Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Кораблина Е.П. 1 Леушина Е.А. 1
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
В статье представлены материалы эмпирического исследования представлений студентов психологических специальностей о сущности психологической помощи, а также о важных профессиональных и личных качествах практикующего психолога. Адекватная система представлений о будущей профессии рассматривается как важнейшая предпосылка формирования психологической готовности к осуществлению профессиональной роли и дальнейшей профессионализации. При использовании метода феноменологического анализа было показано, что у преимущественного количества студентов имеются искаженные и некорректные представления о значимых качествах, которыми должен обладать специалист-психолог, а также о сути помогающих отношений в целом и психологической помощи в частности. Именно мифологизация образа профессионального психолога и непонимание сущности психологической помощи является причиной сложностей, с которыми сталкиваются студенты при овладении навыками психологической беседы. Противоречивые представления студентов о приемлемых способах эмоционального отреагирования в процессе работы способствуют затруднению формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов.
психологическая готовность
профессиональная деятельность
студенты-психологи
1. Бозаджиев В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 98–99.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
3. Кораблина Е.П. Готовность к психологической помощи: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 86 с.
4. Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: автореф. дис. ... канд. психол. наук (19.00.03). – СПб., 2006. – 43 с.
5. Кораблина Е.П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 23 с.
6. Кораблина Е.П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – С. 31.
7. Плешакова О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника // Вестник Башкирского университета. Раздел: Педагогика и психология. – 2007. – Т. 12. – № 3. – С. 200–203.
8. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – № 1. – С. 130–150.

Одним из актуальных направлений современной психологии профессиональной деятельности является разработка технологий подготовки специалистов к новым условиям труда. Изменения, произошедшие в области экономики, политики, образования, здравоохранения, формируют новые социокультурные условия, в которых происходит переосмысление представлений о роли и месте человека в обществе [4]. Трансформированная среда предъявляет новые требования к субъектам профессиональной деятельности, смещая акцент на развитие готовности к осуществлению трудовой деятельности. За последние несколько десятилетий в отечественной и зарубежной психологии к изучению проблемы готовности к деятельности обращались многие исследователи. Накопленный в настоящее время обширный теоретический и практический материал отражает различные концепции, рассматривающие феномен психологической готовности к деятельности, факторов и условий ее формирования [3]. Безусловно, готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность выступают в неразрывном единстве, представляя собой целостное качество субъекта. Выделение понятия готовности позволяет ограничить предмет изучения ценностно-смысловыми, мотивационно-волевыми, индивидуально-личностными свойствами индивида, оставляя тем самым сферу теоретических знаний, навыков и умений за границами исследовательских задач. Обобщая имеющиеся в литературе данные, можно сделать вывод о том, что психологическую готовность необходимо рассматривать по-разному, в зависимости от того или иного вида деятельности (в том числе и профессиональной) [1, 7]. Профессиональная деятельность специалистов-психологов имеет ряд специфических особенностей, предъявляя к личности специалиста особые требования. От психологической готовности во многом зависит качество результата труда, поскольку работа психолога-консультанта осуществляется в системе «человек – человек» [2]. Из чего следует, что при подготовке студентов формирование их психологической готовности является одной из приоритетных задач современного психологического образования.

Под психологической готовностью к профессиональной деятельности принято понимать в первую очередь субъективное состояние личности, которая считает себя готовой осуществлять профессиональные задачи в специфических профессиональных условиях. Принято разделять понятия «способность» и «готовность» к осуществлению деятельности. В данном исследовании рассматриваются именно аспекты готовности к осуществлению профессиональной деятельности, что подразумевает отсутствие акцента на знаниях, умениях и навыках: фокус внимания направлен на изучение образа специалиста-психолога, а также образа своего профессионального будущего у студентов-психологов с целью совершенствования системы подготовки специалистов помогающих профессий. Подход, в котором формирование психологической готовности является важнейшим аспектом подготовки специалистов в области психологии, отражает новый уровень современного высшего образования. В процессе обучения студенты-психологи усваивают эталоны, нормы, идеалы, стандарты, этические принципы оказания психологической помощи, на основе которых у них вырабатываются собственные представления, регулирующие в дальнейшем их профессиональную деятельность. Следовательно, формирование целостного, адекватного представления о важных качествах профессионального психолога, а также о сути психологической помощи является одной из наиболее важных задач при развитии готовности к осуществлению своей профессиональной роли.

