В изучении тувинской семьи можно выделить следующие подходы.
1. Историко-этнографический. Представлен этнографическими работами путешественников, ученых конца 19 – начала 20 вв.: В.В. Радлов, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Д. Каррутерса, Е.К. Яковлева, А.В. Адрианова, Ф.Я. Кона, В.И. Дулова, Л.П. Потапова, Ю.Л. Аранчына, С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола, В.А. Забелина, Р.Л. Кызласова и др. [3, 14, 18]. В работах этого направления изучены исторические типы и формы семейно-брачных отношений тувинцев, этнические аспекты культурно-бытовых традиций их семейной жизни, описаны семейно-брачные и родственные отношения, существовавшие в прошлом у тувинцев. В работах С.И. Вайнштейна («Тувинцы-тоджинцы», 1961; «К истории ранних форм семейно-брачных отношений», 1964), Л.П. Потапова («Очерки народного быта тувинцев», 1969) представлены этнографические материалы по брачно-семейным отношениям, свадебным циклам и обрядам тувинцев. Семейно-бытовая обрядность этнической группы тувинцев Монголии описана в работах Е.В. Айыжы [1].
Положение женщины в тувинском традиционном обществе тувинской свадебной обрядности рассматривали Е.К. Яковлев и Ф.Я. Кон. Г.Е. Грумм-Гржимайло отметил, что в тувинской семье четко определены половые роли [23].
В работе В.А. Забелиной «Женщины Тувы в семье и обществе в 1 половине 20 в.» описано положение женщины в феодальной Туве и в период ТНР. Рассматривается влияние социально-экономических преобразований на брачно-семейные отношения тувинцев [9].
2. Историко-политический (С.М. Биче-оол, З.Ю. Доржу, С.Х. Хурен-оол).
В работах этого направления проводится исторический анализ тувинской семьи в разные периоды развития Тувы. В работе С.М. Биче-оол «Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве» (1974) представлен проведенный автором анализ традиционных форм брака и семьи у тувинцев в разные исторические периоды: в конце 19– начале 20 вв., в периоды Тувинской Народной Республики (ТНР) и Тувинской АССР [3].
З.Ю. Доржу («Женщины Тувы: от прошлого к будущему», 2008) исследует социальное положение женщин в период ТНР, ТАССР и в современных условиях реформирования российского общества, отмечает изменения в трудовой, общественной и семейной жизни. Особое внимание уделяется вопросам охраны материнства, семьи и детства. Автором констатируется существенное ослабление в современное время социально-экономического положения семьи [8].
В диссертационном исследовании С.Х. Хурен-оол «Формирование и реализация государственной семейной политики в РТ в 90 гг. 20 в. – начале 21 в., 2011) показана политика государства в отношении семьи, детства, материнства в РТ в указанный период, выделены этапы реализации государственной политики и деятельности региональных органов власти в отношении семьи [22].
3. В рамках этнопедагогического подхода к исследованию семьи (М.С. Байыр-оол, Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, Л.П. Салчак, Т.Т. Мунзук, А.С. Шаалы, Г.Д. Сундуй, М.Б. Кенин-Лопсан) тувинская семья предстает как институт воспитания. Рассматриваются опыт тувинской народной педагогики, его использование в семейном воспитании. В детях воспитывались уважение к старшим, опека над младшими, верность в дружбе, терпимость, взаимность, сострадательность. В семье почитались уважение, скромность, трудолюбие [2, 5, 20, 12].
4. Представители культурологического направления в изучении тувинской семьи (М.Б. Кенин-Лопсан, Г.Н. Курбатский, А.К. Кужугет) подчеркивают, что семья существует в культуре, и рассматривают ее сквозь призму культурных традиций, обычаев, обрядов, праздников. В работах этого направления описаны семейные обряды и праздники тувинцев: ойтулааш – молодежный праздник, от дагыыры – освящение домашнего очага, свадьба, праздник обрезания волос в три года и т.д. [13, C. 96–105]. Свадебные обряды, обычаи проявления уважения к человеку, зашедшему в юрту, правила уважительного отношения к родственникам (в том числе уважительные названия родственников, родственные имена), отношение тувинцев к детям, родственникам, старейшинам рода, отношения старших и младших, семейные нормы показаны в работе М.Б. Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев» [12].
Историко-этнографические материалы тувинского фольклора (загадок, пословиц, поговорок, песен, частушек) о системе родства, семейно-бытовых традициях (отношение к старшим, родственникам, женам, детям, сватовстве, свадьбе, положении женщины в семье и обществе, материал по народной педагогике тувинцев) систематизировал Г.Н. Курбатский в монографии «Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора)», 2001 [14].
5. Социологический (З.В. Анайбан, В.С. Донгак, В.С. Кан, Г.С. Гончарова, Б.М. Мышлявцев, М.В. Хольшина).
В работах этого направления обобщаются результаты массовых социологических обследований, проведенных в разные годы в РТ, исследуются изменения во взглядах на семейно-брачные отношения, происходящие в последние годы у населения Тувы, анализируются представления о существовании и изменении традиций в сфере семейно-брачных отношений.
В монографии Г.С. Гончаровой выделены семейные и возрастные поколения членов тувинской семьи, выявлены половозрастная структура семей сельской местности Тувинской АССР и структура семейных поколений. Дан сравнительный анализ семейных и возрастных поколений в русских и тувинских семьях [6].
