Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INNOVATION INFRASTRUCTURE OF UNIVERSITY AS A FACTOR IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION PEDAGOGICHESKOGO

Ryabova N.V. 1 Kulebyakina M.Yu. 1
1 M.E. Еvsevev Mordovian State Pedagogical Institute
The necessity of development of pedagogical University in conditions of modernization of education. Presents the innovative infrastructure of the University as a basic center of education in the region, providing practice-oriented training of future teachers in the conditions of realization of Federal state educational standards of higher education of the new generation. An attempt of improving the quality of teacher education through the following tasks: the establishment and development of networking and cooperation with organisations of the education system; creation of scientific and methodological support professional training of teachers in the context of the Mordovian basic center of pedagogical education (MBTSPO directed); expanding the range of educational services, introducing the structural units MBTSPO directed to the development of the continuous education system in the region; improvement of academic mobility (domestic and international) of the subjects of education.
innovation infrastructure
pedagogical University
modernization of education
training future teachers
improving the quality

В условиях модернизации педагогического образования инновационная деятельность вуза является важнейшим инструментом его развития, одним из ключевых факторов повышения качества и конкурентоспособности образования. Системообразующим принципом инновационного типа развития является непрерывный, целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации новаций «на основе распространения научного метода познания на все сферы и формы жизнедеятельности общества» [1, с. 34]. В образовании инновационные процессы рассматриваются в «контексте его социальной обусловленности», что требует соответствия системы образования социальному заказу; предполагает социальную направленность и наличие у молодежи потребности в образовании [2, с. 9]. В настоящее время в системе высшего педагогического образования происходят активные инновационные процессы, связанные с обновлением содержания качества подготовки педагогических кадров; созданием «институциональных механизмов развития педагогического образования и профессиональной деятельности педагога» и др. [4, с. 53]. Формирование инновационной инфраструктуры является одной из главных задач развития Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, его преобразования в вуз инновационного типа. В настоящее время инновационная инфраструктура института включает МБЦПО, в состав которого помимо 9 факультетов и 28 кафедр входят следующие подразделения: 2 научно-образовательных центра (НОЦ), 16 научно-образовательных (НОЛ) и научно-исследовательских (НИЛ) лабораторий, 7 научно-практических центров (НПЦ), Научно-образовательный комплекс (НОК, в его составе 84 образовательные организации), Малая школьная академия (МША, которая объединяет 5 учебно-исследовательских школ), 2 малых инновационных предприятия (ООО «Новые возможности», ООО «Увлекательная реальность»), Центр молодежного инновационного творчества «Мир 3 D», Технопарк социогуманитарной направленности, Ассоциация «Молодежный центр информационных технологий».

Цель исследования. Инновационная деятельность МБЦПО в регионе направлена на разработку новых моделей подготовки студентов путем интеграции интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов различных образовательных структур и сообществ с целью повышения качества педагогического образования, способного эффективно выполнять социальный заказ, направленный на формирование культурно-продуктивного типа личности [2, с. 10]. Реализация указанной цели осуществляется путем решения следующих задач: становление и развитие сетевого взаимодействия с организациями системы образования; создание научно-методического обеспечения процесса педагогического образования в условиях МБЦПО; расширение спектра деятельности структурных подразделений МБЦПО для развития системы непрерывного образования; совершенствование академической мобильности (внутрироссийской и международной) субъектов образования.

Сетевое взаимодействие с организациями системы образования связано, прежде всего, с реализацией сетевых образовательных программ. С этой целью МБЦПО заключены договоры о сетевом взаимодействии с 10 ведущими российскими вузами (МПГУ, РГПУ имени А.И. Герцена, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, МГГУ имени М.А. Шолохова и др.) в рамках реализации проектов, «предусматривающих усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата и магистратуры» [3, с. 96]. В ходе сетевого взаимодействия педагогическим коллективом института разработаны и апробированы новые модули модернизированных профессиональных образовательных программ, например: «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с детьми разных категорий», «Проектирование и сценирование развивающих занятий в начальной школе», «Организация специального образования и инклюзивного обучения» и др. В процессе апробации освоение обучающимися трудовых функций и действий педагога осуществлялось за счёт новых практико-ориентированных форм организации учебной деятельности: создания электронного портфолио, организации проектной деятельности, выполнения компетентностно-ориентированных разноуровневых заданий, подготовки лабораторных и аналитических работ, выполнения научно-исследовательских работ на площадках базовых кафедр в общеобразовательных организациях (СОШ № 24 с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях № 20, 19, СОШ № 8, 27, 33, лицеях № 4, 7) и др. Участие вуза в указанных проектах позволило получить следующие результаты: расширить спектр формируемых компетенций обучающихся и изменить организацию образовательного процесса; разработать оценочные средства для проведения промежуточной и итоговой аттестации; создать программы встроенных рассредоточенных и долгосрочных практик, предусматривающих усложнение практико-ориентированных заданий; применить новые формы организации учебной работы студентов (например, критериальное и прогностическое оценивание, в том числе – реальных действий педагога, проектирование и проведение занятий с использованием ИКТ, а также сценирующих уроков и др.); создать проекты мультимедийного портфолио педагога; разработать систему рейтинговой оценки студента через привлечение супервизоров и др. Таким образом, сегодня МБЦПО активно развивает сетевое взаимодействие, отвечающее вызовам времени, определяющее тенденции развития системы образования в целом и способствующее удовлетворению потребностей каждого субъекта такого взаимодействия [5, с. 110].

