В настоящее время проблема состояния культуры речи педагога и ее развитие у студентов как никогда актуальна. При этом важно обратить особое внимание на подготовку будущих учителей в области речевой культуры. В связи с этим одной из первых задач педагогического вуза является развитие у студентов культуры речи.
Владение хорошей культурой речи является вдвойне важным для будущего учителя математики, который пойдет работать в национальную школу, так как речь учителя в национальной школе является образцом для учащихся. Также от этого зависит понимание условия математических задач и упражнений и, тем самым, получение качественных знаний по математике. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет преподает, должен быть словесником. И очень правильно отметил, что важнейшим педагогическим инструментом педагога является речь, его ничем не заменишь [10].
Тувинский государственный университет (ТувГУ) является единственным высшим учебным заведением в Республике Тыва. Именно в ТувГУ концентрируется интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал республики. Очевидно, что развитие региона невозможно представить без осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов, формируя тем самым кадровый потенциал региона. В стенах ТувГУ готовятся будущие учителя, которые идут работать в школы республики, большая часть которых находится в сельской местности (80 % школ – сельские). Одной из главных проблем повышения уровня математической подготовки учащихся республики является проблема двуязычия [6]. Это связано с тем, что в республике основная масса сельских поселений моноязычна, языком общения здесь является тувинский язык. Необходимо отметить, что среда общения на русском языке создается исключительно на уроках в школе [7]. У детей недостаточно возможностей развития речевого общения и своего коммуникативного потенциала языка в повседневной жизни. При этом данную проблему усугубляет то, что с введением единого государственного экзамена в школах отменены обязательные устные экзамены, вследствие чего снижен уровень развития речи учащихся.
В таких условиях владение хорошей профессиональной культурой речи будущим учителем математики имеет особенно большое значение.
Необходимо отметить, что в педагогические направления вузов поступают по результатам ЕГЭ, и устный вступительный экзамен отсутствует, среди контингента немало студентов, у которых культура речи не на должном уровне. И вузу приходится готовить будущих учителей из такого контингента.
К сожалению, следует заметить, что в учебных планах новых стандартов педагогических вузов отсутствуют курсы, направленные на развитие профессиональной речи будущих учителей математики (риторики, основы техники речи, педагогического мастерства). Предусмотрена дисциплина «Русский язык и культура речи» (72 часа), направленная на формирование у студентов общей коммуникативной компетентности. В связи с этим при решении проблемы развития речи тех будущих учителей, которые будут работать в национальных школах, при составлении рабочей программы математических дисциплин необходимо учесть вышесказанное и сконцентрировать внимание не только на предметных навыках студентов, но и на формировании лексической и терминологической базы.
Недостаточный уровень владения русским языком выпускников национальных школ Республики Тыва затрудняет изучение ими математических дисциплин в вузе, в частности, овладение математической терминологией. С другой стороны, математические дисциплины в плане адаптации студента к изучению нового материала на неродном языке и в развитии коммуникативной компетенции имеют преимущество перед дисциплинами гуманитарного характера в том, что это дисциплины формализованных понятий. При этом в учебном процессе необходимо создавать такие педагогические условия, которые вместе с развитием предметных компетенций могут формировать общекультурные (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4)), общепрофессиональные (владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5)), и профессиональные компетенции (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)).
Из анализа педагогических исследований по подготовке будущих учителей можно сделать вывод о низком уровне владения для работы в школе математической речью выпускников педагогических вузов, что связано с тем, что в вузе их речевой подготовке, развитию и совершенствованию речевых способностей не на должном уровне уделяется внимание [1, С. 3]. Над этой проблемой профессионально-педагогической подготовки работали многие исследователи [4, 5, 8]. В решении проблем по развитию речи студентов педагогического вуза могут внести свой вклад преподаватели вуза, если изначально участники педагогического процесса в вузе согласуют свои педагогические задачи, совместно урегулировав способы их достижения и специфические средства воздействия на речь будущих учителей. Необходимо отметить, что в вузе такое взаимодействие преподавателей различных дисциплин отсутствует: каждый преподаватель ставит и решает свои задачи и не может заниматься напрямую вопросами развития речи будущих учителей.
Также выявлено, что выпускники педагогических вузов слабо подготовлены к обеспечению процесса речевого развития учащегося с учетом каждого возрастного этапа, не подготовлены к учету особенностей предыдущего и последующего периодов в речевом развитии (дошкольное образование – начальное школьное – общее образование – организация профессионального образования).
В своих исследованиях, посвященных рассматриваемой проблеме, Д.А. Зуева считает культуру математической речи у будущих учителей как профессионально важное качество. Ею выявлены некоторые педагогические условия, соблюдение которых могло бы поспособствовать эффективному развитию культуры математической речи у студентов педагогических вузов [3, С. 134].
Теоретические основы формирования культуры математической речи и учителя, и учащегося раскрыты Поставничим Ю.С. Им рассматривается процесс и методика развития математической речи в общеобразовательных учреждениях. Поставничий Ю.С. подчеркивает, что при выработке собственной речи, которая может служить образцом для учащихся, учителя уделяют особое внимание употребляемой математической фразеологии, что позволяет обогатить научный стиль речи учащихся [9, С. 20].
