Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL AND SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL FORMATION IN THE COURSE OF TRAINING IN TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Goncharov V.N. 1 Lysenko V.V. 2 Makeenko I.P. 2
1 The North Caucasian Federal University
2 Institute of technology of service (branch) Don State Technical University
In article search of ways of a povyksheniye of effective management of professional formation of youth in the highest technical educational institution is investigated. The changes happening in the Russian society, impose increased requirements to system of professional education, not an exception and the highest technical educational institutions. Annually the curriculum becomes complicated, new subject matters are added, and, therefore, the academic load amplifies that demands the increasing mobilization of activity of the student, hyperactivity, an initiative, independence already from the moment of receipt him in educational institution and the first course. The success of formation of the expert in the highest technical educational institution, according to authors, substantially depends on process socially – psychological adaptation of students. Socially – personal problems especially are particularly acute on the first year of training. Students get acquainted, recognize each other, learn to communicate among themselves, considering peculiar to everyone individually – personal features, as well as with teaching collective which has the individually – psychological features other than pedagogical staff of educational institution.
psychological adaptation
personality
interpersonal relations
informative values
professional development

В настоящее время проблеме социально-психологической адаптации посвящено достаточно много научных трудов. Эффективность адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении является одним из основополагающих средств оптимизации профессионального обучения [7].

Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в общеобразовательных учреждениях, «характеризующихся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей» [17], и семье в следующих направлениях: психолого-педагогическая подготовка к труду и помощь молодому человеку в выборе профессии.

Профессиональное обучение представляет собой «традиционный процесс усвоения некоего стабильного набора профессиональных знаний, умений и навыков» [9], формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности, формируемых на основе ценностных ориентаций, которые «являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности» [10], кроме этого обучение рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося, при активной позиции деятельности самого обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами их приобретения, значимость которых «определяется системой научного мировоззрения, научно осознанными социальными целями общества» [8], «что способствует созданию новых направлений научного поиска» [4].

Успешность социально-психологической адаптации студентов мотивирует познавательную активность, повышает работоспособность студентов, предупреждает отсев студенческого контингента, способствует более полному представлению о будущей профессии, во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Важнейшей задачей профессионального образования является формирование личности будущего специалиста. Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности как составной части современной цивилизации [16], с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества, представляющего собой «сложное взаимодействие различных видов социальной коммуникации» [2]. В поддержание выполнения главной цели педагогического процесса необходимо внедрение психологического сопровождения, так как именно оно включает в себя систему психологических мероприятий, направленную на создание социально-психологических условий труда студента, способствующие успешности обучения и гармоничного развития личности, в основе которого «устойчивость общественного развития» [13], позволяющая «сохранять и воспроизводить социобиологическую среду обитания человечества» [14].

К системе мероприятий психолого-педагогического сопровождения относится: отслеживание динамики психологического развития личности студента, оценка его профессиональной компетенции, развитие личностных качеств и творческого потенциала, овладение методами и приемами саморегуляции, помощь и содействие в решении возникающих проблем общения, обучение навыкам самопознания, самоанализа, а также использование знаний своих психологических особенностей для успешного обучения и личностного развития, где «особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [12].

Социально-психологическая адаптация, являясь одним из важных факторов эффективности начального этапа профессионального обучения студентов, существенно определяется условиями организации учебной деятельности. В связи с этим исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения труда студентов технических высших учебных заведений в процессе социально-психологической адаптации приобретают особую актуальность.

В студенческом возрасте происходят важные преобразования межличностных отношений [15], «которые создают и многократно воспроизводят исторически обусловленную модель общественных отношений» [3]. Они, характеризующиеся тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлективностью, становятся источником эмоциональных переживаний. В данном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.

Эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования [18]. В учебной деятельности адаптация связана с овладением методами познавательности, ориентацией в познавательных ценностях.

Абитуриенты технических вузов считают себя менее информированными о выбранной специальности, чем желающие поступить в университеты, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и творческие вузы, и часто не в состоянии оценить собственные способности к инженерно-технической деятельности.

Интерес к будущей профессии – явно недостаточная основа профессионального самоопределения, что подтверждается неуверенностью студентов в правильности совершенного выбора: немного больше половины студентов повторили бы свой выбор, если бы вновь стояли перед ним.

Современный студент вуза – это в первую очередь молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса – вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении.

В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.

За годы обучения в «определенной, фиксирующей этот мир структуре… сознании» [1], планах и поведении будущего молодого специалиста происходят изменения. Возрастает роль духовных регуляторов поведения, на формирование которых существенное влияние оказывают «различные системы деятельности в области культуры и искусств» [11], усиливается значение таких факторов, как ориентация на предстоящую профессиональную деятельность, удовлетворенность ее выбором, отношение к учебе. Жизненные планы и их мотивация становятся более сходными, направленными на использование способностей и полученных знаний в работе по специальности. Так, около половины выпускников общеобразовательных учреждений при выборе профессии обязательно учитывают свои способности, а среди студентов – три четверти опрошенных. Это наиболее существенный сдвиг в структуре мотивов, который произошел за время обучения в высшем учебном заведении. Основная функция высшего образования – профессиональная подготовка – становится наиболее значимой для молодежи лишь после окончания вуза.

Таким образом, структура мотивов выбора технического вуза, в которой преобладает пассивный интерес к специальности, за годы обучения в высшем учебном заведении мало изменяется и не является благоприятной основой успешного профессионального становления будущих специалистов.

