Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL GUIDANCE MODEL STUDENTS WITH DISABILITIES WITH A COMPLEX DEFECT IN THE NORTH-EAST OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE MAGADAN REGION)

Simonov A.P. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow Pedagogical State University
In accordance with the Interagency comprehensive action plan on the issue of professional guidance system of disabled children and persons with disabilities in the 2016–2020, Approved February 1, 2016 by the Ministry of Labour and Social Welfare and the Ministry of Education and Science of Russia, by the end of this year, we need to develop a scientific and methodical system to justify divergent model professional orientation work with students with disabilities with a complex defect. One of the problems that need immediate solutions is the lack of a unified system of qualified professional orientation assistance and vocational job training, which would cover all with persons with disabilities with a complex defect, receiving assistance, both in the state and non-state structures. The article presents the results of a study conducted by the Moscow State Pedagogical University, in the performance of the project «Development of scientific and methodological support of alternative models of the system professional orientation work with students with disabilities with a complex defect» in the framework of the State the task of the Ministry Education of Education and Science of the Russian Federation in the field of scientific work on the research work № 27.133.2016/HM.
professional training
professional guidance model
students with disabilities
complex defect

В соответствии с Межведомственным комплексным планом мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2020 гг., утвержденным 01 февраля 2016 года Минтруда и Минобрнауки России, к концу текущего года необходимо разработать и научно-методически обосновать вариативные модели системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом.

Целью работ, проводимых Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования «Московский педагогический государственный университет», является разработка, научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Объектом исследования выступает: проведение сбора и анализа отечественного и зарубежного практического опыта по разработке вариативных моделей профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; изучение особенностей организации вариативных моделей профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, процесс формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у работников сферы образования в области профориентационной работы.

Предмет изучения: содержание, формы и этапы вариативных моделей профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Научная новизна и практическая значимость проводимого исследования обусловлены острой необходимостью в разработке научно-методического обоснования системы вариативных моделей профориентационной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; разработке методических рекомендаций по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; подготовке и повышении квалификации специалистов системы образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Среди проблем, требующих оперативного решения, констатируется отсутствие единой системы квалифицированной профориентационной помощи и профессионально-трудовой подготовки, которая охватывала бы всех с лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, получающих помощь как в государственных, так и негосударственных структурах. Имеется недостаточность разработанных и апробированных профдиагностических методик, методик профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленной трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом. Отсутствие таковых приводит к ухудшению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, а также резко снижает их социальную защищенность. Представители общественных родительских организаций заинтересованы в решении проблем трудоустройства своих детей, лиц с тяжелыми нарушениями психического и физического развития, и рассматривают включение их в общество как одну из наиболее острых социальных задач в России [1–12].

Преодолению выявленных проблем способствовал Межрегиональный семинар-совещание Дальнего Востока «Школа доступного образования: новый взгляд», проходивший в городе Магадане с 4 по 8 апреля 2016 года, организованный Правительством Магаданской области (первый заместитель председателя Правительства Т.А. Исаева; и.о. министра образования и молодежной политики Т.Д. Храмцова и др.). Целью данного мероприятия стало расширение межрегионального сотрудничества педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, для дальнейшего развития и совершенствования их творческого и профессионального потенциала. Мероприятия были организованы на базе государственных образовательных учреждений: МОГАУ «Детско-юношеский оздоровительный центр» («Северный Артек», А.Н. Мертвищева) и ГКОУ «Магаданский областной Центр образования № 1» (А.П. Симонов).

В ходе семинара были проведены открытые уроки и занятия, которые провели педагоги МОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», муниципальных образовательных учреждений МАОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» и МАОУ «Детский сад комбинированного вида № 66», МАОУ «Средней общеобразовательная школа № 18» города Магадана, МОГАПОУ «Технологический лицей», ОГКОУ «Магаданский областной детский дом» (п. Ола, Магаданской области).

В работе семинара-совещания приняли участие около 200 человек, в том числе, 20 участников из других субъектов Российской Федерации (Москва, Хабаровский край, Амурская область, Республика Саха (Якутия)), представители Магаданской области и города Магадана: преподаватели ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», МОГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров», руководители и педагоги общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования детей, организаций профессионального образования, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; специалисты органов управления образованием, методических служб образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования.

Выступившее базой для проведения Межрегионального семинара-совещания Магаданское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа VIII вида № 19» (МОГКОУ СКШ № 19) с 01 апреля 2016 года переименовано в Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 1» (ГКОУ «МОЦО № 1») без изменения статуса учреждения; оно имеет богатейший опыт работы по профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.

Основными задачами центра являются:

– реализация адаптированных основных общеобразовательных программ;

– реализация дополнительных общеразвивающих программ;

– организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

– создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организацией;

– организация отдыха и оздоровления детей в летний период;

– оказание консультационной психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов;

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;

– помощь обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации;

– реализация индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Среди контингента обучающихся:

– дети с легкой умственной отсталостью – 59 %;

– дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – 34 %;

– дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 7 %;

– дети с нарушением слуха (дошкольный возраст) – 6 %.

