Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

NETWORK INTERACTION IN EDUCATION AS A FUNCTION OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF TRAINEES

Sergeeva V.P. 1 Medved E.I. 1 Gribkova G.I. 1
1 Moscow City Pedagogical University
This article covers the basics of networking and functions of the university and educational institutions in order to improve the quality of training of students. The article discloses the nature of the interaction network of educational institutions, characterized by networking as a set of institutions with common goals, resources to achieve them, and a single control center. Networking with the university educational institutions for the effective training of students of teacher education is based on the following components: cooperation, support the activity of the students, reliance on employer needs and students, practical orientation. Networking is presented as a system of horizontal and vertical linkages, providing access to quality education for all citizens, the variability of education, open educational institutions, improving the professional competence of teachers and the use of modern ICT technologies.
networking
educational institutions
university
feature
component

Важнейшими задачами образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства, в котором развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования занимает ведущее направление. Существуют разные определения понятия «сетевое взаимодействие».

Первый вариант представляет сетевое взаимодействие как систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающих доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Второй вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Третий вариант, основан на кооперации общеобразовательного учреждения с высшими, средними и учреждениями начального профессионального образования с привлечением дополнительных образовательных учреждений социально-культурного типа.

Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов по сетевой модели приносит свои плоды. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия. Для него характерно также становление особых отношений между участниками, возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.

Но существуют определенные недостатки в организации сетевого взаимодействия, когда сетевые организации с неформализованными и дружескими связями фактически являются раем для расцвета корпоративных хищений и махинаций. Единственным гарантом для эффективной работы таких организаций является личная порядочность ключевых сотрудников.

Сетевое взаимодействие, как совокупность учреждений, имеет:

  • общие цели,
  • ресурсы для их достижения,
  • единый центр управления.

Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть в образовании включает во взаимодействие самые разные типы образовательных учреждений.

Нужно отметить, что многие образовательные организации достаточно успешно решают задачи сетевого взаимодействия, вузы находят возможность открытия первичных, экспериментальных площадок (в образовательных учреждениях, музеях, библиотеках, театральных студиях, учреждениях дополнительного образования и др.), активно сотрудничают между собой, такая сеть должна решать многие проблемы повышения качества на всех уровнях образовательного процесса.

Для этого необходимо, чтобы данная проблема была изучена на теоретико-методологическом уровне, необходимо системно-логическое построение системы взаимодействия по формированию готовности студентов-бакалавров к образовательной деятельности в условиях сетевого партнерства вуза и других учреждений в условиях среды, что позволит повысить компетенции обучающихся и сотрудников учреждений образования.

Рассмотрим ряд методологических подходов и принципы, на основе которых реализуется сетевое взаимодействие вуза с образовательными учреждениями.

Компетентностный подход за последнее десятилетие приобрел особое значение для российской системы образования, что связано, во-первых, с интеграций России в европейское образовательное пространство, во-вторых, со сменой образовательной парадигмы, при которой смещены акценты с «принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений», в-третьих, с ФГОС ВПО, а также в связи с возрастающей конкуренцией среди педагогических кадров.

В научной литературе встречается множество различных трактовок понятия «компетентности», но в основном оно определено как сочетание психологических и личностных качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно, а также как способность выполнять определенные трудовые функции. В словаре «Профессиональное образование» понятие «компетентность» определено как (от лат. сompetens– надлежащий, способный) мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Компетенция является результатом и может рассматриваться как интегральная характеристика качества подготовки обучающихся, их способность целевого, осмысленного применения комплекса знаний и способов деятельности (В.В. Краевский).

Компетентностный подход в образовании рассматривали В.А. Болотов, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, С.В. Макаров, В.П. Сергеева, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур и др.

Несмотря на различия между подходами к определению понятия «компетенция», в каждой классификации можно выделить:

– мотивационную компетенцию (связана с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности);

– социальную компетенцию (связана со способностью к сотрудничеству, умением решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыками взаимопонимания, коммуникационными навыками и т.п.);

– функциональную компетенцию (связана с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом в своей профессиональной деятельности, развитием собственного потенциала).

