Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

PRECONDITIONS OF FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL WORK AMONG STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Korablina E.P. 1 Leushina E.A. 1
1 Gerzen State Pedagogical University of Russia
The article presents the results of empirical research of representations of belonging to psychological specialties students concerning the essence of psychological assistance, and also important professional and personal qualities of a practical psychologist. An adequate system of representations of the future profession is viewed as an essential prerequisite for the formation of psychological readiness for the implementation of the professional role and the further professionalization. After using the method of phenomenological analysis, it was shown that the predominant number of students has distorted and incorrect representations of the important qualities that should be possessed by an expert psychologist, as well as of the essence of the helping relations in general and particularly psychological care. Mythologizing of a professional psychologist image and lack of understanding of the essence of psychological assistance are the causes of the difficulties faced by students in mastering the skills of psychological conversation. Students’ conflicting representations of acceptable ways of emotional abreaction during the work contribute to the difficulty of formation of readiness for professional work among students-psychologists.
psychological readiness
professional work
students-psychologists

Одним из актуальных направлений современной психологии профессиональной деятельности является разработка технологий подготовки специалистов к новым условиям труда. Изменения, произошедшие в области экономики, политики, образования, здравоохранения, формируют новые социокультурные условия, в которых происходит переосмысление представлений о роли и месте человека в обществе [4]. Трансформированная среда предъявляет новые требования к субъектам профессиональной деятельности, смещая акцент на развитие готовности к осуществлению трудовой деятельности. За последние несколько десятилетий в отечественной и зарубежной психологии к изучению проблемы готовности к деятельности обращались многие исследователи. Накопленный в настоящее время обширный теоретический и практический материал отражает различные концепции, рассматривающие феномен психологической готовности к деятельности, факторов и условий ее формирования [3]. Безусловно, готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность выступают в неразрывном единстве, представляя собой целостное качество субъекта. Выделение понятия готовности позволяет ограничить предмет изучения ценностно-смысловыми, мотивационно-волевыми, индивидуально-личностными свойствами индивида, оставляя тем самым сферу теоретических знаний, навыков и умений за границами исследовательских задач. Обобщая имеющиеся в литературе данные, можно сделать вывод о том, что психологическую готовность необходимо рассматривать по-разному, в зависимости от того или иного вида деятельности (в том числе и профессиональной) [1, 7]. Профессиональная деятельность специалистов-психологов имеет ряд специфических особенностей, предъявляя к личности специалиста особые требования. От психологической готовности во многом зависит качество результата труда, поскольку работа психолога-консультанта осуществляется в системе «человек – человек» [2]. Из чего следует, что при подготовке студентов формирование их психологической готовности является одной из приоритетных задач современного психологического образования.

Под психологической готовностью к профессиональной деятельности принято понимать в первую очередь субъективное состояние личности, которая считает себя готовой осуществлять профессиональные задачи в специфических профессиональных условиях. Принято разделять понятия «способность» и «готовность» к осуществлению деятельности. В данном исследовании рассматриваются именно аспекты готовности к осуществлению профессиональной деятельности, что подразумевает отсутствие акцента на знаниях, умениях и навыках: фокус внимания направлен на изучение образа специалиста-психолога, а также образа своего профессионального будущего у студентов-психологов с целью совершенствования системы подготовки специалистов помогающих профессий. Подход, в котором формирование психологической готовности является важнейшим аспектом подготовки специалистов в области психологии, отражает новый уровень современного высшего образования. В процессе обучения студенты-психологи усваивают эталоны, нормы, идеалы, стандарты, этические принципы оказания психологической помощи, на основе которых у них вырабатываются собственные представления, регулирующие в дальнейшем их профессиональную деятельность. Следовательно, формирование целостного, адекватного представления о важных качествах профессионального психолога, а также о сути психологической помощи является одной из наиболее важных задач при развитии готовности к осуществлению своей профессиональной роли.

Материалы и методы исследования

В проведенном нами исследовании приняли участие 62 студента-психолога 2–4 курсов в возрасте от 18 до 27 лет, из которых 19 человек юноши и 43 – девушки. Респондентами были написаны эссе на несколько следующих тем: «Что главное в работе психолога?», «Что мне нужно, чтобы начать работать по профессии?», «Мои профессиональные страхи», «Как добиться реализации этических принципов в своей профессиональной деятельности?», «Как добиться оказания качественной психологической помощи?». Выбранные темы эссе позволяют получить информацию об особенностях прохождения студентами-психологами всех этапов специальной процессуально-профессиональной подготовки [4], наиболее важными из которой являются следующие аспекты:

  • степень осознанности своих возможностей выполнения профессиональной роли практикующего психолога;
  • представления о ценностных и содержательных аспектах профессиональной деятельности;
  • представления о значении диалогического общения в процессе оказания психологической помощи;
  • уровень сформированности навыков решения профессиональных задач, отражающий профессиональную компетентность;
  • представления об индивидуальном стиле профессиональной деятельности и определение векторов самосовершенствования в профессии.