В МБЦПО активно решаются проблемы научно-методического обеспечения образования, что осуществляется за счет внедрения новых учебных дисциплин; совершенствования учебно-методической работы; применения современных методов индивидуальной целевой подготовки и использования инновационных образовательных технологий и т.д. Реализации данного направления во многом способствует деятельность МБЦПО как экспериментальной площадки Российской академии образования. Ключевым направлением поисковых и опытно-экспериментальных исследований является разработка научно-методического обеспечения реализации модели практико-ориентированной подготовки педагога, направленного на совершенствование содержания, технологий, организационно-управленческих механизмов овладения обучающимися профессиональными компетенциями и трудовыми функциями. Данная работа осуществляется в ситуации введения Министерством образования и науки Российской Федерации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+). Инновационные требования данных документов могут быть представлены следующим образом: во-первых, подготовка бакалавров может осуществляться по двум программам (академический бакалавриат, ориентированный на овладение научно-исследовательским и педагогическим видами профессиональной деятельности и прикладной бакалавриат, характеризующийся практико-ориентированной направленностью подготовки будущих педагогов); во-вторых, педагогическое образование можно получить в сетевой форме (осуществляется объединение материально-технических, учебно-методических и кадровых ресурсов образовательных организаций разных уровней подготовки: высшего, общего, дополнительного); в-третьих, основная профессиональная образовательная программа содержит только один общий блок «Дисциплины (модули)», в котором в качестве структурных единиц выделены базовая и вариативная части. В 2015 году институт перешел на работу по новым стандартам по следующим направлениям подготовки: 37.03.01 – «Психология», 49.04.01 – «Физическая культура», 44.04.01 – «Педагогическое образование», 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование», 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование». В соответствии с требованиями стандартов по указанным направлениям подготовки разработано учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включая учебные планы, рабочие программы и фонды оценочных средств. Отметим, что усилению практико-ориентированной направленности обучения способствовало внедрение комплекса инновационных образовательных технологий: кейс-технология (реализуется в контактной работе преподавателя со студентами и позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий, способствуя развитию необходимых компетенций, таких как умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.); технология дистанционного обучения (реализуется в информационной среде campus.mordgpi.ru на основе электронных учебно-методических комплексов дисциплин, заданий для самостоятельной работы, тест-тренажеров, электронных контрольно-измерительных материалов, электронных учебников и учебных пособий, а также электронной библиотеки); технология организации самостоятельной работы (реализуется путем создания индивидуальных рабочих мест для выполнения теоретических и практических работ; развития базы информационных ресурсов (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, доступ к Интернет-сайтам и др.) и разработки методических материалов (указания, руководства, практикумы и др.); системы мониторинговых мероприятий и академическое консультирование (при выборе индивидуальной образовательной траектории) и др.); технология сетевого взаимодействия (реализуется как система связей, позволяющих предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели образования, где осуществляется совместное использование ресурсов всех членов образовательной сети, а к участию в практической подготовке обучающихся привлекаются работодатели; отметим, что в 2015 году для проведения практики на базовых площадках были задействованы 517 учителей общеобразовательных организаций, 85 воспитателей дошкольных образовательных организаций, 22 педагога дополнительного образования, 28 логопедов, 10 психологов, 60 воспитателей и учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, 5 дефектологов). Технологическое обеспечение педагогической практики осуществляется посредством разработки и внедрения соответствующих программ, электронных пособий (например, «Учебно-методический комплекс производственной практики (педагогический аспект)», «Учебная практика в дошкольной образовательной организации» и др.). Все материалы подготовлены с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Расширение спектра деятельности структурных подразделений МБЦПО обеспечивает развитие непрерывного образования в регионе, что предполагает организацию внутрисистемного сетевого взаимодействия в целях усиления практико-ориентированности образовательного процесса, а также реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников системы образования республики. Так, в период проведения педагогической практики факультет среднего профессионального образования стал производственной площадкой для студентов всех факультетов института (в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья); НПЦ «Центр продленного дня» является базой для практической подготовки студентов, осваивающих образовательные программы по профилям «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Логопедия», «Психология»; в НИЛ и НПЦ института организуются преддипломные практики магистрантов, обучающихся по таким программам, как «Дефектологическое сопровождение субъектов образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования, «Практическая психология» и др.

