В современных изменяющихся социально-экономических условиях российской действительности актуализируется необходимость инновационных процессов в образовании. Приоритетной задачей образовательной политики в настоящее время становится обеспечение качества образования в соответствии с запросами общества, государства, личности [1]. Особое место в государственной образовательной политике занимает развитие профессионального образования. В последнее время отмечается возрастание интереса подрастающего поколения к получению профессии в рамках среднего профессионального образования, соответственно, происходит увеличение контингента обучающейся молодежи в образовательных организациях СПО. Однако система отечественного среднего профессионального образования также требует серьезных преобразований: обновления содержания; модернизации региональных систем; развития конкурсного и олимпиадного движения, в том числе WorldSkills; проведения мониторинга качества подготовки выпускников.
Модернизационные процессы обусловливают повышение требований к профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих образовательный процесс, а также к специалистам, обеспечивающим его сопровождение в среднем профессиональном образовании. Так, в связи с внедрением ФГОС СПО нового поколения, неизмеримо возрос уровень требований к профессиональной компетентности психологов, работающих в системе среднего профессионального образования. Сформировать общие и профессиональные компетенции обучающейся молодежи, как результаты освоения основной профессиональной образовательной программы, заявленные в ФГОС СПО нового поколения, становится возможным только при активном взаимодействии педагогического коллектива и психологической службы.
Актуализирует вопрос повышения профессиональной компетентности психологов СПО и утверждение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», представляющий необходимый уровень квалификации и разнообразные трудовые функции, обязательные для данного специалиста сопровождения [9].
Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга осуществляется системная работа по изучению и развитию профессиональной компетентности педагогов-психологов системы СПО.
Цель исследования: изучение особенностей развития профессиональной компетентности педагогов-психологов СПО.
Задачи работы:
– анализ теоретических исследований по проблеме профессиональной компетентности психологов СПО;
– выявление особенностей сформированности структурных элементов профессиональной компетентности психологов СПО;
– разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по проблеме развития профессиональной компетентности психологов СПО.
Теоретическую основу исследования профессиональной компетентности психологов СПО составляют работы известных авторов, посвященные проблеме профессиональной компетентности (Н.В. Кузьмина [5], А.К. Маркова [6], Л.М. Митина [8]). Анализ различных подходов к профессиональной компетентности и требований профессионального стандарта педагога-психолога позволяет нам рассматривать некоторые аспекты профессиональной компетентности через трехкомпонентную структуру: когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты. Когнитивный компонент включает знания по проблеме психологического сопровождения образовательного процесса в системе СПО (нормативные правовые акты, признаки и формы дезадаптивных состояний, способы адаптации, методы урегулирования конфликтов и т.д.); мотивационный компонент представляет собой достаточный уровень сформированности профессиональной мотивации; в деятельностный компонент включаются практические умения и действия (разработка рекомендаций, ведение профессиональной документации, создание благоприятного климата, эффективное взаимодействие с педагогами и другими специалистами).
Для исследования особенностей профессиональной компетентности психологов использовались следующие методы и методики:
– анкета «Нормативно-правовые основы деятельности психологов СПО»;
– методика «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) [7];
– анализ проблемных педагогических ситуаций.
В исследовании принимали участие 30 педагогов-психологов средних профессиональных образовательных организаций. Все участники исследования – женщины с высшим психолого-педагогическим образованием. Возраст участников составил от 28 до 48 лет, стаж работы в должности педагога-психолога – от 5 до 18 лет.
Анкета «Нормативно-правовые основы деятельности психологов СПО» включала задания:
– сформулировать определение 10 основных понятий, используемых в ФЗ «Об образовании в РФ» (образование, обучающийся, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральный государственный образовательный стандарт и другие);
– представить названия нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психолога на различных уровнях (международный, федеральный, правительственный, ведомственный, региональный);
– описать структуру профессионального стандарта педагога-психолога.
