Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGISTS OF SPO IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Shavshaeva L.Yu. 1 Samsonenko L.S. 1
1 Institute of professional development and professional retraining of the Orenburg state pedagogical university
The actual problem of development of professional competence of educational psychologists of secondary professional education is considered. The theoretical researches devoted to the studied phenomenon are analyzed; the diagnostic tools are offered; features of formation of structural elements of professional competence of psychologists of secondary professional education are revealed. By results of research the following professional difficulties of specialists of maintenance are revealed: insufficient level of understanding of the normative documents regulating professional activity, knowledge of contents of professional standards of the educational psychologist; insufficiently high level of formation of internal motivation to professional activity; insufficient possession of effective technologies of resolution of conflicts; technologies of counteraction to extremism and prevention of suicides. One of effective remedies of overcoming of the revealed difficulties – professional and personal development of specialists in the course of professional development is offered. The essence of the additional professional program «Psychology and Pedagogical Maintenance of Activity of Psychologists in the SPO System» is considered.
professional competence
professional and personal development
educational psychologist
secondary professional education
professional development

В современных изменяющихся социально-экономических условиях российской действительности актуализируется необходимость инновационных процессов в образовании. Приоритетной задачей образовательной политики в настоящее время становится обеспечение качества образования в соответствии с запросами общества, государства, личности [1]. Особое место в государственной образовательной политике занимает развитие профессионального образования. В последнее время отмечается возрастание интереса подрастающего поколения к получению профессии в рамках среднего профессионального образования, соответственно, происходит увеличение контингента обучающейся молодежи в образовательных организациях СПО. Однако система отечественного среднего профессионального образования также требует серьезных преобразований: обновления содержания; модернизации региональных систем; развития конкурсного и олимпиадного движения, в том числе WorldSkills; проведения мониторинга качества подготовки выпускников.

Модернизационные процессы обусловливают повышение требований к профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих образовательный процесс, а также к специалистам, обеспечивающим его сопровождение в среднем профессиональном образовании. Так, в связи с внедрением ФГОС СПО нового поколения, неизмеримо возрос уровень требований к профессиональной компетентности психологов, работающих в системе среднего профессионального образования. Сформировать общие и профессиональные компетенции обучающейся молодежи, как результаты освоения основной профессиональной образовательной программы, заявленные в ФГОС СПО нового поколения, становится возможным только при активном взаимодействии педагогического коллектива и психологической службы.

Актуализирует вопрос повышения профессиональной компетентности психологов СПО и утверждение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», представляющий необходимый уровень квалификации и разнообразные трудовые функции, обязательные для данного специалиста сопровождения [9].

Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга осуществляется системная работа по изучению и развитию профессиональной компетентности педагогов-психологов системы СПО.

Цель исследования: изучение особенностей развития профессиональной компетентности педагогов-психологов СПО.

Задачи работы:

– анализ теоретических исследований по проблеме профессиональной компетентности психологов СПО;

– выявление особенностей сформированности структурных элементов профессиональной компетентности психологов СПО;

– разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по проблеме развития профессиональной компетентности психологов СПО.

Теоретическую основу исследования профессиональной компетентности психологов СПО составляют работы известных авторов, посвященные проблеме профессиональной компетентности (Н.В. Кузьмина [5], А.К. Маркова [6], Л.М. Митина [8]). Анализ различных подходов к профессиональной компетентности и требований профессионального стандарта педагога-психолога позволяет нам рассматривать некоторые аспекты профессиональной компетентности через трехкомпонентную структуру: когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты. Когнитивный компонент включает знания по проблеме психологического сопровождения образовательного процесса в системе СПО (нормативные правовые акты, признаки и формы дезадаптивных состояний, способы адаптации, методы урегулирования конфликтов и т.д.); мотивационный компонент представляет собой достаточный уровень сформированности профессиональной мотивации; в деятельностный компонент включаются практические умения и действия (разработка рекомендаций, ведение профессиональной документации, создание благоприятного климата, эффективное взаимодействие с педагогами и другими специалистами).

Для исследования особенностей профессиональной компетентности психологов использовались следующие методы и методики:

– анкета «Нормативно-правовые основы деятельности психологов СПО»;

– методика «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) [7];

– анализ проблемных педагогических ситуаций.

