Развитие личности, ее потенциальных, творческих возможностей, разнообразных качеств способностей, формирование психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или в профессиональной сфере и сохранение ее здоровья являются основными задачами системы образования в целом. Решение этих задач неразрывно связано с разработкой отличного от традиционного дидактического, технологического обеспечения образовательного процесса, его развитие на сохраняющей здоровье личности основе, что и определило цель исследования – выявить и реализовать педагогические условия создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личностного (гносеологического, интеллектуального, творческого, др.) потенциала, сохранение здоровья, качество образования подрастающего поколения. Основанием для создания такой среды является следующее.
1. Анализ результатов исследований, проводимых автором с аспирантами более 20 лет, свидетельствует о том, что подрастающее поколение обладает достаточно высокими потенциальными возможностями, но реализация этого потенциала в системах общего и профессионального образования является по ряду причин недостаточной. К ним относятся:
- интенсификация учебного процесса, а не его эффективность – достижение результатов при минимальных затратах времени и энергии школьников, студентов;
- обучение без учета потенциальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей учащихся, их склонностей к предметной, профессиональной деятельности, что снижает качество обучения, не способствует сохранению здоровья школьников, студентов;
- все большая направленность учебного процесса на развитие левого полушария мозга без одновременного развития правого, что не соответствует природосообразному обучению – следствием является недостаточное развитие пространственного, системного мышления и способностей личности решать стратегические проблемы в разных сферах деятельности;
- чаще пассивная, а не активная позиция учащихся в образовательном процессе, что не способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, сохранению здоровья;
- слабая направленность учебного процесса на развитие способностей школьников, студентов к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации на основе самопознания;
- в учебном процессе не реализуются основные психологические концепции обучения, являющиеся теоретическим основанием для развития различных способностей личности;
- фактическое отсутствие творческой образовательной среды, как в предметных областях знаний, так и в системах образования в целом, что не способствует развитию творческого потенциала, конкурентоспособности личности, компетенций, компетентностей.
2. Анализ теорий развития личности, созданная автором с позиций психолого-педагогического подхода концепция качества обучения школьников, подготовки специалистов [1], результаты диагностики потенциальных, индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов [3], выявленные принципы здоровьесбережения [4] позволили установить психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества обучения школьников, подготовки специалистов, которые согласуются с принципами личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера (таблица).
Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода И.Ю. Соколовой [1,2] и личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера [5]
№ п/п |
Принципы обеспечения качества подготовки специалистов, развития личности в общем и профессиональном образовании |
Принципы личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера |
1. |
Гуманизации образования |
Гуманистической направленности |
2. |
Образование в соответствии со склонностями личности к профессиональной, предметной деятельности |
Вариативности образования |
3. |
Развития, саморазвития, здоровьесбережения (сохранения здоровья) личности |
Центрации образования на развитии и саморазвитии личности |
4. |
Личностно-ориентированное и совместное в малых группах, группах-диадах образование |
Сочетания автономности с коллективны- ми (групповыми) формами образования |
5. |
Обеспечения качества подготовки специали стов, развития личности и сохранения ее здоровья в профессиональном образовании |
Соразвития личности, образования и деятельности |
6. |
Основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепция психологической системы деятельности |
|
7. |
Принципы здоровьесбережения, природо- и культуросообразного обучения, образования |
Согласно разработанной концепции (рис. 1) качество обучения школьников, качество специалистов в системах профессионального образования подготовки специалистов в профессиональном образовании обеспечивается при реализации в процессе обучения трех групп психолого-педагогических технологий: исследования, проектирования и организации учебного процесса. Реализация посредством этих технологий принципов гуманизации образования, развития, саморазвития, здорвьесбережения личности в образовательном процессе способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей обучающихся. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья школьников, студентов в процессе обучения, жизнедеятельности в целом. Этому способствует природосообразное обучение, образование [6], при котором учитываются возрастные особенности и сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития психофизиологических функций организма, одновременное развитие функций левого и правого полушарий головного мозга, что, в свою очередь, способствует развитию личностного потенциала (гносеологического, интеллектуального, аксиологического, творческого, др.) школьников, студентов, сохранению их здоровья в образовательных системах. Не менее значимым является культуросообразное образование, реализация принципов которого способствует актуализации личностного потенциала, развитию мировоззрения и сознания личности [6], что необходимо школьникам, студентам и каждому человеку для осознания значимости и реализации в процессе, жизнедеятельности предложенных нами принципов здоровьесбережения [4].
Рис. 1. Концепция качества обучения, качества подготовки
На основе концепции качества обучения школьников, качества подготовки специалистов, концепции природо- и культуросообразного образования, принципов здоровьесбережения выявлены психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения в образовательных системах:
- активная позиция личности обучающихся, самопознание, способствующее их самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации;
- обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей, сензитивных периодов развития физиологических и психических функций организма, когнитивных и индивидуальных стилей познавательной деятельности обучающихся, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга;
- создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, системах образования, что способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей личности;
- применение специально разработанныхдидактических, программно-методических средств, проблемных, активных, др. методов, информационных технологий, обучения;
- организация образовательного процесса в соответствии с выявленными и обоснованными нами принципами здоровьесбережения.
