Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рябова Н.В. 1 Кулебякина М.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Обоснована необходимость развития педагогического вуза в условиях модернизации образования. Представлена инновационная инфраструктура вуза как базового центра образования в регионе, обеспечивающая практико-ориентированную подготовку будущих педагогов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения. Предпринята попытка совершенствования качества педагогического образования через решение следующих задач: становление и развитие сетевого взаимодействия с организациями системы образования; создание научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов в условиях Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО); расширение спектра образовательных услуг, представляемых структурными подразделениями МБЦПО для развития системы непрерывного образования в регионе; совершенствование академической мобильности (внутрироссийской и международной) субъектов образования.
инновационная инфраструктура
педагогический вуз
модернизация образования
подготовка будущего педагога
повышение качества
1. Егорова А.А. Экономическая теория об инновационном пути развития// Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 19. – С. 32–37.
2. Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2. – С. 9–12.
3. Кадакин В.В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3. – С. 93–97.
4. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 3. – С. 41–55.
5. Рябова Н.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как необходимое условие подготовки педагогических кадров // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3. – С. 107–111.
6. Шукшина Т.И. Профессиональная переподготовка педагогов дошкольного профиля в условиях нового законодательства в области образования / Т.И. Шукшина, О.И. Максимкина // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 2. – С. 37–41.

В условиях модернизации педагогического образования инновационная деятельность вуза является важнейшим инструментом его развития, одним из ключевых факторов повышения качества и конкурентоспособности образования. Системообразующим принципом инновационного типа развития является непрерывный, целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации новаций «на основе распространения научного метода познания на все сферы и формы жизнедеятельности общества» [1, с. 34]. В образовании инновационные процессы рассматриваются в «контексте его социальной обусловленности», что требует соответствия системы образования социальному заказу; предполагает социальную направленность и наличие у молодежи потребности в образовании [2, с. 9]. В настоящее время в системе высшего педагогического образования происходят активные инновационные процессы, связанные с обновлением содержания качества подготовки педагогических кадров; созданием «институциональных механизмов развития педагогического образования и профессиональной деятельности педагога» и др. [4, с. 53]. Формирование инновационной инфраструктуры является одной из главных задач развития Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, его преобразования в вуз инновационного типа. В настоящее время инновационная инфраструктура института включает МБЦПО, в состав которого помимо 9 факультетов и 28 кафедр входят следующие подразделения: 2 научно-образовательных центра (НОЦ), 16 научно-образовательных (НОЛ) и научно-исследовательских (НИЛ) лабораторий, 7 научно-практических центров (НПЦ), Научно-образовательный комплекс (НОК, в его составе 84 образовательные организации), Малая школьная академия (МША, которая объединяет 5 учебно-исследовательских школ), 2 малых инновационных предприятия (ООО «Новые возможности», ООО «Увлекательная реальность»), Центр молодежного инновационного творчества «Мир 3 D», Технопарк социогуманитарной направленности, Ассоциация «Молодежный центр информационных технологий».

Цель исследования. Инновационная деятельность МБЦПО в регионе направлена на разработку новых моделей подготовки студентов путем интеграции интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов различных образовательных структур и сообществ с целью повышения качества педагогического образования, способного эффективно выполнять социальный заказ, направленный на формирование культурно-продуктивного типа личности [2, с. 10]. Реализация указанной цели осуществляется путем решения следующих задач: становление и развитие сетевого взаимодействия с организациями системы образования; создание научно-методического обеспечения процесса педагогического образования в условиях МБЦПО; расширение спектра деятельности структурных подразделений МБЦПО для развития системы непрерывного образования; совершенствование академической мобильности (внутрироссийской и международной) субъектов образования.

Сетевое взаимодействие с организациями системы образования связано, прежде всего, с реализацией сетевых образовательных программ. С этой целью МБЦПО заключены договоры о сетевом взаимодействии с 10 ведущими российскими вузами (МПГУ, РГПУ имени А.И. Герцена, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, МГГУ имени М.А. Шолохова и др.) в рамках реализации проектов, «предусматривающих усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата и магистратуры» [3, с. 96]. В ходе сетевого взаимодействия педагогическим коллективом института разработаны и апробированы новые модули модернизированных профессиональных образовательных программ, например: «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с детьми разных категорий», «Проектирование и сценирование развивающих занятий в начальной школе», «Организация специального образования и инклюзивного обучения» и др. В процессе апробации освоение обучающимися трудовых функций и действий педагога осуществлялось за счёт новых практико-ориентированных форм организации учебной деятельности: создания электронного портфолио, организации проектной деятельности, выполнения компетентностно-ориентированных разноуровневых заданий, подготовки лабораторных и аналитических работ, выполнения научно-исследовательских работ на площадках базовых кафедр в общеобразовательных организациях (СОШ № 24 с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях № 20, 19, СОШ № 8, 27, 33, лицеях № 4, 7) и др. Участие вуза в указанных проектах позволило получить следующие результаты: расширить спектр формируемых компетенций обучающихся и изменить организацию образовательного процесса; разработать оценочные средства для проведения промежуточной и итоговой аттестации; создать программы встроенных рассредоточенных и долгосрочных практик, предусматривающих усложнение практико-ориентированных заданий; применить новые формы организации учебной работы студентов (например, критериальное и прогностическое оценивание, в том числе – реальных действий педагога, проектирование и проведение занятий с использованием ИКТ, а также сценирующих уроков и др.); создать проекты мультимедийного портфолио педагога; разработать систему рейтинговой оценки студента через привлечение супервизоров и др. Таким образом, сегодня МБЦПО активно развивает сетевое взаимодействие, отвечающее вызовам времени, определяющее тенденции развития системы образования в целом и способствующее удовлетворению потребностей каждого субъекта такого взаимодействия [5, с. 110].