Материалы и методы исследования

В проведенном нами исследовании приняли участие 62 студента-психолога 2–4 курсов в возрасте от 18 до 27 лет, из которых 19 человек юноши и 43 – девушки. Респондентами были написаны эссе на несколько следующих тем: «Что главное в работе психолога?», «Что мне нужно, чтобы начать работать по профессии?», «Мои профессиональные страхи», «Как добиться реализации этических принципов в своей профессиональной деятельности?», «Как добиться оказания качественной психологической помощи?». Выбранные темы эссе позволяют получить информацию об особенностях прохождения студентами-психологами всех этапов специальной процессуально-профессиональной подготовки [4], наиболее важными из которой являются следующие аспекты:

  • степень осознанности своих возможностей выполнения профессиональной роли практикующего психолога;
  • представления о ценностных и содержательных аспектах профессиональной деятельности;
  • представления о значении диалогического общения в процессе оказания психологической помощи;
  • уровень сформированности навыков решения профессиональных задач, отражающий профессиональную компетентность;
  • представления об индивидуальном стиле профессиональной деятельности и определение векторов самосовершенствования в профессии.

При интерпретации полученных данных был применен феноменологический анализ как качественный метод исследования [8]. Выбранный феноменологический метод исследования позволяет наиболее глубоко исследовать представления учащихся психологического факультета о сущности профессиональной деятельности практикующего психолога, о трудностях и препятствиях, стоящих на его пути посредством изучения субъективных переживаний в отношении осуществления своей профессиональной роли в будущем. Ранее было показано, что феноменологический образ профессиональной роли может служить важным звеном в самоидентификации студентов с будущей профессией, что в свою очередь способствует становлению психологической готовности.

Анализ субъективно переживаемого опыта осуществлялся в три этапа: сбор текстовых данных на заданные тематики; выделение важнейших тематических кругов (смысловых блоков); обобщение в виде полного описания психологических характеристик субъективных значений опыта. Для более глубокого понимания того, как студенты видят образ специалиста-психолога, были выделены следующие параметры: потребности, планы, смыслы, ожидания и т.д. [4]

Результаты исследования и их обсуждение

Вследствие аффинитивного группирования письменных ответов [5] всех респондентов были выделены основные тематические блоки: «Мифологизация образа специалиста-психолога», «Важнейший инструмент – диалог», «Эмоциональный отклик», «Вторичная профориентация».

Блок «Мифологизация образа специалиста-психолога». Описания респондентами специалиста-психолога изобилуют качествами, которые на практике выполнить не представляется возможным: «психолог должен уметь находить подход к абсолютно каждому клиенту»; «нужно все время сохранять хладнокровность и трезвость ума, ведь любое лишнее слово может усугубить ситуацию; нельзя давать волю эмоциям и устанавливать близкий контакт», «у психолога нет права на ошибку», «психолог должен побороть все свои страхи»; «если выбираешь такую профессию, то уже не будет времени на воспитание детей» и т.д. Практические занятия в рамках курса «Основы психологического консультирования» с участием респондентов делают очевидными высокую замотивированность студентов отвечать приведенным требованиям к личностным качествам психолога. Однако невозможность соответствовать описанным качествам на практике порождает у студентов-психологов реакцию напряжения и тревоги. Представляется целесообразным в будущем более разносторонне изучить представления студентов о важных качествах и паттернах поведения специалиста-психолога с целью формирования у них адекватного портрета «профессионального психолога».

Возможно, причиной такой мифологизации образа психолога-консультанта является недостаточный опыт взаимодействия с практикующими специалистами

Блок «Важнейший инструмент – диалог». В эссе студенты часто отмечают важность умения верно слышать клиента и задавать правильные вопросы, что кажется им важнейшим навыком, которым необходимо овладеть психологу-консультанту. Однако построение консультационного диалога в формате обучающего процесса дается преимущественному количеству студентов с большим трудом. Обобщение выделенных смысловых фрагментов позволяет предположить, что трудности построения диалога с клиентом базируются на представлении о том, что «профессиональный психолог может понять суть проблемы за очень короткий срок, а если задавать много уточняющих вопросов, то сочтут некомпетентным». Упомянутая ранее реакция тревоги и напряжения, возникающая вследствие желания соответствовать «требованиям» к личностным и профессиональным качествам консультирующего специалиста, переносит акцент внимания студента-психолога на собственные переживания, отвлекая тем самым от излагаемой клиентом информации. Таким образом, трудности построения диалога проистекают не сколько из необходимости улучшения коммуникативных навыков у обучающихся, сколько из некорректных представлений об образе психолога и помогающих отношениях в целом.

Блок «Эмоциональный отклик». Феноменологический анализ полученных текстов позволил разделить представления студентов-психологов о характере необходимой эмоциональной саморегуляции в процессе осуществления профессиональной деятельности на две группы: в первом случае, обучающие полагают, что специалист должен «уметь справляться со своими чувствами, оставляя разум холодным», а иначе вероятно возникновение «эмоциональных срывов». Во втором случае подчеркивается необходимость установления эмоционального контакта, основанного на способности к эмпатии у психолога-консультанта. Общим для обеих групп студентов является то, что, по отзывам обучающихся, на данный момент они не располагают знаниями о способах и методах эмоциональной саморегуляции, а также о приемлемых вариантах эмоционального отреагирования в процессе оказания психологической помощи, что в свою очередь является еще одним поводом для возникновения реакции напряжения.