При интерпретации полученных данных был применен феноменологический анализ как качественный метод исследования [8]. Выбранный феноменологический метод исследования позволяет наиболее глубоко исследовать представления учащихся психологического факультета о сущности профессиональной деятельности практикующего психолога, о трудностях и препятствиях, стоящих на его пути посредством изучения субъективных переживаний в отношении осуществления своей профессиональной роли в будущем. Ранее было показано, что феноменологический образ профессиональной роли может служить важным звеном в самоидентификации студентов с будущей профессией, что в свою очередь способствует становлению психологической готовности.

Анализ субъективно переживаемого опыта осуществлялся в три этапа: сбор текстовых данных на заданные тематики; выделение важнейших тематических кругов (смысловых блоков); обобщение в виде полного описания психологических характеристик субъективных значений опыта. Для более глубокого понимания того, как студенты видят образ специалиста-психолога, были выделены следующие параметры: потребности, планы, смыслы, ожидания и т.д. [4]

Результаты исследования и их обсуждение

Вследствие аффинитивного группирования письменных ответов [5] всех респондентов были выделены основные тематические блоки: «Мифологизация образа специалиста-психолога», «Важнейший инструмент – диалог», «Эмоциональный отклик», «Вторичная профориентация».

Блок «Мифологизация образа специалиста-психолога». Описания респондентами специалиста-психолога изобилуют качествами, которые на практике выполнить не представляется возможным: «психолог должен уметь находить подход к абсолютно каждому клиенту»; «нужно все время сохранять хладнокровность и трезвость ума, ведь любое лишнее слово может усугубить ситуацию; нельзя давать волю эмоциям и устанавливать близкий контакт», «у психолога нет права на ошибку», «психолог должен побороть все свои страхи»; «если выбираешь такую профессию, то уже не будет времени на воспитание детей» и т.д. Практические занятия в рамках курса «Основы психологического консультирования» с участием респондентов делают очевидными высокую замотивированность студентов отвечать приведенным требованиям к личностным качествам психолога. Однако невозможность соответствовать описанным качествам на практике порождает у студентов-психологов реакцию напряжения и тревоги. Представляется целесообразным в будущем более разносторонне изучить представления студентов о важных качествах и паттернах поведения специалиста-психолога с целью формирования у них адекватного портрета «профессионального психолога».

Возможно, причиной такой мифологизации образа психолога-консультанта является недостаточный опыт взаимодействия с практикующими специалистами

Блок «Важнейший инструмент – диалог». В эссе студенты часто отмечают важность умения верно слышать клиента и задавать правильные вопросы, что кажется им важнейшим навыком, которым необходимо овладеть психологу-консультанту. Однако построение консультационного диалога в формате обучающего процесса дается преимущественному количеству студентов с большим трудом. Обобщение выделенных смысловых фрагментов позволяет предположить, что трудности построения диалога с клиентом базируются на представлении о том, что «профессиональный психолог может понять суть проблемы за очень короткий срок, а если задавать много уточняющих вопросов, то сочтут некомпетентным». Упомянутая ранее реакция тревоги и напряжения, возникающая вследствие желания соответствовать «требованиям» к личностным и профессиональным качествам консультирующего специалиста, переносит акцент внимания студента-психолога на собственные переживания, отвлекая тем самым от излагаемой клиентом информации. Таким образом, трудности построения диалога проистекают не сколько из необходимости улучшения коммуникативных навыков у обучающихся, сколько из некорректных представлений об образе психолога и помогающих отношениях в целом.

Блок «Эмоциональный отклик». Феноменологический анализ полученных текстов позволил разделить представления студентов-психологов о характере необходимой эмоциональной саморегуляции в процессе осуществления профессиональной деятельности на две группы: в первом случае, обучающие полагают, что специалист должен «уметь справляться со своими чувствами, оставляя разум холодным», а иначе вероятно возникновение «эмоциональных срывов». Во втором случае подчеркивается необходимость установления эмоционального контакта, основанного на способности к эмпатии у психолога-консультанта. Общим для обеих групп студентов является то, что, по отзывам обучающихся, на данный момент они не располагают знаниями о способах и методах эмоциональной саморегуляции, а также о приемлемых вариантах эмоционального отреагирования в процессе оказания психологической помощи, что в свою очередь является еще одним поводом для возникновения реакции напряжения.