В исследовании принимали участие 30 педагогов-психологов средних профессиональных образовательных организаций. Все участники исследования – женщины с высшим психолого-педагогическим образованием. Возраст участников составил от 28 до 48 лет, стаж работы в должности педагога-психолога – от 5 до 18 лет.

Анкета «Нормативно-правовые основы деятельности психологов СПО» включала задания:

– сформулировать определение 10 основных понятий, используемых в ФЗ «Об образовании в РФ» (образование, обучающийся, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральный государственный образовательный стандарт и другие);

– представить названия нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психолога на различных уровнях (международный, федеральный, правительственный, ведомственный, региональный);

– описать структуру профессионального стандарта педагога-психолога.

70 % педагогов-психологов показали достаточный уровень сформированности когнитивного компонента. В данной группе педагоги сформулировали ответы на 7 из 10 понятий. 30 % педагогов затруднились в определении более чем 4 понятий. Более половины опрошенных слушателей (60 %) затрудняются в обозначении различных уровней нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психолога. Все педагоги испытывают затруднения в описании сущности и структуры профессионального стандарта.

Изучение мотивации выявило преобладание среди педагогов-психологов ориентации на внешние мотивы (одобрение другими, избегание неудачи, материальное вознаграждение) – более 60 %. Около 20 % участников исследования показали ведущей мотивацией направленность на процесс – удовольствие от самой деятельности. У 10 % психологов преобладает ориентация на самосовершенствование и самореализацию. Также около 10 % респондентов показали преобладание интегративной мотивации. Для таких педагогов важно быть частью команды, выполнять значимое дело и понимать ценность своего труда.

Результаты анализа практических ситуаций показали достаточный уровень сформированности практических умений и навыков у 75 % педагогов-психологов. Участники этой группы успешно справились с предлагаемыми ситуациями, показали хорошую ориентацию в ведении профессиональной документации, продемонстрировали навыки эффективного взаимодействия друг с другом. 25 % педагогов затруднились предложить конструктивное решение ситуаций, связанных с применением технологий противодействия экстремизму, профилактики суицидов; при взаимодействии с коллегами допускали ошибки в использовании коммуникативных техник и способов разрешения конфликтов.

Таким образом, в результате изучения особенностей профессиональной компетентности психологов СПО были выявлены следующие профессиональные затруднения:

– недостаточный уровень понимания нормативных документов, регулирующих деятельность психологов в СПО, знания содержания профессиональных стандартов педагога-психолога;

– недостаточно высокий уровень сформированности внутренней мотивации к профессиональной деятельности;

– недостаточное владение эффективными технологиями разрешения конфликтов; технологиями противодействия экстремизму и профилактики суицидов.

Выявленные профессиональные затруднения обусловили необходимость развития профессиональной компетентности обследуемых психологов СПО. Одним из эффективных средств повышения уровня профессиональной компетентности психологов образовательных организаций СПО, на наш взгляд, является профессионально-личностное развитие специалистов в дополнительном профессиональном образовании, рассматриваемое как приоритетное направление государственной политики [3].

На основе проведенного исследования кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов-психологов СПО «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности психологов в системе СПО».

Цель программы: обеспечение теоретической и практической поддержки профессионально-личностного развития психологов системы среднего профессионального образования на основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Задачи:

– формировать знания по вопросам нормативно-правого регулирования деятельности психологов в системе СПО;

– развивать у психологов системы СПО умение проектировать основные направления собственной профессиональной деятельности;

– формировать готовность психологов системы СПО к использованию алгоритмов проектирования программ, занятий, тренингов с целью профилактики экстремизма и суицидального поведения.

Продолжительность программы – 36 часов или 72 часа (количество модулей определяется заказчиком).

Формы обучения – очная, очная с элементами электронного обучения, электронное обучение (определяется на основе социального заказа).

В процессе реализации программы осуществлялось андрагогическое сопровождение, включающее исследовательское, просветительское, консультационное, самообразовательное направления и обеспечивающее индивидуальную направленность профессионально-личностного развития психологов СПО [4].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (А.А. Деркач [2], В.Г. Зазыкин [2], А.К. Маркова [2]), «андрагогическое сопровождение профессионально-личностного развития психолога» мы понимаем как особую сферу деятельности андрагога, ориентированную на активизацию собственных ресурсов психолога, благодаря которой происходит взаимообмен опытом коллег, доверительное и открытое общение по актуальным проблемам, решение конкретных профессиональных затруднений.

