Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего образования (ООО) заставила по-новому посмотреть на разработку учебных курсов в рамках реализации учебного плана общеобразовательных организаций Российской Федерации. Распределение часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, осуществляется с учётом необходимости увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; введения специальных курсов, обеспечивающих интересы и потребности учащихся (в том числе отражающие углубленное изучение предмета или межпредметные связи). Учебные курсы разрабатываются и реализуются на основе выбора учащихся в различных формах, большей частью отличных от урочной системы обучения. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся часть учебного плана основного общего образования, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает следующее соотношение: 70 % часов составляет обязательная часть и 30 % – часть, формируемая участниками образовательного процесса (компонент образовательной организации) [1]. Перечень учебных программ, реализуемых в рамках учебного плана образовательной организации (часть, формируемая участниками образовательного процесса), определяется и утверждается самостоятельно и фиксируется в основной образовательной программе.
Форма учебных курсов может быть следующая: факультатив, образовательный модуль, спецкурс, практикум, элективный курс, учебная практика, исследовательская и проектная деятельности [2]. Объем учебного времени и содержание учебного курса определяются авторскими программами, утвержденными и рекомендованными к использованию в порядке, установленном образовательной организацией самостоятельно – 17-часовые, 34-часовые, 68-часовые.
Программы могут реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках объединения (группы) учащихся одной параллели. В первом случае образовательная организация разрабатывает программы (объемом 17–68 часов) для каждого класса в отдельности. Во втором случае образовательная организация разрабатывает модульные программы (объемом 34–68 часов) для каждой параллели учащихся. В программе учебного курса описывается содержание деятельности, общая суть и направленность планируемых результатов, указывается временной промежуток для изучения (количество часов теоретических и практических занятий).
Далее мы будем говорить об учебном курсе – практикум по математике, так как в рамках данной формы происходит освоение новых способов действий и практическое применение предметных умений, что особенно характерно для освоения предметного материала математики [3]. Для практикума количество теоретических часов занятий не должно превышать 20 %.
По каждой из заявленных тем или всего блока тем практикума необходимо осуществлять контроль планируемых результатов освоения программы, это может быть: анкетирование, опрос, наблюдение, тесты и т.п. Система оценки предметных результатов освоения практикума с учётом уровневого подхода, принятого в ФГОС ООО, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки. Для осуществления оценки результатов освоения практикума, применяется накопительная система оценки, отражающая уровень прохождения программы практикума в сертификате, который в последующем может быть использован в портфолио и учтен при поступлении в профильный класс. Сертификат отражает уровень достижения результатов: базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач; повышенный и высокий уровни достижения планируемых результатов – свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов, Достижению базового, повышенного, высокого уровня соответствует отметка «зачтено», недостижению базового уровня соответствует отметка «не зачтено». Возможна и рейтинговая система оценки планируемых результатов освоения программы практикума, которая может использовать 100-балльную систему оценки, соответствующая следующим показателям: 60–75 баллов – базовый уровень, 76–89 повышенный уровень, 90–100 баллов высокий уровень [3].
Обязательным составляющим элементом практикума является выполнение учебного исследования или учебного проекта в рамках прохождения программы практикума. Для 5–6-х классов темы проектов могут быть предложены учителем, в 7–9-х учащиеся могут сами формулировать темы проектов.
Процедура рассмотрения и утверждения программы практикума регламентирована внутренним нормативным документом образовательной организации. Субъектами, правомочными проводить рассмотрение и утверждение программ учебных курсов, являются: школьные методические объединения, методические советы, экспертные комиссии городских (муниципальных) методических объединений и т.п. Сроки приема программ учебных курсов на рассмотрение предметного методического объединения и утверждения методическим советом образовательная организация оговаривает самостоятельно, обычно до 30 августа текущего учебного года или по мере необходимости.
Авторская программа практикума должна иметь внешнее рецензирование, если она разработана на 34 и более часов. Рецензентом может выступать руководитель городского (муниципального) предметного методического объединения, кандидат наук предметной области.