Рассмотрим компетенции, которые предполагается формировать у обучающихся в условиях сетевого взаимодействия вуза и образовательных учреждений:

– коммуникативная компетенция – направлена на установление контакта и взаимопонимания, взаимодействие в групповой и коллективной деятельности, умение выстраивать эффективное и созидательное общение;

– лидерская компетенция – умение создавать условия для объединения людей разных групп; умение ставить цели перед собой и другими, планировать и организовывать деятельность;

– креативная компетенция – поиск собственного нестандартного решения профессиональных и жизненных ситуаций;

– рефлексивная компетенция – умение анализировать собственную познавательную и творческую деятельность на каждом этапе своего профессионального становления; находить пути преодоления противоречий и недостатков, видеть способы.

Не менее значим для обоснования сетевого взаимодействия и инновационный подход, который рассматривается как особый вид деятельности, требующий совершенно новых характеристик личности как субъекта: потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы; наличие творческого мышления и личностных качеств; способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации; способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению возникающих препятствий; развитие способности к рефлексии и самоанализу. Все перечисленные качества в определенной мере соответствуют деятельности субъектов в сетевом взаимодействии вуза и образовательных учреждений.

Реализация вышеназванных методологических подходов (компетентностного и инновационного) позволяют определить основополагающие принципы:

  • принцип динамичности – последовательное усвоение и совершенствование профессионально-личностных качеств на всех этапах становления личности в профессии;
  • принцип комплексности – создание условий, необходимых для управления комплексным процессом социально-культурного сопровождения обучающихся студентов и педагогов образовательных учреждений, содействие в трудоустройстве и профессиональной адаптации, закреплении выпускников в образовательных учреждениях;
  • принцип самостоятельности и активности – развитие стремления у обучающихся к профессионально-личностному самосовершенствованию, использованию ресурсов культурно-просветительской деятельности вуза;
  • принцип креативности – создание условий для успешной интеграции личности в профессиональной деятельности; стимулирование к раскрытию и развитию своего личностного потенциала, способности находить нестандартные решения в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях;
  • принцип инновационности – предусматривает реализацию социальных проектов в соответствии с современными методиками и технологиями, которые неразрывно связаны с компетентностным и инновационным подходами;
  • принцип мотивированности – предполагает заинтересованность обучающихся вуза и специалистов образовательных учреждений в самостоятельной деятельности, по формированию практических навыков, включенность в городскую образовательно-просветительскую среду;
  • принцип социальной активности – рассматривает социально-культурную, педагогическую деятельность в городской среде как фактор овладения опытом общественных отношений;
  • принцип событийности – предполагает выстраивание социального и культурно-образовательного процесса с наличием ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются как обучающиеся, так и педагоги образовательных учреждений;
  • принцип конкурентноспособности – предусматривает формирование профессиональных компетенций, которые позволят после окончания вуза реализоваться в педагогической деятельности и выдерживать конкуренцию в данной сфере.

Сетевое взаимодействие в целях профессионального становления обучающихся педагогического образования в вузе строится на основе рассмотренных выше подходов, принципов и следующих компонентов: сотрудничество, опора на активность студентов, опора на запросы работодателей и студентов, практикоориентированность. Рассмотрим более детально каждый компонент:

  • сотрудничество – реализация мероприятий в условиях сетевого взаимодействия, способствует профессиональному становлению будущих педагогов на основе тесного сотрудничества с образовательными учреждениями как партнерами и работодателями на различных этапах профессионального становления личности;
  • опора на активность студентов – активное участие студентов в реализации своих проектов в условиях образовательных учреждений, использование ресурсов вуза и образовательных учреждений в области культурно-просветительской деятельности, самоопределения, профессионально-личностного самосовершенствования и профессионального продвижения;
  • опора на запросы работодателей и студентов – разработка спектра мероприятий, учитывающих требования работодателей из образовательных учреждений и профессиональных предпочтений студентов;
  • практикоориентированность – использование интерактивных методик работы со студентами и педагогами позволяет максимально раскрыть и развить их личностный потенциал, совершенствовать профессиональные навыки, необходимые для успешного трудоустройства, закрепления на рынке труда и профессиональном продвижения.

