Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

APPROACHES TO THE STUDY OF TUVAN FAMILY IN TUVINOLOGY

Ondar L.M. 1 Ondar А-А.А. 1
1 Institution of higher professional education «Tuvan state University»
The article attempts to systematize the existing approaches and directions in the study of Tuvan family. Tuvan family appears as an object of complex study of many sciences: sociology, history, pedagogy, psychology, ethnology, cultural studies. On the basis of the work of Tuvan historians, ethnographers, culture experts considered historical, ethnic, socio-political, cultural and specific aspects of family life Tuvan. The review of research into the processes of transformation of the Tuvan family, the specifics of family relations and parenting Tuvinians, the interaction of generations in the family group, changes in family and marriage values of the Republic of Tyva, views Tuvan youth about marriage and the marriage partner in the work of Tuvan scientists – etnopedagogov, ethno, ethnopsychologists. Identified six approaches to the study of Tuvan family: historical-ethnographic, historical and political, ethnopedagogical, cultural, sociological, ethnopsychological. We consider the specifics of each approach. Attempted analysis of approaches to the study of Tuvan family will provide impetus for further disciplinary and interdisciplinary research in this area.
family
marriage
family and marital relationships
Tuvan family
large families
divorce
Tuvan folk pedagogy
ideas about marriage and the marriage partner
civil marriage
registered marriage
family values

В изучении тувинской семьи можно выделить следующие подходы.

1. Историко-этнографический. Представлен этнографическими работами путешественников, ученых конца 19 – начала 20 вв.: В.В. Радлов, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Д. Каррутерса, Е.К. Яковлева, А.В. Адрианова, Ф.Я. Кона, В.И. Дулова, Л.П. Потапова, Ю.Л. Аранчына, С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола, В.А. Забелина, Р.Л. Кызласова и др. [3, 14, 18]. В работах этого направления изучены исторические типы и формы семейно-брачных отношений тувинцев, этнические аспекты культурно-бытовых традиций их семейной жизни, описаны семейно-брачные и родственные отношения, существовавшие в прошлом у тувинцев. В работах С.И. Вайнштейна («Тувинцы-тоджинцы», 1961; «К истории ранних форм семейно-брачных отношений», 1964), Л.П. Потапова («Очерки народного быта тувинцев», 1969) представлены этнографические материалы по брачно-семейным отношениям, свадебным циклам и обрядам тувинцев. Семейно-бытовая обрядность этнической группы тувинцев Монголии описана в работах Е.В. Айыжы [1].

Положение женщины в тувинском традиционном обществе тувинской свадебной обрядности рассматривали Е.К. Яковлев и Ф.Я. Кон. Г.Е. Грумм-Гржимайло отметил, что в тувинской семье четко определены половые роли [23].

В работе В.А. Забелиной «Женщины Тувы в семье и обществе в 1 половине 20 в.» описано положение женщины в феодальной Туве и в период ТНР. Рассматривается влияние социально-экономических преобразований на брачно-семейные отношения тувинцев [9].

2. Историко-политический (С.М. Биче-оол, З.Ю. Доржу, С.Х. Хурен-оол).

В работах этого направления проводится исторический анализ тувинской семьи в разные периоды развития Тувы. В работе С.М. Биче-оол «Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве» (1974) представлен проведенный автором анализ традиционных форм брака и семьи у тувинцев в разные исторические периоды: в конце 19– начале 20 вв., в периоды Тувинской Народной Республики (ТНР) и Тувинской АССР [3].

З.Ю. Доржу («Женщины Тувы: от прошлого к будущему», 2008) исследует социальное положение женщин в период ТНР, ТАССР и в современных условиях реформирования российского общества, отмечает изменения в трудовой, общественной и семейной жизни. Особое внимание уделяется вопросам охраны материнства, семьи и детства. Автором констатируется существенное ослабление в современное время социально-экономического положения семьи [8].

В диссертационном исследовании С.Х. Хурен-оол «Формирование и реализация государственной семейной политики в РТ в 90 гг. 20 в. – начале 21 в., 2011) показана политика государства в отношении семьи, детства, материнства в РТ в указанный период, выделены этапы реализации государственной политики и деятельности региональных органов власти в отношении семьи [22].

