Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Симонов А.П. 1 Евтушенко И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
В соответствии с Межведомственным комплексным планом мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2020 гг., утвержденным 01 февраля 2016 года Министерством труда и социальной защиты и Министерством образования и науки России, к концу текущего года необходимо разработать и научно-методически обосновать вариативные модели системы профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом. Одной из существующих проблем, требующих оперативного решения, является отсутствие единой системы квалифицированной профориентационной помощи и профессионально-трудовой подготовки, которая охватывала бы всех с лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, получающих помощь как в государственных, так и негосударственных структурах. В статье представлены результаты исследования, проводимого Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования «Московский педагогический государственный университет» при выполнении проекта «Разработка и научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом» в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере научной деятельности по научно-исследовательской работе № 27.133.2016/НМ.
профессиональная подготовка
модель профессиональной ориентации
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
сложный дефект
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–5. – С. 860–864.
3. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. – 2015. – № 4 (19).
4. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2(40).
5. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2.
6. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015.
7. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1 (часть 1). – С. 102–106.
8. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–3. – С. 492–496.
9. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014.
10. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
11. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/article/view?id = 24279 (дата обращения: 04.04.2016).
12. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – URL: www.science-education.ru/129-22142 (дата обращения: 11.11.2015).

В соответствии с Межведомственным комплексным планом мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2020 гг., утвержденным 01 февраля 2016 года Минтруда и Минобрнауки России, к концу текущего года необходимо разработать и научно-методически обосновать вариативные модели системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом.

Целью работ, проводимых Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования «Московский педагогический государственный университет», является разработка, научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Объектом исследования выступает: проведение сбора и анализа отечественного и зарубежного практического опыта по разработке вариативных моделей профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; изучение особенностей организации вариативных моделей профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, процесс формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у работников сферы образования в области профориентационной работы.

Предмет изучения: содержание, формы и этапы вариативных моделей профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Научная новизна и практическая значимость проводимого исследования обусловлены острой необходимостью в разработке научно-методического обоснования системы вариативных моделей профориентационной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; разработке методических рекомендаций по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; подготовке и повышении квалификации специалистов системы образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Среди проблем, требующих оперативного решения, констатируется отсутствие единой системы квалифицированной профориентационной помощи и профессионально-трудовой подготовки, которая охватывала бы всех с лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, получающих помощь как в государственных, так и негосударственных структурах. Имеется недостаточность разработанных и апробированных профдиагностических методик, методик профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленной трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом. Отсутствие таковых приводит к ухудшению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, а также резко снижает их социальную защищенность. Представители общественных родительских организаций заинтересованы в решении проблем трудоустройства своих детей, лиц с тяжелыми нарушениями психического и физического развития, и рассматривают включение их в общество как одну из наиболее острых социальных задач в России [1–12].

Преодолению выявленных проблем способствовал Межрегиональный семинар-совещание Дальнего Востока «Школа доступного образования: новый взгляд», проходивший в городе Магадане с 4 по 8 апреля 2016 года, организованный Правительством Магаданской области (первый заместитель председателя Правительства Т.А. Исаева; и.о. министра образования и молодежной политики Т.Д. Храмцова и др.). Целью данного мероприятия стало расширение межрегионального сотрудничества педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, для дальнейшего развития и совершенствования их творческого и профессионального потенциала. Мероприятия были организованы на базе государственных образовательных учреждений: МОГАУ «Детско-юношеский оздоровительный центр» («Северный Артек», А.Н. Мертвищева) и ГКОУ «Магаданский областной Центр образования № 1» (А.П. Симонов).

В ходе семинара были проведены открытые уроки и занятия, которые провели педагоги МОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», муниципальных образовательных учреждений МАОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» и МАОУ «Детский сад комбинированного вида № 66», МАОУ «Средней общеобразовательная школа № 18» города Магадана, МОГАПОУ «Технологический лицей», ОГКОУ «Магаданский областной детский дом» (п. Ола, Магаданской области).

В работе семинара-совещания приняли участие около 200 человек, в том числе, 20 участников из других субъектов Российской Федерации (Москва, Хабаровский край, Амурская область, Республика Саха (Якутия)), представители Магаданской области и города Магадана: преподаватели ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», МОГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров», руководители и педагоги общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования детей, организаций профессионального образования, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; специалисты органов управления образованием, методических служб образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования.

Выступившее базой для проведения Межрегионального семинара-совещания Магаданское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа VIII вида № 19» (МОГКОУ СКШ № 19) с 01 апреля 2016 года переименовано в Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 1» (ГКОУ «МОЦО № 1») без изменения статуса учреждения; оно имеет богатейший опыт работы по профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.

Основными задачами центра являются:

– реализация адаптированных основных общеобразовательных программ;

– реализация дополнительных общеразвивающих программ;

– организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

– создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организацией;

– организация отдыха и оздоровления детей в летний период;

– оказание консультационной психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов;

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;

– помощь обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации;

– реализация индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Среди контингента обучающихся:

– дети с легкой умственной отсталостью – 59 %;

– дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – 34 %;

– дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 7 %;

– дети с нарушением слуха (дошкольный возраст) – 6 %.