Коллективами инновационных структурных подразделений института разработаны и реализуются более 150 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, например, «Педагогическое сопровождение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации», «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования» (НИЛ «Интегрированное обучение детей в современной системе образования»), «Технологии проектирования содержания и результатов основного общего образования в условиях ФГОС», «Современные образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы» (НОЦ «Гуманитарные науки и образование») и др. На курсах повышения квалификации широко применяются инновационные компоненты содержания программ, «инновационные технологии и методы обучения (проектирование и моделирование профессиональных проблемных ситуаций, деловые игры, рефлексивные ролевые игры, а также планирование и решение смоделированных профессиональных задач с использованием компонентов контроля и коррекции), элементы дистанционного и электронного обучения с помощью корпоративной системы Инфо-вуз» [6, с. 39]. Только за 2015 год обучение по программам повышения квалификации прошли 2 544 слушателя, по программам профессиональной переподготовки 134 педагога.

Реализация стратегии интернационализации высшего образования приводит к необходимости совершенствования академической мобильности (внутрироссийской и международной) субъектов образования. С этой целью в институте действует аспирантура и докторантура, которая имеет 24 специальности по 10 отраслям науки; работают два диссертационных совета; молодыми учеными изданы 2 393 статьи, завоеваны 485 медалей в конкурсных мероприятиях различного уровня. Важным показателем эффективности реализации мероприятий международной академической мобильности в вузе является обучение иностранных студентов (в настоящее время обучается 158 иностранных студентов из 16 стран мира), а также работа по их интеграции в культурно-образовательную среду региона. Укреплению имиджа МБЦПО за рубежом способствует реализация совместного с обществом «Финляндия – Россия» международного проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании». НОЦ «Гуманитарные науки и образование» совместно с Финляндией выполняется международный научно-исследовательский проект по теме «Современное финно-угроведение: актуальные проблемы и перспективы развития», результаты которого представлены на XII Всемирном конгрессе финно-угроведов (Финляндия, 2015 г.). Перспективной линией международного сотрудничества становится усиление научно-исследовательской составляющей международной деятельности, издание учебников и монографий совместно с зарубежными учеными (изданы 164 статьи в журналах, входящих в зарубежные базы данных, 19 монографий). Таким образом, эффективная инфраструктура международного сотрудничества позволяет вузу системно осуществлять международную деятельность, интегрируясь в европейское и мировое образовательное пространство.

В ходе исследования в рамках поставленных задач получены следующие результаты: развивается сетевое взаимодействие с организациями дошкольного, начального, общего, высшего образования; создается база научных, научно-методических, электронных ресурсов для инновационной, практико-ориентированной организации учебного процесса; увеличивается число образовательных услуг, расширяется спектр дополнительных образовательных программ для субъектов образования региона; создаются условия для реализации академической мобильности педагогов и обучающихся. Результаты деятельности МБЦПО обсуждались в рамках различных научно-практических мероприятий (Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», семинаре-совещании «Апробация новых модулей модернизированных основных профессиональных программ: результаты, проблемы, перспективы» и др.) и были высоко оценены педагогическим и научным сообществом (получены диплом Министерства образования и науки РФ за участие в проектах модернизации педагогического образования, диплом призера Всероссийского конкурса «Лучшая инновационная площадка Российской академии образования», диплом лауреата республиканского конкурса «Лучшие товары Мордовии» и др.).

Заключение

Таким образом, инновационная инфраструктура вуза включает более 30 структурных подразделений, которые обеспечивают развитие МБЦПО как базового центра педагогического образования не только в Республике Мордовия, но и в Приволжском федеральном округе. Это позволяет развивать сетевое взаимодействие с организациями образования различных уровней; разрабатывать научно-методическое оснащение инновационных образовательных процессов с учетом стратегических направлений модернизации педагогического образования; совершенствовать систему непрерывного образования в регионе; активизировать академическую мобильность (внутрироссийскую и международную) субъектов образования. Обобщение результатов деятельности инновационных структурных подразделений МБЦПО свидетельствует о ее значительном потенциале в поиске эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».