Сегодня в Российской Федерации приоритетным направлением государственной политики становится повышение качества профессионального образования. В этой ситуации перед системой высшего педагогического образования ставится задача подготовки компетентного, конкурентоспособного педагога для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Подобные изменения в социально-экономической ситуации, в российском образовательном законодательстве приводят к необходимости поиска путей совершенствования содержания и организации подготовки педагогических кадров [2]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет значимые нововведения, призванные создавать дополнительные возможности для повышения качества образования в целом и педагогического образования – в частности [7]. В этой связи стратегические направления развития высшего педагогического образования в условиях его модернизации могут быть представлены следующим образом: профессионализация подготовки будущего педагога, деятельностный подход как основа профессионального обучения студентов, сетевое взаимодействие образовательных организаций различных уровней, модульный подход к проектированию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), ориентация на образовательные результаты.
В нашем исследовании интерес представляет сетевое взаимодействие образовательных организаций, которое определяется как совместная деятельность образовательных организаций различных уровней, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления [6]. В условиях модернизации педагогического образования сетевое взаимодействие реализуется преимущественно на двух уровнях: во-первых, сетевое взаимодействие с организациями высшего образования; во-вторых, сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями. Сетевое взаимодействие образовательных организаций позволяет: комплексно решать сложные задачи, с которыми одной образовательной организации справиться бывает не под силу; саморегулировать взаимодействие образовательных организаций и субъектов образовательной деятельности в них; стимулировать применение новых технологий в образовательных организациях; расширять сферу социализации обучающихся, выводить их за рамки отдельной образовательной организации; создавать условия для развития субъекта образовательного пространства, предоставлять возможности для реализации индивидуальных образовательных проектов; разрабатывать инновационные формы взаимодействия [1]. Таким образом, взаимодействие образовательных организаций различных уровней, организованное в сетевой форме, повышает эффективность деятельности каждой из них.
Цель исследования. В условиях реализации «Программы модернизации педагогического образования» неизбежны изменения в российском образовательном пространстве, что должно привести к повышению качества подготовки будущих педагогов. В этой связи целью данной работы становится поиск путей совершенствования образовательного процесса в педагогическом вузе. Достижение обозначенной цели возможно посредством апробации психолого-педагогических условий (содержательных, процессуальных, оценочно-результативных) и педагогического инструментария образовательного процесса будущего дефектолога на уровнях бакалавриата и магистратуры в условиях сетевой формы взаимодействия образовательных организаций в аспекте «вуз – вуз», «вуз – образовательная организация».
В рамках этой статьи отразим опыт сетевого взаимодействия, реализованный в 2014–2015 учебном году в процессе разработки и апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». За основу взяты материалы, подготовленные преподавателями кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева (МГПИ), которые участвовали в качестве соисполнителей в реализации двух проектов: Ф-134.054. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования (координатор проекта: Алмазова Анна Алексеевна, заведующая кафедрой русского языка и специальной методики его преподавания дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ)) [3] и Ф-108.056. Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования и предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» (координатор проекта: Зарин Алиция Петровна, профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ)) [5].
В ходе реализации первого проекта были апробированы: во-первых, дисциплины профессионального цикла базовой подготовки, дисциплины базовой части «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» и «Основы нейрофизиологии и ВНД», дисциплина вариативной части «Техника речи»; во-вторых, дисциплины, раскрывающие теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса, дисциплины базовой части «Специальная педагогика и психология» и «Лингвистические основы профессиональной деятельности»; в-третьих, дисциплины, характеризующие процессы изучения, образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дисциплина базовой части «Организация специального образования и инклюзивного обучения».
В ходе реализации второго проекта были апробированы: во-первых, модуль «Проектирование образовательной деятельности в организациях общего образования и с особенностями образовательной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»; во-вторых, модуль «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
В процессе апробации преподавателями вузов были использованы следующие формы и методы сетевого взаимодействия: проведение вводных консультаций по проектированию планов со встроенными модулями; проведение консультаций по оформлению нормативно-правовых документов (например, Договор с общеобразовательными организациями); проведение лекционных занятий в дистанционном режиме по учебным дисциплинам; проведение семинаров в дистанционном режиме с целью обсуждения технологии организации практических занятий, практик на базе образовательных организаций и других вопросов; работа в творческих группах в ходе курсов повышения квалификации по проектированию контрольно-измерительных материалов для оценки учебных достижений студентов; обсуждение в дистанционном режиме учебно-методических материалов (заданий для самостоятельной работы студентов, методических рекомендаций к выполнению практико-ориентированных заданий и др.); работа в творческих группах по обсуждению промежуточных результатов апробации модулей и механизмов совершенствования профессиональной подготовки будущих дефектологов; проведение аналитического семинара участников сетевого взаимодействия с привлечением внешних экспертов.
При организации учебного процесса в ходе апробации мы руководствовались следующими принципами: ориентация на современный уровень практико-ориентированной подготовки будущих дефектологов; логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин апробируемых модулей; планомерность и ритмичность проектирования и реализации учебного процесса; органическое единство процесса обучения и воспитания студентов; внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и передового опыта; создание необходимых условий, с одной стороны – для творческой педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава, а с другой – для освоения бакалаврами и магистрантами программного содержания апробируемых модулей, их активной самостоятельной работы.