Одной из приоритетных образовательных областей в образовательной организации является трудовое обучение, подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в современных условиях. Трудовая подготовка реализуется в соответствии с учебными планами и по программам для обучающихся с легкой умственной отсталостью и для обучающихся со сложным дефектом. Этапы трудового обучения представляются в виде последовательности завершенных циклов: занимательный труд – 1–4 классы; профильный труд – 5–9 классы; профессиональная подготовка – 10–12 классы. Обучение на уроках профильного труда направлено на реализацию следующих задач: развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий; выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых функций; формирование необходимых коммуникативных навыков; формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности; формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к своим обязанностям на рабочем месте.

Углубленная трудовая подготовка обучающихся ведется по 6 профилям: столярно-плотницкий, слесарный, обслуживающий труд (младший обслуживающий персонал), швейное дело и аранжировка цветов из ткани, «Рабочий зеленого хозяйства» (выращивание цветочно-декоративных культур). В штатное расписание образовательной организации включено шесть учителей трудового обучения. Кроме того, в учебные планы введены занятия по домоводству, которые в младших классах ведут учителя начальных классов, а с 5-го класса – учителя трудового обучения.

По каждому профилю в центре образования оборудованы учебные мастерские, которые обеспечены станками, материалами и инструментами: слесарная мастерская (70 кв. м); столярная мастерская (89 + 36 кв. м); швейная мастерская (53,2 кв. м); кабинет обслуживающего труда № 1 (70,1 кв. м); кабинет обслуживающего труда № 2 (36,1 кв. м); мастерская зеленого хозяйства № 1 (68,4 кв. м); мастерская зеленого хозяйства № 2 (22,1 кв. м). По программе «Рабочий зеленого хозяйства» в весенне-летний и осенний период на территории образовательной организации в обучении используются огородный участок и участок зеленого сада (деревья, декоративные кусты).

Количество часов в неделю по профильному труду в группах с легкой умственной отсталостью: в 5 и 6 классах – 6 часов; в 7 и 8 классах – 7 часов; в 9 классе – 8 часов; в 10 и 11 классах – 14 часов. Для проведения уроков труда обучающиеся 5–11 классов делятся на 2 подгруппы, наполняемостью до 6 человек. В классах с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью количество часов в неделю по труду: в 6 и 7 классах – 2 часа; в 8 классе – 5 часов; в 9–12 классах – 8 часов. Наполняемость групп до 5 человек.

Профиль трудового обучения для каждого обучающегося образовательной организации определяется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, согласием родителей и обучающихся, потребностями области в работниках определенных профессий.

По индивидуальным программам трудового обучения в организации получают образование 16 воспитанников детского дома-интерната для лиц с инвалидностью. Дирекция Магаданского детского дома-интерната обеспечивает ежедневный трансферт воспитанников в соответствии с режимом и учебным расписанием.

Согласно ходатайству управления образования Магаданской области, управлением профессионального образования в 1999 году был утвержден перечень специальностей для подготовки в учреждениях начального профессионального образования подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, с минимальным сроком профподготовки 2 года по специальностям: столяр-плотник, штукатур-маляр, слесарь-сантехник, швея, обувщик, вышивальщица; который лег в основу работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Реорганизация учреждений начального профессионального образования не отменила прием выпускников коррекционных учреждений в специальные группы технологических лицеев. До 95 % выпускников центра образования с легкой и умеренной умственной отсталостью успешно продолжают обучение в специальных группах МОГАПОУ «Технологический лицей» по специальностям: модистка головных уборов, обувщик по ремонту обуви, швея и в МОГАПОУ «Строительно-технический лицей» по специальностям: слесарь-сантехник, столяр строительный, плотник.

В Программу развития ГКОУ «Магаданский областной центр образования № 1» на 2015–2020 годы включены мероприятия ресурсного обеспечения трудового обучения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Определены приоритетные направления трудовой подготовки обучающихся с разной степенью выраженности нарушений, в том числе обучающихся с инвалидностью.

Важную роль в процессе профессиональной реабилитации имеет реализация потребности самореализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом. Среди множества проблем, с которыми сталкиваются молодые люди с инвалидностью, основная – невозможность трудоустройства, а также приобретения трудовых умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

С целью профессиональной и социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, обеспечения равных возможностей инвалидов на самореализацию в трудовой деятельности и непрерывности образования с января 2016 года в ГКОУ «МОЦО № 1» началось строительство учебно-производственных мастерских, являющихся структурным подразделением центра. В них планируется обучение и трудоустройство обучающихся выпускных классов, как самого центра, так и лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом старше 18 лет, находящихся в домах-интернатах или проживающих в семьях.

Задачи мастерских: формирование положительного общественного мнения по отношению к лицам с ограниченными возможностями, как к людям, имеющим равные с другими права, но нуждающимися в особой индивидуальной поддержке; развитие способностей и формирование потребностей у молодых людей с ограниченными возможностями принимать участие в трудовой деятельности, проявлять заботу о себе и содействовать обеспечению своего существования, ориентироваться в социальных отношениях и включаться в них, самореализовывать себя и участвовать в социальной жизни.

Обучение в мастерских поможет людям с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом освоить один из видов профессиональной деятельности: сапожное дело, швейное дело, вязание, полиграфия, основы рыболовства и рыбопереработки. В перспективе прогнозируется включение в учебный план таких предметов, как адаптивная физкультура, альтернативная коммуникация, деловое письмо.