Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ATTITUDE TOWARDS HEALTH OF STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITY ON THE OLDER YEAR OF TRAINING

Lyukshina D.S. 1 Cheremiskina I.I. 1 Asriyan O.B. 1 Kapustina T.V. 1
1 Pacific State Medical University
Results of research of the attitude towards health of the students who are trained on an older year of medical university are presented in this article. Relevance of this problem is caused by importance of improvement of professional education, by means of formation of common cultural and professional competences and means of their effective development. An important role for professional formation is played by the attitude towards health. This research has allowed to determine the level of formation of the attitude towards health taking into account all his components – cognitive, value-motivational, emotional and behavioural. In article it is shown that future young specialists have an attitude towards health as to object of their future professional activity is positive on all his components.
attitude towards health
professional formation
cognitive component
emotional component
value-motivational component
behavioral component
students of medical faculty

В период инновационного развития медицинского вуза превалирующей задачей является профессиональное становление личности студента, осуществляемое через формирование общекультурных и профессиональных компетенций и средств их эффективного развития. Базовой специальностью медицинского вуза является «Лечебное дело». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС-3) по данной специальности одними из объектов профессиональной деятельности специалистов являются средства и технологии, направленные на создание условий для сохранения здоровья [6]. В связи с этим немаловажную роль для профессионального становления играет отношение к здоровью, как к основному объекту медицинского образования. В связи с этим, на что также указывает статистика [5], исследование отношения к здоровью среди студентов старших курсов медицинского вуза является актуальным для повышения эффективности профессионального обучения.

Данное исследование позволит определить уровень сформированности отношения к здоровью с учетом всех его компонентов – когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального и поведенческого [7]. В целом отношение к здоровью в данной работе будет определяться как «индивидуальные избирательные связи личности с разными явлениями окружающей действительности, способствующие или угрожающие здоровью людей, а также оценка человеком своего физического и психического состояния» [7].

Когнитивный компонент отношения к здоровью покажет уровень осведомленности в области здоровья как основной сферы деятельности будущего специалиста [3]. Измерение ценностно-мотивационного компонента – установит, является ли здоровье или здоровый образ жизни одной из основных ценностей для будущего молодого врача. Определение эмоционального компонента отношения к здоровью позволит выявить, какие эмоциональные проявления характерны для старшекурсников по отношению к своему здоровью. А оценка поведенческого компонента поможет охарактеризовать степень соответствия поступков и действий к сохранению здоровья и требованиям здорового образа жизни.

Р.А. Березовская, развивая идею ценностного отношения к здоровью, считает, что «основным механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением: важную роль в этом процессе играет рефлексия, дающая возможность осмысливать, оценивать, корректировать имеющийся субъективный опыт сохранения здоровья» [2, с. 225].

С.Н. Алексеенко говорит о том, что у студентов медицинского вуза высокая значимость здоровья наблюдается только на когнитивном уровне. Мотивационный уровень выражает их высокую готовность к преобразованию своего образа жизни, и низкую практическую активность в отношении своего здоровья. Эмоциональный уровень отношения к здоровью у студентов-медиков положительно окрашен [1].

Исследуя отношение к здоровью у студентов разных профессиональных направленностей, Т.Ю. Мысина пришла к выводу, что большая часть студентов перекладывает ответственность за свое здоровье на «систему» – общество, культуру, окружающую среду, тем самым полностью снимая ответственность с себя. Т.Ю. Мысина говорит о том, что для успешного становления ценностного отношения к здоровью требуется своевременная психологическая диагностика, подразумевающая выявление внешних проявлений всех компонентов отношения к здоровью [4].

Цель работы: описать отношение к здоровью у студентов старших курсов лечебного факультета медицинского вуза.