3. В рамках этнопедагогического подхода к исследованию семьи (М.С. Байыр-оол, Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, Л.П. Салчак, Т.Т. Мунзук, А.С. Шаалы, Г.Д. Сундуй, М.Б. Кенин-Лопсан) тувинская семья предстает как институт воспитания. Рассматриваются опыт тувинской народной педагогики, его использование в семейном воспитании. В детях воспитывались уважение к старшим, опека над младшими, верность в дружбе, терпимость, взаимность, сострадательность. В семье почитались уважение, скромность, трудолюбие [2, 5, 20, 12].

4. Представители культурологического направления в изучении тувинской семьи (М.Б. Кенин-Лопсан, Г.Н. Курбатский, А.К. Кужугет) подчеркивают, что семья существует в культуре, и рассматривают ее сквозь призму культурных традиций, обычаев, обрядов, праздников. В работах этого направления описаны семейные обряды и праздники тувинцев: ойтулааш – молодежный праздник, от дагыыры – освящение домашнего очага, свадьба, праздник обрезания волос в три года и т.д. [13, C. 96–105]. Свадебные обряды, обычаи проявления уважения к человеку, зашедшему в юрту, правила уважительного отношения к родственникам (в том числе уважительные названия родственников, родственные имена), отношение тувинцев к детям, родственникам, старейшинам рода, отношения старших и младших, семейные нормы показаны в работе М.Б. Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев» [12].

Историко-этнографические материалы тувинского фольклора (загадок, пословиц, поговорок, песен, частушек) о системе родства, семейно-бытовых традициях (отношение к старшим, родственникам, женам, детям, сватовстве, свадьбе, положении женщины в семье и обществе, материал по народной педагогике тувинцев) систематизировал Г.Н. Курбатский в монографии «Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора)», 2001 [14].

5. Социологический (З.В. Анайбан, В.С. Донгак, В.С. Кан, Г.С. Гончарова, Б.М. Мышлявцев, М.В. Хольшина).

В работах этого направления обобщаются результаты массовых социологических обследований, проведенных в разные годы в РТ, исследуются изменения во взглядах на семейно-брачные отношения, происходящие в последние годы у населения Тувы, анализируются представления о существовании и изменении традиций в сфере семейно-брачных отношений.

В монографии Г.С. Гончаровой выделены семейные и возрастные поколения членов тувинской семьи, выявлены половозрастная структура семей сельской местности Тувинской АССР и структура семейных поколений. Дан сравнительный анализ семейных и возрастных поколений в русских и тувинских семьях [6].

В более поздних работах Г.С. Гончарова приводит результаты социологических обследований, проведенных в 2005–2007 гг. сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН, посвященных изменениям во взглядах на семейно-брачные отношения: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия) [7]. Отмечается, что в Туве, как и в целом по региону, наблюдаются тенденции, обусловленные многими причинами объективного и субъективного характера, в том числе трансформацией ценностных ориентаций населения: снижение рождаемости и брачности, увеличение доли незарегистрированных браков и числа рождений детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Отмечается также, что в городских поселениях Тувы преобладают двухпоколенные семьи и сложные (состоящие из двух и более простых элементов – родителей с детьми), а в сельской местности – двухпоколенные простые и трехпоколенные сложные семьи. При этом в сложных семьях присутствуют сразу три поколения: старшее, среднее и младшее.

Представители этносоциологического подхода изучают процессы образования и распада семьи (брачность и разводимость) занимаются изучением динамики и мотивации браков и разводов, исторических и современных типов и форм семейно-брачных отношений, тенденций и перспектив их развития [21].

Особо стоит отметить публикации В.С. Кан, в которых на основе анализа данных статистики, социологических опросов, материалов средств массовой информации и Интернета, сделана попытка обозначить основные проблемы в институте семьи в республике. Так, например, она отмечает, что в 2007–2009 гг. доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляла 61 %. Это свидетельствует о том, что большинство детей в Туве рождается у матерей-одиночек и женщин, живущих в гражданском браке. В 1980 г. таких случаев было в три раза меньше (22,3 %) [10, 11]. Негативным фактором социальных процессов в 2010 г., отмечает В.С. Кан, стало сокращение числа браков до 2105, что на 21,2 % меньше аналогичного показателя 2009 г. Если в 2009 году коэффициент браков был на уровне среднероссийского показателя (8,5 на 1000 населения), то в 2010 г. он упал до 6,7. При высоком уровне рождаемости в Туве это значит, что значительное число детей воспитывается родителями, состоящими в незарегистрированном браке или в неполных семьях. Такая ситуация потенциально неблагоприятна для статуса и положения женщины и отражается на воспитании детей [11].