Подобные затруднения, на наш взгляд, являются отражением непонимания сущности психологической помощи: не вызывает сомнения тот факт, что психологу необходимо постоянно в процессе работы рефлексировать свои собственные эмоции, их влияние на поведение клиента и влияние поведения клиента на возникновение этих эмоциональных реакций. Такая рефлексия представляет собой источник важной и ценной информации наряду с тонким анализом эмоциональных переживаний самого клиента. Преимущественное количество опрошенных студентов полагают, что возникающие у психолога-консультанта эмоциональные реакции в отношении клиента, того, что он говорит, есть фактор, мешающий эффективно выполнять поставленные профессиональные задачи. Важным аспектом формирования готовности студентов к оказанию психологической помощи является развитие понимания, что консультационный процесс есть отрезок реальной жизни, а не искусственно созданное взаимодействие: естественный характер психологического контакта подразумевает под собой искреннее проявление эмоциональных реакций и со стороны специалиста в том числе, и лишь такая эмоциональная открытость позволит ему адекватно воспринять и эмпатично вчувствоваться в переживания клиента.

Кроме того, из ответов респондентов следует, что одним из доминирующих мотивов выбора профессии выступает потребность в получении самим студентом психологической помощи. Осознавая наличия собственных психологических трудностей, студенты-психологи сталкиваются со страхом, что их эмоциональные реакции могут быть восприняты клиентом как неадекватные и продемонстрируют наличие проблем у самого специалиста. Таким образом, может создаться неблагоприятный имидж психолога-консультанта, и сдерживание своих эмоциональных реакций в процессе оказания психологической помощи, предположительно, представляется одним из способов избегания подобной ситуации.

Блок «Вторичная профориентация». Преимущественное количество опрошенных студентов отмечают наличие трудностей при выборе направления профессионального пути, что связывается с недостаточностью представлений о возможных направлениях работы практикующего психолога. На наш взгляд, произошедшие за последние годы обширные и динамичные изменения в сфере экономики, политики, образования и культуры диктуют необходимость ознакомления с новыми содержательными и формальными характеристиками важнейших социальных институтов. В настоящее время становление и дальнейшее развитие личности происходит в новых, измененных условиях, знания о которых являют собой важнейший аспект профессиональной подготовки студентов-психологов. Игнорирование необходимости ознакомления с подобными знаниями приводит к отрыву получаемой теоретической подготовки от условий реальной практической деятельности психолога-консультанта. Представляется интересным, что на подобную ограниченность представлений склонны ссылаться не только студенты начальных курсов, но и студенты-выпускники. Описанный факт обосновывает целесообразность внедрения такого тематического направления, как «Ориентация психолога в современном социокультурном пространстве» в содержание курса «Введение в профессиональную деятельность», которое поможет ознакомиться со спектром имеющихся возможностей работы в различных сферах деятельности человека. В исследуемых эссе имеются многочисленные указания на то, что выбор профессии осуществлялся респондентами при опоре на мифологизированный образ специалиста-психолога. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость расширения представлений студентов психологических специальностей о возможных направлениях трудовой деятельности, о приложении полученных знаний при построении профессионального пути.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о невысокой степени осознанности и дифференцированности представлений о сформированности своих возможностей выполнения профессиональных задач. Именно искажение представлений о содержательных аспектах деятельности психолога-консультанта является одной из наиболее существенных причин трудностей при формировании готовности к осуществлению профессиональной деятельности у студентов-психологов. Несмотря на понимание важности и значимости диалогического общения при оказании психологической помощи, освоению навыка ведения беседы препятствует сформированный мифологизированный образ практикующего специалиста, его значимых личностных и профессиональных качеств, а также непонимание сущности психологического контакта. Можно предположить, что невысокая оценка учащимися своих навыков решения профессиональных задач имеет в основании, скорее, не недостаточность теоретических знаний, а несформированность именно психологической готовности.

Как было показано, становление студентов-психологов в качестве профессионалов идет через преодоление противоречивых представлений о важных личных и профессиональных качествах психолога-консультанта, о его возможностях эмоционального отреагирования в процессе консультационной работы. Корректное педагогическое сопровождение во время обучения открывает в подобной ситуации конфликта новые возможности для преодоления профессиональных страхов [6]. Именно искаженные представления о сущности психологической работы, о важных качествах практикующего психолога лежат в основе затруднений при формировании готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Формирование способности свободно реагировать на возникающие ситуации в процессе осуществления профессиональной деятельности, развитие умения адаптироваться к новым условиям социокультурной среды, а также ориентация в этих условиях являют собой важнейшие факторы становления готовности к оказанию психологической помощи.