В МБЦПО активно решаются проблемы научно-методического обеспечения образования, что осуществляется за счет внедрения новых учебных дисциплин; совершенствования учебно-методической работы; применения современных методов индивидуальной целевой подготовки и использования инновационных образовательных технологий и т.д. Реализации данного направления во многом способствует деятельность МБЦПО как экспериментальной площадки Российской академии образования. Ключевым направлением поисковых и опытно-экспериментальных исследований является разработка научно-методического обеспечения реализации модели практико-ориентированной подготовки педагога, направленного на совершенствование содержания, технологий, организационно-управленческих механизмов овладения обучающимися профессиональными компетенциями и трудовыми функциями. Данная работа осуществляется в ситуации введения Министерством образования и науки Российской Федерации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+). Инновационные требования данных документов могут быть представлены следующим образом: во-первых, подготовка бакалавров может осуществляться по двум программам (академический бакалавриат, ориентированный на овладение научно-исследовательским и педагогическим видами профессиональной деятельности и прикладной бакалавриат, характеризующийся практико-ориентированной направленностью подготовки будущих педагогов); во-вторых, педагогическое образование можно получить в сетевой форме (осуществляется объединение материально-технических, учебно-методических и кадровых ресурсов образовательных организаций разных уровней подготовки: высшего, общего, дополнительного); в-третьих, основная профессиональная образовательная программа содержит только один общий блок «Дисциплины (модули)», в котором в качестве структурных единиц выделены базовая и вариативная части. В 2015 году институт перешел на работу по новым стандартам по следующим направлениям подготовки: 37.03.01 – «Психология», 49.04.01 – «Физическая культура», 44.04.01 – «Педагогическое образование», 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование», 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование». В соответствии с требованиями стандартов по указанным направлениям подготовки разработано учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включая учебные планы, рабочие программы и фонды оценочных средств. Отметим, что усилению практико-ориентированной направленности обучения способствовало внедрение комплекса инновационных образовательных технологий: кейс-технология (реализуется в контактной работе преподавателя со студентами и позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий, способствуя развитию необходимых компетенций, таких как умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.); технология дистанционного обучения (реализуется в информационной среде campus.mordgpi.ru на основе электронных учебно-методических комплексов дисциплин, заданий для самостоятельной работы, тест-тренажеров, электронных контрольно-измерительных материалов, электронных учебников и учебных пособий, а также электронной библиотеки); технология организации самостоятельной работы (реализуется путем создания индивидуальных рабочих мест для выполнения теоретических и практических работ; развития базы информационных ресурсов (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, доступ к Интернет-сайтам и др.) и разработки методических материалов (указания, руководства, практикумы и др.); системы мониторинговых мероприятий и академическое консультирование (при выборе индивидуальной образовательной траектории) и др.); технология сетевого взаимодействия (реализуется как система связей, позволяющих предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели образования, где осуществляется совместное использование ресурсов всех членов образовательной сети, а к участию в практической подготовке обучающихся привлекаются работодатели; отметим, что в 2015 году для проведения практики на базовых площадках были задействованы 517 учителей общеобразовательных организаций, 85 воспитателей дошкольных образовательных организаций, 22 педагога дополнительного образования, 28 логопедов, 10 психологов, 60 воспитателей и учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, 5 дефектологов). Технологическое обеспечение педагогической практики осуществляется посредством разработки и внедрения соответствующих программ, электронных пособий (например, «Учебно-методический комплекс производственной практики (педагогический аспект)», «Учебная практика в дошкольной образовательной организации» и др.). Все материалы подготовлены с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Расширение спектра деятельности структурных подразделений МБЦПО обеспечивает развитие непрерывного образования в регионе, что предполагает организацию внутрисистемного сетевого взаимодействия в целях усиления практико-ориентированности образовательного процесса, а также реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников системы образования республики. Так, в период проведения педагогической практики факультет среднего профессионального образования стал производственной площадкой для студентов всех факультетов института (в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья); НПЦ «Центр продленного дня» является базой для практической подготовки студентов, осваивающих образовательные программы по профилям «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Логопедия», «Психология»; в НИЛ и НПЦ института организуются преддипломные практики магистрантов, обучающихся по таким программам, как «Дефектологическое сопровождение субъектов образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования, «Практическая психология» и др.