В более поздних работах Г.С. Гончарова приводит результаты социологических обследований, проведенных в 2005–2007 гг. сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН, посвященных изменениям во взглядах на семейно-брачные отношения: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия) [7]. Отмечается, что в Туве, как и в целом по региону, наблюдаются тенденции, обусловленные многими причинами объективного и субъективного характера, в том числе трансформацией ценностных ориентаций населения: снижение рождаемости и брачности, увеличение доли незарегистрированных браков и числа рождений детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Отмечается также, что в городских поселениях Тувы преобладают двухпоколенные семьи и сложные (состоящие из двух и более простых элементов – родителей с детьми), а в сельской местности – двухпоколенные простые и трехпоколенные сложные семьи. При этом в сложных семьях присутствуют сразу три поколения: старшее, среднее и младшее.
Представители этносоциологического подхода изучают процессы образования и распада семьи (брачность и разводимость) занимаются изучением динамики и мотивации браков и разводов, исторических и современных типов и форм семейно-брачных отношений, тенденций и перспектив их развития [21].
Особо стоит отметить публикации В.С. Кан, в которых на основе анализа данных статистики, социологических опросов, материалов средств массовой информации и Интернета, сделана попытка обозначить основные проблемы в институте семьи в республике. Так, например, она отмечает, что в 2007–2009 гг. доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляла 61 %. Это свидетельствует о том, что большинство детей в Туве рождается у матерей-одиночек и женщин, живущих в гражданском браке. В 1980 г. таких случаев было в три раза меньше (22,3 %) [10, 11]. Негативным фактором социальных процессов в 2010 г., отмечает В.С. Кан, стало сокращение числа браков до 2105, что на 21,2 % меньше аналогичного показателя 2009 г. Если в 2009 году коэффициент браков был на уровне среднероссийского показателя (8,5 на 1000 населения), то в 2010 г. он упал до 6,7. При высоком уровне рождаемости в Туве это значит, что значительное число детей воспитывается родителями, состоящими в незарегистрированном браке или в неполных семьях. Такая ситуация потенциально неблагоприятна для статуса и положения женщины и отражается на воспитании детей [11].
Анализ социально-демографических изменений за последние годы позволил автору сделать вывод об ослаблении семейно-брачных ценностей населения Тувы. «Под семьей в большей степени понимается «родительство» и «родство», снижается роль первого и важного этапа семьи – «супружества», регистрации брака. Об этом говорит то, что большая часть детей рождается у матерей-одиночек или родителей, состоящих в гражданском браке». За 2010 г. уменьшилось число зарегистрированных браков, и, в то же время, выросло число неполных семей. Также отмечается, что особенностью Тувы является достаточно большой удельный вес малообеспеченных семей (31 %), хотя их число сокращается. В большинстве семей с детьми главным источником дохода является зарплата [10, 11]. В то же время сохраняется традиция многодетности у тувинцев.
В традиционном обществе узы семьи были крепкими: старших уважали и слушали, детей любили и считали главным богатством, поэтому брошенных детей почти не было. Сегодня в Туве мы наблюдаем другую картину: из-за ослабления семейно-брачных и нравственных ценностей, распространения пьянства, наркомании, преступности и, как следствие, преждевременной смертности населения появилось много сирот, причем 80 % из них – при живых родителях. На 1 января 2011 г. в республике было 5382 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (5 % от общей численности детей) [11].
Б.М. Мышлявцев говорит о внутренней трансформации тувинской семьи (особенно городской), когда происходит изменение поведенческих ролей супругов и размывание границ обязанностей. Разрушение системы традиционных семейных ролей, утрата четких представлений о роли и статусе мужчины и женщины. Главным изменением было то, что в статусных позициях как мужчин, так и женщин исчезла задававшаяся полом определенность. Внутрисемейный статус и мужчин, и женщин стал в гораздо большей степени определяться личными достижениями [16].
6. Этнопсихологический (Е.Н. Резников, Н.О. Товуу, Ч.К. Ламажаа, Л.М. Ондар, М.Д. Сат).
Основным трудом в этнопсихологическом подходе к исследованию тувинской семьи является монография Е.Н. Резникова, Н.О. Товуу «Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика» (2002). В ней проводится психологический анализ ценностей тувинцев. Учеными выявлено, что значимой ценностью тувинцев является, прежде всего, забота о детях и семейно-родственные связи, гостеприимность, вежливость, уважение к старшим. Супружеские отношения характеризуются уважительностью, взаимопониманием и равноправием; родительско-детские отношения – заботливостью, уважительностью и требовательностью; детско-родительские – уважительностью, заботливостью, взаимопониманием и чуткостью (отзывчивостью) [19].
Ч.К. Ламажаа (Даргын-оол) в своих работах подчеркивает важность и значимость семейно-родственных отношений в жизни тувинцев. Для представителей современного тувинского этноса характерно почитание семейных ценностей, возрождение своих этнокультурных традиций и соблюдение их в процессе семейной жизни. В системе семейного воспитания приняты ценности доверия, поддержки друг друга, традиционное уважение старших. Молодые тувинцы хоть и стремятся к достижению своих личных целей, но учитывают интересы своих семей – «малой» и «большой», ибо воспитаны и живут постоянно в такой среде [15].
Социально-психологическое исследование содержания представлений о браке и будущем брачном партнере студенческой молодежи Тувинского государственного университета проведено Л.М. Ондар. В частности, было выявлено, что в представлениях молодежи традиционное представление о ролях мужчины и женщины в семье сохранилось, а именно жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи, её защите. Юноши больше внимания уделяют внешности будущей супруги, ее красоте и привлекательности. А девушки – мужественности и силе супруга. Кроме внешних физических данных, значимым для опрошенных явилось чувство любви и привязанности по отношению к избраннику. При выборе будущего(-й) супруга(-и) довольно значимым остается мнение родителей, семьи, близкого окружения (родственников, коллег, друзей), что, возможно, обусловлено коллективистическими ценностями тувинской культуры.