Анализ социально-демографических изменений за последние годы позволил автору сделать вывод об ослаблении семейно-брачных ценностей населения Тувы. «Под семьей в большей степени понимается «родительство» и «родство», снижается роль первого и важного этапа семьи – «супружества», регистрации брака. Об этом говорит то, что большая часть детей рождается у матерей-одиночек или родителей, состоящих в гражданском браке». За 2010 г. уменьшилось число зарегистрированных браков, и, в то же время, выросло число неполных семей. Также отмечается, что особенностью Тувы является достаточно большой удельный вес малообеспеченных семей (31 %), хотя их число сокращается. В большинстве семей с детьми главным источником дохода является зарплата [10, 11]. В то же время сохраняется традиция многодетности у тувинцев.

В традиционном обществе узы семьи были крепкими: старших уважали и слушали, детей любили и считали главным богатством, поэтому брошенных детей почти не было. Сегодня в Туве мы наблюдаем другую картину: из-за ослабления семейно-брачных и нравственных ценностей, распространения пьянства, наркомании, преступности и, как следствие, преждевременной смертности населения появилось много сирот, причем 80 % из них – при живых родителях. На 1 января 2011 г. в республике было 5382 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (5 % от общей численности детей) [11].

Б.М. Мышлявцев говорит о внутренней трансформации тувинской семьи (особенно городской), когда происходит изменение поведенческих ролей супругов и размывание границ обязанностей. Разрушение системы традиционных семейных ролей, утрата четких представлений о роли и статусе мужчины и женщины. Главным изменением было то, что в статусных позициях как мужчин, так и женщин исчезла задававшаяся полом определенность. Внутрисемейный статус и мужчин, и женщин стал в гораздо большей степени определяться личными достижениями [16].

6. Этнопсихологический (Е.Н. Резников, Н.О. Товуу, Ч.К. Ламажаа, Л.М. Ондар, М.Д. Сат).

Основным трудом в этнопсихологическом подходе к исследованию тувинской семьи является монография Е.Н. Резникова, Н.О. Товуу «Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика» (2002). В ней проводится психологический анализ ценностей тувинцев. Учеными выявлено, что значимой ценностью тувинцев является, прежде всего, забота о детях и семейно-родственные связи, гостеприимность, вежливость, уважение к старшим. Супружеские отношения характеризуются уважительностью, взаимопониманием и равноправием; родительско-детские отношения – заботливостью, уважительностью и требовательностью; детско-родительские – уважительностью, заботливостью, взаимопониманием и чуткостью (отзывчивостью) [19].

Ч.К. Ламажаа (Даргын-оол) в своих работах подчеркивает важность и значимость семейно-родственных отношений в жизни тувинцев. Для представителей современного тувинского этноса характерно почитание семейных ценностей, возрождение своих этнокультурных традиций и соблюдение их в процессе семейной жизни. В системе семейного воспитания приняты ценности доверия, поддержки друг друга, традиционное уважение старших. Молодые тувинцы хоть и стремятся к достижению своих личных целей, но учитывают интересы своих семей – «малой» и «большой», ибо воспитаны и живут постоянно в такой среде [15].

Социально-психологическое исследование содержания представлений о браке и будущем брачном партнере студенческой молодежи Тувинского государственного университета проведено Л.М. Ондар. В частности, было выявлено, что в представлениях молодежи традиционное представление о ролях мужчины и женщины в семье сохранилось, а именно жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи, её защите. Юноши больше внимания уделяют внешности будущей супруги, ее красоте и привлекательности. А девушки – мужественности и силе супруга. Кроме внешних физических данных, значимым для опрошенных явилось чувство любви и привязанности по отношению к избраннику. При выборе будущего(-й) супруга(-и) довольно значимым остается мнение родителей, семьи, близкого окружения (родственников, коллег, друзей), что, возможно, обусловлено коллективистическими ценностями тувинской культуры.