Изучение мотивационно-потребностной структуры личности студента технического вуза и собственные многолетние психолого-педагогические наблюдения за их поведением в условиях аудиторных занятий, самостоятельной работы, досуга позволяют представить профессиональное становление молодежи в высшем учебном заведении в виде последовательного прохождения следующих трех этапов: переходного (1–2 семестры), накопительного (3–6 семестры), определяющего (7–8 семестры).

На первом этапе происходит включение индивида в вузовский учебный процесс и вхождение в новый коллектив. В этот период осуществляется ломка старого, школьного стереотипа поведения и вырабатывается новый, студенческий (поэтому он называется переходным). Стремлению удержаться в высшем учебном заведении сопутствует потребность завоевать в учебной группе высокий статус, проявить себя наилучшим образом. Эти заботы как бы отодвигают перспективу инженерной деятельности на дальний план, тем более что на первых трех семестрах изучаются общеобразовательные и общеинженерные дисциплины, которым студенты мало придают значения в связи с будущей профессиональной деятельностью. Неглубокие, поверхностные знания о профессии в это время почти не пополняются (третья часть студентов за время 1–2 семестров не узнали ничего нового о содержании своей будущей работы, третья часть – о деловых качествах, необходимых инженеру, более двух третьих – о перспективах служебного продвижения).

Перспектива длительного обучения (впереди еще почти три года тяжелого учебного труда), разочарования в студенческой жизни, нечеткое представление особенностей профессии (кое-какая информация поступает, но с трудом увязывается с личными представлениями) – все это является источником наблюдаемых в втором семестре самых низких за все четыре года обучения объективных (успеваемости) и субъективных (удовлетворенности выбором профессии, учебой в институте, взаимоотношениями в группе) показателей деятельности студентов.

В отличие от переходного, для второго, накопительного этапа характерно постепенное повышение объективных и субъективных показателей деятельности студентов. Это связано в первую очередь с получением субъективно новой информации об инженерной профессии и приобщением к элементам инженерной деятельности в период изучения общеинженерных и специальных дисциплин в третьем семестре.

Диалектика профессионального развития, обеспечивающая улучшение объективных и субъективных показателей деятельности студентов при этом такова: в процессе познания активизируется интерес индивида к профессии, который в свою очередь стимулирует дальнейшее приобретение знаний и представлений о ней.

Эффективному профессиональному развитию на данном этапе, как показывают исследования, в наибольшей мере способствуют лабораторные работы и курсовые проекты, в ходе выполнения которых студенты получают возможность решать конкретные инженерные задачи. Такие формы учебно-воспитательной работы способствуют развитию активного профессионального интереса, а также позволяют проверить способность к инженерной деятельности, что представляет для студентов, как мы уже убедились, рассматривая мотивационно-потребностную структуру их личности, большую ценность. Не случайно и сами студенты дают высокую оценку лабораторным работам и курсовым проектам [5].

На втором этапе проводится также ознакомительная производственная практика, в ходе которой будущие инженеры получают информацию, необходимую для оценки состояния собственного профессионального развития и постановки перед собой новых задач в этом направлении. Для накопительного этапа характерна реалистическая оценка испытуемыми коллектива своей академической группы. В целом, подводя итоги профессионального развития студентов на протяжении первых двух этапов, можно сказать, что во время накопительного этапа (конкретнее, в конце второго – начале третьего года обучения) наступает стихийная адаптация молодежи в условиях высшего технического учебного заведения.

Третий этап – определяющий в профессиональном становлении будущих инженеров. Потребность найти свое место в жизни, близкая перспектива распределения по специальности заставляют молодых конкретизировать свои профессиональные намерения. Сложные лабораторные работы и реальные (или приближенные к ним) курсовые проекты, в значительной степени отражающие характер и содержание конкретных инженерных задач по специальности, технологическая практика, которая обычно проводится на рабочих местах, позволяют студентам практически проверить себя в различных видах инженерной деятельности.

В этот же период более четко оформляются ближайшие жизненные планы молодежи – работа на производстве, поступление в аспирантуру, вступление в брак. Приобретенные за годы учебы в высшем учебном заведении профессиональные знания, умения и навыки, информация о содержании своей будущей профессиональной деятельности, деловых качествах, необходимых инженеру, перспективах служебного продвижения, с одной стороны, и знание собственных способностей к инженерной деятельности, ценностные представления о профессии и жизненные ориентации, с другой стороны, позволяют будущему инженеру в этот период осуществить осознанный выбор предпочитаемого вида инженерной деятельности (исследовательский, проектно-конструкторский, технологический, административно-управленческий) и конкретного места работы. Заканчивается определяющий этап защитой дипломного проекта.

Четвертым, завершающим этапом можно считать закрепление молодого специалиста на конкретном производстве, приобретение им более высокой квалификации в избранном виде инженерной деятельности или его переквалификацию.

В целом представленная система профессионального становления показывает, что наиболее сложным и ответственным моментом профессионального развития личности является переходный этап, совпадающий по времени с периодом адаптации молодежи в высшем учебном заведении. Задерживание профессионального становления будущих инженеров в этот период, в свою очередь, становится причиной нежелательных явлений: отсева, недостаточно ответственного отношения к учебному труду, несформированности профессиональных интересов у части студенческой молодежи, выражающейся в неудовлетворенности учебой, а впоследствии и работой. В этой связи обеспечение непрерывного профессионального развития личности студента, начиная с первого семестра, представляется исключительно актуальной задачей вузовского учебно-воспитательного процесса, стержневой идеей систематизации педагогических воздействий, тесным образом связанных в первую очередь с «психолого-педагогической подготовкой профессорско-преподавательского состава» [6], способствующих повышению эффективности высшего образования.