Для утверждения авторских программ учебных курсов проводится заседание методического совета, в состав которого в качестве экспертов могут быть привлечены специалисты из любых организаций и образовательных учреждений, компетентные по рассматриваемому вопросу. Методический совет проводит рассмотрение авторских программ учебных курсов согласно следующим критериям: степень новизны; актуальность использования в образовательном процессе; мотивирующий и развивающий потенциал программы; полнота содержания; связность и систематичность изложенного материала; соответствие содержания курса общей направленности предметной области; наличие активных методов обучения; система оценивания результатов освоения программы учебного курса; реалистичность с точки зрения ресурсов; выполнение требований к структуре и оформлению программы. После утверждения методическим советом авторская программа учебного курса может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс. По завершению всех вышеперечисленных процедур издается приказ директора о введении в образовательный процесс авторских курсов.
Практика показывает, что у студентов – будущих учителей математики – есть необходимые задатки и готовность к диалогическому взаимодействию, но его возможности при все еще господствующем традиционном энциклопедическом обучении остаются нереализованными. Студент остается объектом обучения, а не субъектом в отношениях с содержанием образования [4]. Сегодня как никогда ранее современному образованию необходимы учителя, способные к разработке новых программных продуктов. Созданию данных продуктов необходим достаточный временной промежуток, поэтому для включения студентов в разработку программных продуктов необходимо создание содержательного диалога, при использовании которого возникает взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, а также обучающимся и содержанием, что возможно посредством учебных ситуаций. Учебная ситуация – это ситуация, в которой разрешается некоторое противоречие, рассматриваемое с двух позиций – объекта, на преобразование которого направлена ситуация, и субъекта, который в данной ситуации реализует действия преобразующего характера. Она характеризует определенное психическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия; при этом возникает потребность в новом отношении, способе действия. В основе учебной ситуации лежит фрагмент содержания социокультурной жизнедеятельности человека. В структуре учебной ситуации присутствует и сам объект, и субъект учебной деятельности – обучаемый, обладающий ориентировочной основой для целостного усвоения данного фрагмента содержания. Взаимодействие становится возможным при диалоге. Коммуникативная функция диалога удовлетворяет потребности обучающихся в общении, но и порождает потребность в расширении персонализации своего индивидуального представления в диалогическом взаимодействии. По мере расширения диалогического смыслового поля повышается значимость своей личности в деятельности других обучающихся в поиске Знания, что раскрывает возможность и необходимость иметь личностное знание и использовать его в качестве собственного ориентира [5]. Таким образом, погружение в процесс создания нового на основе диалога, через моделирование учебной ситуации выступает источником получения нового знания и приобретения нового способа действия в условиях приближенным к реальным.
Методика обучения будущих учителей конструированию практикума по математике предполагается за счет выделения часов семинарских занятий в рамках реализации дисциплины «Методика преподавания математики». Рассмотрим все этапы работы студентов на семинарских занятиях по проектированию авторской программы.
1 этап. На первом семинарском занятии будущие учителя математики, участвуя в мозговом штурме, определяют тему (название) практикума, основываясь на нормативных документах (ФГОС ООО, примерная программа по математике 5–9 класс, учебный план).
2 этап. В ходе деловой игры студенты делятся на группы «Учитель» и «Учащиеся» с целью проведения мониторинга образовательных запросов среди учащихся по определению тематики практикумов.
3 этап. В ходе данного этапа студенты участвуют в презентации программных продуктов (практикумов по математике) от ведущих педагогов региона школ-партнеров.
4 этап. На данном этапе происходит знакомство с нормативными документами, определяющими требования к структуре авторской программы практикума.