70 % педагогов-психологов показали достаточный уровень сформированности когнитивного компонента. В данной группе педагоги сформулировали ответы на 7 из 10 понятий. 30 % педагогов затруднились в определении более чем 4 понятий. Более половины опрошенных слушателей (60 %) затрудняются в обозначении различных уровней нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психолога. Все педагоги испытывают затруднения в описании сущности и структуры профессионального стандарта.
Изучение мотивации выявило преобладание среди педагогов-психологов ориентации на внешние мотивы (одобрение другими, избегание неудачи, материальное вознаграждение) – более 60 %. Около 20 % участников исследования показали ведущей мотивацией направленность на процесс – удовольствие от самой деятельности. У 10 % психологов преобладает ориентация на самосовершенствование и самореализацию. Также около 10 % респондентов показали преобладание интегративной мотивации. Для таких педагогов важно быть частью команды, выполнять значимое дело и понимать ценность своего труда.
Результаты анализа практических ситуаций показали достаточный уровень сформированности практических умений и навыков у 75 % педагогов-психологов. Участники этой группы успешно справились с предлагаемыми ситуациями, показали хорошую ориентацию в ведении профессиональной документации, продемонстрировали навыки эффективного взаимодействия друг с другом. 25 % педагогов затруднились предложить конструктивное решение ситуаций, связанных с применением технологий противодействия экстремизму, профилактики суицидов; при взаимодействии с коллегами допускали ошибки в использовании коммуникативных техник и способов разрешения конфликтов.
Таким образом, в результате изучения особенностей профессиональной компетентности психологов СПО были выявлены следующие профессиональные затруднения:
– недостаточный уровень понимания нормативных документов, регулирующих деятельность психологов в СПО, знания содержания профессиональных стандартов педагога-психолога;
– недостаточно высокий уровень сформированности внутренней мотивации к профессиональной деятельности;
– недостаточное владение эффективными технологиями разрешения конфликтов; технологиями противодействия экстремизму и профилактики суицидов.
Выявленные профессиональные затруднения обусловили необходимость развития профессиональной компетентности обследуемых психологов СПО. Одним из эффективных средств повышения уровня профессиональной компетентности психологов образовательных организаций СПО, на наш взгляд, является профессионально-личностное развитие специалистов в дополнительном профессиональном образовании, рассматриваемое как приоритетное направление государственной политики [3].
На основе проведенного исследования кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов-психологов СПО «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности психологов в системе СПО».
Цель программы: обеспечение теоретической и практической поддержки профессионально-личностного развития психологов системы среднего профессионального образования на основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Задачи:
– формировать знания по вопросам нормативно-правого регулирования деятельности психологов в системе СПО;
– развивать у психологов системы СПО умение проектировать основные направления собственной профессиональной деятельности;
– формировать готовность психологов системы СПО к использованию алгоритмов проектирования программ, занятий, тренингов с целью профилактики экстремизма и суицидального поведения.
Продолжительность программы – 36 часов или 72 часа (количество модулей определяется заказчиком).
Формы обучения – очная, очная с элементами электронного обучения, электронное обучение (определяется на основе социального заказа).
В процессе реализации программы осуществлялось андрагогическое сопровождение, включающее исследовательское, просветительское, консультационное, самообразовательное направления и обеспечивающее индивидуальную направленность профессионально-личностного развития психологов СПО [4].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (А.А. Деркач [2], В.Г. Зазыкин [2], А.К. Маркова [2]), «андрагогическое сопровождение профессионально-личностного развития психолога» мы понимаем как особую сферу деятельности андрагога, ориентированную на активизацию собственных ресурсов психолога, благодаря которой происходит взаимообмен опытом коллег, доверительное и открытое общение по актуальным проблемам, решение конкретных профессиональных затруднений.
Представим особенности реализации каждого направления андрагогического сопровождения слушателей в процессе обучения по дополнительной профессиональной программе.
