Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные наукоемкие технологии" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующей публикации Соколова И.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЕЕ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМАХ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – С. 449-457
Соколова И.Ю. 1 Зюбанов В.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»
В статье на основании анализа результатов развития личностных, интеллектуальных особенностей школьников, студентов выявлены причины недостаточного качества их обучения в общем и профессиональном образовании. В соответствии с созданной ранее одним из авторов концепцией качества обучения школьников, качества подготовки специалистов, реализующей принципы гуманизации образования, развития, саморазвития и здоровьесбережения личности, теоретически обоснованы психолого-педагогические условия решения трех взаимосвязанных проблем – развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения. К ним относятся: активизация и эффективностъ познавательной деятельности школьников, студентов; организация образовательного процесса с учетом индивидуальных стилей их познавательной деятельности, склонностей к предметной, профессиональной деятельности, принципов здоровьесбережения; создание творческой образовательной среды; применение специально разработанных дидактических, программно-методических средств, разнообразных форм, методов и информационных технологий обучения. Реализация этих условий обеспечивает развитие личностного потенциала, сохранения здоровья и качество обучения подрастающего поколения в образовательной среде систем общего и профессионального образования, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально исследованиями авторов и аспирантов.
качество образования
подрастающее поколение
психолого-педагогические условия
принципы развития
саморазвития
здоровьесбережения
активизация и эффективность познавательной деятельности
склонность к предметной
профессиональной деятельности
1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной, творческой деятельности учащихся (на примере курса химии): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2003. – 18 с.
2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. …. канд. пед. наук. – Томск, 2005. – 19 с.
3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 23 с.
4. Голубева Л.М. Учебно-диагностический комплекс как средство развития интеллектуальных способностей школьников (на материалах алгебры 9 класса): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2001. – 22 с.
5. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. – Екатеринбург, 2006. – 170 с.
6. Зюбанов В.Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
7. Иванова Т.В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2003. – 20 с.
8. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере изучения нженерной графики): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Красноярск, 2003. – 216 с.
9. Мишенина Л.С. Личностно-ориентированная система активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5–9 классов (на примере литературы): автореф. дис. ... канд. пед. наук.– Томск: ТГПУ, 2005. – 21 с.
10. Муругова Е.Г. Подготовка управленческих кадров образования в системе повышения квалификации к командному менеджменту: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТПУ, 2015. – 24 с.
11. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2010. – 23 с.
12. Пантиков В.А. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2003. – 18 с.
13. Пустынникова А.М. Дидактические повторения как средство развития комбинаторных способностей школьников 5–11 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2004. – 19 с.
14. Савельева Н.Н. Подготовка будущих бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях машиностроения: автореф. дис. .. канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2015. – 24 с.
15. Салосина И.В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
16. Соколова И.Ю. Гидромеханика: учебно-методич. пособие со структурно-логическими схемами. – Томск, 1994. – 90 с.
17. Cоколова И.Ю. Концепция природосообразного и культуросообразного образования, обеспечивающего развитие и сохранение здоровья личности, качество образования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–8. – С. 1818–1824.
18. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд ТПУ, 1992. – 100 с.
19. Соколова И.Ю.Педагогическая психология: Учебное пособие со структурно-логическимми схемами, гриф УМО по ППО. Диплом лауреата Всероссийской выставки учебно-методических изданий, Диплом и золотая медаль медаль международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ. – Томск: Изд-воТПУ, 2013. – 328 с.
20. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические основания развития и сохранения здоровья личности в системах общего и профессионального образования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–2. – С. 449–457.
21. Соколова И.Ю., Андриенко А.В. Развитие личности в образовательном процессе школы, вуза // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, М., 2009. – Вып. 7. – С. 165–167.
22. Соколова И.Ю., Г.П. Кабанов Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения: учеб. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 203 с.
23. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Создание творческой образовательной среды в предметной области знаний // Вестник УМО по профессиональному образованию. – Вып. 1 (31). – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. – С. 42–45.
24. Соколова И.Ю.,Терехина Л.А. Принципы здоровьесбережения – одно из оснований развития и сохранения здоровья личности в системе образования // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, М., 2009. – Вып. 7. – С. 172–174.
25. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
26. Таброско Т.Н. Психолого-педагогические условия развития педагогических способностей будущих педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
27. Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство эффективности их математической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2008. – 23 с.
28. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса (на материалах ТОЭ): дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2002. – 163 с.

Развитие личности, ее потенциальных, творческих возможностей, разнообразных качеств способностей, формирование психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или в профессиональной сфере и сохранение ее здоровья являются основными задачами системы образования в целом. Решение этих задач неразрывно связано с разработкой отличного от традиционного дидактического, технологического обеспечения образовательного процесса, его развитие на сохраняющей здоровье личности основе, что и определило цель исследования – выявить и реализовать педагогические условия создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личностного (гносеологического, интеллектуального, творческого, др.) потенциала, сохранение здоровья, качество образования подрастающего поколения. Основанием для создания такой среды является следующее.