5 этап. В ходе данного этапа будущие учителя математики разделяются на группы по 2–3 человека, самостоятельно работают над составлением пояснительной записки программы курса, в которой отражают все ее структурные компоненты: кому адресована программа; особенность по отношению к ФГОС НОО или ФГОС ООО; концепция (основная идея) программы; обоснованность (актуальность, новизна, значимость); указывается образовательная область «Математика и информатика»; кратко формулируются общие цели практикума; указываются сроки реализации программы; обосновываются основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по предмету при наличии таковых; планируемые результаты освоения практикума; кратко излагается система оценки достижений обучающихся; указывается основной инструментарий для оценивания результатов; описывается контроль за достижением обучающимися предметных результатов; дается характеристика контрольно-измерительных материалов; приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
6 этап. В ходе дискуссии студенты определяют общую характеристику программы практикума по математике, конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики предмета, моделируют общую характеристику образовательного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
7 этап. На данном этапе студенты знакомятся с разными моделями учебного плана. Самостоятельно совершают описание: места практикума в учебном плане с определением предметной области или областей; времени на изучение (недельное и годовое количество часов).
8 этап. В ходе данного этапа происходит обучение студентов описанию ценностных ориентиров содержания практикума, которое раскрывается на основе кейс-технологии [6]. Кейс включает в себя: банк нормативных документов ФГОС ООО, описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предметной области «Математика и информатика», требования к уровню подготовки учащихся по данной программе; задания: по определению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения практикума и описанию требований в деятельностной форме (что в результате изучения практикума по математике учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности).
9 этап. В ходе групповой работы студенты разрабатывают содержание тем практикума по математике (с учетом примерной программы и учебника), фиксируя в своем документе: перечень и название раздела и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; содержание учебной темы.
10 этап. В ходе данного этапа студенты заполняют лист «Календарно-тематическое планирование», в котором указывают перечень тем; количество часов на изучение каждой темы.
11 этап. На данном этапе в ходе групповой работы составляется ментальная карта «Система оценки достижения планируемых результатов», в которой фиксируются описание диагностических материалов, проектов, уровни освоения программы.
12 этап. В ходе данного этапа студентами осуществляется поиск цифровых образовательных ресурсов для практикума, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: оборудование; технические, электронные средства обучения и контроля знаний учащихся; учебная и справочная литература и др.
13 этап. В ходе групповой работы студенты получают задание по написанию «Приложения к программе», каждая группа получает свою карточку-задание): № 1. Составить основные понятия практикума (по выбранной теме); № 2. Разработать контрольно-измерительные материалы практикума (по выбранной теме); № 3. Разработать темы проектов; № 4. Составить методические рекомендации к одной из тем практикума.
14 этап. На данном этапе проходит «Ярмарка проектов», студенты группы с заданием № 3 представляют свои темы проектов.
15 этап. Заключительный этап проводится в форме защиты проекта. Из каждой группы выбирается – «эксперт», «рецензент», «учитель», таким образом, меняется состав групп.
«Учитель» – публично представляет программу практикума (от группы разработчиков).
«Рецензент» – делает заключение о соответствии выбора темы, возрастного состава и актуальности программы практикума.
«Эксперт» – оценивает программу практикума согласно следующим критериям: степень новизны программы практикума для учащихся выбранного класса; актуальность использования программы практикума в образовательном процессе; развивающий потенциал программы; соответствие содержания программы практикума общей направленности в рамках предметной области «Математика и информатика»; содержание изложенного материала; наличие активных методов обучения; система оценивания и зачета результатов освоения учащимися программы практикума; реалистичность с точки зрения ресурсов; выполнение требований к структуре и оформлению программы.
16 этап. Рефлексивный. Подводится итог работы над конструированием практикума, определяются удачные темы практикума, раскрываются отдельные сложности конструирования практикума, обращается внимание на его структурные элементы, а также процедуры порядка его утверждения. Каждый студент заполняет «Лист компетенций», оценивая себя с точки зрения исполнения профессиональных функций А или В, определенных профессиональным стандартом педагога (учитель математики) [7].
Таким образом, в ходе семинарских занятий по дисциплине «Методика преподавания математики» формируется математическая и языковая культура студентов, они получают практический опыт конструирования авторской программы практикума, осваивая профессиональные компетенции, предусмотренные профессиональным стандартом педагога.