Мы рассматриваем компетентностный и инновационный подходы, как сопровождение процесса сетевого взаимодействия вуза с образовательными учреждениями в профессиональном становлении обучающихся педагогического образования, ориентированного на формирование у студентов дополнительных профессионально значимых компетенций и навыков, направленных на развитие профессионально-личностных качеств, а также способности самостоятельно и творчески решать реальные профессиональные задачи, что, в свою очередь, позволит выпускникам быть более конкурентоспособными в организации своей профессиональной деятельности на современном рынке труда.

В современных условиях широко обсуждается и обосновывается мысль о том, что именно образование аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяя превращать слабые стороны в сильные.

Развитие сетевого взаимодействия государства и бизнеса, кооперации организаций образования с другими экономическими субъектами позволяет улучшить образовательную среду, развивать и привлекать инвестиции, инициировать создание новых рабочих мест, решать социально-экономические проблемы и устранять конфликтные ситуации в современном мире. Как правило, сетевое взаимодействие учреждений образовательной и просветительной сферы преследует следующие цели:

  • содействие сохранению образовательных особенностей территории в рамках структуры;
  • развитие сетевого взаимодействия и сотрудничества между разными учреждениями образовательной сферы деятельности федерального, регионального, местного уровней;
  • создание долговременных проектов для привлечения более широкого круга субъектов образования.

Рассматривая сетевое взаимодействие вуза с образовательными учреждениями в целях эффективной подготовки обучающихся педагогического образования строится на основе следующих компонентов: сотрудничество, опора на активность обучающихся, опора на запросы работодателей и студентов, практикоориентированность.

Функции сетевого взаимодействия вуза и образовательных учреждений как условие эффективной подготовки обучающихся

Функции вуза

Функции образовательного учреждения

Социально-креативная функция

Обеспечение условий для сотрудничества с образовательными учреждениями в целях прохождения разных видов практик в проведении образовательной, досуговой и просветительской деятельности.

Обеспечение запросов вуза (обучающихся, работодателей) в получении дополнительных профессионально значимых компетенций и навыков.

Образовательно-маркетинговая функция

 

Организовывать маркетинговую деятельность в целях подготовки бакалавров и магистрантов для образовательных организаций.

Предоставление образовательных условий для обучающихся в целях прохождения практики и участия в маркетинговых мероприятиях, востребованных инновационным развитием образовательных учреждений.

Информационно-инновационная функция

 

Целенаправленная деятельность вуза по диверсификации интерактивных технологий как в подготовке обучающихся, так и в переподготовке педагогов образовательных учреждений в условиях вуза.

Оптимизация процесса непрерывного профессионального становления обучающихся в условиях образовательных учреждений.

Проектно-организаторская функция

 

Организация вузом условий для диверсификации передового, инновационного опыта педагогов образовательных учреждений на семинарах, конференциях, круглых столах, привлечение их для участия в конкурсах, семинарах, выставках и др.

Обеспечение условий реализации всех видов проектов, педагогических технологий на педагогической практике в процессе профессионального становления обучающихся (бакалавров, магистрантов).

В соответствии с выделенными компонентами необходимо обосновать и функции (лат. functio – исполнение), обязанности, круг деятельности обеих сторон. «Функция – это существование, мыслимое нами в действии»). Функции сетевого взаимодействия вуза с образовательными учреждениями в подготовке обучающихся: социально-креативная, образовательно-маркетинговая, информационно-инновационная, проектно-организаторская.

Эффективность сетевого взаимодействия вуза и образовательных учреждений, как организация университетского округа, позволяет на практике добиться того, что нельзя сделать поодиночке: оказывать влияние на другие организации и учреждения, как внутри сети, так и за её пределами; углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями; обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями.

Итак, сетевое взаимодействие создается на добровольной основе (что на практике ни всегда соблюдается), удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Создание сети всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности, что позволит повысить качество подготовки всех субъектов образовательной сети.