Коллективами инновационных структурных подразделений института разработаны и реализуются более 150 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, например, «Педагогическое сопровождение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации», «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования» (НИЛ «Интегрированное обучение детей в современной системе образования»), «Технологии проектирования содержания и результатов основного общего образования в условиях ФГОС», «Современные образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы» (НОЦ «Гуманитарные науки и образование») и др. На курсах повышения квалификации широко применяются инновационные компоненты содержания программ, «инновационные технологии и методы обучения (проектирование и моделирование профессиональных проблемных ситуаций, деловые игры, рефлексивные ролевые игры, а также планирование и решение смоделированных профессиональных задач с использованием компонентов контроля и коррекции), элементы дистанционного и электронного обучения с помощью корпоративной системы Инфо-вуз» [6, с. 39]. Только за 2015 год обучение по программам повышения квалификации прошли 2 544 слушателя, по программам профессиональной переподготовки 134 педагога.

Реализация стратегии интернационализации высшего образования приводит к необходимости совершенствования академической мобильности (внутрироссийской и международной) субъектов образования. С этой целью в институте действует аспирантура и докторантура, которая имеет 24 специальности по 10 отраслям науки; работают два диссертационных совета; молодыми учеными изданы 2 393 статьи, завоеваны 485 медалей в конкурсных мероприятиях различного уровня. Важным показателем эффективности реализации мероприятий международной академической мобильности в вузе является обучение иностранных студентов (в настоящее время обучается 158 иностранных студентов из 16 стран мира), а также работа по их интеграции в культурно-образовательную среду региона. Укреплению имиджа МБЦПО за рубежом способствует реализация совместного с обществом «Финляндия – Россия» международного проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании». НОЦ «Гуманитарные науки и образование» совместно с Финляндией выполняется международный научно-исследовательский проект по теме «Современное финно-угроведение: актуальные проблемы и перспективы развития», результаты которого представлены на XII Всемирном конгрессе финно-угроведов (Финляндия, 2015 г.). Перспективной линией международного сотрудничества становится усиление научно-исследовательской составляющей международной деятельности, издание учебников и монографий совместно с зарубежными учеными (изданы 164 статьи в журналах, входящих в зарубежные базы данных, 19 монографий). Таким образом, эффективная инфраструктура международного сотрудничества позволяет вузу системно осуществлять международную деятельность, интегрируясь в европейское и мировое образовательное пространство.

В ходе исследования в рамках поставленных задач получены следующие результаты: развивается сетевое взаимодействие с организациями дошкольного, начального, общего, высшего образования; создается база научных, научно-методических, электронных ресурсов для инновационной, практико-ориентированной организации учебного процесса; увеличивается число образовательных услуг, расширяется спектр дополнительных образовательных программ для субъектов образования региона; создаются условия для реализации академической мобильности педагогов и обучающихся. Результаты деятельности МБЦПО обсуждались в рамках различных научно-практических мероприятий (Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», семинаре-совещании «Апробация новых модулей модернизированных основных профессиональных программ: результаты, проблемы, перспективы» и др.) и были высоко оценены педагогическим и научным сообществом (получены диплом Министерства образования и науки РФ за участие в проектах модернизации педагогического образования, диплом призера Всероссийского конкурса «Лучшая инновационная площадка Российской академии образования», диплом лауреата республиканского конкурса «Лучшие товары Мордовии» и др.).

Заключение

Таким образом, инновационная инфраструктура вуза включает более 30 структурных подразделений, которые обеспечивают развитие МБЦПО как базового центра педагогического образования не только в Республике Мордовия, но и в Приволжском федеральном округе. Это позволяет развивать сетевое взаимодействие с организациями образования различных уровней; разрабатывать научно-методическое оснащение инновационных образовательных процессов с учетом стратегических направлений модернизации педагогического образования; совершенствовать систему непрерывного образования в регионе; активизировать академическую мобильность (внутрироссийскую и международную) субъектов образования. Обобщение результатов деятельности инновационных структурных подразделений МБЦПО свидетельствует о ее значительном потенциале в поиске эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2016 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».


Библиографическая ссылка

Рябова Н.В., Кулебякина М.Ю. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 193-197;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36006 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674