Представим особенности реализации каждого направления андрагогического сопровождения слушателей в процессе обучения по дополнительной профессиональной программе.

Исследовательское направление предполагает отслеживание индивидуальных достижений и потребностей психологов в процессе освоения программы. Ведущим методом здесь является наблюдение андрагога за поведением и результатами работы в рамках курсовой подготовки каждого из слушателей. Критериями для наблюдения выступают: вербальная активность слушателя, количество и тематика вопросов к андрагогу и коллегам, степень самостоятельности при выполнении заданий, качество выполняемых заданий. Результаты наблюдения служат ориентировочной основой для слушателей и важным показателем для андрагога, который с учётом полученных результатов организует образовательную деятельность. На основе выявленных потребностей и достижений происходит объединение усилий андрагога и слушателя в реализации дополнительной профессиональной программы, предполагающее корректировку содержания программы на основе полученных результатов.

Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение психолога информацией и знаниями, необходимыми для профессионально-личностного развития в процессе повышения квалификации.

Данное направление предполагает обмен опытом субъектов образовательного процесса по следующим аспектам:

– нормативно-правовые основы деятельности психологов в системе СПО;

– организация деятельности психолога в системе СПО;

– противодействие экстремизму и профилактика суицидов в работе психолога СПО;

– безопасность в сети Интернет.

Основными методами работы с педагогами в рамках просветительского направления являются лекционные занятия, дискуссии, метод конкретных ситуаций; проведение мастер-классов, предполагающих овладение навыками эффективной профессиональной деятельности. Для реализации данной программы запланированы мастер-классы с участием специалистов Центра противодействия экстремизму УМВД по Оренбургской области, 106-го учебного центра ПВО, в/ч 33860, ООДТДМ им. В.П. Поляничко.

Значимые возможности в аспекте профессионально-личностного развития психологов предоставляет образовательная поддержка слушателей в рамках созданной в ИПК и ППРО гуманитарной информационно-образовательной среды с использованием следующих средств: зона Wi-Fi; учебная литература и периодические издания библиотеки; материалы для слушателей на платформе MOODLE (презентации, методические материалы, списки интернет-ресурсов по теме).

Консультационное направление реализуется посредством индивидуального консультирования в диалоговом режиме, консультирования в режиме группового обсуждения, в зависимости от поставленной андрагогом или слушателем проблемы профессионально-личностного развития.

В рамках данного направления реализуется возможность индивидуализации обучения посредством индивидуального консультирования процесса написания выпускных работ, формируемых с учетом поступающего от потребителя социального заказа, на основе приоритетных направлений развития образования и с учетом региональных потребностей. Выпускная работа слушателя курсов по данной программе может быть представлена в следующих формах:

– проект нормативно-правового справочника педагога-психолога в системе СПО с глоссарием;

– рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в СПО;

– проект программы тренинга толерантности;

– система приемов и упражнений по профилактике суицидального поведения;

– рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Лучшие выпускные продукты, созданные слушателями курсов, представляются для диссеминации опыта региональному сообществу на сайте ИПК и ППРО Оренбургского государственного педагогического университета.

Самообразовательное направление включает в себя углубление специальной подготовки, совершенствование психолого-педагогических знаний, обновление методической подготовки психолога по проблеме профессионально-личностного развития. В основе этого процесса находится неудовлетворённость психологом сформированностью собственной профессиональной компетентности, как следствие, потребность повышения её уровня.

Самообразование психолога по проблеме профессионально-личностного развития имеет разнообразные формы: методические объединения образовательной организации; консультации у специалистов; семинары, курсы, лектории, творческие группы; школы молодых специалистов; конкурсы профессионального мастерства; личные планы саморазвития, согласованные с андрагогом в курсовой период [10].

Таким образом, теоретический анализ и практическое исследование проблемы профессионально-личностного развития психолога СПО в дополнительном профессиональном образовании как средства повышения профессиональной компетентности показывает значимость реализации программы, спроектированной в соответствии с профессиональными затруднениями специалистов. Необходимым также является осуществление андрагогического сопровождения исследуемого феномена в рамках рассмотренных направлений деятельности.