Как же, за счет чего в процессе обучения можно обеспечить реализацию этих условий?
Изменение функций педагога и обучающихся возможно, если педагог разрабатывает и применяет такие формы, методы технологии и дидактические, программно-методические средства обучения, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, проектного, творческого характера.
Автором на основании теоретического анализа установлено, что обобщение учебной информации, ее структурирование и систематизация, представление в виде информационно-, структурно-логических схем – СЛС, способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности в целом [2]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, структурирование, систематизация информации и представление по дедуктивному принципу на ее усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга), т.к. соответствует:
- лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностями с сильной и инертной нервной системой, т.е. обладателям всех темпераментов;
- особенностям целостного (одномоментного) восприятия информации обладателями художественного, смешанного типов личности, обладателями синтетического мышления;
- лучшему запоминанию информации, представленной в логической последовательности, обладателями подвижной и инактивированной нервной системы (холерики, сангвиники) и личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);
- художникам и синтетикам помогает анализировать детали, элементы блока учебной информации, а мыслителям и аналитикам – увидеть целое по его элементам.
Следует отметить, что представление учебной информации в виде СЛС способствует:
- улучшению характеристик и развитию у обучающихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- возможности установления школьниками, студентами связей и отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;
- осуществлению обучающимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, т.е. развитию мышления и других способностей личности.
Таким образом, крупноблочное представление учебной информации способствует активизации и эффективности познавательной деятельности обладателей различных типов нервной системы и ФСА полушарий головного мозга. Поэтому в учебные пособия, учебники, в т.ч. электронные, необходимо наряду с представлением информации в концептуальной (знаковой) форме включать СЛС, отражающие содержание отдельных тем, модулей, что способствует эффективному формированию обобщенного образа восприятия по соответствующей теме изучаемой дисциплины и, в свою очередь, обеспечивает ее глубокое осмысление и освоение, формирование системного знания.
Анализ особенностей восприятия и переработки информации обладателями разных полюсов когнитивных стилей позволил сделать вывод о том, что представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля, а для эффективной переработки учебной информации обучающимся необходимо выполнять задачи – задания, которые соответствовали бы как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, рефлексивным совершенно необходимо представлять информацию зрительно, а импульсивным – зрительно и на слух; аналитикам следует решать задачи не только на анализ, но и синтез, а синтетикам – на обобщение информации и анализ.
Следует подчеркнуть значение информационных технологий, учебно-методических комплексов (УМК), в т.ч. электронных, для эффективности процесса обучения и создания творческой образовательной среды, где студентам предоставляется возможность активной самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих знаний. Примеры созданных разными авторами творческих образовательных сред по дисциплинам:
- «Неорганическая химия» – С.Ю. Андреевой [1]; «Естествознание» – Ю.В. Степанченко [25];
- «Экономика и менеджмент горного производства» – О.В. Богдановой [2];
- «Математика в школе» – Л.М. Голубевой [3], А.М. Пустынниковой [14];
- «Математика» в вузе – Л.Б. Гиль [4], Т.В. Тарбоковой [27];
- «Иностранный язык» в вузе – В.Ю. Зюбановым [6], Т.В. Ивановой [7]; Л.В. Павленко [11];
- «Инженерная графика» – М.В. Матвеевой [8];
- «Литература» – Л.С. Мишенина [9]; «Изобразительное искусство» – В.А. Пантиковым [12];
- «Микроэкономика», «Управление персоналом» – И.Г. Никифоровой [10];
- «Русский язык и культура речи» в вузе – И.В. Салосиной [15].
- «Гидромеханика» [16], «Насосы, вентиляторы, компрессоры» [18], «Педагогическая психология» [19] – И.Ю. Соколовой;
- «Технологии профессионального образования» – Т.Н. Таброско [26];
- «Теоретические основы электротехники» – Н.П. Фикс [28].
Рис. 2. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа
Творческая образовательная среда (рис. 2) способствует развитию у школьников, студентов интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей [19, 23]. Среди них (рис. 2) особое значение имеют уровень развития пространственного мышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегических проблем, тогда как при доминировании прагматического и реалистического стилей возможно решение только тактических, сиюминутных проблем.
Кроме того, творческая среда, способствуя развитию сознания, научного мировоззрения студентов, позволяет им самим в процессе обучения, жизнедеятельности реализовывать принципы здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой и гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.
Исследования, педагогический опыт автора [16, 18, 19, 22], его аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствует развитию творческих способностей школьников [1, 9, 12], активизации и эффективности познавательной деятельности студентов [6, 8, 16, 20, 21, 28]; развитию интеллектуальных [14], профессиональных способностей [15, 16, 18, 19, 22, 26], компетенций [11, 13], компетентностей [15] студентов, сохранению здоровья, качеству обучения школьников, подготовки специалистов в профессиональном образовании.