В ходе эксперимента по каждой дисциплине разработаны комплексы, включающие методические указания и систему заданий, требующих аналитико-синтетического и творческого осмысления материала, систематизации полученных знаний, самостоятельного обобщения и применения на практике, активного использования современных информационных коммуникационных технологий (Internet-ресурсы, электронные тесты, учебники и т.д.). В числе заданий, предлагаемых студентам, доминировали задания частично-поискового, преобразующего и творческого характера. Комплекс заданий для самостоятельной работы студентов включал следующие варианты: работа с диагностическим инструментарием; работа с педагогической продукцией различной модальности; выполнение графических заданий (составление схем, таблиц, опорных конспектов, сравнительных диаграмм и др.); написание эссе и рефератов; психолого-педагогический анализ образовательных ситуаций и т.п. Преподавателями факультета подготовлены методические материалы, необходимые для проведения контролирующих мероприятий по результатам апробации модулей, а также для создания отчётных продуктов, подготовленных студентами по результатам обучения и практик [3].
В ходе эксперимента бакалаврами и магистрантами были созданы следующие продукты научной, учебно-методической, проектной деятельности: аннотированный справочник internet-адресов (электронных образовательных ресурсов) по вопросам образования детей с ОВЗ; справочник нормативно-правовых актов по проблемам содержания образования детей с ОВЗ; аналитическая справка «Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и гарантии прав ребенка с ОВЗ на образование»; проект «Структура программы развития образовательной организации»; проект программы диагностики детей с ОВЗ; проект «Структура адаптированной основной образовательной программы» (по одному из вариантов); проект примерной индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ; проект «Технологии организации учебно-воспитательного процесса с учётом образовательных потребностей детей с ОВЗ»; тематика консультаций для родителей по результатам диагностики детей с ОВЗ [5].
Результаты апробации могут быть представлены следующим образом: расширен спектр формируемых компетенций обучающихся; обсуждены способы выстраивания «линеек» (трудовые функции – трудовые действия – компетенции – образовательные результаты); актуализированы связи теоретического обучения студентов с практической деятельностью; внедрены в учебный процесс новые образовательные технологии и технологии оценки качества подготовки будущих педагогов, ориентированные на образовательные результаты; спроектированы контрольно-измерительные материалы для независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов; созданы проекты мультимедийного портфолио педагога; усовершенствовано технологическое обеспечение процесса проведения различных видов аудиторных и внеаудиторных занятий; разработаны методические рекомендации для студентов при выполнении практико-ориентированных заданий; апробированы сетевые формы взаимодействия педагогов-профессионалов в контексте «вуз – вуз», «вуз – общеобразовательная организация»; получен опыт создания нормативно-правовых документов, регламентирующих сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях новых требований к реализации ОПОП подготовки педагогических кадров; получен опыт практико-ориентированной подготовки будущих педагогов через организацию непрерывной практики студентов при изучении каждого модуля посредством привлечения супервизоров в общеобразовательных организациях; получен опыт взаимодействия организаций-партнеров на всех этапах реализации процесса подготовки будущих педагогов (проектирование ОПОП, совместное создание научных и учебно-методических материалов, технология реализации ОПОП, мониторинг образовательных достижений обучающихся и др.).
В ходе исследования, в рамках поставленных задач, организовано сетевое взаимодействие, осуществляемое в двух аспектах «вуз – вуз», «вуз – образовательная организация». При этом сетевое взаимодействие рассматривается как высокоэффективная технология, позволяющая образовательным организациям динамично развиваться, активно позиционировать себя на поле образовательной политики; при этом будущее сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций заключается в реализации коллективного опыта проектирования содержания образования, направленного на достижение нового качества образовательных результатов. В ходе апробации было выявлено, что качественные результаты реализованного сотрудничества могут быть подставлены следующим образом: обеспечение условий для внутрироссийской мобильности бакалавров и магистров; доступность новейших образовательных программ и технологий; расширение спектра формируемых компетенций бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»; взаимовыгодное использование образовательных ресурсов разной модальности (кадровых, материально-технических, технологических, учебно-методических и т.п.); повышение качества самого образовательного процесса, что аргументируется результативностью учебных достижений студентов в рамках промежуточной аттестации по итогам апробации экспериментальных модулей; возможность участия в интегрированной системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов; активизация научно-исследовательской и методической деятельности педагогического состава образовательных организаций разного уровня; вовлечение интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава региональных вузов в процесс разработки педагогической инноватики всероссийского уровня [4].
Заключение
Таким образом, в условиях модернизации педагогического образования становится очевидным, что сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных организаций в аспектах «вуз – вуз» и «вуз – образовательная организация» становится неизбежным и значимым направлением их развития. Оно отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия. Результатами такого взаимодействия может стать интенсификация и оптимизация совместной деятельности ученых и практиков в процессе создания научных и учебно-методических продуктов; целенаправленная подготовка педагогов-супервизоров к реализации практико-ориентированной подготовки бакалавров и магистров; развитие экспериментальных площадок на базе образовательных организаций, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование полноценной команды субъектов сетевого взаимодействия, представляющей собой коллектив единомышленников, ориентированный на разработку и внедрение инновационных проектов в сфере образования. Сегодня можно констатировать, что за сетевым взаимодействием образовательных организаций большое будущее. Поэтому нужно повышать активность всех субъектов сетевых взаимодействий, искать адекватные пути решения возникающих проблем и развиваться.
Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
Библиографическая ссылка
Рябова Н.В., Лаврентьева М.А. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 322-326;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36227 (дата обращения: 03.12.2024).