1. Анализ результатов исследований, проводимых автором с аспирантами более 20 лет, свидетельствует о том, что подрастающее поколение обладает достаточно высокими потенциальными возможностями, но реализация этого потенциала в системах общего и профессионального образования является по ряду причин недостаточной. К ним относятся:

  • интенсификация учебного процесса, а не его эффективность – достижение результатов при минимальных затратах времени и энергии школьников, студентов;
  • обучение без учета потенциальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей учащихся, их склонностей к предметной, профессиональной деятельности, что снижает качество обучения, не способствует сохранению здоровья школьников, студентов;
  • все большая направленность учебного процесса на развитие левого полушария мозга без одновременного развития правого, что не соответствует природосообразному обучению – следствием является недостаточное развитие пространственного, системного мышления и способностей личности решать стратегические проблемы в разных сферах деятельности;
  • чаще пассивная, а не активная позиция учащихся в образовательном процессе, что не способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, сохранению здоровья;
  • слабая направленность учебного процесса на развитие способностей школьников, студентов к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации на основе самопознания;
  • в учебном процессе не реализуются основные психологические концепции обучения, являющиеся теоретическим основанием для развития различных способностей личности;
  • фактическое отсутствие творческой образовательной среды, как в предметных областях знаний, так и в системах образования в целом, что не способствует развитию творческого потенциала, конкурентоспособности личности, компетенций, компетентностей.

2. Анализ теорий развития личности, созданная автором с позиций психолого-педагогического подхода концепция качества обучения школьников, подготовки специалистов [1], результаты диагностики потенциальных, индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов [3], выявленные принципы здоровьесбережения [4] позволили установить психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества обучения школьников, подготовки специалистов, которые согласуются с принципами личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера (таблица).

Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода И.Ю. Соколовой [1,2] и личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера [5]

№ п/п

Принципы обеспечения качества подготовки специалистов, развития личности в общем и профессиональном образовании

Принципы личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера

1.

Гуманизации образования

Гуманистической направленности

2.

Образование в соответствии со склонностями личности к профессиональной, предметной деятельности

Вариативности образования

3.

Развития, саморазвития, здоровьесбережения (сохранения здоровья) личности

Центрации образования на развитии и саморазвитии личности

4.

Личностно-ориентированное и совместное в малых группах, группах-диадах образование

Сочетания автономности с коллективны- ми (групповыми) формами образования

5.

Обеспечения качества подготовки специали стов, развития личности и сохранения ее здоровья в профессиональном образовании

Соразвития личности, образования и деятельности

6.

Основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепция психологической системы деятельности

 

7.

Принципы здоровьесбережения, природо- и культуросообразного обучения, образования

 

Согласно разработанной концепции (рис. 1) качество обучения школьников, качество специалистов в системах профессионального образования подготовки специалистов в профессиональном образовании обеспечивается при реализации в процессе обучения трех групп психолого-педагогических технологий: исследования, проектирования и организации учебного процесса. Реализация посредством этих технологий принципов гуманизации образования, развития, саморазвития, здорвьесбережения личности в образовательном процессе способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей обучающихся. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья школьников, студентов в процессе обучения, жизнедеятельности в целом. Этому способствует природосообразное обучение, образование [6], при котором учитываются возрастные особенности и сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития психофизиологических функций организма, одновременное развитие функций левого и правого полушарий головного мозга, что, в свою очередь, способствует развитию личностного потенциала (гносеологического, интеллектуального, аксиологического, творческого, др.) школьников, студентов, сохранению их здоровья в образовательных системах. Не менее значимым является культуросообразное образование, реализация принципов которого способствует актуализации личностного потенциала, развитию мировоззрения и сознания личности [6], что необходимо школьникам, студентам и каждому человеку для осознания значимости и реализации в процессе, жизнедеятельности предложенных нами принципов здоровьесбережения [4].

pic_48.tif

Рис. 1. Концепция качества обучения, качества подготовки

На основе концепции качества обучения школьников, качества подготовки специалистов, концепции природо- и культуросообразного образования, принципов здоровьесбережения выявлены психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения в образовательных системах:

  • активная позиция личности обучающихся, самопознание, способствующее их самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации;
  • обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей, сензитивных периодов развития физиологических и психических функций организма, когнитивных и индивидуальных стилей познавательной деятельности обучающихся, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга;
  • создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, системах образования, что способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей личности;
  • применение специально разработанныхдидактических, программно-методических средств, проблемных, активных, др. методов, информационных технологий, обучения;
  • организация образовательного процесса в соответствии с выявленными и обоснованными нами принципами здоровьесбережения.

Как же, за счет чего в процессе обучения можно обеспечить реализацию этих условий?