Подобные затруднения, на наш взгляд, являются отражением непонимания сущности психологической помощи: не вызывает сомнения тот факт, что психологу необходимо постоянно в процессе работы рефлексировать свои собственные эмоции, их влияние на поведение клиента и влияние поведения клиента на возникновение этих эмоциональных реакций. Такая рефлексия представляет собой источник важной и ценной информации наряду с тонким анализом эмоциональных переживаний самого клиента. Преимущественное количество опрошенных студентов полагают, что возникающие у психолога-консультанта эмоциональные реакции в отношении клиента, того, что он говорит, есть фактор, мешающий эффективно выполнять поставленные профессиональные задачи. Важным аспектом формирования готовности студентов к оказанию психологической помощи является развитие понимания, что консультационный процесс есть отрезок реальной жизни, а не искусственно созданное взаимодействие: естественный характер психологического контакта подразумевает под собой искреннее проявление эмоциональных реакций и со стороны специалиста в том числе, и лишь такая эмоциональная открытость позволит ему адекватно воспринять и эмпатично вчувствоваться в переживания клиента.

Кроме того, из ответов респондентов следует, что одним из доминирующих мотивов выбора профессии выступает потребность в получении самим студентом психологической помощи. Осознавая наличия собственных психологических трудностей, студенты-психологи сталкиваются со страхом, что их эмоциональные реакции могут быть восприняты клиентом как неадекватные и продемонстрируют наличие проблем у самого специалиста. Таким образом, может создаться неблагоприятный имидж психолога-консультанта, и сдерживание своих эмоциональных реакций в процессе оказания психологической помощи, предположительно, представляется одним из способов избегания подобной ситуации.

Блок «Вторичная профориентация». Преимущественное количество опрошенных студентов отмечают наличие трудностей при выборе направления профессионального пути, что связывается с недостаточностью представлений о возможных направлениях работы практикующего психолога. На наш взгляд, произошедшие за последние годы обширные и динамичные изменения в сфере экономики, политики, образования и культуры диктуют необходимость ознакомления с новыми содержательными и формальными характеристиками важнейших социальных институтов. В настоящее время становление и дальнейшее развитие личности происходит в новых, измененных условиях, знания о которых являют собой важнейший аспект профессиональной подготовки студентов-психологов. Игнорирование необходимости ознакомления с подобными знаниями приводит к отрыву получаемой теоретической подготовки от условий реальной практической деятельности психолога-консультанта. Представляется интересным, что на подобную ограниченность представлений склонны ссылаться не только студенты начальных курсов, но и студенты-выпускники. Описанный факт обосновывает целесообразность внедрения такого тематического направления, как «Ориентация психолога в современном социокультурном пространстве» в содержание курса «Введение в профессиональную деятельность», которое поможет ознакомиться со спектром имеющихся возможностей работы в различных сферах деятельности человека. В исследуемых эссе имеются многочисленные указания на то, что выбор профессии осуществлялся респондентами при опоре на мифологизированный образ специалиста-психолога. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость расширения представлений студентов психологических специальностей о возможных направлениях трудовой деятельности, о приложении полученных знаний при построении профессионального пути.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о невысокой степени осознанности и дифференцированности представлений о сформированности своих возможностей выполнения профессиональных задач. Именно искажение представлений о содержательных аспектах деятельности психолога-консультанта является одной из наиболее существенных причин трудностей при формировании готовности к осуществлению профессиональной деятельности у студентов-психологов. Несмотря на понимание важности и значимости диалогического общения при оказании психологической помощи, освоению навыка ведения беседы препятствует сформированный мифологизированный образ практикующего специалиста, его значимых личностных и профессиональных качеств, а также непонимание сущности психологического контакта. Можно предположить, что невысокая оценка учащимися своих навыков решения профессиональных задач имеет в основании, скорее, не недостаточность теоретических знаний, а несформированность именно психологической готовности.

Как было показано, становление студентов-психологов в качестве профессионалов идет через преодоление противоречивых представлений о важных личных и профессиональных качествах психолога-консультанта, о его возможностях эмоционального отреагирования в процессе консультационной работы. Корректное педагогическое сопровождение во время обучения открывает в подобной ситуации конфликта новые возможности для преодоления профессиональных страхов [6]. Именно искаженные представления о сущности психологической работы, о важных качествах практикующего психолога лежат в основе затруднений при формировании готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Формирование способности свободно реагировать на возникающие ситуации в процессе осуществления профессиональной деятельности, развитие умения адаптироваться к новым условиям социокультурной среды, а также ориентация в этих условиях являют собой важнейшие факторы становления готовности к оказанию психологической помощи.


Библиографическая ссылка

Кораблина Е.П., Леушина Е.А. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 150-153;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35997 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674