Одной из приоритетных образовательных областей в образовательной организации является трудовое обучение, подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в современных условиях. Трудовая подготовка реализуется в соответствии с учебными планами и по программам для обучающихся с легкой умственной отсталостью и для обучающихся со сложным дефектом. Этапы трудового обучения представляются в виде последовательности завершенных циклов: занимательный труд – 1–4 классы; профильный труд – 5–9 классы; профессиональная подготовка – 10–12 классы. Обучение на уроках профильного труда направлено на реализацию следующих задач: развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий; выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых функций; формирование необходимых коммуникативных навыков; формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности; формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к своим обязанностям на рабочем месте.

Углубленная трудовая подготовка обучающихся ведется по 6 профилям: столярно-плотницкий, слесарный, обслуживающий труд (младший обслуживающий персонал), швейное дело и аранжировка цветов из ткани, «Рабочий зеленого хозяйства» (выращивание цветочно-декоративных культур). В штатное расписание образовательной организации включено шесть учителей трудового обучения. Кроме того, в учебные планы введены занятия по домоводству, которые в младших классах ведут учителя начальных классов, а с 5-го класса – учителя трудового обучения.

По каждому профилю в центре образования оборудованы учебные мастерские, которые обеспечены станками, материалами и инструментами: слесарная мастерская (70 кв. м); столярная мастерская (89 + 36 кв. м); швейная мастерская (53,2 кв. м); кабинет обслуживающего труда № 1 (70,1 кв. м); кабинет обслуживающего труда № 2 (36,1 кв. м); мастерская зеленого хозяйства № 1 (68,4 кв. м); мастерская зеленого хозяйства № 2 (22,1 кв. м). По программе «Рабочий зеленого хозяйства» в весенне-летний и осенний период на территории образовательной организации в обучении используются огородный участок и участок зеленого сада (деревья, декоративные кусты).

Количество часов в неделю по профильному труду в группах с легкой умственной отсталостью: в 5 и 6 классах – 6 часов; в 7 и 8 классах – 7 часов; в 9 классе – 8 часов; в 10 и 11 классах – 14 часов. Для проведения уроков труда обучающиеся 5–11 классов делятся на 2 подгруппы, наполняемостью до 6 человек. В классах с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью количество часов в неделю по труду: в 6 и 7 классах – 2 часа; в 8 классе – 5 часов; в 9–12 классах – 8 часов. Наполняемость групп до 5 человек.

Профиль трудового обучения для каждого обучающегося образовательной организации определяется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, согласием родителей и обучающихся, потребностями области в работниках определенных профессий.

По индивидуальным программам трудового обучения в организации получают образование 16 воспитанников детского дома-интерната для лиц с инвалидностью. Дирекция Магаданского детского дома-интерната обеспечивает ежедневный трансферт воспитанников в соответствии с режимом и учебным расписанием.

Согласно ходатайству управления образования Магаданской области, управлением профессионального образования в 1999 году был утвержден перечень специальностей для подготовки в учреждениях начального профессионального образования подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, с минимальным сроком профподготовки 2 года по специальностям: столяр-плотник, штукатур-маляр, слесарь-сантехник, швея, обувщик, вышивальщица; который лег в основу работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Реорганизация учреждений начального профессионального образования не отменила прием выпускников коррекционных учреждений в специальные группы технологических лицеев. До 95 % выпускников центра образования с легкой и умеренной умственной отсталостью успешно продолжают обучение в специальных группах МОГАПОУ «Технологический лицей» по специальностям: модистка головных уборов, обувщик по ремонту обуви, швея и в МОГАПОУ «Строительно-технический лицей» по специальностям: слесарь-сантехник, столяр строительный, плотник.

В Программу развития ГКОУ «Магаданский областной центр образования № 1» на 2015–2020 годы включены мероприятия ресурсного обеспечения трудового обучения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Определены приоритетные направления трудовой подготовки обучающихся с разной степенью выраженности нарушений, в том числе обучающихся с инвалидностью.

Важную роль в процессе профессиональной реабилитации имеет реализация потребности самореализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом. Среди множества проблем, с которыми сталкиваются молодые люди с инвалидностью, основная – невозможность трудоустройства, а также приобретения трудовых умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

С целью профессиональной и социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом, обеспечения равных возможностей инвалидов на самореализацию в трудовой деятельности и непрерывности образования с января 2016 года в ГКОУ «МОЦО № 1» началось строительство учебно-производственных мастерских, являющихся структурным подразделением центра. В них планируется обучение и трудоустройство обучающихся выпускных классов, как самого центра, так и лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом старше 18 лет, находящихся в домах-интернатах или проживающих в семьях.

Задачи мастерских: формирование положительного общественного мнения по отношению к лицам с ограниченными возможностями, как к людям, имеющим равные с другими права, но нуждающимися в особой индивидуальной поддержке; развитие способностей и формирование потребностей у молодых людей с ограниченными возможностями принимать участие в трудовой деятельности, проявлять заботу о себе и содействовать обеспечению своего существования, ориентироваться в социальных отношениях и включаться в них, самореализовывать себя и участвовать в социальной жизни.

Обучение в мастерских поможет людям с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом освоить один из видов профессиональной деятельности: сапожное дело, швейное дело, вязание, полиграфия, основы рыболовства и рыбопереработки. В перспективе прогнозируется включение в учебный план таких предметов, как адаптивная физкультура, альтернативная коммуникация, деловое письмо.


Библиографическая ссылка

Симонов А.П., Евтушенко И.В. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 595-599;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35960 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674