется преимущественно на двух уровнях: во-первых, сетевое взаимодействие с организациями высшего образования; во-вторых, сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями. Сетевое взаимодействие образовательных организаций позволяет: комплексно решать сложные задачи, с которыми одной образовательной организации справиться бывает не под силу; саморегулировать взаимодействие образовательных организаций и субъектов образовательной деятельности в них; стимулировать применение новых технологий в образовательных организациях; расширять сферу социализации обучающихся, выводить их за рамки отдельной образовательной организации; создавать условия для развития субъекта образовательного пространства, предоставлять возможности для реализации индивидуальных образовательных проектов; разрабатывать инновационные формы взаимодействия [1]. Таким образом, взаимодействие образовательных организаций различных уровней, организованное в сетевой форме, повышает эффективность деятельности каждой из них.

Цель исследования. В условиях реализации «Программы модернизации педагогического образования» неизбежны изменения в российском образовательном пространстве, что должно привести к повышению качества подготовки будущих педагогов. В этой связи целью данной работы становится поиск путей совершенствования образовательного процесса в педагогическом вузе. Достижение обозначенной цели возможно посредством апробации психолого-педагогических условий (содержательных, процессуальных, оценочно-результативных) и педагогического инструментария образовательного процесса будущего дефектолога на уровнях бакалавриата и магистратуры в условиях сетевой формы взаимодействия образовательных организаций в аспекте «вуз – вуз», «вуз – образовательная организация».

В рамках этой статьи отразим опыт сетевого взаимодействия, реализованный в 2014–2015 учебном году в процессе разработки и апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». За основу взяты материалы, подготовленные преподавателями кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева (МГПИ), которые участвовали в качестве соисполнителей в реализации двух проектов: Ф-134.054. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования (координатор проекта: Алмазова Анна Алексеевна, заведующая кафедрой русского языка и специальной методики его преподавания дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ)) [3] и Ф-108.056. Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования и предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» (координатор проекта: Зарин Алиция Петровна, профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ)) [5].

В ходе реализации первого проекта были апробированы: во-первых, дисциплины профессионального цикла базовой подготовки, дисциплины базовой части «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» и «Основы нейрофизиологии и ВНД», дисциплина вариативной части «Техника речи»; во-вторых, дисциплины, раскрывающие теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса, дисциплины базовой части «Специальная педагогика и психология» и «Лингвистические основы профессиональной деятельности»; в-третьих, дисциплины, характеризующие процессы изучения, образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дисциплина базовой части «Организация специального образования и инклюзивного обучения».

В ходе реализации второго проекта были апробированы: во-первых, модуль «Проектирование образовательной деятельности в организациях общего образования и с особенностями образовательной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»; во-вторых, модуль «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

В процессе апробации преподавателями вузов были использованы следующие формы и методы сетевого взаимодействия: проведение вводных консультаций по проектированию планов со встроенными модулями; проведение консультаций по оформлению нормативно-правовых документов (например, Договор с общеобразовательными организациями); проведение лекционных занятий в дистанционном режиме по учебным дисциплинам; проведение семинаров в дистанционном режиме с целью обсуждения технологии организации практических занятий, практик на базе образовательных организаций и других вопросов; работа в творческих группах в ходе курсов повышения квалификации по проектированию контрольно-измерительных материалов для оценки учебных достижений студентов; обсуждение в дистанционном режиме учебно-методических материалов (заданий для самостоятельной работы студентов, методических рекомендаций к выполнению практико-ориентированных заданий и др.); работа в творческих группах по обсуждению промежуточных результатов апробации модулей и механизмов совершенствования профессиональной подготовки будущих дефектологов; проведение аналитического семинара участников сетевого взаимодействия с привлечением внешних экспертов.

При организации учебного процесса в ходе апробации мы руководствовались следующими принципами: ориентация на современный уровень практико-ориентированной подготовки будущих дефектологов; логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин апробируемых модулей; планомерность и ритмичность проектирования и реализации учебного процесса; органическое единство процесса обучения и воспитания студентов; внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и передового опыта; создание необходимых условий, с одной стороны – для творческой педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава, а с другой – для освоения бакалаврами и магистрантами программного содержания апробируемых модулей, их активной самостоятельной работы.

В ходе эксперимента по каждой дисциплине разработаны комплексы, включающие методические указания и систему заданий, требующих аналитико-синтетического и творческого осмысления материала, систематизации полученных знаний, самостоятельного обобщения и применения на практике, активного использования современных информационных коммуникационных технологий (Internet-ресурсы, электронные тесты, учебники и т.д.). В числе заданий, предлагаемых студентам, доминировали задания частично-поискового, преобразующего и творческого характера. Комплекс заданий для самостоятельной работы студентов включал следующие варианты: работа с диагностическим инструментарием; работа с педагогической продукцией различной модальности; выполнение графических заданий (составление схем, таблиц, опорных конспектов, сравнительных диаграмм и др.); написание эссе и рефератов; психолого-педагогический анализ образовательных ситуаций и т.п. Преподавателями факультета подготовлены методические материалы, необходимые для проведения контролирующих мероприятий по результатам апробации модулей, а также для создания отчётных продуктов, подготовленных студентами по результатам обучения и практик [3].