Изменение функций педагога и обучающихся возможно, если педагог разрабатывает и применяет такие формы, методы технологии и дидактические, программно-методические средства обучения, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, проектного, творческого характера.

Автором на основании теоретического анализа установлено, что обобщение учебной информации, ее структурирование и систематизация, представление в виде информационно-, структурно-логических схем – СЛС, способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности в целом [2]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, структурирование, систематизация информации и представление по дедуктивному принципу на ее усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга), т.к. соответствует:

  • лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностями с сильной и инертной нервной системой, т.е. обладателям всех темпераментов;
  • особенностям целостного (одномоментного) восприятия информации обладателями художественного, смешанного типов личности, обладателями синтетического мышления;
  • лучшему запоминанию информации, представленной в логической последовательности, обладателями подвижной и инактивированной нервной системы (холерики, сангвиники) и личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);
  • художникам и синтетикам помогает анализировать детали, элементы блока учебной информации, а мыслителям и аналитикам – увидеть целое по его элементам.

Следует отметить, что представление учебной информации в виде СЛС способствует:

  • улучшению характеристик и развитию у обучающихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
  • возможности установления школьниками, студентами связей и отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;
  • осуществлению обучающимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, т.е. развитию мышления и других способностей личности.

Таким образом, крупноблочное представление учебной информации способствует активизации и эффективности познавательной деятельности обладателей различных типов нервной системы и ФСА полушарий головного мозга. Поэтому в учебные пособия, учебники, в т.ч. электронные, необходимо наряду с представлением информации в концептуальной (знаковой) форме включать СЛС, отражающие содержание отдельных тем, модулей, что способствует эффективному формированию обобщенного образа восприятия по соответствующей теме изучаемой дисциплины и, в свою очередь, обеспечивает ее глубокое осмысление и освоение, формирование системного знания.

Анализ особенностей восприятия и переработки информации обладателями разных полюсов когнитивных стилей позволил сделать вывод о том, что представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля, а для эффективной переработки учебной информации обучающимся необходимо выполнять задачи – задания, которые соответствовали бы как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, рефлексивным совершенно необходимо представлять информацию зрительно, а импульсивным – зрительно и на слух; аналитикам следует решать задачи не только на анализ, но и синтез, а синтетикам – на обобщение информации и анализ.

Следует подчеркнуть значение информационных технологий, учебно-методических комплексов (УМК), в т.ч. электронных, для эффективности процесса обучения и создания творческой образовательной среды, где студентам предоставляется возможность активной самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих знаний. Примеры созданных разными авторами творческих образовательных сред по дисциплинам:

  • «Неорганическая химия» – С.Ю. Андреевой [1]; «Естествознание» – Ю.В. Степанченко [25];
  • «Экономика и менеджмент горного производства» – О.В. Богдановой [2];
  • «Математика в школе» – Л.М. Голубевой [3], А.М. Пустынниковой [14];
  • «Математика» в вузе – Л.Б. Гиль [4], Т.В. Тарбоковой [27];
  • «Иностранный язык» в вузе – В.Ю. Зюбановым [6], Т.В. Ивановой [7]; Л.В. Павленко [11];
  • «Инженерная графика» – М.В. Матвеевой [8];
  • «Литература» – Л.С. Мишенина [9]; «Изобразительное искусство» – В.А. Пантиковым [12];
  • «Микроэкономика», «Управление персоналом» – И.Г. Никифоровой [10];
  • «Русский язык и культура речи» в вузе – И.В. Салосиной [15].
  • «Гидромеханика» [16], «Насосы, вентиляторы, компрессоры» [18], «Педагогическая психология» [19] – И.Ю. Соколовой;
  • «Технологии профессионального образования» – Т.Н. Таброско [26];
  • «Теоретические основы электротехники» – Н.П. Фикс [28].

pic_49.tif

Рис. 2. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа

Творческая образовательная среда (рис. 2) способствует развитию у школьников, студентов интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей [19, 23]. Среди них (рис. 2) особое значение имеют уровень развития пространственного мышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегических проблем, тогда как при доминировании прагматического и реалистического стилей возможно решение только тактических, сиюминутных проблем.

Кроме того, творческая среда, способствуя развитию сознания, научного мировоззрения студентов, позволяет им самим в процессе обучения, жизнедеятельности реализовывать принципы здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой и гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.

Исследования, педагогический опыт автора [16, 18, 19, 22], его аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствует развитию творческих способностей школьников [1, 9, 12], активизации и эффективности познавательной деятельности студентов [6, 8, 16, 20, 21, 28]; развитию интеллектуальных [14], профессиональных способностей [15, 16, 18, 19, 22, 26], компетенций [11, 13], компетентностей [15] студентов, сохранению здоровья, качеству обучения школьников, подготовки специалистов в профессиональном образовании.