Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА СТАРШЕМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ

Люкшина Д.С. 1 Черемискина И.И. 1 Асриян О.Б. 1 Капустина Т.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
В данной статье представлены результаты исследования отношения к здоровью у студентов, обучающихся на старшем курсе медицинского университета Дальневосточного федерального округа. Актуальность данной проблемы обусловлена важностью повышения эффективности профессионального обучения посредством формирования общекультурных и профессиональных компетенций и средств их эффективного развития. Немаловажную роль для профессионального становления личности студента медицинского вуза играет отношение к здоровью. Данное исследование позволило определить уровень сформированности отношения к здоровью с учетом его компонентов – когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального и поведенческого. В статье представлено, что у будущих молодых специалистов отношение к здоровью как к объекту их будущей профессиональной деятельности является положительным по всем его составляющим компонентам и сформировалось в процессе обучения в вузе.
отношение к здоровью
профессиональное становление
когнитивный компонент
эмоциональный компонент
ценностно-мотивационный компонент
поведенческий компонент
студенты лечебного факультета
1. Алексеенко С.Н., Авдеева М.Г., Дробот Е.В. Ценностно-мотивационные приоритеты студентов медицинского вуза в отношении здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 2–1. – С. 16–19.
2. Березовкая Р.А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 221–226.
3. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 55–62. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n2/Kornilova.shtml (дата обращения 15.09.2015). doi:10.17759/pse.2015200206.
4. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2011. – № 2. – С. 46–57.
5. Суханова Г.И. и др. Распространенность табакокурения среди студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета // Тихоокеанский медицинский журнал, Владивосток. – 2013. – № 4. – С. 103–105.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101 Лечебное дело (квалификация «специалист»). ФГОС ВПО-12. [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал Гарант-Ру. – 2016. – Режим доступа: http://garant.ru (дата обращения: 20.03.2016).
7. Черемискина И.И., Люкшина Д.С., Асриян О.Б. Отношение к здоровью у юношей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–3. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=23385 (дата обращения: 20.03.2016).

В период инновационного развития медицинского вуза превалирующей задачей является профессиональное становление личности студента, осуществляемое через формирование общекультурных и профессиональных компетенций и средств их эффективного развития. Базовой специальностью медицинского вуза является «Лечебное дело». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС-3) по данной специальности одними из объектов профессиональной деятельности специалистов являются средства и технологии, направленные на создание условий для сохранения здоровья [6]. В связи с этим немаловажную роль для профессионального становления играет отношение к здоровью, как к основному объекту медицинского образования. В связи с этим, на что также указывает статистика [5], исследование отношения к здоровью среди студентов старших курсов медицинского вуза является актуальным для повышения эффективности профессионального обучения.

Данное исследование позволит определить уровень сформированности отношения к здоровью с учетом всех его компонентов – когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального и поведенческого [7]. В целом отношение к здоровью в данной работе будет определяться как «индивидуальные избирательные связи личности с разными явлениями окружающей действительности, способствующие или угрожающие здоровью людей, а также оценка человеком своего физического и психического состояния» [7].

Когнитивный компонент отношения к здоровью покажет уровень осведомленности в области здоровья как основной сферы деятельности будущего специалиста [3]. Измерение ценностно-мотивационного компонента – установит, является ли здоровье или здоровый образ жизни одной из основных ценностей для будущего молодого врача. Определение эмоционального компонента отношения к здоровью позволит выявить, какие эмоциональные проявления характерны для старшекурсников по отношению к своему здоровью. А оценка поведенческого компонента поможет охарактеризовать степень соответствия поступков и действий к сохранению здоровья и требованиям здорового образа жизни.

Р.А. Березовская, развивая идею ценностного отношения к здоровью, считает, что «основным механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением: важную роль в этом процессе играет рефлексия, дающая возможность осмысливать, оценивать, корректировать имеющийся субъективный опыт сохранения здоровья» [2, с. 225].

С.Н. Алексеенко говорит о том, что у студентов медицинского вуза высокая значимость здоровья наблюдается только на когнитивном уровне. Мотивационный уровень выражает их высокую готовность к преобразованию своего образа жизни, и низкую практическую активность в отношении своего здоровья. Эмоциональный уровень отношения к здоровью у студентов-медиков положительно окрашен [1].