С учетом выделенных выше проблем мы полагаем, что развитие культуры речи будущих учителей математики в процессе обучения математических дисциплин на физико-математическом факультете может быть обеспечено при формировании мотивации у студентов к развитию культуры речи. При этом необходимо, чтобы студент сам сделал анализ и оценку собственной речи; для того, чтобы осмыслить собственный опыт, необходимо анализировать опыт других субъектов, участвующих в образовательном процессе, и соотносить его с собственным. Только тогда у будущего учителя возникает установка на самообразование в области культуры речи, будет обеспечено развитие речи студентов.
Для развития коммуникативных способностей и навыков студенты должны быть вовлечены в процесс речевого общения, способствующий развитию культуры речи на каждом занятии, что можно реализовать при помощи различных заданий в процессе выполнения которых студент учится выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно строить свой ответ, а также увеличивает словарный запас и т.д.
Важнейшей составляющей методики развития математической речи будущих учителей наряду с использованием комплекса разработанных заданий, является систематическое включение в структуру занятий диалоговых форм взаимодействия. Это позволяет стимулировать не только речевые, но и когнитивные навыки. Диалог предполагает не только взаимодействие преподавателя со всеми студентами, но и дискуссию студентов друг с другом.
При формировании культуры речи будущих учителей математики в процессе их подготовки при изучении математических дисциплин целесообразно использовать контекстное обучение, теория которого представлена в работах А.А. Вербицкого [2] и является ярким примером реализации деятельностного подхода применительно к профессиональному образованию.
При контекстном обучении осуществляется переход от традиционных форм и методов организации учебного процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым видам обучения. При этом создается активная обучающая среда в процессе обучения математическим дисциплинам в вузе, что обеспечивает развитие познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, вследствие чего развивается математическая речь будущего учителя. Как отмечает А.А. Вербицкий [2], формы организации учебно-познавательной деятельности в педвузе не направлены на развитие профессиональной деятельности, в частности, на развитие речи.
В целях развития культуры речи будущего учителя, контекстный подход можно реализовать на лекциях, практических, семинарских и лабораторных занятиях с использованием сконструированных задач-кейсов, которые задают контекст будущей педагогической деятельности. Данные задачи обеспечат формирование языковых, коммуникативных, профессиональных, риторических, этических норм и направлены на выявление речевых ошибок.
Использование подобных занятий также будет способствовать воспитанию необходимых предметно-профессиональных качеств личности будущего учителя математики.
В педагогическом вузе дисциплиной, удобной для применения контекстного обучения, является «Методика обучения математике». При использовании данной методики у студентов будут выработаны профессиональные навыки культуры речи: точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно строить свой ответ и т.д.
На занятиях по методике обучения математике мы предлагаем использовать сконструированные кейс-задачи на развитие коммуникативной компетентности студентов, а именно, их профессиональной математической речи, учитывая то, что развитие устной и письменной речи осуществляется только в процессе понимания ими соответствующего материала. В то же время понимание становится возможным лишь на определенной речевой основе.
Под кейс-задачей мы понимаем задачи, требующие от обучающегося умения использовать полученные знания для решения жизненных ситуаций.
При решении задачи студент должен рассуждать без логических пробелов, для чего ему важно не только хорошо владеть обычной речью, но и математическими терминами, символами.
Будущий учитель должен уметь излагать свои мысли связно и грамотно, иметь высокую профессиональную культуру речи, что является одним из условий успешности формирования коммуникативной компетенции учащихся.
По развитию устной математической речи существуют различные методики. Тем не менее, упражнений и задач для развития математической речи учащихся включенных в школьных учебниках недостаточно, учителям необходимо разрабатывать дополнительные дидактические материалы.
В курсе методики обучения математике для использования в будущей работе в национальных школах студентам можно предложить кейсы-задачи следующего содержания:
Пример 1. Как грамотно прочитать задачу: «Найдите 10 % от 250». Найдите ошибку в речи учащегося: «10 процента от числа двести пятьдесят – это число 25». Какие ошибки допустил ученик?
Пример 2. Прочитай разными способами 250 – 63 = 187, 1021 + 200 = 1221.
Образец: 14 – 8 = 6:
1) четырнадцать минус восемь равно шести.
2) разность чисел четырнадцать и восемь равна шести.
3) разность четырнадцати и восьми есть шесть.
4) если вычесть от четырнадцати восемь получится шесть.
Студентам необходимо пояснить значимость подобных задач в развитии математической речи учащихся национальных школ, полезности знания и использования учащимися национальных школ правил русского языка при произношении математических терминов, склонения имен числительных по падежам.
Таким образом, решение проблемы развития у студентов педагогических вузов культуры математической речи как профессионально важного качества является важной. При этом выявление и реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих учителей, формирования и развития их речевой культуры, как общей, так и специальной, специфической для выбранного ими направления работы в период обучения в вузе – это одна из главных задач педагогического вуза, которая может и решаться в процессе обучения в вузе.