В ходе эксперимента бакалаврами и магистрантами были созданы следующие продукты научной, учебно-методической, проектной деятельности: аннотированный справочник internet-адресов (электронных образовательных ресурсов) по вопросам образования детей с ОВЗ; справочник нормативно-правовых актов по проблемам содержания образования детей с ОВЗ; аналитическая справка «Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и гарантии прав ребенка с ОВЗ на образование»; проект «Структура программы развития образовательной организации»; проект программы диагностики детей с ОВЗ; проект «Структура адаптированной основной образовательной программы» (по одному из вариантов); проект примерной индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ; проект «Технологии организации учебно-воспитательного процесса с учётом образовательных потребностей детей с ОВЗ»; тематика консультаций для родителей по результатам диагностики детей с ОВЗ [5].

Результаты апробации могут быть представлены следующим образом: расширен спектр формируемых компетенций обучающихся; обсуждены способы выстраивания «линеек» (трудовые функции – трудовые действия – компетенции – образовательные результаты); актуализированы связи теоретического обучения студентов с практической деятельностью; внедрены в учебный процесс новые образовательные технологии и технологии оценки качества подготовки будущих педагогов, ориентированные на образовательные результаты; спроектированы контрольно-измерительные материалы для независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов; созданы проекты мультимедийного портфолио педагога; усовершенствовано технологическое обеспечение процесса проведения различных видов аудиторных и внеаудиторных занятий; разработаны методические рекомендации для студентов при выполнении практико-ориентированных заданий; апробированы сетевые формы взаимодействия педагогов-профессионалов в контексте «вуз – вуз», «вуз – общеобразовательная организация»; получен опыт создания нормативно-правовых документов, регламентирующих сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях новых требований к реализации ОПОП подготовки педагогических кадров; получен опыт практико-ориентированной подготовки будущих педагогов через организацию непрерывной практики студентов при изучении каждого модуля посредством привлечения супервизоров в общеобразовательных организациях; получен опыт взаимодействия организаций-партнеров на всех этапах реализации процесса подготовки будущих педагогов (проектирование ОПОП, совместное создание научных и учебно-методических материалов, технология реализации ОПОП, мониторинг образовательных достижений обучающихся и др.).

В ходе исследования, в рамках поставленных задач, организовано сетевое взаимодействие, осуществляемое в двух аспектах «вуз – вуз», «вуз – образовательная организация». При этом сетевое взаимодействие рассматривается как высокоэффективная технология, позволяющая образовательным организациям динамично развиваться, активно позиционировать себя на поле образовательной политики; при этом будущее сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций заключается в реализации коллективного опыта проектирования содержания образования, направленного на достижение нового качества образовательных результатов. В ходе апробации было выявлено, что качественные результаты реализованного сотрудничества могут быть подставлены следующим образом: обеспечение условий для внутрироссийской мобильности бакалавров и магистров; доступность новейших образовательных программ и технологий; расширение спектра формируемых компетенций бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»; взаимовыгодное использование образовательных ресурсов разной модальности (кадровых, материально-технических, технологических, учебно-методических и т.п.); повышение качества самого образовательного процесса, что аргументируется результативностью учебных достижений студентов в рамках промежуточной аттестации по итогам апробации экспериментальных модулей; возможность участия в интегрированной системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов; активизация научно-исследовательской и методической деятельности педагогического состава образовательных организаций разного уровня; вовлечение интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава региональных вузов в процесс разработки педагогической инноватики всероссийского уровня [4].

Заключение

Таким образом, в условиях модернизации педагогического образования становится очевидным, что сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных организаций в аспектах «вуз – вуз» и «вуз – образовательная организация» становится неизбежным и значимым направлением их развития. Оно отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия. Результатами такого взаимодействия может стать интенсификация и оптимизация совместной деятельности ученых и практиков в процессе создания научных и учебно-методических продуктов; целенаправленная подготовка педагогов-супервизоров к реализации практико-ориентированной подготовки бакалавров и магистров; развитие экспериментальных площадок на базе образовательных организаций, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование полноценной команды субъектов сетевого взаимодействия, представляющей собой коллектив единомышленников, ориентированный на разработку и внедрение инновационных проектов в сфере образования. Сегодня можно констатировать, что за сетевым взаимодействием образовательных организаций большое будущее. Поэтому нужно повышать активность всех субъектов сетевых взаимодействий, искать адекватные пути решения возникающих проблем и развиваться.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».