Исследуя отношение к здоровью у студентов разных профессиональных направленностей, Т.Ю. Мысина пришла к выводу, что большая часть студентов перекладывает ответственность за свое здоровье на «систему» – общество, культуру, окружающую среду, тем самым полностью снимая ответственность с себя. Т.Ю. Мысина говорит о том, что для успешного становления ценностного отношения к здоровью требуется своевременная психологическая диагностика, подразумевающая выявление внешних проявлений всех компонентов отношения к здоровью [4].

Цель работы: описать отношение к здоровью у студентов старших курсов лечебного факультета медицинского вуза.

Материал и методы исследования

Репрезентативную выборку исследования составили 100 студентов медицинского вуза 6 курса специальности «лечебное дело» г. Владивостока, из них 36 юношей в возрасте 21–28 лет, 64 девушки в возрасте 22–45 лет. Использовалась психодиагностическая методика Р.А. Березовской «Отношение к здоровью», направленная на изучение степени адекватности-неадекватности отношения к здоровью. Для обработки данных использовался метод контент-анализа и содержательная интерпретация результатов. Методика представлена 10 вопросами, распределёнными по четырем шкалам: когнитивной (вопросы 3, 4, 5), ценностно-мотивационной (вопросы 1, 2, 9), поведенческой (вопросы 8, 10), эмоциональной (вопросы 6, 7). Для интерпретации ответов на открытый вопрос (№ 3) используется метод контент-анализа:

lyukshin01.wmf

lyukshin02.wmf

Когнитивная шкала характеризует степень компетентности в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни. В ценностно-мотивационной шкале при высокой степени адекватности отношения к здоровью в индивидуальной иерархии ценностей доминирует здоровье, мотивация направлена на его сохранение и укрепление. Поведенческая шкала определяет соответствие действий и поступков требованиям, предъявляемым к здоровому образу жизни. Эмоциональная шкала показывает уровень тревожности по отношению к здоровью.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к здоровью у студентов лечебного факультета медицинского вуза позволило получить следующие результаты и сделать соответствующие выводы.

Когнитивный компонент

По полученным данным можно сказать, что на осведомленность в области здоровья на студентов лечебного факультета в большей степени влияют врачи и научно-популярная литература о здоровье, меньшее влияние оказывают газеты и журналы. Возможно, это связано с тем, что респонденты получают специальность врача и в своей учебной деятельности опираются на научно достоверные источники. Студенты не привыкли обращаться за информацией о здоровье к друзьям и знакомым, а также к средствам массовой информации (радио, телевидение), так как процесс получения высшего профессионального медицинского образования сводит эту необходимость к минимуму.

Как показано на рис. 1, здоровый образ жизни респонденты в первую очередь связывают с эмоциональным состоянием и расценивают как психическое равновесие, позитивный настрой, эмоциональную разрядку, желание идти вперед, свободу, любовь, счастье, юмор, что характерно для данной возрастной группы. Без внимания не остаются и физиологические потребности: правильное питание, соблюдение режима, здоровый сон, отсутствие вредных привычек. Опрошенные также указывают, что на здоровый образ жизни влияет окружающая среда, а именно состояние воздуха и воды, внешние условия жизни и труда, график работы и так далее. По мнению студентов, существенное влияние на состояние здоровья оказывают такие факторы, как образ жизни, особенности питания, недостаточная забота о своем здоровье. А вот качество медицинского обслуживания уходит на второй план, т.е. меньше всего влияет на здоровье. Вероятно, пока они молоды, они реже оказываются в больничных учреждениях в качестве пациентов и не уделяют достаточного внимания качеству медицинского обслуживания.

pic_80.wmf

Рис. 1. Составляющие определения здорового образа жизни студентов лечебного факультета на старшем курсе обучения

pic_81.wmf

Рис. 2. Соотношение выбираемых ценностей студентами лечебного факультета на старшем курсе обучения