Материал и методы исследования

Репрезентативную выборку исследования составили 100 студентов медицинского вуза 6 курса специальности «лечебное дело» г. Владивостока, из них 36 юношей в возрасте 21–28 лет, 64 девушки в возрасте 22–45 лет. Использовалась психодиагностическая методика Р.А. Березовской «Отношение к здоровью», направленная на изучение степени адекватности-неадекватности отношения к здоровью. Для обработки данных использовался метод контент-анализа и содержательная интерпретация результатов. Методика представлена 10 вопросами, распределёнными по четырем шкалам: когнитивной (вопросы 3, 4, 5), ценностно-мотивационной (вопросы 1, 2, 9), поведенческой (вопросы 8, 10), эмоциональной (вопросы 6, 7). Для интерпретации ответов на открытый вопрос (№ 3) используется метод контент-анализа:

lyukshin01.wmf

lyukshin02.wmf

Когнитивная шкала характеризует степень компетентности в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни. В ценностно-мотивационной шкале при высокой степени адекватности отношения к здоровью в индивидуальной иерархии ценностей доминирует здоровье, мотивация направлена на его сохранение и укрепление. Поведенческая шкала определяет соответствие действий и поступков требованиям, предъявляемым к здоровому образу жизни. Эмоциональная шкала показывает уровень тревожности по отношению к здоровью.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к здоровью у студентов лечебного факультета медицинского вуза позволило получить следующие результаты и сделать соответствующие выводы.

Когнитивный компонент

По полученным данным можно сказать, что на осведомленность в области здоровья на студентов лечебного факультета в большей степени влияют врачи и научно-популярная литература о здоровье, меньшее влияние оказывают газеты и журналы. Возможно, это связано с тем, что респонденты получают специальность врача и в своей учебной деятельности опираются на научно достоверные источники. Студенты не привыкли обращаться за информацией о здоровье к друзьям и знакомым, а также к средствам массовой информации (радио, телевидение), так как процесс получения высшего профессионального медицинского образования сводит эту необходимость к минимуму.

Как показано на рис. 1, здоровый образ жизни респонденты в первую очередь связывают с эмоциональным состоянием и расценивают как психическое равновесие, позитивный настрой, эмоциональную разрядку, желание идти вперед, свободу, любовь, счастье, юмор, что характерно для данной возрастной группы. Без внимания не остаются и физиологические потребности: правильное питание, соблюдение режима, здоровый сон, отсутствие вредных привычек. Опрошенные также указывают, что на здоровый образ жизни влияет окружающая среда, а именно состояние воздуха и воды, внешние условия жизни и труда, график работы и так далее. По мнению студентов, существенное влияние на состояние здоровья оказывают такие факторы, как образ жизни, особенности питания, недостаточная забота о своем здоровье. А вот качество медицинского обслуживания уходит на второй план, т.е. меньше всего влияет на здоровье. Вероятно, пока они молоды, они реже оказываются в больничных учреждениях в качестве пациентов и не уделяют достаточного внимания качеству медицинского обслуживания.

pic_80.wmf

Рис. 1. Составляющие определения здорового образа жизни студентов лечебного факультета на старшем курсе обучения

pic_81.wmf

Рис. 2. Соотношение выбираемых ценностей студентами лечебного факультета на старшем курсе обучения

Ценностно-мотивационный компонент

В данный момент для студентов лечебного факультета важно их здоровье, семейная жизнь и интересная работа, что можно увидеть из рис. 2. Скорей всего, это связано с тем, что студенты находятся в процессе самоопределения в жизни: многие строят отношения с противоположным полом, заводят семьи, трудоустраиваются. Без внимания не остается и материальное благополучие, личная независимость, хорошие верные друзья. Будущему специалисту необходимо быть менее зависимым от родителей и преподавателей, уметь материально обеспечить себя и свою семью, уметь принять важное решение и нести за него ответственность. Укреплять внешние связи и заводить новые знакомства для расширения личных и профессиональных возможностей. Меньше респонденты обращают внимание на признание и уважение окружающих их людей, что, возможно, объясняется молодым возрастом опрошенных. Для достижения успеха в жизни им требуется упорство и трудолюбие, определенные способности и навыки, хорошее образование. На втором месте по значимости стоят здоровье и удача. А вот «нужные связи» и «материальный достаток» не признаются респондентами, вероятно, это связано с небольшим жизненным опытом. Большинство студентов считают себя здоровыми и необходимости заботиться о здоровье не испытывают. Они указывают на недостаток времени и более важные дела, чем забота о здоровье. Скорей всего, это можно объяснить выпускным годом в вузе, подготовкой к сдаче государственных экзаменов, вероятно, хорошим физическим состоянием. Они также указывают на нехватку силы воли и нежелание себя в чем-то ограничивать. Выпускники медицинского вуза знают, как необходимо заботиться о своем здоровье, что характеризует их как хорошо подготовленных профессионалов.