Исследовательское направление предполагает отслеживание индивидуальных достижений и потребностей психологов в процессе освоения программы. Ведущим методом здесь является наблюдение андрагога за поведением и результатами работы в рамках курсовой подготовки каждого из слушателей. Критериями для наблюдения выступают: вербальная активность слушателя, количество и тематика вопросов к андрагогу и коллегам, степень самостоятельности при выполнении заданий, качество выполняемых заданий. Результаты наблюдения служат ориентировочной основой для слушателей и важным показателем для андрагога, который с учётом полученных результатов организует образовательную деятельность. На основе выявленных потребностей и достижений происходит объединение усилий андрагога и слушателя в реализации дополнительной профессиональной программы, предполагающее корректировку содержания программы на основе полученных результатов.
Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение психолога информацией и знаниями, необходимыми для профессионально-личностного развития в процессе повышения квалификации.
Данное направление предполагает обмен опытом субъектов образовательного процесса по следующим аспектам:
– нормативно-правовые основы деятельности психологов в системе СПО;
– организация деятельности психолога в системе СПО;
– противодействие экстремизму и профилактика суицидов в работе психолога СПО;
– безопасность в сети Интернет.
Основными методами работы с педагогами в рамках просветительского направления являются лекционные занятия, дискуссии, метод конкретных ситуаций; проведение мастер-классов, предполагающих овладение навыками эффективной профессиональной деятельности. Для реализации данной программы запланированы мастер-классы с участием специалистов Центра противодействия экстремизму УМВД по Оренбургской области, 106-го учебного центра ПВО, в/ч 33860, ООДТДМ им. В.П. Поляничко.
Значимые возможности в аспекте профессионально-личностного развития психологов предоставляет образовательная поддержка слушателей в рамках созданной в ИПК и ППРО гуманитарной информационно-образовательной среды с использованием следующих средств: зона Wi-Fi; учебная литература и периодические издания библиотеки; материалы для слушателей на платформе MOODLE (презентации, методические материалы, списки интернет-ресурсов по теме).
Консультационное направление реализуется посредством индивидуального консультирования в диалоговом режиме, консультирования в режиме группового обсуждения, в зависимости от поставленной андрагогом или слушателем проблемы профессионально-личностного развития.
В рамках данного направления реализуется возможность индивидуализации обучения посредством индивидуального консультирования процесса написания выпускных работ, формируемых с учетом поступающего от потребителя социального заказа, на основе приоритетных направлений развития образования и с учетом региональных потребностей. Выпускная работа слушателя курсов по данной программе может быть представлена в следующих формах:
– проект нормативно-правового справочника педагога-психолога в системе СПО с глоссарием;
– рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в СПО;
– проект программы тренинга толерантности;
– система приемов и упражнений по профилактике суицидального поведения;
– рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде.
Лучшие выпускные продукты, созданные слушателями курсов, представляются для диссеминации опыта региональному сообществу на сайте ИПК и ППРО Оренбургского государственного педагогического университета.
Самообразовательное направление включает в себя углубление специальной подготовки, совершенствование психолого-педагогических знаний, обновление методической подготовки психолога по проблеме профессионально-личностного развития. В основе этого процесса находится неудовлетворённость психологом сформированностью собственной профессиональной компетентности, как следствие, потребность повышения её уровня.
Самообразование психолога по проблеме профессионально-личностного развития имеет разнообразные формы: методические объединения образовательной организации; консультации у специалистов; семинары, курсы, лектории, творческие группы; школы молодых специалистов; конкурсы профессионального мастерства; личные планы саморазвития, согласованные с андрагогом в курсовой период [10].
Таким образом, теоретический анализ и практическое исследование проблемы профессионально-личностного развития психолога СПО в дополнительном профессиональном образовании как средства повышения профессиональной компетентности показывает значимость реализации программы, спроектированной в соответствии с профессиональными затруднениями специалистов. Необходимым также является осуществление андрагогического сопровождения исследуемого феномена в рамках рассмотренных направлений деятельности.
Библиографическая ссылка
Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 388-392;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36167 (дата обращения: 21.11.2024).