Ценностно-мотивационный компонент

В данный момент для студентов лечебного факультета важно их здоровье, семейная жизнь и интересная работа, что можно увидеть из рис. 2. Скорей всего, это связано с тем, что студенты находятся в процессе самоопределения в жизни: многие строят отношения с противоположным полом, заводят семьи, трудоустраиваются. Без внимания не остается и материальное благополучие, личная независимость, хорошие верные друзья. Будущему специалисту необходимо быть менее зависимым от родителей и преподавателей, уметь материально обеспечить себя и свою семью, уметь принять важное решение и нести за него ответственность. Укреплять внешние связи и заводить новые знакомства для расширения личных и профессиональных возможностей. Меньше респонденты обращают внимание на признание и уважение окружающих их людей, что, возможно, объясняется молодым возрастом опрошенных. Для достижения успеха в жизни им требуется упорство и трудолюбие, определенные способности и навыки, хорошее образование. На втором месте по значимости стоят здоровье и удача. А вот «нужные связи» и «материальный достаток» не признаются респондентами, вероятно, это связано с небольшим жизненным опытом. Большинство студентов считают себя здоровыми и необходимости заботиться о здоровье не испытывают. Они указывают на недостаток времени и более важные дела, чем забота о здоровье. Скорей всего, это можно объяснить выпускным годом в вузе, подготовкой к сдаче государственных экзаменов, вероятно, хорошим физическим состоянием. Они также указывают на нехватку силы воли и нежелание себя в чем-то ограничивать. Выпускники медицинского вуза знают, как необходимо заботиться о своем здоровье, что характеризует их как хорошо подготовленных профессионалов.

Поведенческий компонент

Для поддержания своего здоровья студенты лечебного факультета в первую очередь избегают вредных привычек, контролируют свой вес посредством диет, занимаются физическими упражнениями, посещают различные спортивные секции (рис. 3), что свойственно их возрасту. Без внимания не остается и забота о режиме сна и отдыха. А вот закаливание, специальные оздоровительные системы, такие как йога, китайская гимнастика и другие, не нашли своего применения среди респондентов. Студенты занимаются поддержанием своего здоровья, но не работают на его укрепление и оздоровление в будущем. В случае ухудшения своего здоровья они сами принимают меры на основе прошлого опыта или обращаются к врачу. Для студентов не характерно оставлять свое физическое состояние без должного внимания. Для будущего врача важно быть здоровым самому и своим примером и образом жизни поддерживать и направлять пациентов в ситуации болезни.

pic_82.wmf

Рис. 3. Деятельность, направленная на поддержание здоровья студентов лечебного факультета на старшем курсе обучения

Эмоциональный компонент

При благополучном состоянии здоровья студенты испытывают положительные эмоции. Они спокойны, счастливы, уверены в себе, довольны и внутренне удовлетворены, ощущают радость, свободу. Меньше всего респонденты испытывают безразличие к своему здоровью. В случае ухудшения своего здоровья опрошенные становятся озабоченными, расстраиваются, сожалеют, чувствуют себя подавленными. Меньше всего студенты чувствуют себя виноватыми, стыдятся.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что у будущих молодых специалистов отношение к здоровью как к объекту их будущей профессиональной деятельности является положительным по всем его составляющим. Старшекурсники понимают роль и ценность здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни, они осведомлены в области сохранения здоровья, знают основные факторы риска и антириска, их действия и поступки полностью соответствуют здоровому образу жизни. У них доминируют такие ценности, как здоровье семья, работа. При благополучном состоянии своего здоровья, студенты счастливы, уверены в себе, довольны жизнью, а при ухудшении – расстраиваются, чувствуют себя подавленными, раздраженными. Следует отметить, что будущие специалисты стараются избежать пагубного воздействия на здоровье и только после этого поддерживать его физическими упражнениями и/или контролем за весом. Вышеизложенные характеристики отношения к здоровью отвечают профилактической и психолого-педагогической деятельности врача [6], которые заключается в осуществлении мероприятий по формированию мотивированного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, выполнению рекомендаций на повышение двигательной активности, в формировании позитивного поведения, направленного на повышение уровня здоровья, формировании мотивации к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья. Если у студентов старших курсов – будущих врачей такое отношение к здоровью, соответственно, они и будут его пропагандировать среди своих пациентов. Однако с осторожностью следует отметить тот факт, что будущие врачи не считают качество медицинского обслуживания значимым фактором, что может отрицательно сказаться на их профессиональной деятельности. Поэтому для формирования положительного отношения к здоровью необходимо повысить значимость качества медицинского обслуживания в системе взглядов и убеждений будущих специалистов как одной из необходимых составляющих профессиональной деятельности врача.

На основе описанных данных можно предположить, что полученная характеристика отношения к здоровью сформировалась в процессе обучения в вузе в рамках формирования профессиональных компетенций.


Библиографическая ссылка

Люкшина Д.С., Черемискина И.И., Асриян О.Б., Капустина Т.В. ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА СТАРШЕМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 570-574;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35955 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674