Поведенческий компонент

Для поддержания своего здоровья студенты лечебного факультета в первую очередь избегают вредных привычек, контролируют свой вес посредством диет, занимаются физическими упражнениями, посещают различные спортивные секции (рис. 3), что свойственно их возрасту. Без внимания не остается и забота о режиме сна и отдыха. А вот закаливание, специальные оздоровительные системы, такие как йога, китайская гимнастика и другие, не нашли своего применения среди респондентов. Студенты занимаются поддержанием своего здоровья, но не работают на его укрепление и оздоровление в будущем. В случае ухудшения своего здоровья они сами принимают меры на основе прошлого опыта или обращаются к врачу. Для студентов не характерно оставлять свое физическое состояние без должного внимания. Для будущего врача важно быть здоровым самому и своим примером и образом жизни поддерживать и направлять пациентов в ситуации болезни.

pic_82.wmf

Рис. 3. Деятельность, направленная на поддержание здоровья студентов лечебного факультета на старшем курсе обучения

Эмоциональный компонент

При благополучном состоянии здоровья студенты испытывают положительные эмоции. Они спокойны, счастливы, уверены в себе, довольны и внутренне удовлетворены, ощущают радость, свободу. Меньше всего респонденты испытывают безразличие к своему здоровью. В случае ухудшения своего здоровья опрошенные становятся озабоченными, расстраиваются, сожалеют, чувствуют себя подавленными. Меньше всего студенты чувствуют себя виноватыми, стыдятся.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что у будущих молодых специалистов отношение к здоровью как к объекту их будущей профессиональной деятельности является положительным по всем его составляющим. Старшекурсники понимают роль и ценность здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни, они осведомлены в области сохранения здоровья, знают основные факторы риска и антириска, их действия и поступки полностью соответствуют здоровому образу жизни. У них доминируют такие ценности, как здоровье семья, работа. При благополучном состоянии своего здоровья, студенты счастливы, уверены в себе, довольны жизнью, а при ухудшении – расстраиваются, чувствуют себя подавленными, раздраженными. Следует отметить, что будущие специалисты стараются избежать пагубного воздействия на здоровье и только после этого поддерживать его физическими упражнениями и/или контролем за весом. Вышеизложенные характеристики отношения к здоровью отвечают профилактической и психолого-педагогической деятельности врача [6], которые заключается в осуществлении мероприятий по формированию мотивированного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, выполнению рекомендаций на повышение двигательной активности, в формировании позитивного поведения, направленного на повышение уровня здоровья, формировании мотивации к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья. Если у студентов старших курсов – будущих врачей такое отношение к здоровью, соответственно, они и будут его пропагандировать среди своих пациентов. Однако с осторожностью следует отметить тот факт, что будущие врачи не считают качество медицинского обслуживания значимым фактором, что может отрицательно сказаться на их профессиональной деятельности. Поэтому для формирования положительного отношения к здоровью необходимо повысить значимость качества медицинского обслуживания в системе взглядов и убеждений будущих специалистов как одной из необходимых составляющих профессиональной деятельности врача.

На основе описанных данных можно предположить, что полученная характеристика отношения к здоровью сформировалась в процессе обучения в вузе в рамках формирования профессиональных компетенций.